Кредитная система России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ структуры современной кредитной системы РФ и кредитных систем развитых стран. Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
· дать понятие кредитной системы;
· дать характеристику основных элементов кредитной системы;
· раскрыть роль кредитной системы на современном этапе;
· проанализировать особенности структуры кредитных систем отдельно взятых развитых стран;
· провести сравнительный анализ отечественной и зарубежных кредитных систем.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………………………...3
2. Кредитная систем, ее роль, функции и структура
2.1. Понятие кредитной системы, ее роль, функции и структура……………………………4
2.2. Банковская система как часть кредитной системы, типы банковских систем …………………11
2.3. Банковская система как часть кредитной системы, типы банковских систем …………………17
2.4. Понятие небанковской организации и ее роль в кредитной системе РФ ……………………….21
2.5. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ ……………………………………….24
3. Сравнительный анализ структуры и функций отечественной и зарубежных кредитных систем
3.1 Кредитная система США ………………………………………………………………….25
3.2. Кредитная система Германии …………………………………………………………….29
3.3. Кредитная система Франции …………………………………………………………….32
3.4. Кредитная система Великобритании …………………………………………………….34
3.5. Кредитная система Японии ………………………………………………………………36
3.6. Кредитная система Российской Федерации …………………………………………….38
Заключение ……………………………………………………………………………………..42
Библиографический список …………………………………………………………………...43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

кредитная система РФ.doc

— 557.00 Кб (Скачать документ)

1. Одобрять или не одобрять  учетные ставки, установленные федеральными  резервными банками различных округов.

2. Определять в пределах, установленных  Конгрессом, резервные требования  для всех депозитных учреждений.

3. Разрешать федеральному резервному  банку одного округа выдать ссуду банку другого округа и требовать предоставления кредита при согласии по крайней мере 5 членов совета.

4. Определять типы ссуд, которые  федеральные резервные банки  будут выдавать.

5. Осуществлять надзор над федеральными  резервными банками путем проверки  их

счетов.

Закон о Федеральной резервной  системе 1913 г. установил 12 отдельных федеральных резервных округов, в каждом из которых есть свой федеральный резервный банк. В каждом из 12 округов банки – члены ФРС являются акционерами своего федерального резервного банка. Они выбирают 6 из 9 директоров этого банка.

Федеральные резервные банки призваны не получать прибыль, а осуществлять надзор над банкам – членами ФРС и участвовать в реализации денежно-кредитной политики, разработанной Советом управляющих [7].

Главной активной операцией федеральных  резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам – членам. Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах  корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.

Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает:

1) коммерческие банки,

2) инвестиционные банки,

3) взаимно-сберегательные банки,

4) банкирские дома.

Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на национальные и штатные. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков – членов; последние действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.

Из всех коммерческих банков выделяется несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков.

В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделяется горстка банков – гигантов, которые либо возглавляют мощные финансово – промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой по существу банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.

В ресурсах коммерческих банков США  собственные капиталы занимают небольшую часть – до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% – это депозиты до востребования и 56% – срочные депозиты. Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей части из ссуд. Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные. Банковский акт 1933 г. запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Однако это не означает прекращения процесса сращивания банков с промышленными компаниями. Типичной формой такого сращивания является вхождение крупнейших банков и промышленных компаний в одни и те же финансово – промышленные группы. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки – до 8 – 10 лет — и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями. Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. По сути это своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий [3]. 

Коммерческий банк, обратившийся с  просьбой о приеме в Федеральную резервную систему и допущенный к членству в ней, становится банком – членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную резервную систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной резервной системой к банкам – членам.

Наиболее распространенным типом  банков в США является бесфилиальный банк – банк без отделений (филиалов). Именно поэтому число банков в США значительно превосходит число банков в любой другой стране. Однако структура банковской системы США все время меняется. Бесфилиальные банки по – прежнему сохраняют свое значение, но роль отделений, банковских холдинговых компаний и прочих организационных структур в наши дни все больше возрастает

Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами:

1) гарантирование эмиссии ценных бумаг (операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке;

2) непосредственное размещение ценных бумаг компаний; инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом они широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги.

Таким образом, хотя сами коммерческие банки не имеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно – через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам – ресурсы коммерческих банков фактически инвестируются в эти акции.

По форме организации одни инвестиционные банки являются корпорациями (акционерными компаниями), другие – неакционерными фирмами или товариществами, включающими ограниченное число партнеров.

Ссудосберегательные ассоциации и  взаимно – сберегательные банки размещают сбережения домашних хозяйств, которые затем используются, помимо прочего, для финансирования жилищных ипотек. Кредитные союзы принимают вклады «членов» – обычно группы людей, работающих в одной компании, – и предоставляют эти фонды для финансирования покупок в рассрочку.

Различие между ссудосберегательными институтами и банками в 80-х гг. стало исчезать. Ссудосберегательные институты получили право выдавать коммерческие ссуды (в ограниченных масштабах) и открывать чековые депозиты; последнее раньше было разрешено только коммерческим банкам, что составляло их отличительную черту. В настоящее время ссудосберегательные институты находятся в подчинении Федеральной резервной системы во всем, что касается чековых депозитов; они получили право на получение целого ряда услуг ФРС. С точки зрения основных денежных операций банки и ссудосберегательные институты в настоящее время очень мало отличаются друг от друга.  ГадооБанковские холдинг – компании представляют собой либо банки, либо самостоятельные корпорации, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Банковские холдинг – компании сосредоточивают в одних руках процесс управления целой группой банков или группой предприятий, занятых бизнесом, связанным с банковскими операциями [6].

 

3.2. Кредитная система Германии

 

Кредитная система Германии отображает модель сравнительно жесткой денежно – кредитной политики, невзирая на широкие политические права регионов, которые входят в федерацию. Особенности связаны также с тем, что все основные функции финансового посредничества сконцентрированы в универсальных банках (коммерческих банках и сберегательных кассах), которые не специализируются на отдельных операциях, как это делают кредитные учреждения США и Японии. В настоящий момент в Германии создана высокоразвитая банковская система. Контроль за ее деятельностью осуществляет Федеральное управление контроля (подчинено Министерству финансов) [10].

Кредитно – финансовые институты Германии выполняют четыре важные народнохозяйственные функции:

– регулярно осуществляют по поручениям множества клиентов платежи, обеспечивая функционирование системы безналичного платежного оборота;

– берут на себя риски заинтересованных в получении кредитов компаний;

– выступают в роли связующего звена при привлечении капитала на различные сроки; несмотря на то, что многие вкладчики предпочитают краткосрочные вклады, банки обеспечивают долгосрочное финансирование инвестиций;

– аккумулируют за счет множества  небольших вкладов средства для крупных        кредитов [6].

Кредитная система Германии – одна из самых развитых в Европе. Репутация Германии как ведущего банковского центра в мире связана с совершенством национального законодательства.

Кредитная система Германии имеет двухуровневую структуру. На первом уровне кредитной системы находится Немецкий федеральный банк.

С 1 августа 1957 г. вступил в силу Закон о Немецком Бундесбанке, на основе которого стала функционировать новая банковская система во главе с Немецким Бундесбанком {Deutsche Bundesbank), с центральным управлением во Франкфурте-на-Майне и девятью офисами — центральными банками земель и 126 городскими отделениями.

В соответствии с законом Бундесбанк является федеральной корпорацией. Уставный фонд банка полностью принадлежит федеральному правительству. С другой стороны, банк в исполнении своей деятельности полностью независим от правительства.

Органами управления банка являются: совет Центрального банка (Zentralbankrat), совет директоров {Direktorium), а также правления центральных банков земель (Vorstande).

Совет Центрального банка определяет деловую политику банка, выпускает общие директивы.

Совет директоров является центральным исполнительным органом Бундесбанка, который отвечает за выполнение решений совета Центрального банка и осуществление денежно-кредитной политики.

Центральные банки земель возглавляют правления. Каждый центральный банк земли отвечает за операции, осуществляемые с властями земель и с кредитными институтами на его территории.

Бундесбанк выполняет следующие  основные функции:

– является эмиссионным центром  страны;

– является валютным центром страны;

– осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета;

– осуществляет обслуживание кредитных учреждений;

– является расчетным центром страны;

– осуществляет денежно-кредитное  регулирование экономики страны.

В начале 2002 г. 12 стран Европейского союза, и в том числе Германия, ввели в наличный оборот евро, отказавшись от своих национальных денежных единиц. Уже с 1999 г. Бундесбанк перестал играть лидирующую роль в проведении монетарной политики, уступив ее Европейскому центральному банку, а сам стал элементом Европейской системы центральных банков. С введением евро функцией Бундесбанка является эмиссия евро. При этом Бундесбанк остается локомотивом германской и европейской ДКП [5].

Штаб-квартира ЕЦБ находится в банковской метрополии Германии – Франкфурте-на-Майне. Основная задача ЕЦБ заключается в проведении скоординированной денежной политики при приоритете сохранения стабильности цен. Банк возглавляется Советом директоров из шести человек, который совместно с президентами национальных центральных банков, в том числе Немецкого федерального банка, образует Совет ЕЦБ. Национальные центральные банки занимаются соответственно выполнением решений Европейского центрального банка в своих государствах. Немецкий федеральный банк при этом опирается на центральные банки федеральных земель и считается с ключевым значением ЕЦБ. При этом рассматриваются варианты сокращения аппарата Немецкого федерального банка и слияния отдельных центральных банков земель [6].

На втором уровне находятся коммерческие банки и небанковские кредитно – финансовые учреждения.

Коммерческие банки в зависимости от направлений их деятельности разделяются на универсальные (частные) и специализированные.

В кредитной системе Германии особую роль играю универсальные банки. К ним относятся гросс-банки  и региональные банки.

На первом месте в системе  универсальных банков стоят три крупных банка (гросс-банки – (Grossbanken), это: Deutsche Bank, Commerzbank и Dresdner Bank.

Каждый гроссбанк возглавляет  финансово-промышленную группу, возникшую на основе их сращивания с промышленными концернами страны.

 «Большая тройка» оказывает сильное влияние на рынок капиталов и на экономику в целом как благодаря своему положению в качестве кредиторов, так и в силу того, что эти банки являются акционерами различных компаний и предприятий. Такое положение сложилось в ходе индустриализации Германии. Некоторые фирмы предпочитали брать кредиты и привлекать инвестиции через один и тот же банк, который в свою очередь весьма заинтересован в процветании крупной клиентуры [6].

Региональные банки  являются частными коммерческими банками, хотя действуют они, как правило, в границах отдельной земли (некоторые имеют филиалы по всей стране).

Информация о работе Кредитная система России и зарубежных стран