Кредитно-денежная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Целью исследования является углубление знаний в вопросах связанных с осуществлением и функционированием кредитно-денежной политики в России за определённые промежутки времени. Рассмотрение инструментов и методов кредитно-денежной политики, роль Центрального банка в осуществлении кредитно-денежной политики, а так же реализацию кредитно-денежной политики в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста.

Работа состоит из  1 файл

курсак МОЙ.docx

— 82.91 Кб (Скачать документ)
  1. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г.   В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики  этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях — 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте — 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях — 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте — 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях — 5%
 

      Селективные методы денежно-кредитной  политики:

  1. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
  2. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

      Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать  ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту  или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент  от суммы собственных средств  банка; так, он в США — не более 10%, во Франции — 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.3 
 

    1. Инструменты кредитно-денежной политики
 

    Политика  обязательных резервов

      Обязательные  резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

      Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

      Чем выше устанавливает Центральный  Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может  быть использована коммерческими банками  для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. 

      На  практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.4 

    Ставка  рефинансирования

      В статье 40 Федерального закона № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г  определено, что под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

      Рефинансирование - это процесс, в течение которого заемщик выплачивает полученный ранее (уже существующий) кредит с помощью нового кредита. Целью заемщика при рефинансировании, как правило, является решение следующих задач:

  • получение нового кредита на более выгодных условиях, например по более низкой ставке, что позволяет заемщику снижать свои расходы. И одновременно, это дает возможность банкам менять ставки кредитования клиентов.
  • получение нового кредита с целью продления срока кредитования. Кредиты ЦБ для коммерческих банков являются дополнительными ресурсами для кредитования клиентов.

     Ставка  рефинансирования - это ставка, сформированная рынком по некоторым наиболее активным операциям Центрального банка, и применяется для взаимодействия с коммерческими банками. На сегодня ставка рефинансирования - это некий “договорной” механизм выявления средней стоимости денег и применяется, прежде всего, в фискальных целях.

     Можно констатировать, что ставка ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются и зависят от ставки ЦБ России.

      Если  учетная ставка повышается, то объем  заимствований у Центрального Банка  сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

      Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми с точки зрения Центрального Банка.

      Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для  пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды  Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

      В отличие от межбанковского кредита  ссуды Центрального Банка, попадая  на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы  банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального Банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.5 

    Операции  на открытом рынке

      Операции  на открытом рынке (OOP) - официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.

      Операции  на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.6

      Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает  сумму на резервном счете этого  банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

      Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный  Банк регулирует размер денежной массы  в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

      Проведение  операций на открытом рынке преследует следующие цели:

  1. Сокращение или увеличение объемов избыточных резервов банков (коммерческих банков) и воздействие таким образом на их кредитный потенциал;
  2. Влияние на уровень процентных ставок через величину избыточных банковских резервов;
  3. Обеспечение упорядоченного рынка для правительственных ценных бумаг;
  4. Влияние на рынок векселей и коммерческих бумаг;
  5. Влияние на валютные рынки и международные рынки капиталов через изменение процентных ставок.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что операции на открытом рынке представляют собой  наиболее оперативный и гибкий инструмент денежно-кредитной политики. Выражение  «на открытом рынке» означает, что  Центральный банк превращается в  одного из участников рынка ценных бумаг. Только эти операции позволяют  ему играть активную роль на рынке. Их можно разделить на две группы в зависимости от срока воздействия на резервы.

  1. Необратимые сделки: поскольку ценные бумаги меняют собственника навсегда, резервы увеличиваются (сокращаются) навсегда.
  2. Обратимые сделки: поскольку ценные бумаги меняют собственника на время, а затем возвращаются к прежнему владельцу, то резервы увеличиваются (сокращаются) временно.7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Развитие экономики России и кредитно-денежная  политика в 2010 году 

      В январе-сентябре 2010 года продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Постепенное оживление мировой экономики и улучшение условий торговли способствовали увеличению российского экспорта и поддержанию роста производства. Сократился чистый отток частного капитала. Возобновился рост потребительской и инвестиционной активности. В январе-июне 2010 года объем ВВП увеличился на 4,2%. Однако в III квартале прирост производства товаров и услуг составил, по оценке, менее 3%, что может привести к более низким, чем ожидалось ранее (4%), темпам роста ВВП в целом за 2010 год.

      В условиях экономического роста численность  занятого населения в январе-сентябре 2010 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. С февраля общая численность безработных начала сокращаться и на конец сентября 2010 года составила 6,6% численности экономически активного населения (7,6% годом ранее).

      Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в январе-сентябре 2010 года возросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 4,8%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 4,3%. Улучшение финансового положения организаций способствовало росту инвестиций. В январе-сентябре 2010 года объем вложений в основной капитал возрос на 3,8% (в январе-сентябре 2009 года он снизился на 19,6%).

Информация о работе Кредитно-денежная политика в России