Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа
Целью исследования является углубление знаний в вопросах связанных с осуществлением и функционированием кредитно-денежной политики в России за определённые промежутки времени. Рассмотрение инструментов и методов кредитно-денежной политики, роль Центрального банка в осуществлении кредитно-денежной политики, а так же реализацию кредитно-денежной политики в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста.
За
девять месяцев 2010 года общий объем
предоставленных кредитным
Объем кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, по фиксированной процентной ставке за девять месяцев 2010 года составил 320,9 млрд. рублей, что в 5,8 раза (или на 1525,8 млрд. рублей) меньше, чем за соответствующий период 2009 года.
Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты «овернайт» для завершения операционного дня. Объем таких кредитов за девять месяцев 2010 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 66,1 млрд. руб-лей, или в 1,4 раза, и составил 174,6 млрд. рублей.
Объем внутридневных кредитов, предоставляемых Банком России в целях поддержания ликвидности кредитных организаций в платежной системе, за девять месяцев 2010 года составил 19,9 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 3,4 трлн. рублей, или на 20,2%.
Операции
«валютный своп» в январе-
Улучшение ситуации в банковской системе и сокращение спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования позволили Банку России в 2010 году продолжить постепенное сокращение масштабов применения антикризисных инструментов поддержки кредитных организаций и их переориентацию на стандартные инструменты денежно-кредитной политики.
Так, на фоне снижения процентных ставок по другим инструментам денежно-кредитной политики минимальные процентные ставки по кредитам без обеспечения с сентября 2009 года оставались на неизменном уровне. Таким образом Банк России проводил политику дестимулирования использования данного антикризисного механизма рефинансирования. В то же время Банк России сохранял возможности банковского сектора по рефинансированию ранее взятых кредитов без обеспечения посредством регулярного проведения аукционов и установления на них соответствующих лимитов.
В рамках проводимой работы по постепенному сокращению использования антикризисных инструментов и сроков предоставления ликвидности Банк России в апреле 2010 года приостановил проведение аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки 6 месяцев и более. В июне 2010 года Советом директоров Банка России было принято решение о приостановлении с 1 октября 2010 года проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 года – на все сроки.
В апреле 2010 года также были приняты решения о приостановлении проведения аукционов РЕПО на сроки 6 и 12 месяцев, операций ломбардного кредитования на аукционной основе на срок 12 месяцев и операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 181 до 365 календарных дней. В сентябре 2010 года Банком России принято решение о приостановлении начиная с 1 октября 2010 года операций по предоставлению ломбардных кредитов на аукционной основе на срок 6 месяцев.
В 2010 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств.
По состоянию на 1 октября 2010 года обязательные резервы кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2010 года на 30,8 млрд. рублей, или на 20,3%.
Кредитные
организации в январе-октябре 2010
года активно использовали усреднение
обязательных резервов. Коэффициент усреднения
обязательных резервов, установленный
Банком России на уровне 0,6, позволял кредитным
организациям поддерживать на корреспондентских
счетах (корреспондентских субсчетах)
и использовать в расчетах 60% от общей
величины обязательных резервов, подлежащей
депонированию в Банке России.8
2.2.
Сценарии макроэкономического
развития на 2011 год и
период 2012 и 2013 годов
В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011-2013 годах роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако не исключаются более пессимистичные сценарии выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли.
В экономике европейских стран – торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США.Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее сохраняется риск оттока капитала.
Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель.
В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения может замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.
В качестве второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель.
Предполагается также, что меры по стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%.
В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%.
В 2012-2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%.
В первом варианте прогноза в 2011 году ожидается резкое падение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса (до 4,7 млрд. долларов США) и существенное сокращение сальдо баланса товаров и услуг (до 49,7 млрд. долларов США). Условия второго варианта предполагают менее масштабное снижение профицита счета текущих операций – до 35,7 млрд. долларов США и баланса товаров и услуг – до 86,4 млрд. долларов США. При более благоприятной ценовой конъюнктуре топливно-энергетического рынка в третьем варианте на фоне роста положительного сальдо баланса товаров и услуг до 121,0 млрд. долларов США профицит счета текущих операций составит 67,3 млрд. долларов США.
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в разных вариантах прогнозируется в диапазоне 45,0-53,7 млрд. долларов США.
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2011 году в условиях первого варианта предполагается отрицательным в сумме 13,0 млрд. долларов США. В рамках второго и третьего вариантов опережающий рост внешних обязательств российской экономики по сравнению с соответствующими активами обусловит его положительное сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза предполагаются государственные внешние заимствования, при которых положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая движения частного капитала по вариантам различается: в первом варианте чистый отток капитала оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах нетто-приток может составить 10,0-20,0 млрд. долларов США.
В
первом варианте профицит текущего счета
будет недостаточным для
Прогноз платежного баланса на 2012-2013 годы также охватывает широкий спектр среднегодовых цен на нефть сорта «Юралс» – в пределах 60-95 долларов США за баррель.
В первом варианте ухудшение условий торговли приведет к резкому уменьшению профицита баланса товаров и услуг – до 19,7 млрд. долларов США в 2012 году – и его дефициту в сумме 5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов обусловит формирование дефицита счета текущих операций (26,0 млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта положительное сальдо счета текущих операций в 2012 году уменьшится до 17,7 млрд. долларов США, а в 2013 году сложится отрицательным (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант прогноза предполагает сохранение профицита счета текущих операций в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США,и почти равновесное его состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов США).
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в результате более активного привлечения иностранного капитала корпорациями и банками в 2012-2013 годах сложится положительным по всем вариантам. Его значение будет изменяться от минимального (2,0-7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0-32,0 млрд. долларов США) в третьем.
В
рамках первого варианта чистый приток
инвестиций по финансовому счету
не компенсирует отрицательное сальдо
баланса по текущим операциям, что обусловит
снижение резервных активов на 24,1 млрд.
долларов США в 2012 году и на 46,0 млрд. долларов
США в 2013 году. Во втором и третьем вариантах
в 2012 году активное сальдо счета текущих
операций и ввоз капитала обеспечат условия
для увеличения резервных активов на 34,6
и 73,8 млрд. долларов США соответственно.
В 2013 году в третьем варианте сохранятся
условия для роста резервных активов (на
32,8 млрд. долларов США), во втором варианте
предполагается их стабилизация.9
2.3.
Инструменты денежно-кредитной
политики в 2011 году и
на период 2012 и 2013 годов
В
среднесрочной перспективе
Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности.
В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.
Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.