Кредитные учреждения небанковского типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание

Выполнение отдельных банковских функций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела – обмена денег различных областей и стран. Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.).

Содержание

Введение…………………………………………………………стр. 2
Понятие кредитной системы……………………………………стр.4
Этапы становления кредитной системы……………………….стр.5
Банковская система как основное звено кредитной системы...стр.15
Кредитные учреждения небанковского типа…………………..стр.24
Заключение………………………………………………………стр.31
Задача…………………………………………………………….стр.33
Список использованных источников…………………………..стр.34

Работа состоит из  1 файл

Деньги,кредит,банки.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

      Все функции центрального банка тесно  взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение государственных кредитных обязательств, воздействуя на уровень ссудного процента. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

  Коммерческие банки 

      Коммерческие  банки представляют второй уровень  банковской системы. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляя в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для физических и юридических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах, и по форме собственности делятся на: государственные, акционерные и кооперативные. Физические и юридические лица, являющиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив учредительские паи или акции. Индивидуальные или институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров, а те из них, которые вкладывают собственные средства в поддержание платежеспособности банка, будут пайщиками.

      Если  на начальном этапе банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).

      Для АО  характерно, что собственником  его капитала выступает само общество, т.е. банк; паевые же собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала, а не передает его банку. Паевые коммерческие банки организованы на принципах обществ с ограниченной ответственностью, т.е. общества, где ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

      У банков, действующих как АО, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических лиц и граждан. Акционеры отвечают по обязательствам банка в пределах их вклада в общий уставный капитал банка. Акционеры не вправе требовать возврата этого вклада, - за исключением особых случаев, - что повышает устойчивость и надежность банка и создает для него прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки могут быть открытыми и закрытыми.

      Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства  акционеров; в открытых банках этого  согласия не требуется, а такие акции распространяются в порядке открытой подписки.

      Подписка  считается открытой, если список покупателей  ценных бумаг не утверждается заранее  учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти  бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

      Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

      Высшим  органом акционерного коммерческого  банка является собрание акционеров, созываемое ежегодно для решения вопросов изменения Устава и уставного капитала; избрания Совета банка; утверждения годовых результатов деятельности; распределения доходов банка, а также создания и ликвидации дочерних предприятий банка.

      Из  числа членов Совета банка общее  собрание назначает Президента банка, на которого возлагается руководство исполнительным органом банка – Советом директоров. Последний состоит из вице-президентов и осуществляет руководство деятельностью банка. Выполняя поручения Совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на банк.

      Совет банка определяет цели банка и  осуществляет его политику по кредитно-расчетным, инвестиционным и др. видам деятельности, устанавливает связи и координирует деятельность с др. организациями в деловом мире.

      Основа  деятельности коммерческого банка  – формирование его собственных средств как базы для привлечения и осуществления активных операций. В зависимости от величины уставного капитала все коммерческие банки можно подразделить на мелкие с уставным фондом до 30 млн. руб., средние – от 30 до 100 млн. руб., и крупные, величина уставного капитала которых составляет более 100 млн. руб.

      Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории мелких или средних. Крупные банки – это, в основном, те, которые были созданы на базе трансформированных отделений бывших специализированных государственных банков. Крупные банки, созданные предприятиями и организациями без участия государственных банковских служб, относительно немногочисленны.

      При трансформации отделений спецбанков в коммерческие структуры к этим банкам автоматически переходит на расчетно-кассовое обслуживание практически вся клиентура преобразованных банков, в т.ч. крупные государственные и общественные и акционерные образования.

      Задачей же вновь созданных коммерческих банков является обслуживание вновь зарегистрированных хозяйственных структур, в основном, коммерческого характера. Поскольку вновь созданным коммерческим банкам весьма сложно конкурировать с бывшими отделениями трансформированных спецбанков, имеющие многолетний устоявшиеся связи с обслуживаемой ими клиентурой, то возникает необходимость их ориентации на обслуживание вновь созданных хозяйственных структур.

      Деятельность  любого коммерческого банка основана на нескольких обязательных принципах, способствующих выполнению им поставленных задач.

      Первым  и основополагающим принципом работы коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, что означает обеспечение коммерческим банком не только количественного соответствия между собственными ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Например, если банк привлекает средства на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам – ликвидность – оказывается под угрозой.

      Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.

      Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, освобождается движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования; напротив, его значение неизмеримо возрастает. При этом основу планирования составляют ресурсы банка, а не его вложения.

      Работать  в пределах реально привлеченных ресурсов коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

      Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность коммерческого банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

      Экономическая ответственность коммерческого  банка не ограничивается его текущими доходами, как в спецбанках, а  распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые, в соответствии с действующим законодательством, может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

      Третий  принцип заключается в том, что  взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев  прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

      Четвертый принцип работы коммерческого банка  заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными, а не административными, методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов. 

      К основным функциям коммерческих банков относятся следующие:

  1. аккумуляция временно свободных денежных средств, накоплений и сбережений;
  2. учет векселей и операций с ними;
  3. хранение материальных и финансовых ценностей;
  4. обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма и организация платежного оборота.

      На  практике коммерческие банки играют заметную роль только на рынке краткосрочных кредитных операций. Предоставление долгосрочных кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов либо не осуществляются, либо проводятся в незначительных масштабах. Это объясняется неустойчивой социально-политической обстановкой в стране, а также чисто экономическими причинами (например, недостаточность собственных и привлеченных кредитных ресурсов и слабая долгосрочная ресурсная база).

      В целом на сегодняшний день коммерческие банки являются наиболее интенсивно развивающимся звеном банковской системы. Они быстро наращивают темпы активных и пассивных операций, способствуют развитию прогрессивных структур в экономике. 
 
 

Кредитные учреждения небанковского  типа.

      Как было сказано выше, кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т.е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками.

     Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливает Центральный банк РФ. На 1 апреля 2000г. в России было зарегистрировано 34 небанковских кредитных организаций.

- клиринговые центры

           Клиринг, в самом широком его понимании,  -  это процесс

расчетов между  сторонами, построенный на взаимозачете встречных требований и обязательств.

     В  мировой практике различают межбанковский клиринг,  клиринг валютный и клиринг товарный.

     Межбанковский  клиринг  имеет  место практически  во всякой стране с развитой банковской  инфраструктурой  и  представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через  единые расчетные центры.  Взаиморасчеты банки могут осуществлять и  без  клиринговой  системы,  открыв  корреспондентские счета  друг у друга. 

     Клиринговая  система базируется на том,  что все банки выполняют примерно одни и те же функции, имеют примерно одинаковую организацию  бухгалтерского учета,  что выражается в однотипном потоке документов.

     В  странах с развитой банковской инфраструктурой можно выделить три основных способа организации межбанковских расчетов. Например, во  Франции  и Великобритании взаимные расчеты между банками осуществляются  центральным  банком  страны  или, как в России,  его  расчетно-кассовыми центрами на местах.  В ряде стран действуют   несколько   автоматизированных    расчетных систем, которые организованны крупными банками с их филиалами. Яркий пример, Федеративная Республика Германия, где одновременно функционируют  расчетные системы Коммерцбанка,  Дойчебанка, Берлинербанка, Дрезденбанка,  Дойчебундесбанка  и  др.  Каждая расчетная система  учитывает интересы данной кредитно-финансовой организации, ее функциональные цели. В любую такую систему может включиться  любой  банк,  любое кредитное товарищество и т.п. Каждая организация, если она не создает собственной клиринговой системы, выбирает подходящую для себя. В стране может быть несколько таких систем.  Например,  в Соединенных  Штатах Америки их более тридцати. Все региональные клиринговые системы объединяются двумя общенациональными: федеральной (Fedwire)

- для внутренних  платежей и международной ( CHIPS ).

     Наиболее  распространены на Западе,  особенно в  небольших

странах (Австрии,  Швейцарии,  Венгрии  и др.  )так  называемые

Информация о работе Кредитные учреждения небанковского типа