Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью курсовой работы - раскрыть теоретические аспекты кредитного портфеля банка, рассмотреть характер современной практики управления качеством кредитного.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты кредитного портфеля;
- проанализировать современную практику кредитного портфеля;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ…....................................................................................5
1.1 Понятия кредитного портфеля ………………………………………..5
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля………..8
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка……………………………………………………..17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ …………………………...27
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля……………………………………………………………...27
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка……………………...36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ……………....................................................................43
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля……..……………………………………………………….43
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля………………………………………………...……………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....54
В целях выработки адекватного суждения банка о качестве кредита и величине кредитного риска, в рамках внедрения международного опыта, в российской нормативной базе, регулирующей деятельность кредитных организаций, целесообразно закрепить такое понятие как "управленческая отчетность компании", состоящей не только из данных финансовой отчетности предприятия-заемщика, но и любой информации о его деятельности, как-то: расшифровок расходов предприятия по их видам; порядка отражения в учете запасов; себестоимости товаров по их группам; сроков дебиторской/кредиторской задолженности и ее оборачиваемости в разрезе контрагентов/поставщиков.
Разработанные Банком России подходы к оценке и классификации качества кредитных активов в некоторой мере приближены к международным принципам и стандартам.
Актуальной проблемой в оценке качества ссуд остается достоверность имеющейся у банка информации о финансовом положении заемщика. Оценка качества кредитов производится банками на основании официальной бухгалтерской отчетности, представленной заемщиком в банк; ее официальность, как правило, подтверждается наличием штампа налогового органа о принятии такой отчетности.
Однако, как показывает практика, данные этой отчетности зачастую бывают искажены или не верно указаны. Подтвердить достоверность отчетности возможно только в ходе проведения проверки деятельности заемщика, на что у кредитной организации отсутствуют юридические права.
Частично решить данную проблему можно, разработав на государственном уровне механизм взаимодействия налоговых органов, Банка России и кредитных организаций об обмене информации о показателях финансовой деятельности заемщиков.
Решить проблему получения достоверной информации о заемщике возможно через взаимодействие с кредитными бюро. Однако, как показывает практика, банки неохотно предоставляют сведения по заемщикам в бюро кредитных историй, опасаясь конкуренции со стороны других банков в отношении надежных и кредитоспособных клиентов, а также раскрытия реального уровня кредитного риска по заемщикам с неблагоприятным финансовым состоянием.
По данной проблеме, в целях активизации работы банков с кредитными бюро, некоторые аналитики придерживаются мнения об установлении в нормативных актах Банка России требования о классификации ссуды, выданной без кредитной истории, в разряд высокорисковых.
Кредитная организация должна самостоятельно осознавать необходимость организации комплексного подхода к оценке качества кредитных вложений и управлению кредитами, опираясь на международные требования и стандарты оценки.
Деятельность кредитной организации должна быть организована таким образом, чтобы можно было увидеть весь бизнес-процесс банка в целом, включая процесс кредитования, его слабые места и проблемы.
В целях проведения качественного анализа кредитного портфеля банкам необходимо реализовать системный подход к анализу данных посредством построения информационной системы управления (ИСУ). Построение модели ИСУ не закреплено нормативными документами и должно осуществляется банками с учетом своих индивидуальных особенностей деятельности.
Она должна позволять руководству банка решать следующие задачи: определять вероятность того, что управление портфелем обеспечит ожидаемые результаты деятельности; своевременно выявлять потребность в корректировке кредитного портфеля; определять, соответствует ли кредитный портфель банковской культуре и направлениям портфельного планирования; воздействовать на модель поведения рядовых сотрудников.
В части разработки процедур взаимодействия банковского надзора и кредитных организаций по оценке адекватности принимаемых на себя рисков и профилактике нарушений банковского законодательства предлагается установить жесткие критерии для более точной оценки банковских рисков и предусмотреть меры воздействия к банкам за неадекватную оценку рисков и несоответствие внутренних аудиторов предъявляемым к ним требованиям. Наделить орган банковского надзора правом смещения внутренних аудиторов кредитной организации, которые нарушили правила или показали себя некомпетентными в области внутреннего контроля за деятельностью банка, в том числе за оценкой рисков.
Очень важный момент в построении системы содержательного банковского контроля – это создание правовых условий, которые позволят банковскому надзору получать от кредитной организации в оперативном порядке и в необходимом объеме любую информацию о деятельности банка. Однако в данном аспекте для сотрудников надзорного органа необходима и правовая защита при выполнении своих служебных обязанностей.
Заключение
В курсовой работе был рассмотрен «Транскредитбанк», который создан в в 1992 года.
Основной удельный вес кредитного портфеля клиентов приходится на кредитные вложения юридическим лицам – 61%. Абсолютная сумма таких кредитов по состоянию на 01.01.2010г., составила 21 млрд. руб. в кредитных вложениях банка.
Долгосрочные кредиты в общем составе кредитных вложений как на 01.01.2009 г. так и на 01.01.2010 г. занимают наибольший удельный вес. Так, долгосрочные кредиты по состоянию на 01.01.2009 г. 64% общего объема выданных кредитов, а к 01.01.2010 года данная статья составила уже 67% всех кредитов, выданных юридическим лицам.
Основной удельный вес занимают кредиты в национальной валюте.
Бессистемное формирование портфеля кредитов и управление таким портфелем может иметь непредвиденные негативные последствия для банка. Вероятность появления ошибок в управлении качеством кредитов возрастает и из-за отсутствия у банка четких ориентиров деятельности или четкого осознания проводимой банковской политики каждым работником.
Управление кредитным портфелем включает в себя не только обработку количественных показателей, но и разработку общей стратегии управления банком, механизмы ее реализации; оценку политики и механизмов кредитования; оценку механизмов определения процентной ставки, принятия решений по проблемным кредитам.
При организации процесса кредитования важно установление за работниками персональной ответственности за каждый участок выполняемых работ, а также организация взаимодействия подразделений и специалистов, участвующих в процессе кредитования. Огромное внимание должно быть уделено механизмам и процедурам контроля, специальным программам проверки.
Качество управления кредитным портфелем зависит от качества созданной в банке информационной системы управления, помогающей руководству банка принимать своевременные и эффективные решения.
Список литературы
2
Информация о работе Кредитный портфель банка: сущность, классификация и принципы формирования