Кредитование юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти

Работа состоит из  1 файл

дкбреф.docx

— 46.82 Кб (Скачать документ)

     1. Государственный  кредит и его  основные формы 

     1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА 

     В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в  целом имеют государственный  кредит.

     Государственным кредитом называют совокупность кредитных  отношений, в которых заемщиком  или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению  к гражданам и юридическим  лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между  государством с одной стороны, и  физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в  том случае, когда в качестве участника  ссудной сделки выступают центральное  правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно  сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной  сделки является банк.

     По  утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как  частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между  этими формами кредита:

     Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в  качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия  и частные лица.

     Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере  государственного кредита могут  меняться местами."

     В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму  движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала".

     В то же время сходство данных форм кредита  связано с тем, что они имеют  единый источник образования.

     В сфере  государственного кредита центральное  правительство, а также местные  органы власти традиционно выступают  в качестве заемщиков, привлекая  денежные средства для покрытия бюджетных  дефицитов. Главной формой привлечения  денежных средств является выпуск облигаций  государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который  должен впоследствии возместить владельцу  ценной бумаги сумму основного долга  и процента. Владельцы свободных  денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами  государства. В отличие от банковского  кредита, кредиторами выступают  не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно  отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран  приходится на покупку ценных бумаг.

     В настоящее  время государство стало выступать  в качестве кредитора, оказывать  кредитную помощь тем отраслям, в  развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного  участия государства как кредитора  различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой  прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно - финансовой сфере".

     Движение  капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное  с предоставлением валютных и  товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают  банки, предприятия, государства, международные  и региональные организации.

     Таким образом, исходя из выше изложенного, можно  сделать вывод, что государственный  кредит отличается от частного по форме  предоставления денежных средств и  по участникам сделки. 

     1.2 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 

     Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные  займы.

     Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту

     Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

     Оформление  государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

     Облигации представляют собой долговое обязательство  государства, по которому в установленные  сроки возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

     Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

     Казначейские  обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

     В зависимости  от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) - и внешние - поступают  извне от правительств, юридических  и физических лиц, других государств, международных организаций и  финансовых институтов.

     По  праву эмиссии подразделяют государственные  и местные займы.

     Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный  бюджет.

     Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие  местные бюджеты.

     По  признаку характера использования  ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

     Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются  и перепродаются на рынке ценных бумаг.

     Нерыночные  займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы  не могут их перепродавать.

     В зависимости  от установления обеспеченности государственные  займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

     В зависимости  от срока погашения задолженности  подразделяют краткосрочные (срок погашения  до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

     По  характеру выплаты дохода государственные  займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

     По  процентным займам доход устанавливается  в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа  ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости  от различных факторов, прежде всего  спроса и предложения на кредитном  рынке.

     Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться  ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

     Дисконтные  займы характерны тем, что государственные  ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном.

     По  характеру погашения задолженности  разделяются два варианта: одноразовая  выплата и выплата частями. При  погашении частями может применяться  три варианта. Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

     В зависимости  от обязательств государства по погашению  долга различают займы с правом и без права долгосрочного  погашения. Право долгосрочного  погашения дает возможность государству  учитывать ситуацию на финансовом рынке.

     Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как  на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

     Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа  и установление стабильности государственных  ценных бумаг на финансовом рынке.

     Выпуск  государственных займов основывается на следующих условиях:

     наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

     доверие кредиторов государству;

     заинтересованность  кредиторов в предоставлении займов государству;

     возможность государства своевременно и полностью  возвратить долг и выплатить доход.

     Источниками погашения государственных займов могут выступать:

     доходы  от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

     дополнительные  поступления от налогов;

     экономия  средств от сокращения расходов;

     эмиссия денег;

     привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

     Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.

     Такой подход направлен на создание благоприятных  условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц.

 

     

     2. Кредитование юридических лиц. 

     2.1. Элементы системы кредитования. 

     Система кредитования базируется на трех «китах»: субъектах кредита; обеспечении  кредита;  субъектах кредитования.

     Можно сколько угодно маневрировать организационным  основами, технологией кредитных  операций, однако во всякой системе  эти три базовых элемента сохраняют  свое основополагающее значение, практически  определяет «лицо» кредитной операции, ее  эффективность.

     Базовые элементы системы кредитования неотъемлемы  друг от друга.

       Успех в деятельности банка   по кредитованию приходит только  в том случае, если каждый из  них дополняет друг друга, усиливает  надежность кредитной сделки. С  другой стороны, попытка разорвать  их единство неизбежно нарушает  систему, подрывает ее, может привести  к нарушению возвратности банковских  ссуд.

           Известно, что прежняя  система, основанная на принципах централизованного  управления экономикой, предпочтение отдавала объекту кредитования. Считалось, что если есть объект кредитования, то это дает право на получение  предприятием или организацией банковской ссуды. Такой объект всегда находился: предприятия, не заинтересованные в  экономии собственных и заемных  ресурсов, накапливали сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, осуществляли излишние затраты, в целом  нуждались в привлечении дополнительных средств. Чаще всего это были качественные товарно-материальные ценности, объективные  потребности хозяйственных организаций  в дополнительных ассигнованиях; для  банка, делающего акценты на наличие  объекта кредитования, всего этого  было достаточно, но явно не хватало  для подлинной надежности кредитной  операции. Особенно заметно такая  ситуация проявляла себя во взаимоотношениях банка  с сельскохозяйственными  организациями, осуществляющими вложение средств в затраты растениеводства  и животноводства в банк сведения обо все возрастающих объемах кредитования. Именно здесь автоматизм выдачи кредита под объект кредитования без учета субъекта кредитования, его кредитоспособности приводил к задержке возврата кредита и в конечном итоге к амнистии долгов, списанию ссудной задолженности отдельных колхозов и совхозов за счет государственного бюджета.

Информация о работе Кредитование юридических лиц