Кредиты рефинансирования ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование кредитов рефинансирования и их значимости в формировании ресурсной базы банков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть понятие и сущность, а также изучить теоретические основы рефинансирования кредитных организаций;
 рассмотреть основные виды кредитов рефинансирования;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.35 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что функционирование рыночных отношений в России и  задачи развития экономики страны в  условиях кризиса и нынешнего  посткризисного ее состояния предъявляют новые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковской системы невозможно без решения вопросов управления банковской деятельностью и регулирования банковской ликвидности. Именно поэтому эти задачи являются одними из приоритетных для Банка России. Для выполнения своих функций Банк России использует ряд инструментов и методов единой государственной денежно-кредитной политики. Одним из ее методов является рефинансирование кредитных организаций.

Центральный банк в роли кредитора последней инстанции  для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Не стоит  недооценивать значимость системы  рефинансирования для деятельности банковского сектора страны. Она  заключается в регулировании  банковской ликвидности, обеспечении  достаточного размера ресурсной  базы кредитных организаций для  реализации краткосрочных и среднесрочных  проектов банков, обеспечении финансовой устойчивости банковского сектора.

Целью курсовой работы является исследование кредитов рефинансирования и их значимости в формировании ресурсной базы банков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и сущность, а также изучить теоретические основы рефинансирования кредитных организаций;
  • рассмотреть основные виды кредитов рефинансирования;
  • проанализировать кредиты рефинансирования и их значение в формировании ресурсной базы коммерческих банков в современных условиях.

Предметом исследования работы является система рефинансирования кредитных организаций в Российской Федерации. Объект исследования – экономические отношения, складывающиеся в процессе рефинансирования кредитных организаций и инструменты рефинансирования.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды  отечественных экономистов Д.С. Благушина, К.Р. Тагирбекова, А.Г. Грязновой, Г.В. Юрковой, Е.А. Прончатова, а также нормы действующего законодательства, в том числе нормативные документы Банка России, источники периодической печати, а именно журналы «Деньги и кредит», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Банковское дело». Кроме того, использовались интернет ресурсы.

 

 1. Сущность кредитов рефинансирования и их значение в деятельности банков

 

Под рефинансированием, в  широком смысле этого слова понимается предоставление коммерческим банкам временных  заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются  в дополнительных ресурсах.

Наиболее часто в российской экономической литературе рефинансирование кредитных организаций рассматривается  в более узком смысле и выступает  как один из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка  России, то есть считается, что рефинансированием  банков занимается только Центральный  банк. Данная трактовка обусловлена  положениями ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)", где указано, что «под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России» [1, ст. 40].

Однако авторы выделяют и  несколько других определений. Так, профессор А.Г. Грязнова считает, что "коммерческие банки имеют возможность  проводить рефинансирование путем  взаимного кредита на межбанковском  кредитном рынке, выпуска еврооблигаций  на международных финансовых рынках, а также привлечения синдицированного кредита" [6 с. 845].

В мировой практике применяются  разнообразные инструменты рефинансирования, выбор которых зависит от реальной ситуации и целей денежно-кредитной  политики. Центральные банки, осуществляя политику рефинансирования, преследуют приоритетную цель – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Предоставление кредита есть прямое увеличение высоколиквидных средств коммерческих банков, используемых для погашения текущих обязательств.

Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банковских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия  кредитов центральных банков на денежно-кредитных  оборот состоит в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу [14, с.16].

Для предотвращения неожиданных  последствий от выдачи кредитов Центральным Банком РФ кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.

Процент, под который центральный банк предоставляется кредиты финансово устойчивым банкам называется ставкой рефинансирования. Данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов центрального банка, так и для рыночных ставок. Устанавливая ставку рефинансирования, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитов коммерческими банками. Чем больше  ставка рефинансирования, тем выше стоимость кредитных ресурсов. Отсюда следует, что политика изменения ставки рефинансирования представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов [12, с.37].

Обратив внимание на частоту  изменения ставки рефинансирования (Приложение 1) можно выявить тенденцию: чем менее стабильна ситуация в стране (в частности в экономике), тем чаще происходит изменение ставки рефинансирования. Таким образом, чаще всего ставка изменялась 1993-1994 годах (переход страны на рыночные отношения, становление системы рефинансирования - 17 изменений), 1997-1998 годах (кризисное состояние экономики - 14 изменений), в 2008-2009 годах (кризисное состояние экономики - 16 изменений), тогда как, например, в период 2005-2006 годов было всего 3 изменения, а в 2001 году ставка не изменялась.

Посредством манипуляции  со ставкой рефинансирования центральный  банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост ставки рефинансирования влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение ставки рефинансирования, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Такое влияние на ставки денежного рынка инструментов рефинансирования обеспечивается благодаря как организации  по инициативе центральных банков кредитных  аукционов и операций на открытом рынке, так и проведение кредитных  и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.

На микроуровне механизм рефинансирования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в центральный банк за кредитом. Наличие механизма рефинансирования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в тоже время обеспечить свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект «домино» в банковской системе [5, с. 14-20].

С учетом того, что кредиты  центральных банков обладают потенциальной  возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиентами.

В России система рефинансирования включает 3 группы инструментов:

  • в первую группу инструментов входят 3 вида кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: внутридневной, овернайт, ломбардный. Эти группы кредитов предоставляются для поддержания и регулирования ликвидности банковской системы и отдельных банков. Порядок предоставления данных кредитов регулируется Положением Банка России от 4 августа 2003 года №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченны залогом (блокировкой) ценных бумаг» (в ред. от 25.11.2011);
  • вторая группа инструментов рефинансирования включает в себя 3 вида кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами: внутридневной, овернайт и кредитов по фиксированной процентной ставке. Порядок предоставления этих кредитов регулируется Положением Банка России от 12 ноября 2007 года №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами» (в ред. от 03.07.2012). Этот инструмент рефинансирования предназначен для стимулирования развития реального сектора экономики России;
  • третья группа инструментов возникла в нашей стране сравнительно недавно. Она включает в себя кредиты Банка России, выданные без обеспечения. Порядок предоставления этих кредитов регулируется Положением Банка России от 16 октября 2008 года №323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» (в ред. от 01.04.2011).

Таким образом, рефинансирование - один из значимых инструментов финансовой политики. Изменяя объемы операций кредитования рефинансирования, можно существенно влиять на кредитную политику банковского сектора экономики и тем самым на инвестиционную активность. Кредит был и остается основополагающей составляющей заемных источников покрытия инвестиционных затрат. Взвешенная политика изменения объемов кредитов рефинансирования, а так же ставки рефинансирования, их сокращения или роста, может значительно влиять на инвестиционный климат национальной экономики. Резкие скачки, непредсказуемое поведение Центрального банка способны значительно снизить привлекательность национальной экономики.

Кроме того, через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Именно это обуславливает значимую роль кредитов рефинансирования для банковской системы и для экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика основных  видов кредитов рефинансирования

 

Для реализации денежно-кредитной  политики Банк России вправе прибегать  к нескольким разновидностям кредитов рефинансирования. Наиболее общее деление  осуществляется по признаку обеспеченности кредита. Здесь выделяют кредиты  обеспеченные и кредиты без обеспечения.

Виды, условия и сроки  кредитов рефинансирования с обеспечением приведены в Приложении 2. Рассмотри каждый вид более подробно.

Кредиты, обеспеченные залогом  ценных бумаг или Ломбардного  списка Банка России. В соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 г. №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченны залогом (блокировкой) ценных бумаг» (в ред. от 25.11.2011) Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты, кредиты овернайт и на основании заявлений кредитной организации на получение кредита (заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) – ломбардные кредиты.

Внутридневные кредиты предоставляются  в случае недостатка (отсутствия) денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации  для осуществления необходимых  платежей. Банк России, исполняя платежные  документы, предъявленные к корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации, при недостатке (отсутствии) денежных средств на нем предоставляет  ей внутридневной кредит. Если кредитная организация к концу дня не погашает полученные в текущем дне внутридневные кредиты, Банк России предоставляет ей кредит овернайт на погашение текущей задолженности по внутридневным кредитам. Кредит овернайт предоставляется сроком на один рабочий день.

Плата за внутридневные кредиты  не взимается, стоимость кредитов овернайт равна ставке рефинансирования Банка  России. В настоящее время размер процентов за кредиты овернайт не зависит от частоты и периодичности их использования кредитными организациями.

Поскольку Банк России разрешает  кредитным организациям в его  платежной системе не один корреспондентский  счет головного офиса, но и корреспондентские  субсчета филиалов, кредитные организации  вправе выбирать, по скольким и каким счетам (корреспондентскому счету и/или корреспондентским субсчетам), открытым в Банке России, они желают кредитоваться. Со своей стороны ограничений по количеству кредитующихся счетов кредитных организаций Банк России не устанавливает.

Информация о работе Кредиты рефинансирования ЦБ