Налог на добавленную стоимость сущность понятие и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ...4
1.1. Понятие добавленной стоимости и особенности её налогообложения…..4
1.2. Роль НДС в формировании бюджета РФ………………………………..…5
2. Характеристика НДС и его элементов……………………………..……….....6
2.1 Объект НДС и его плательщики…………………………..………….………6
2.2 Ставки налога и порядок исчисления НДС……………….…………….…..14
Заключение ………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………...….23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 57.11 Кб (Скачать документ)

    Если же таможенный  контроль и таможенное оформление  не отменены, то взимание налога производится таможенными органами. При этом порядок налогообложения определяется тем, в каком из таможенных режимов ввозится данный товар в Россию. Особенности взимания НДС при различных таможенных режимах ввоза в РФ и вывоза из РФ - приведены в ст.151 НК РФ. Ввоз некоторых, строго определенных товаров - не подлежит налогообложению при ввозе на территорию России. Список этих товаров приведен в ст.150 НК РФ.

    Комиссией таможенного  союза ЕврАзЭС в Решении от 18.06.2010 г. № 293 рассмотрены вопросы переходного периода при взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе. Так, косвенные налоги по товарам, ввезенным (ввозимым) из государств-членов ТС, помещенным под таможенные процедуры, режимы и операции в соответствии с национальным законодательством, не завершенные на 1 июля 2010 г., взимаются таможенными органами сторон. Во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до этой даты таможенному органу страны-импортера произведено предварительное декларирование, и декларантом уплачены косвенные налоги, экспортёр товаров,  отгруженных  после  1  июля 2010 года, для подтверждения обоснованности  применения  нулевой  ставки  НДС таких товаров,  вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов подает копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение. 

    Операции, не признаваемые объектом налогообложения

    В п.2 ст.146 НК  РФ содержится список тех операций, которые не признаются объектом  налогообложения, несмотря на  то обстоятельство, что содержанием  таких операций является передача  права собственности на товары  и результаты работ, а также  выполнение услуг и передача  имущественных прав.

    В первую очередь  к операциям, не признаваемым  в качестве объектов налогообложения,  относятся операции, перечисленные в п.3 ст.39 НК РФ, а именно:

    • передача  основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  организации ее правопреемнику (правопреемникам)  при реорганизации этой организации.  Реорганизация, согласно п.1 ст.57 ГК РФ может быть осуществлена  в форме слияния, присоединения,  разделения, выделения, преобразования;

    • передача  основных средств, нематериальных  активов и (или) иного имущества  некоммерческим организациям на  осуществление основной уставной  деятельности, не связанной с  предпринимательской деятельностью.  Если потом эта некоммерческая организация реализует указанное имущество, полученное ею для осуществления уставной деятельности у нее возникает объект налогообложения в общепринятом порядке;

    • передача  имущества, если такая передача  носит инвестиционный характер (в  частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных  обществ и товариществ, вклады  по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

    • передача  имущественных прав в качестве  вклада в уставный капитал  дочерней организации - согласно  Письму Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина РФ от 12.11.2009 №03-07-11/301;

    • передача  имущества инвестором в рамках  выполнения инвестиционных условий  соответствующего конкурса, а также  - передача имущественных прав в уставный капитал;[4]

    • передача  имущества в пределах первоначального  взноса участнику хозяйственного  общества или товарищества (его  правопреемнику или наследнику), а также участнику простого  товарищества, при выходе (выбытии)  из хозяйственного общества или  товарищества (простого товарищества), а также при распределении  имущества ликвидируемого хозяйственного  общества или товарищества между  его участниками. Надо помнить,  что если при распределении  имущества ликвидируемого хозяйственного  общества или товарищества между  его участниками эти участники  получают что-либо СВЕРХ указанного первоначального взноса - такая стоимостная разница подлежит налогообложению в общепринятом порядке;

    • передача  жилых помещений физическим лицам  в домах государственного или  муниципального жилищного фонда  при проведении приватизации.

    Согласно Федеральному  Закону от 30.06.2008 №108-ФЗ "О внесении  изменений в Федеральный закон  "О концессионных соглашениях"  и отдельные законодательные  акты Российской Федерации"  с 1 октября 2008 года передача  имущества и/или имущественных  прав по концессионному соглашению  реализацией не является и  НДС, соответственно, не облагается.

    Налогоплательщик  должен помнить, что если при  оприходовании имущества, впоследствии  использованного для операций, которые  не облагаются НДС, был ранее  произведен вычет НДС - то указанная  сумма должна быть восстановлена к уплате в бюджет.

    Помимо вышеуказанных,  п.2 ст.146 НК РФ выделяет еще  несколько операций, не признаваемых  объектом налогообложения. К таковым относятся:

    • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, а также объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

    • передача  имущества государственных и  муниципальных предприятий, выкупаемого  в порядке приватизации. Приватизация  в настоящий момент осуществляется  согласно Закону от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

    • выполнение  работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, в рамках  выполнения возложенных на них  исключительных полномочий в  определенной сфере деятельности  в случае, если обязательность  выполнения указанных работ (оказания  услуг) установлена законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации,  актами органов местного самоуправления. Например, не является объектом  налогообложения плата, взимаемая  органами юстиции за государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с таковым;

    • операции  по реализации земельных участков (долей в них);

    • передача  имущественных прав организации  ее правопреемнику (правопреемникам).

    Согласно п.1 ст.2 Федерального Закона от 25.11.2009 №281-ФЗ пункт 2 ст.146 НК РФ дополнен положением, что не признается объектом налогообложения оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Отсутствуют также  основания для включения в  налоговую базу по НДС денежных  средств, ошибочно поступивших  на расчетный счет организации  - письмо Минфина РФ от 02.08.2010 № 03-07-11/329.

    Федеральным законом  от 5 апреля 2010 г. №50-ФЗ пункт 2 ст.146 НК РФ дополнен положением, согласно которому не признается  объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение  напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Изменения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

    Налогоплательщики  НДС

    Согласно ст. 143 НК налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Они должны делать расчет НДС, уплачивать его в установленные сроки, выписывать счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок.

    Не признаются  налогоплательщиками НДС организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр в Сочи 2014 года.

    2.2 Ставки налога и порядок исчисления НДС

    В настоящее  время действуют пять ставок  налога на добавленную стоимость.  Три ставки в размерах 0%, 10% и  18% - назовем их основные, а также  две ставки в размерах 10/110 и 18/118 – расчетные[11].

    Рассмотрим, когда  и при каких условиях применяется та или иная ставка НДС.

    Ставка НДС  0%

    Перечень товаров  (работ, услуг), реализация которых  облагается НДС по ставке 0%, содержится в п.1 ст.164 НК РФ.

    В числе таких товаров (работ, услуг):

-экспортируемые товары (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ);

-работы и услуги по  сопровождению, транспортировке,  погрузке и перегрузке экспортируемых  и импортируемых товаров (подп.2 п.1 ст.164 НК РФ);

-работы и услуги, непосредственно  связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный  режим международного таможенного  транзита (подп.3 п.1 ст.164 НК РФ);

-иные товары (работы, услуги), предусмотренные п.1 ст.164 НК РФ.    Ставку 0% при реализации товаров (работ, услуг), которые перечислены в п.1 ст.164 НК РФ, вы сможете применить, если представите в налоговый орган подтверждающие документы. Их перечень содержится в ст.165 НК РФ.

    Подтверждающие  документы вы должны представить  в налоговый орган вместе с  разд.5 налоговой декларации по  НДС, утвержденной Приказом Минфина  России от 07.11.2006г. №136н (п.10 ст.165 НК РФ).

    Ставка НДС  10%

    Налогообложение  по ставке НДС 10% производится в следующих четырех случаях:

1)  при реализации продовольственных  товаров, предусмотренных подп.1 п.2 ст.164 НК РФ и Перечнем, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №908;

2)  при реализации товаров  для детей, предусмотренных подп.2 п.2 ст.164 НК РФ и Перечнем, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №908;

3)  при реализации периодических  печатных изданий и книжной  продукции в соответствии с  Перечнем, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от 23.01.2003г. №41 (подп.3 п.2 ст.164 НК РФ);

4)  при реализации медицинских  товаров, предусмотренных подп.4 п.2 ст.164 НК РФ.

    Ставка НДС  18%

    Ставка НДС  18% применяется во всех случаях,  особо не оговоренных ст.164 НК РФ.

    Ставка НДС  18% не применяется при реализации  товаров (работ, услуг), предусмотренных  п.1,2,4 ст.164 НК РФ. Налогообложение  указанных товаров (работ, услуг)  осуществляется соответственно  по ставкам 0%, 10% или с использованием расчетных налоговых ставок.

    Расчетные ставки  НДС

    По налогу на  добавленную стоимость установлены  две расчетные ставки, которые  соответствуют ставкам 10% и 18%. Расчетные ставки определяются  как процентное отношение основной  налоговой ставки (10% или 18%) к налоговой  базе, принятой за 100 и увеличенной  на соответствующий размер налоговой  ставки (10% или 18%) (п.4 ст.164 НК РФ).

    Таким образом,  расчетные ставки определяются по следующим формулам:

    1) 18 / (100 + 18);

    2) 10 / (100 + 10).

    Согласно п.4 ст.164 НК РФ расчетные ставки применяются в следующих случаях:

  1) при получении денежных  средств, связанных с оплатой  товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.162 НК РФ;

  2) при получении авансов  в счет предстоящей поставки  товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;

  3) при удержании налога налоговыми агентами;

  4) при реализации имущества,  приобретенного на стороне и  учитываемого с налогом в соответствии с п.3 ст.154 НК РФ;

  5) при реализации сельскохозяйственной  продукции и продуктов ее переработки  в соответствии с п.4 ст.154 НК РФ;

  6) при передаче имущественных  прав в соответствии с п.2-4 ст.155 НК РФ.

    При совершении  облагаемых НДС операций вы, будучи  налогоплательщиком НДС, обязаны исчислить сумму налога.

    Сумма НДС определяется  как произведение налоговой базы  и ставки налога (п.1 ст.166 НК РФ).

    Налог исчисляется так: НДС = НБ х С,

    где НБ - налоговая  база;

    С - ставка налога.

    Если вы осуществляете  операции, которые облагаются по  разным ставкам НДС, то вы  обязаны учитывать такие операции  раздельно (абз.4 п.1 ст.153 НК РФ).

    Для этого вам  необходимо:

    1) определить налоговую  базу по каждому виду операций, облагаемых по разным ставкам;

    2) исчислить отдельно суммы налога по каждому виду операций;

    3) суммировать  результаты.

    Следовательно,  при раздельном учете налог  исчисляется так:

    НДС = (НБ1 х С1) + (НБ2 х С2) + (НБ3 х С3),

    где НБ1, НБ2, НБ3 - налоговая база по каждому виду операций, которые облагаются НДС по разным ставкам;

    С1, С2, С3 - ставки налога, например 18%, 10% или 18/118.

    Таким образом,  сумма налога напрямую зависит  от размера налоговой базы  и применяемой по данной операции  ставки НДС.

    По итогам налогового  периода вы обязаны исчислить  общую сумму налога. Здесь действуют два основных правила:

1) общая сумма НДС исчисляется  по тем операциям, по которым  налоговая база определена. Момент  ее определения должен приходиться  на данный налоговый период (ст.167, п.4 ст.166 НК РФ);

2) по итогам налогового  периода общая сумма НДС исчисляется  в отношении операций, которые  предусмотрены подп.1-3 п.1 ст.146 НК РФ, а именно:

Информация о работе Налог на добавленную стоимость сущность понятие и функции