Налог на добавленную стоимость сущность понятие и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание

Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие - косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ...4
1.1. Понятие добавленной стоимости и особенности её налогообложения…..4
1.2. Роль НДС в формировании бюджета РФ………………………………..…5
2. Характеристика НДС и его элементов……………………………..……….....6
2.1 Объект НДС и его плательщики…………………………..………….………6
2.2 Ставки налога и порядок исчисления НДС……………….…………….…..14
Заключение ………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………...….23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 57.11 Кб (Скачать документ)

- реализации товаров (работ,  услуг) и имущественных прав (подп.1 п.1 ст.146 НК РФ);

- передачи товаров (выполнения  работ, оказания услуг) для  собственных нужд (подп.2 п.1 ст.146 НК  РФ);

- выполнения СМР для  собственного потребления (подп.3 п.1 ст.146 НК РФ).

   Кроме того, когда  вы исчисляете общую сумму  налога, вы должны учесть все  изменения, которые увеличивают  или уменьшают налоговую базу  в данном налоговом периоде (п.4 ст.166 НК РФ).

Порядок исчисления налога

    Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями-производителями товаров (работ, услуг), а также заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за приобретенные (оприходованные)  материальные ресурсы, товары (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки обращения. Для данной категории плательщиков установлен единый механизм исчисления НДС.

    Следовательно,  для того чтобы правильно определить  сумму налога, подлежащего к оплате  в бюджет, необходимо в полном  объеме и своевременно рассчитать  сумму: НДС полученного от покупателей,  НДС уплаченного поставщиками. При  определении сумм НДС полученных  необходимо учитывать, что к  ним относятся не только налог,  исчисленный с реализации товаров  (работ, услуг), на также налог исчисленный в соответствии с действующим законодательством по другим облагаемым оборотам. К ним относятся:

    -  суммы полученных авансовых платежей;

    -  суммы полученных штрафов, пеней, неустоек;

    -  налог, начисляемый в соответствии со спец расчетами;

    - прочие средства, получение которых обусловлено  расчетами за поставленные товары (работы, услуги) – финансовая помощь, пополнение спец фондов и т.д.

    Что касается  периода, в котором должны быть  учтены все перечисленные показатели, то он определяется по следующим правилам:

    -  в отношении  реализации товаров (работ, услуг)  – в момент реализации согласно  выбранного в целях налогообложения  метода определения выручки «по оплате» либо «по отгрузке».

    -  в отношении  иных средств – в момент их получения.

    При исчислении  сумм НДС подлежащих зачету  необходимо учитывать, что не  все суммы НДС, уплаченные предприятием  по приобретенным товарам (работам,  услугам), могут быть отнесены к зачету. НДС, подлежащий зачету, будет равен разнице между всей суммой НДС уплаченного предприятием поставщикам (в том числе НДС уплаченный на таможне при ввозе товаров) и суммой НДС, которая зачету не подлежит. К зачету не подлежат следующие суммы уплаченного НДС:

    - по товарам  (работам, услугам), использованным  на непроизводственные

    нужды, а также  по приобретаемым служебным легковым автомобилям и

    микроавтобусам;

    -   по товарам  (работам, услугам), использованным  при изготовлении

    продукции и  осуществлении операций, освобожденных  от налога в соответствии  с  п.1 ст.5 Закона «О НДС» за исключением  операций по реализации драгоценных  металлов, освобожденных от налога;

    - по строительным  работам, выполненным подрядчиком или хозяйственным способом;

    -  суммы НДС   в части превышения норм -  по  расходам, связанным с

    содержанием   служебного автотранспорта, компенсацией  за использование для служебных  поездок личных легковых автомобилей,  затратами на командировки, представительскими  расходами, относимым на себестоимость  продукции (работ, услуг). В пределах  норм;

    -   по материальным  ценностям (работам, услугам), приобретенным для

   производственных  нужд у организаций розничной торговли или населения;

    -  суммы НДС  в части превышения установленных лимитов расчета

    наличными средствами  – при приобретении материальных  ценностей (работ, услуг) для  производственных нужд  за наличный  расчет у организации0изготовителя,оптовой и другой организации, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручению.

    Следующим важным  требованием для исчисления НДС,  подлежащих зачету, является определение  периода времени, в котором  указанные суммы должны быть возмещены.

    По общему правилу  для отнесения уплаченных сумм к зачету необходимо

    выполнение следующих условий:

    -  произошла  фактическая оплата материальных ресурсов (работ, услуг);

    - данные ресурсы  были оприходованы (работу выполнены, услуги оказаны).

    Поскольку одним  из условием зачета является  факт оплаты, то нет необходимости  дожидаться момента фактического  отнесения стоимости приобретенных  товаров (работ. услуг) на себестоимость. Однако при этом необходимо помнить, что если материальные ресурсы, по которым произошло возмещение налога, используются в дальнейшем в непроизводственной сфере, имеющей специальные источники финансирования, то делается восстановительная бухгалтерская проводка: Ксч.68, субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость» и Д соответствующих счетов учета источников финансирования.

    Порядок списания  сумм НДС, уплаченных по товарам  в случае осуществления оптовой  торговли и иных операций, имеющих аналогичный порядок исчисления налога осложняется тем, что зачастую торговые операций осуществляются транзитом, т.е. без оприходования товара на предприятии.

    Для правильного  определения суммы НДС, подлежащей  уплате в бюджет, в некоторых  случаях предприятия обязаны  вести раздельный учет затрат  по производству и реализации товаров (работ, услуг).

    Действующее налоговое  законодательство предусматривает  три случая, при которых требуется ведение раздельного учета:

    -   раздельный  учет затрат по производству и реализации облагаемых и

    льготируемых товаров (работ, услуг) необходим для правомерного применения льготы по НДС;

    -   раздельный  учет реализации товаров, облагаемых разными ставками

    (10% и 20%) и сумм  налога по ним в разрезе  применения ставок, необходим предприятиям, реализующим указанные товары (кроме организаций розничной торговли и общественного питания);

    -  раздельный  учет производства и реализации товаров (работ, услуг),

    по которым  представляются дотации из соответствующих бюджетов.

    Исчисление НДС  предприятиями, реализующими товары (работы, услуги) за пределами территории РФ.

    Данный порядок  исчисления НДС касается предприятий,  которые находятся на территории  РФ, но местом реализации их  товаров (работ, услуг) не является  территория РФ. Данные предприятия  несут затраты по производству  этих товаров (работ, услуг)  на территории РФ, но облагаемого оборота у них не появляется.

    В связи с  этим возникает вопрос по отнесению  сумм НДС уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг).

    В отношении  товаров, местом реализации которых  не является территория РФ, вопрос  нормативно не урегулирован. Единственный  случай рассмотренный в практике российского налогового законодательства, касается  операции по реализации предприятиями владельцами продукции морского промысла, добываемой на территории Мирового океана.

    Вопрос об отнесении  уплаченных сумм НДС по материальным  ресурсам, работам, услугам, использованным  при оказании услуг и работ,  местом реализации которых не  является территория РФ рассматривается в Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39 (последние 2 абзаца п.20). При этом Инструкция устанавливает два механизма исчисления НДС:

    -  по операциям,  при которых местом реализации работ, услуг является

    территория иностранного  государства (дальнего зарубежья);

    -  по операциям,  при которых местом реализации  работ, услуг является территория городов-участников СНГ.

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Заключение

 

    Данная работа  посвящена исследованию НДС - одного из наиболее сложных  в исчислении налогов. Он имеет  огромное фискальное значение, являясь  значительным источником пополнения  доходов бюджета. В то же  время налог на добавленную  стоимость выполняет регулирующую  функцию путем воздействия на  механизм ценообразования. Значение  НДС для отечественной экономики сложно переоценить.

    В результате  рассмотрения и анализа действующей  практики исчисления и взимания  НДС в Российской Федерации  можно сделать следующие выводы.

    НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ, представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

    С появлением  НДС в налоговой системе РФ  косвенные налоги стали открыто  играть решающую роль при мобилизации  доходов в бюджет. В федеральном  бюджете РФ НДС стоит на  первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

    Несмотря на  огромное фискальное значение  данного налога, нельзя отрицать  его регулирующее влияние на  экономику. Через механизм обложения  НДС и, в частности, через  систему построения ставок он  влияет на ценообразование и  инфляцию, так как фактически  увеличивает цену товара на сумму налога.

    Важнейшим элементом  налога, без которого невозможно  исчисление суммы налогового  платежа, является ставка. Налоговые  ставки устанавливаются в законодательном  порядке, они едины и действуют  на всей территории РФ. Основная  ставка установлена на уровне 18%, льготная (для продовольственных  и детских товаров по перечню) - 10%. Применяемый в настоящее время  порядок исчисления налога на  добавленную стоимость очень  сложен. Он тесно связан с учетной  политикой предприятия, содержанием  бухгалтерского и налогового  учета. Он также зависит от  вида деятельности налогоплательщика  и назначения проводимых им  хозяйственных операций. НДС, подлежащий уплате в бюджет определяется как разница между НДС, полученным от покупателей и НДС, уплаченным поставщикам.

    Необходимо отметить, что для правильного исчисления  налога на добавленную стоимость  большое значение имеет корректное, с соблюдением требований налогового  законодательства составление расчетных (учетных) документов.

    Налог на добавленную  стоимость является одним из  важнейших налогов, взимаемых  при пересечении таможенной границы  РФ. Внешнеэкономическая сфера включает  в себя два основных направления  деятельности: экспорт и импорт.

    В частности,  под обложение НДС подпадает  только второе. Существуют достаточно  жесткие требования по отнесению  товаров, работ и услуг к  экспортируемым, а также по документальному подтверждению реального экспорта, что, однако, не исключает появление фактов фиктивного экспорта.

    Проанализировав  действующий механизм обложения  НДС в Российской Федерации,  стало очевидным, что налог  на добавленную стоимость прочно  вошел в налоговую систему  Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось  сразу решить все финансовые  проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать,  что это вряд ли было возможно, так как послужить их решению  может только масштабный комплекс  мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список  использованной  литературы.

1. Конституция Российской  Федерации 12.12.1993г.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) с  изменениями и дополнениями.

3. Алексашенко С. "Западноевропейская  практика использования НДС"//Москва, Экономические науки 2007 г. №  6, стр. 94

4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А. П., Брызгалин В.В. Методы налоговойоптимизации / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2008.

5. Лыкова, Л.Н. Налоги и  налогообложение в России: учебник  – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело. 2007. – 384с

6. НДС:  словарь-справочник  по  налогообложению, (под  ред.  Черновалова Е.А.) //М.: «Филинъ»,  2009г.

7. НДС. Сложные моменты.  Стародубцева И.В.// М.: Налог Инфо, Статус-КВО 97, 2008. — 272 с.

8. Прибыль и НДС.  Аврова И.А.// М.: Бератор-Паблишинг, 2007. — 290 с.

9. Свинухов В.Г.  Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности// Магистр. -2008. -447с.

10. Аборина Г.Г. Проблемы применения НДС // Налоговая политика и практика, 2008 № 5

11. Башкирова. И. Н. Пути совершенствования механизма администрирования налога на добавленную стоимость//Дайджест-финансы.-2009.-№6.- с.18-23

12. Горский И.В. Налоги  в экономической стратегии государства//Финансы.-2008.-№7.-С.36-38.

13. Горский И.В. Налоговая  политика и экономический рост // Финансы.2007.-№1.-С.22-26.

14. Журавлева М.Ю. НДС:  новации 2007-2008 года // Консультант, 2007, №23

15. Лозовая А.Н. Определение  налоговой базы по НДС и  уплата налога налоговыми агентами // Налоговый вестник, 2008 №11

Информация о работе Налог на добавленную стоимость сущность понятие и функции