Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:25, курсовая работа
Целью работы является исследования процесса оценки и управления прибыльностью банка.
Объект исследования - деятельность кредитной организации.
Предмет исследования - оценка и управление прибыльностью банка.
Поставленная цель предусматривает решение задач:
- раскрыть сущность банковской прибыли и ее источники;
- рассмотреть процесс управления прибылью кредитной организации;
- выявить особенности управления рентабельностью кредитной организации.
В процессе исследования использовались общенаучные методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также экономико-статистические методы сбора и обработки информации и др.
Введение 3
Раздел 1. Банковская прибыль и ее источники 5
1.1 Состав и структура доходов кредитной организации 5
1.2 Расходы кредитной организации и их направления 7
1.3 Формирование и использование прибыли кредитной организации 9
1.4 Задачи анализа финансового состояния банка и подходы к его проведению 11
Раздел 2. Управление прибылью кредитной организации 13
2.1 Организация процесса управления прибылью кредитной организации 13
2.2 Система управления прибылью 14
2.3 Способы оценки и регулирования уровня прибыли 15
2.4 Анализы рейтингов отдельных кредитных организаций и российской банковской системы в целом 17
2.5 Оценка финансовых рисков связанных с прибылью кредитной организации 19
Раздел 3. Управление рентабельностью кредитной организации 22
3.1 Проблемы расширения круга операций, ликвидности и доходности кредитной организации 22
3.2 Пути повышения рентабельности кредитной организации в современных условиях 24
Заключение 27
Библиографический список 28
Приложение 30
1.
Спрос на ликвидные средства
банка редко бывает равен их
предложению в какой-либо
2.
Существует дилемма между
Каждый
банк должен самостоятельно обеспечивать
поддержание своей ликвидности
на заданном уровне на основе как анализа
ее состояния, складывающегося на конкретные
периоды времени, так и прогнозирования
результатов деятельности и проведения
в последующем научно обоснованной экономической
политики в области формирования уставного
капитала, фондов специального назначения
и резервов, привлечения заемных средств
сторонних организаций, осуществления
активных кредитных операций.
3.2
Пути повышения рентабельности
кредитной организации
в современных условиях
Вне зависимости от масштабов банка пути повышения рентабельности бизнеса схожи - расширение бизнеса и наращивание кредитного портфеля. Кроме того, банки стараются совершенствовать предоставляемые услуги и разрабатывать новые продукты, при этом не забывая о развитии системы управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов. Основные направления поддержания рентабельности – это жесткий контроль процентной маржи, работа в тех секторах, где банк наиболее конкурентоспособен, поддержание эластичности базы издержек, а также наращивание непроцентных доходов.
В рамках новой рыночной ситуации и ужесточения требований регуляторов банки ищут различные возможности для сокращения затрат: повышение эффективности планирования, эффективности работы точек продаж, сотрудников банка, а также снижение неоперационных расходов.
Для банков же самым важным источником «богатства» - дохода, прибыли и, как следствие, рентабельности бизнеса - является клиентская база. Как отмечают 95% опрошенных банков, дефицита капитала в виде клиентов после кризиса не наблюдается. Более того, у 72% банков количественный состав клиентской базы увеличился. Однако изменилось их качество, то есть клиентов, которых в условиях кризиса можно было кредитовать без потерь, стало меньше.
Уменьшение конкуренции на рынке банковских услуг вряд ли приведет к улучшению качества обслуживания и более дешевым продуктам. Более того, возможна унификация продуктовой линейки, снижение скорости рассмотрения кредитных заявок, бюрократизация системы. Что касается гарантии банковской надежности вследствие консолидации у банков, то были разные мнения.
Вопрос доверия населения к банковской системе России весьма зыбкий. Здесь встает вопрос как о финансовой грамотности самого населения, так и профессионализма кадров банка.
Также
очень важно, чтобы в финансовой
системе был надежный институт, который
смог бы брать на себя риски и
гарантировать сохранность
К 1 января 2012 года уставный капитал банков должен был составить минимум 180 млн рублей. Более того, согласно стратегии развития банковского сектора до 2015 года он должен будет увеличиться до 300 млн рублей. Такое административное повышение уровня капитала банков, естественно, сокращает «здоровую» конкуренцию на банковском рынке.
Ожидаемое замедление экономики в 2012 году, рост процентных ставок, а также рост отчислений в резервы будут оказывать давление на темпы роста банков в следующем году. Акции банков на данный момент торгуются в среднем с 25% дисконтом по прогнозному показателю P/B на 2012 по сравнению с аналогами с развивающихся рынков, что предполагает неплохой потенциал роста в случае улучшения рыночной конъектуры.
С июля 2010 г. Банком России установлено три обязательных норматива ликвидности (Приложение 8). Все коммерческие банки России ежемесячно представляют в ЦБ РФ отчет о состоянии данных показателей.
Вероятность нового кризиса достаточно велика, поэтому все кредитные организации его опасаются, а соответственно поддерживают высокий уровень ликвидности, воздерживаются от долгосрочных проектов, уделяют повышенное внимание риск-менеджменту. Практика стран с развитым банковским сектором показывает, что малые банки способны вполне успешно соседствовать на рынке и даже конкурировать с крупными, находя свои продуктовые, территориальные и другие ниши. «Опыт США (порядка 6 000 действующих банков) и Германии (около 4 000 действующих банков) показывает возможность успешного существования банковских систем с очень большим количеством кредитных организаций»27.
Таким
образом, обеспечение оптимального
уровня ликвидности является постоянной
проблемой в управлении банком и
всегда направлено на увеличение его прибыльности.
Управленческие решения относительно
величины ликвидных средств не могут быть
отделены от иных видов услуг и деятельности
других подразделений банка. Те банки,
руководители которых не уделяют должного
внимания вопросам поддержания ликвидности,
станут новыми жертвами финансовых потрясений
и ответчиками в судебных процессах, связанных
с банкротством. Каждый банк должен разрабатывать,
а затем и применять на практике целую
совокупность мер по поддержанию оптимального
уровня ликвидности, который обеспечивал
бы удовлетворение спроса клиентов банка
на денежные средства и в то же время не
снижал рентабельности активов и прибыль
банка. Совокупность мер и методов, направленных
на поддержание ликвидности банка, можно
определить как методологию управления
ликвидностью. В зависимости от специализации,
особенностей клиентской базы, проводимых
операций и многих других факторов управление
ликвидностью в различных банках существенно
различается. Разумеется, в процессе работы
банка под воздействием изменяющихся
условий функционирования методология
управления ликвидностью должна постоянно
дорабатываться, совершенствоваться и
своевременно модифицироваться, чтобы
адекватно реагировать на конъюнктурные
изменения.
Заключение
Единой, универсальной методики анализа надежности банка не существует (не только в России, но и за рубежом). Поскольку все банки разные (по функциональному признаку, по набору выполняемых операций и услуг, по составу клиентов, по территориальному признаку, по проводимой ими политике на финансовых рынках и т.д.), то единой методики анализа их финансовой устойчивости нет и быть не может.
В мировой банковской практике превалируют два подхода к оценке деятельности коммерческих банков на основе: анализа системы показателей конкретного банка и сравнения их с аналогичными показателями первоклассных банков; рейтинговой оценки, производимой надзорными органами.
В условиях России пока затруднено полноценное использование подобных методов анализа. Это в первую очередь связано с тем, что в нашей стране практически отсутствуют различного рода экспертные службы, которые на профессиональном уровне могли бы заниматься сбором, обобщением, систематизацией и публикацией материалов в масштабах государства, отражающих деятельность коммерческих банков, как это делается в развитых странах мира. Более того, ряд показателей, применяемых в международной практике, не адаптирован для российских банков. В данной связи необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.
Банк
считается устойчивым, если он располагает
достаточным капиталом, имеет ликвидный
баланс, платежеспособен и
Мировая банковская система давно осознала всю сложность процесса управления ликвидностью, и использует полный спектр инструментов для управления этим видом риска. Российской банковской системе еще предстоит разработать национальную систему рейтинговой оценки деятельности банков. Определенное значение здесь может иметь адаптация международного опыта к условиям российского рынка. К сожалению, не все финансовые инструменты нашли применение в российской банковской практике. Возможно, дальнейшее развитие банковской системы в России позволит использовать и их.
Библиографический
список
Приложение
Приложение
1.
Банковская
прибыль
Источник: Материалы сайта http://acost.ru
Приложение 2.
Источник: Материалы сайта http://acost.ru
Приложение 3.
Рейтинги финансовой устойчивости
|