Оценка надежности банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ отечественных и зарубежных методов оценки надежности коммерческих банков.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
- формализовать понятие надежности банка;
- дать характеристику российским и зарубежным методам оценки надежности коммерческих банков;

Содержание

Введение 3
1. Концепция надежности банка 6
2. Российские методы анализа надежности коммерческих банков 8
1.1. Анализ надежности Центральным Банком России 8
1.2. Анализ надежности коммерческого банка на основе рейтинговой системы 12
1.3. Анализ надежности коммерческого банка на основе публикуемой отчетности 17
3. Зарубежный опыт оценки надежности коммерческих банков 23
4. Основные направления совершенствования системы оценки надежности коммерческого банка 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание

 

       Введение

 

      Задача  повышения эффективности банковского  надзора, совершенствования практики риск-менеджмента, повышения транспарентности банковской системы актуализирует поиски новых методов определения надежности кредитных организаций. Применяемые в мировой практике новые методы позволяют приблизиться к поставленной цели, обладая рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами анализа финансового состояния банка.

      В условиях становления в России рыночной экономики банковский сектор приобретает  все большую значимость в системе  экономических отношений. Так, если на заре реформ банки зачастую служили целям обогащения финансовых элит и концентрировали внимание, прежде всего, на проведении спекулятивных операций с инструментами финансового рынка, то на нынешнем историческом витке российские банки повернулись лицом к актуальным задачам, решения которых ждет от них российская экономика, находящаяся в начале стадии роста.

      Вместе  с тем, существенным препятствием формированию цивилизованной банковской системы  в России является проблема недоверия  к существующим кредитным институтам, как со стороны населения, так и со стороны большинства хозяйствующих субъектов. Путей преодоления данной проблемы много, но большинство российских и западных экономистов указывают на необходимость повышения открытости банковской системы и формирования адекватного и доступного инструментария оценки банковских рисков.

      Отдельно  следует упомянуть о важном месте  в экономике, которое занимает Центральный банк, который призван обеспечить устойчивое функционирование банковской системы, стремиться предотвращать на возможно ранней стадии негативные тенденции в работе коммерческих банков и как следствие возможные социально-экономические потрясения. Однако опыт российский банковских кризисов показал, что существующий банковский надзор требует совершенствования.

      Во-первых, до сих пор в России не существует адекватного экономико-математического инструментария анализа и оценки банковских рисков.  
Во-вторых, не уделяется должного внимания соответствию предъявляемых к банкам требованиям контексту меняющихся условий экономической среды, что особенно актуально для реформируемой российской экономики.  
В-третьих, существующий банковский надзор в значительной части ориентирован на обнаружение и констатацию текущих проблем у банков и не выполняет важного прогнозного (пруденциального) предназначения.  
И, наконец, в-четвертых, не уделяется должного внимания оценке финансовой устойчивости банковской системы как единого целого.

      Важным  препятствием развития инструментария анализа и оценки финансовой устойчивости коммерческих банков является отсутствие должной концептуальной проработки самого понятия «надежность банка». Такая ситуация приводит к неизбежной путанице в методологических конструкциях и к противоречивости, получаемых на их основе выводов. Понятие «надежность банка» требует уточнения и четкого определения, причем различным аспектам банковского анализа могут быть свойственны различные определения надежности. Ведя разговор о методиках оценки надежности банка, необходимо четко понимать ее теоретическую сущность и то, какой экономико-математический инструментарий может быть использован для получения ее количественных и иных формализованных оценок.

      В связи с вышесказанным тема курсовой работы является актуальной.

      Целью курсовой работы является анализ отечественных и зарубежных методов оценки надежности коммерческих банков.

      В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

      - формализовать понятие надежности банка;

      - дать характеристику российским  и зарубежным методам оценки  надежности коммерческих банков;

      - определить основные направления совершенствования оценки надежности коммерческих банков.

      Объектом  исследования является банковская система. Предмет исследования – надежность банка.

      Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных  и зарубежных авторов в области финансовой сферы и анализа финансового состояния коммерческих банков, материалы научных конференций, семинаров и совещаний по изучаемой проблематике.

 

       1. Концепция надежности банка

        

      В работах многих отечественных и  зарубежных авторов, посвященных  
банковской тематике, часто используются такие понятия, как «надежность банка», «проблемность банка», «качество работы банка», «финансовая устойчивость банка» и т.д. Вместе с тем, далеко не всегда данным понятиям дается точное определение, предполагая их интуитивную очевидность.  
Работа коммерческих банков, их взаимоотношение между собой, работа с клиентами, взаимоотношение с регулирующими органами во многом зависит от тех оценок, которые им выставляют контрагенты. Но как можно давать оценку, не осознавая, что это такое. Данное положение вещей приводит только к излишней путанице, получению противоречивых, а иногда и просто ложных, выводов, к искаженному восприятию действительности.

      Под надёжностью банка понимается его  способность без задержек и в  любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов.

      Надёжность  банка зависит от множества различных  факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.

      К внешним относятся факторы, обусловленные  воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние  финансового рынка, национальной и  мировой экономики, политический климат в стране,  а также форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным) положением.

      К внутренним относятся факторы, обусловленные  профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями, а также: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, внутренняя политика банка.

        Каждый из субъектов рынка  (ЦБ, коммерческие банки, предприятия  и организации, аудиторские фирмы,  местные и центральные органы власти, физические лица) преследуют собственные цели при анализе финансового состояния банка. Однако общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надёжности банка.

      Анализ  финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов (вкладчиков, акционеров), и внутренний - внутренними аналитическими службами банка.

      Существуют  несколько подходов к анализу  надежности коммерческих банков: со стороны ЦБ, на основе рейтинговой системы и на основе публикуемой отчетности.

 

      2. Российские методы  анализа надежности  коммерческих банков

      1.1. Анализ надежности Центральным Банком России

 

      Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы.

      В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд  функций:

  • разработка и проведение кредитно-денежной политики;
  • регулирование денежного обращения;
  • регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
  • осуществление безналичных расчетов;
  • хранение золотовалютных резервов страны.

      Одной из основных функций ЦБ является надзор за деятельностью коммерческих банков. В успешном решении этой задачи большую роль играет система оценки финансового состояния банка. Такая оценка базируется на:

  • расчете обязательных нормативов;
  • анализе общей финансовой отчетности.

      В последнее время также были разработаны  и рекомендованы к широкому применению:

  • анализ критериев проблемности коммерческих банков;
  • анализ системы показателей деятельности коммерческого банка при принятии решений о выдаче ему кредитов Центробанка.

      Как правило, в текущей работе подразделений ЦБ эти системы оценок используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банка, отчетов о прибылях и убытках, оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровки дебиторско-кредиторской задолженности, другие формы отчетности и имеющаяся информация о деятельности данного коммерческого банка (вплоть до публикаций в печатных изданиях). Так как основным синтезирующим источником информации о деятельности коммерческого банка является баланс, анализ начинается с его «чтения».

      В ходе анализа баланса определяются специализация деятельности банка, состояние ликвидности, доходности степени рискованности отдельных  банковских операций.

      Анализ  упомянутых выше форм отчетности и  другой имеющейся информации о деятельности банка производятся:

      в динамике на ряд отчетных дат в  сравнении с началом года и  другими отчетными датами за период, не менее одного года;

      в сравнении с показателями деятельности других банков региона, имеющих примерно одинаковый размер уставного фонда, собственных средств (капитала).

      Основными направлениями анализ деятельности банка являются:

  1. Соответствие выполняемых банком операций оговоренным в выданной ему Банком России лицензии.
  2. Выполнение банком установленных экономических нормативов (количество случаев нарушений каждого норматива, причин этого, принимаемые меры).
  3. При появлении в балансе банка новых балансовых счетов, ранее им не используемых, а также при значительном (в несколько раз) росте остатков по тем или иным балансовым счетам, значительном удельном весе отдельных балансовых счетов к итогу баланса необходимо рассмотрение правомерности причин этого с получением от банков, при необходимости, дополнительных справок, расшифровок.
  4. Полнота сформированного банком резервного фонда, источники его увеличения. При анализе баланса банка необходимо обращать внимание на источники формирования резервного фонда банка. В резервный фонд могут также перечислятся единовременные взносы акционеров, пайщиков банка (при этом банком должны быть обязательно уплачены налоги на прибыль и на добавленную стоимость), но только на безвозвратной основе.
  5. Достаточность созданного банком резерва на возможные потери по ссудам исходя из качества кредитного портфеля банка.
  6. Анализ структуры доходов, расходов и прибыли коммерческих банков производится на основе отчета о прибылях и убытках и баланса. При анализе доходов (расходов) следует определить удельный вес каждого вида доходов (расходов) в их общей сумме. Динамика доходных (расходных) статей может анализироваться на основе их сравнения с предыдущим периодом или плановыми показателями. Увеличение доли доходов от небанковских операций или прочих доходов свидетельствует об ухудшении качества управления активными операциями банка.
  7. Состояние платежной дисциплины банка: анализ остатков в кассе банка и на его корреспондентском счете в РКЦ, наличие просроченной задолженности по централизованным кредитным ресурсам и полученным межбанковским кредитам, наличие не оплаченных банком исполнительных документов и расчетных (платежных) документов в рублях и иностранной валюте, неудовлетворительных претензий вкладчиков и т.п.

      При анализе деятельности коммерческих банков используются показатели, предусмотренные в Методике системы раннего реагирования по выявлению проблемных банков.

      В методике проблемные банки разбиваются  на три группы:

      Группа 1 – банки, имеющие первые признаки проблемности.

      Группа 2 – банки, испытывающие временные  трудности.

      Группа 3 – банки с первыми признаками банкротства.

      К первой группе относятся банки, имеющие один или несколько из перечисленных ниже признаков:

  1. Убыточная деятельность банка на одну отчетную дату.
  2. Несоблюдение норматива достаточности капитала на отчетную дату.
  3. Недовзнос в фонд обязательных резервов.
  4. Наличие просроченной задолженности свыше 5 % от суммы кредитных вложений.
  5. Наличие информации о резком изменении в составе собственников или руководителей банка.
  6. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 4 даты в течение месяца и более.

      Ко  второй группе относятся банки, имеющие признаки 1-ой группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:

  1. Убыточная деятельность банка на протяжении трех последних месяцев.
  2. Несоблюдение норматива достаточности капитала и других нормативов в течение трех последних месяцев без принятия коррективных мер.
  3. Рост в течение последних трех месяцев удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений (свыше 6 %).
  4. Недостаток созданного резерва на возможные потери по ссудам.
  5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 6 дат и более в течение месяца.

      К третьей группе относятся банки, имеющие признаки 1-й и 2-й группы и один или несколько из перечисленных ниже признаков:

  1. Убыточная деятельность банка на протяжении последних 12 месяцев.
  2. Несоблюдение норматива достаточности капитал и других нормативов в течение последних 12 месяцев без принятия коррективных мер.
  3. Отсутствие положительного аудиторского заключения.
  4. Непрерывное ухудшение в течение последних 12 месяцев качества кредитного портфеля: рост удельного веса просроченной задолженности в общем объеме кредитных вложений при резерве на возможные потери по ссудам ниже 60% от установленного нормативными документами Банка России.
  5. Наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету на 11 дат и более в течение месяца

Информация о работе Оценка надежности банков