Оценка роли денежно-кредитного регулирования Национального Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание

Он выполняет две основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции. Вторая задача центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был бы обеспечен низкий уровень инфляции и при этом не допущена значительная безработица.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО БД.docx

— 96.81 Кб (Скачать документ)

Введение

         Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов.       Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.    Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком с целью обеспечения стабильности цен.      Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:  - официальной ставки рефинансирования;      - уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-   кредитной политики;           - нормативов минимальных резервных требований.    Целью данной курсовой работы является оценка функции Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики.  Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:  - рассмотреть теоретические аспекты Центрального банка, функции и операции;             - дать определение Оценке роли денежно-кредитного регулирования Национального Банка            - проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2011г.                - изложить Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2011 г       Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.          Вторая задача центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля за объемом денежной массы был бы обеспечен низкий уровень инфляции и при этом  не допущена  значительная безработица.        Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Глава 1 Теоретические аспекты  Центрального банка                                                           

1.1 Сущность и функции центральных банков

Банк (от итал. banco — скамья) — финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу [14, 231]. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.    Различают две основные разновидности банков, образующих вместе двухуровневую банковскую систему страны:       1) центральный банк — главный государственный банк страны, основное звено денежно-кредитной системы государства; наделен особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства, регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений;        2) коммерческие банки — чаще всего негосударственные банки, выполняющие широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы, организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению. Основные функции коммерческих банков — прием вкладов и предоставление кредитов, ведение счетов, осуществление безналичных платежей, выплата денег по вкладам, покупка и продажа ценных бумаг, валюты, оказание услуг.    Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.            Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.    Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.   Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.        В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с правом эмиссии банкнот.     Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.            После первой мировой войны государства значительно усилили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях закрепления за собой соответствующих функций стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в частности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, центральные банки других стран, правительство. Таким образом, в процессе исторического развития центральные банки во взаимоотношениях с коммерческими банками перешли от принципов партнерства к принципам властности.  По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, приняв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.            В двухуровневой банковской системе банком первого уровня может являться только Центральный банк. В разных странах он называется по-разному: Государственный, Центральный, резервный, Национальный и т.д.  С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают                           -  государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Россия);                           - акционерные (США, Италия);                   -   смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).       Как правило, во главе Центрального банка стоит директорат со штатными и/или нештатными его членами, которые назначаются правительством или президентом государства на определенный период времени.             Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач центрального банка относятся:                   .  
- разработка и проведение денежно-кредитной политики как совокупности функций по обеспечению покупательной способности денег, поддержке экономической политики правительства (способствовать долгосрочному экономическому росту, сдерживанию инфляции, регулированию занятости населения, выравниванию платежного баланса);  
- надзор за кредитной системой;                        .  
- организация функционирования платежной системы и надзор за нею. Общемировой тенденцией является построение национальных расчетных систем под контролем и надзором центрального банка через единый корреспондентский счет, открываемый в нем, усиление правомочных функций центрального банка по регулированию платежных систем.   Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмечалось, проявляется в использовании эмиссионным банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.          В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка. В их числе:  
- функция эмиссионного банка. Это монопольный вид деятельности данного органа власти. Центральный банк обеспечивает выпуск безналичных и наличных денег;  
- функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником;  
- функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;                 .  
- функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень ее надежности и устойчивости;         . 
- функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

 

1.2 Особенности и  формы организации  центральных банков             

 Исторически существовали два  пути образования центральных  банков. Одни из них стали центральными  в результате длительной исторической  эволюции. Это имело место главным  образом в странах, где капиталистические  отношения возникли сравнительно  рано (в середине XIX – начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции – в 1848 г., Банк Испании – в 1874 г.  В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 – 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. – Банк Японии, в 1946 г. – Банк Англии и Банк Франции.   Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.           После второй мировой войны были созданы государственный эмиссионные институты в ФРГ – Бундесбанк (1957 г.) и Австрии – Резервный банк Австрии (1960 г.).               В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии.                 Организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран неоднородны. Например, во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на 1/4 наличными и на 3/4 государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.   В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции.        После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.    Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.    Банк контролируется казначейством и министерством финансов.     Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк. В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.      После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками. Высший орган банка – Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.  По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:         * Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;     * Акционерные: в США 100% капитала федеральных               резервных банков находится в  собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;              * Смешанные:  в Японии (55% - в собственности  государства и 45% частных лиц)  и в Швейцарии (57% - в собственности  кантонов и 43% частных лиц).   Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).         Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов. Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.                Первая группа –  страны, в которых руководящие  органы центрального банка (Президент  и члены Директората) назначаются  правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.    Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.  В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства. Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику. Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.   В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.         В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства. Пятый фактор независимости центрального банка – наличие законодательного ограничения кредитования правительства. По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ.                               Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.                                          Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства.                                  В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке.       Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны. Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе          С наступлением XX в. начался процесс создания международных банковских организаций. В результате межправительственного соглашения в январе 1930 г. был создан Банк международных расчетов (БМР). Его основателями стали шесть центральных банков и одно финансовое учреждение США. Среди его главных целей — содействие сотрудничеству центральных банков. В настоящее время более 40 центральных банков являются акционерами БМР с правом представительства и голосования на общих собраниях акционеров. Совет директоров БМР состоит из управляющих центральными банками.        Характерен пример деятельности Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Эта система состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ), руководящие органы которого управляют ею, и 12 национальных центральных банков государств — членов Европейского союза. Европейский центральный банк создан в 1999 г., он подотчетен Евро-парламенту  Основная цель ЕСЦБ и ЕЦБ — поддержание устойчивости покупательной способности денежной единицы. Подчиненная цель — поддержка экономической политики Евросоюза. Во исполнение этих целей ЕЦБ проводятся:                                                 .  
-   разработка и реализация денежно-кредитной политики Евросоюза;                - поддержка работы платежной системы;      .  
- надзор за деятельностью финансово-кредитных институтов;  
- мероприятия, обеспечивающие стабильность финансовой системы;  
-  операции с иностранной валютой;    .              .  
-   управление иностранными активами стран — участниц Евросоюза. Операции ЕСЦБ в основном тождественны операциям классических центральных банков. Рефинансирование осуществляется децентрализовано через национальные центральные банки.       Уставом ЕЦБ определены взаимоотношения центральных банков и правительств. В нем закреплено правило, налагающее запрет на получение ЕЦБ каких-либо инструкций от органов Содружества или национальных правительств, а последние обязуются не нарушать принцип независимости ЕЦБ. Устав ЕЦБ обязывает государства в согласованные сроки вносить изменения в национальные правовые системы в целях приведения их в соответствие с уставом ЕЦБ.        Центральные банки Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Российской Федерации в рамках Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества создали в 2001 г. консультативно-совещательный орган с правом принятия решений рекомендательного характера по вопросам, относящимся к компетенции центральных банков, — Совет руководителей центральных банков государств — участников Договора. Его задачей является координация действий центральных банков на национальных валютно-финансовых рынках, развитие платежно-расчетных отношений и др. Рекомендательные решения Совет разрабатывает по следующим направлениям: взаимодействие национальных банковских систем, вопросы денежно-кредитной политики; банковский надзор; платежно-расчетные межстрановые отношения; механизм курсообразования, конвертируемость национальных валют; правовое регулирование банковской деятельности; валютное регулирование и валютный контроль; функционирование информационных банковских систем, их взаимодействие и обмен информацией; обучение кадров и обмен специалистами; другие вопросы, требующие скоординированных действий. В состав Совета входят председатели центральных банков государств — участников Договора. Решения Совета принимаются на основе единогласия.     Для современного этапа развития центральных банков государств характерны:  
- интеграция национальных центральных банков в рамках развития региональных валютных систем (наиболее ярко этот процесс проявляется в Европейской системе центральных банков);  
- увеличение внимания центральных банков к вопросам защиты вкладов и сбережений всех потребителей банковских услуг, проблемам развития реального сектора экономики;                                  .  
- публичность, открытость центральных банков перед законодательными органами, их ежегодные отчеты о своей деятельности, публикация сведений в открытой печати, в Интернете — для широкого круга пользователей. 
 

1.3  Операции и инструменты центральных банков

Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов. А активные – операции по размещению и выдаче банковских ресурсов.          К пассивным операциям центральных банков относятся:    - эмиссия банкнот (доля до 90-95% от всех пассивов) является важным источником ресурсов центрального банка. В наше время отменено золотое обеспечение банкнот. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота;    - прием депозитов кредитных учреждений составляют значительную часть пассивов центральных банков. Центральные банки принимают от коммерческих депозиты, по которым выплачиваются проценты;    - хранение капиталов и резервов коммерческих банков. На счетах центральных банков хранятся средства казначейства (министерства финансов) и других правительственных ведомств. Коммерческие банки открывают в центральных банках беспроцентные корреспондентские счета и специальный резервный счет;         - привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.          К активным операциям центральных банков относятся:    - купля/продажа золота и иностранной валюты;     - учетно-ссудные – купля/продажа и учет государственных и коммерческих векселей и обязательств. Центральные банки предоставляют ссуды правительству и банкам. Для покрытия кассовых разрывов (между текущим поступлением доходов и расходами бюджета) могут быть предоставлены ссуды казначейству сроком не более одного года;   - ломбардное кредитование – ссуды под залог ценных бумаг. Краткосрочные ссуды для поддержания ликвидности коммерческих банков обычно предоставляются центральным банком под залог простых и переводных векселей, государственных ценных бумаг и других активов;  - инвестиционные – долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги. Осуществляются центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных обязательств служит главной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. В портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население. Во-вторых, покупка центральными банками государственных ценных бумаг осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки используют покупку векселей у коммерческих банков. Эта операция называется переучетом, так как центральный банк осуществляет вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Другой метод расширения ликвидности коммерческих банков – покупка у банков государственных ценных бумаг с обязательством центрального банка последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене;     Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, то есть предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах).        Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.       Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.     Операции центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов. К активным статьям пассива относятся:   - драгоценные металлы;          - средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;              - кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям   резидентам и нерезидентам;                    - ценные бумаги, включая государственные бумаги;       - прочие активы.           К пассивным статьям относятся:                  -  наличные деньги в обращении;          - средства на счетах в Центральном банке, в том числе Правительства,    кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;                      -  средства в расчетах;                              -  капитал;               -  прочие пассивы.          Кредитные операции Центрального банка не ограничиваются суммой аккумулированных кредитных ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на эмиссионной основе независимо от состояния пассивной части своего баланса на дату выдачи кредита. Пассивы Центрального банка автоматически увеличивается по мере предоставления кредита.          Осуществляемые Центральным банком кредитные операции играют подчиненную роль по отношению к организации платежного механизма и денежного обращения страны: они призваны обеспечить наличие остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в сумме, достаточной для бесперебойного функционирования межбанковской системы и удовлетворения потребностей оборота в наличных деньгах.  Кредиты Центрального банка – это основной источник государственного внутреннего долга страны.     Безусловно, непосредственное кредитование предприятий Центральным банком ограничено. Конечно, не каждый предприниматель и далеко не каждое предприятие может получить кредит у центрального банка, это доступно не всем. Кредит выдается хозяйствующим субъектам, обеспечивающим деятельность Центрального банка (включая создание материально-технической базы для выпуска собственной валюты). Практикуется выдача ссуд сотрудникам Центрального банка из средств фонда материального поощрения.       Сохранение стабильной покупательской способности денежной единицы и обеспечение эффективности системы денежных платежей и расчетов – являются основными задачами, которые Центральные банки преследуют в области денежно-кредитной политики.      Кроме того политика Центрального банка является одной из важных частей макроэкономического регулирования, направленного на достижение экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.   Выделяются следующие основные инструменты, которыми оперирует Центральный банк для регулирования денежно-кредитной политики :   -  изменение учетного процента;        -  изменение норм обязательных резервов коммерческих банков;   - операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств).           Вследствие изменения учетного процента происходит регулирование способности коммерческих банков пополнять резервы за счет краткосрочных кредитов Центрального банка. Ставка учетного процента — это ставка процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их денежных резервов и кредитования клиентов. Чем выше учетная ставка центрального банка, тем более высокий процент взимают коммерческие банки за предоставляемый ими кредит, и наоборот.          Обязательный резерв — устанавливаемые законодательными и другими нормативными актами нормы резервирования средств, ресурсов хозяйствующими субъектами, организациями. Между размером резервов и способностью банков к предоставлению кредитов существует взаимосвязь. Рост кредитов, (и обязательств по депозитам), обуславливает необходимость увеличения резервов, и наоборот сокращение кредитов (депозитов) высвобождает резервы.                Поэтому, осуществляя регулирование норм обязательных резервов банков, Центральный банк воздействует на рынок ссудного капитала и кредитные операции.           Операции на открытом рынке — один из элементов осуществления денежно-кредитной политики государства, заключающейся в том, что центральный банк покупает и продает ценные бумаги (векселя, казначейские обязательства, облигации) на открытом рынке, влияя тем самым на курс ценных бумаг и получая прибыль. Посредством таких операций увеличивается или уменьшается объем денежной массы в обращении. На открытом рынке Центральный банк может продавать государственные обязательства в случае, когда преследуется цель ограничения эмиссии денег и ограничения способности банков к предоставлению кредитов и наоборот. Помимо основных инструментов регулирования денежно-кредитных обращений Центральный банк применяет и так называемые селективные методы регулирования, в качестве которых могут выступать:     - установление верхнего предела процентных ставок, уплачиваемых банками по срочным вкладам;          - изменение маржи по сделкам с биржевыми, ценными бумагами и т.д.. В рыночной экономике Центральный банк осуществляет покупку и продажу как отечественной так и иностранной валюты. Когда правительство допускает переменный курс национальной валюты, Центральный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня. Когда правительство осуществляет политику фиксированного валютного курса, Центральный банк продает часть резервов иностранной валюты и покупает отечественную, если прогнозируется девальвация. В случае ревальвации (официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение ее валютного курса) осуществляется обратная операция. Если же правительство допускает ограниченные колебания обменного курса на свою валюту, Центральный банк лишь периодически вступает в «игру», когда изменение курса национальной валюты превышает определенный пороговый уровень.    Таким образом, денежно-кредитная политика — это проводимый правительством страны посредством Центрального банка курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных резервов.           Денежная эмиссия. Эмиссия (от лат. Emissio — выпуск) — выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах [14, 278]. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении. Основные формы эмиссии: эмиссия кредитных денег — банкнот, депозитно-чековая эмиссия, эмиссия ценных бумаг.       Во всех странах с течением времени соответствующим Центральным банком было монополизировано право печати и выпуска денег. Хотя право чеканки монет было частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.    Банкноты только Центрального банка являются неограниченно «законным платежным средством» и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Межбанковские расчеты являются составным элементом платежного механизма государства. Безналичные платежи между субъектами предпринимательской деятельности никак не могут быть завершены в пределах одного банка. Так как, в основном, у субъектов предпринимательской деятельности счета открыты в разных банках, отсюда неминуемо возникают межбанковские расчеты. Они представляют собой систему осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими организациями.                                                    В мировой практике сложились общие принципы организации межбанковских расчетов, которые основаны на следующих моделях:   - по счетам межфилиальных оборотов;       - путем организации корреспондентских отношений между банками;  - через корреспондентские счета в учреждениях Центрального бака;  - через клиринговые учреждения;      Сегодня большинство банков различных стран перешли на электронную систему платежей, которая работает в режиме реального времени и позволяет завершать расчеты между банками в течение операционного дня.          В составе Центральных банков есть такое подразделение как расчетная палата, на которую возложено техническое проведение межбанковских расчетов на основе электронных технологий. Расчетная палата построена по двухуровневому принципу:          - Центральная расчетная палата, которая подчиняется непосредственно Центральному банку;           - Региональные расчетные палаты, которые являются структурными подразделениями территориальных управлений Центральных банков.           В центральной расчетной палате открываются технические счета региональных расчетных палат, по которым фиксируются проведенные за день операции. Ведение счетов позволяет проводить контроль за правильностью осуществления операций по техническим корреспондентским счетам региональными расчетными палатами. Контроль над деятельностью коммерческих банков является одной из важнейших функций Центрального банка. В условиях рыночной экономики, банки, являющиеся коммерческими предприятиями, вполне могут обанкротиться. А банкротства банков подрывают доверие населения к банковской системе страны в целом и дестабилизируют экономическую ситуацию. Поэтому основной задачей Центрального банка страны является контроль над деятельностью коммерческих банков с целью недопущения банкротства кредитных учреждений. Данная задача реализуется с помощью дифференцированной системы мероприятий, связанных с надзором, контролем, подачей заявок и профилактикой.                          .                                                               Система контроля направлена на сокращение внешних и внутренних банковских рисков. К внешним банковским рискам относятся:    -  риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих обязательств перед клиентами);       -  валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях открытой валютной позиции);      - риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой по кредитам Центрального банка, в условиях фиксированной процентной ставки по предоставленным кредитам);   -  риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка).      Внутренними факторами банковского риска считают коммерческие, связанные с человеческим фактором – квалификация персонала и деловые качества руководителей, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы и др., а также операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи, транспорта и т.п.                                                    Для снижения внутренних рисков проводятся такие процедуры, как лицензирование, аудиторские проверки, инспектирование деятельности коммерческих банков сотрудниками Центрального банка.  Коммерческие банки обязаны ежемесячно предоставлять Центральному банку следующую информацию:      - баланс с приложением расчета экономических нормативов;   - отчет о кредитном портфеле;        - отчет о портфеле ценных бумаг;        - отчет о валюте и валютной позиции;       - отчет о риске процентной ставки;        - отчет о предоставлении и погашении родственными лицами кредита банка.                       Общий надзор распространяется только на стабильно работающие банки, которые финансово устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего законодательства, указания Центрального бака и т.д. Одним словом имеют хорошую репутацию. Его осуществляют региональные управления Центрального банка.                  Интенсивный надзор применяется к тем банкам, которые периодически нарушают экономические нормативы и допускают незначительные другие нарушения, а также не отличаются финансовой стабильностью.                Надзор высокой степени применяется в отношении банков, которые систематически (два и более раз в течение квартала) нарушают экономические нормативы, а также допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое состояние.   Полномочия Центрального банка в устранении нарушений выражаются в следующих мерах:           - обязательность для коммерческих банков выполнения указаний        Центрального банка;           - требования к учредителям банков по финансовому оздоровлению банков, замене их руководителей, реорганизации или ликвидации банков;  - взыскание штрафов;          - повышение норм обязательных резервов;      - назначение временной администрации по управлению банком на   период, необходимый для его финансового оздоровления;     - отзыв лицензий на совершение банковских операций.    Наделение центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций центральному банку необходима обширная сеть региональных учреждений, а так же центральный аппарат.                       Организационная структура центрального банка представлена его основными органами управления, службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции.                              Таким образом, особая роль центрального банка в кредитной системе состоит страны в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией государства, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

 

 

Глава 2 Оценка роли денежно-кредитного регулирования Национального Банка 

2.1 Национальный Банк –  центральный банк страны

Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны и выступают государственными органами экономического управления. Главенствующая их роль обусловлена широкими полномочиями, которые предоставлены им государством.                          Центральный банк является эмиссионным, резервным, кассовым центром страны, обладает правом нормотворчества, контроля, выполняет роль «кредитора последней инстанции», «банка банков», определяет денежно-кредитную и валютную политику; основная цель его деятельности – не извлечение прибыли, а воплощение в жизнь денежно-кредитной политики и руководство кредитной системы страны.                                       Как показывает мировой опыт, наделение центрального банка государством широкими полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы.                        Наделенный государством эмиссионным правом, центральный банк проводит общегосударственную политику стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности.                                                            Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного, платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, то есть денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банков второго уровня.                                          Центральный банк последовательно реализует разные стратегии денежно-кредитного регулирования.                             Центральным банком Республики Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан, который является верхним уровнем банковской системы и представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.                                           Правовая основа деятельности Национального Банка Казахстана основывается на Конституции, на Законе Республики Казахстан « О Национальном Банке Республики Казахстан», Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

Информация о работе Оценка роли денежно-кредитного регулирования Национального Банка