Национальный Банк Казахстана
подотчетен Президенту Республики Казахстан.
Подотчетность Президенту Республики
Казахстан означает: - назначение Президентом
Республики Казахстан с согласия Сената
Парламента Республики Казахстан Председателя
Национального Банка Казахстана; освобождение
его от должности; - назначение на должность
и освобождение от должности Президентом
Республики Казахстан заместителей Председателя
Национального Банка Казахстана по представлению
Председателя Национального Банка Казахстана; -
утверждение Президентом Республики Казахстан
структуры и общей штатной численности,
системы оплаты труда Национального Банка
Казахстана; - утверждение Президентом
Республики Казахстан Положения о Национальном
Банке Казахстана; - утверждение Президентом
Республики Казахстан годового отчета
Национального Банка Казахстана; - утверждение
Президентом Республики Казахстан концепции
дизайна банкнот и монет национальной
валюты – казахстанского тенге; - представление
Национальным Банком Казахстана по вопросам
своей компетенции информации, запрашиваемой
Президентом Республики Казахстан [2].
Национальный банк Казахстана является
юридическим лицом в организационно-правовой
форме государственного учреждения, имеет
самостоятельный баланс и вместе со своими
филиалами, представительствами и организациями
составляет единую структуру. Центральный
аппарат Национального Банка Казахстана
располагается в г.Алматы. Национальный
Банк Казахстана может открывать свои
филиалы и представительства в Республике
Казахстан и за ее пределами.
Основной целью Национального Банка Казахстана
является, обеспечение стабильности цен
в Республике Казахстан.
Для реализации основной цели на Национальный
Банк Казахстана возлагаются следующие
задачи:
1) разработка и проведение денежно-кредитной
политики государства; 2) обеспечение
функционирования платежных систем;
3) осуществление валютного регулирования
и валютного контроля;
4) содействие обеспечению стабильности
финансовой системы.
Основные функции Национального банка
следующие: - проводит государственную
денежно-кредитную политику Республики
Казахстан, является единственным эмитентом
банкнот и монет на территории Республики
Казахстан, эмитирует ценные бумаги; - участвует
в обслуживании государственного долга
Правительства Республики Казахстан по
согласованию с ним и обслуживает государственный
долг Национального Банка Казахстана; -
является кредитором последней инстанции
для банков; осуществляет воздействие
на рыночные ставки вознаграждения на
финансовом рынке; - определяет порядок,
систему и форму осуществления платежей
и переводов денег в Республике Казахстан,
организует, а также осуществляет надзор
(оверсайт) за платежными системами; - осуществляет
валютное регулирование и валютный контроль
в Республике Казахстан и вправе проводить
все виды валютных операций. Уставный капитал
Национального Банка Казахстана принадлежит
государству и формируется в размере не
менее 20 миллиардов казахстанских тенге
путем отчислений от нераспределенного
чистого дохода.
Резервный капитал Национального Банка
Казахстана формируется в размере не менее
уставного капитала, пополняется за счет
нераспределенного чистого дохода и предназначается
исключительно для компенсации потерь
и возмещения убытков по проводимым операциям
в порядке, установленном Правлением Национального
Банка Казахстана.
Национальный Банк Казахстана представляет
собой единую централизованную структуру
с вертикальной схемой подчинения. Органами
Национального Банка Казахстана являются
Правление и Совет директоров (Директорат).
В структуру
Национального Банка Казахстана входят
центральный аппарат, состоящий из департаментов
и других подразделений, филиалы, представительства
и организации.
Председатель Национального Банка Казахстана
назначается Президентом Республики Казахстан
с согласия Сената Парламента сроком на
6 лет. Председатель действует от
имени и представляет без доверенности
Национальный Банк Казахстана в отношениях
с государственными органами, банками,
финансовыми, международными, иностранными
и другими организациями. Председатель
Национального Банка Казахстана наделен
полномочиями принимать оперативные и
исполнительно-распорядительные решения
по вопросам деятельности Национального
Банка Казахстана, за исключением полномочий,
оговоренных настоящим Законом для Правления
Национального Банка Казахстана, заключать
от имени Национального Банка Казахстана
договоры. Председатель Национального
Банка Казахстана ответственен за деятельность
Национального Банка Казахстана.
Председателем Национального Банка Казахстана
на сегодняшний день является Марченко
Г.А. .
Заместители Председателя Национального
Банка Казахстана назначаются Президентом
Республики Казахстан по представлению
Председателя Национального Банка Казахстана
сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения
Председателя Национального Банка Казахстана.
Заместители Председателя представляют
Национальный Банк Казахстана без доверенности,
подписывают документы в пределах своей
компетенции. Заместителями Председателя
Национального Банка Республики Казахстан
на данный момент являются Акишев Д.Т.,
Альжанов Б.А., Галиева Д.Т., Таджияков Б.Ш.
Высшим органом Национального Банка Казахстана
является Правление. Основные функции
Правления Национального Банка Казахстана:
- одобрение государственной денежно-кредитной
политики;
- утверждение нормативных правовых актов
Национального Банка Казахстана, касающихся
отдельных вопросов банковской деятельности,
бухгалтерского учета, платежей и переводов
денег, вексельного обращения, осуществления
валютных операций и надзора за их соблюдением;
- определение номинальной стоимости и
дизайна банкнот и монет на основе утвержденной
Президентом Республики Казахстан концепции,
принятие решения о выпуске банкнот и
монет национальной валюты Республики
Казахстан, замене банкнот и монет при
изменении их дизайна или формы, а также
установление порядка обмена ветхих и
поврежденных банкнот и монет;
- установление официальной ставки рефинансирования;
- утверждение нормативов минимальных
резервных требований для банков, нормативного
правового акта о минимальных резервных
требованиях для банков и другие.
По вопросам, отнесенным к его компетенции,
Правление Национального Банка Казахстана
принимает постановления.
Правление Национального Банка Казахстана
состоит из девяти человек. В состав Правления
Национального Банка Казахстана входят
Председатель Национального Банка Казахстана
и четыре должностных лица Национального
Банка Казахстана, один представитель
от Президента Республики Казахстан и
два представителя от Правительства Республики
Казахстан, а также руководитель уполномоченного
органа.
Члены Правления Национального Банка
Казахстана от Президента Республики
Казахстан, Правительства Республики
Казахстан и Национального Банка Казахстана
назначаются и освобождаются соответственно
Президентом Республики Казахстан, Правительством
Республики Казахстан и Председателем
Национального Банка Казахстана. Национальный
Банк Казахстана координирует свою деятельность
с Правительством Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана и Правительство
обязаны информировать друг друга о предполагаемых
действиях и достигнутых результатах,
имеющих общегосударственное значение,
и проводить регулярные консультации.
Национальный Банк Казахстана учитывает
в своей деятельности экономическую политику
Правительства и содействует ее реализации,
если это не противоречит выполнению его
основных функций и осуществлению денежно-кредитной
политики.
Председатель Национального Банка Казахстана
или один из его заместителей вправе принимать
участие в заседаниях Правительства с
правом совещательного голоса.
Правительство не несет ответственности
по обязательствам Национального Банка
Казахстана, также как и Национальный
Банк Казахстана не несет ответственности
по обязательствам Правительства, за исключением
случаев, когда он принимает на себя такую
ответственность.
Национальный Банк Казахстана может действовать
как банк, финансовый советник и агент
государственных органов по соглашению
с ними. Национальный Банк Казахстана выступает
в качестве финансового советника Правительства
Республики Казахстан при разработке
и реализации политики государственного
заимствования, формировании бюджетной
политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной
политикой государства. Национальный
Банк Казахстана вправе осуществлять
операции с государственными ценными
бумагами, выпущенными по решению Правительства
Республики Казахстан. .
Национальный Банк Казахстана не вправе
приобретать в свою собственность государственные
ценные бумаги центрального уполномоченного
органа по исполнению бюджета при их размещении
на первичном рынке. Центральный уполномоченный
орган по исполнению бюджета согласовывает
с Национальным Банком Казахстана ежемесячные
объемы выпуска государственных ценных
бумаг и погашения государственного долга
Правительства с учетом их воздействия
на ликвидность банковской системы и приоритетов
денежно-кредитной политики, условия допуска
финансовых организаций к первичному
размещению государственных ценных бумаг,
выпущенных по решению Правительства.
Таким образом, Национальный Банк Казахстана
– центральный банк страны и является
единственным органом, определяющим и
осуществляющим государственную денежно-кредитную
политику Республики Казахстан.
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Национального Банка
Национальный Банк Казахстана
является единственным органом, определяющим
и осуществляющим государственную
денежно-кредитную политику Республики
Казахстан. Денежно-кредитная политика
осуществляется Национальным Банком Казахстана
с целью обеспечения стабильности
цен.
Денежно-кредитная политика осуществляется
путем установления: - официальной ставки
рефинансирования; - уровней ставок вознаграждения
по основным операциям денежно-кредитной
политики; - нормативов минимальных резервных
требований; - в исключительных случаях
прямых количественных ограничений на
уровень и объемы отдельных видов операций.
В целях реализации денежно-кредитной
политики Национальный Банк Казахстана
осуществляет следующие виды операций: -
предоставление займов; - прием депозитов; -
валютные интервенции; - выпуск краткосрочных
нот Национального Банка Казахстана; -
покупка и продажа государственных и других
ценных бумаг, в том числе с правом обратного
выкупа; - переучет коммерческих векселей; -
другие операции по решению Правления
Национального Банка Казахстана. Национальный
Банк Казахстана устанавливает официальную
ставку рефинансирования в зависимости
от общего состояния денежного рынка,
спроса и предложения по займам, уровня
инфляции и инфляционных ожиданий.
Национальный Банк Казахстана производит
в соответствии с официальной ставкой
рефинансирования переучет коммерческих
векселей.
Официальная ставка рефинансирования
является ориентиром по ставкам вознаграждения
для основных операций денежно-кредитной
политики. Официальная ставка рефинансирования
Национального Банка на состояние 01.10.2010
г. составляет 7 %.В таблице 2.1. приведены
данные за период 2008- 2010 г.
Таблица 2.1.Официальная ставки Национального
Банка
Дата установ- |
№, дата постановления |
Размер ставки,
% |
ления ставки |
Правления НБК / |
рефинансирования |
РЕПО/ |
(с) |
Cов.Директоров |
(единая) |
Обратное РЕПО |
01.01.2008 |
№144 от 24.12.2007 |
11,0 |
11 |
01.04.2008 |
№20 от 28.03.2008 |
11,0 |
11 |
01.07.2008 |
№53 от 23.06.2008 |
10,5 |
10,5 |
01.10.2008 |
№76 от 22.09.2008 |
10,5 |
10,5 |
01.01.2009 |
№115 от 22.12.2008 |
10,0 |
10,0 |
05.02.2009 |
№ 8 от 04.02.2009 |
9,5 |
9,5 |
01.04.2009 |
№23 от 20.03.2009 |
9,5 |
9,5 |
12.05.2009 |
№41 от 12.05.2009 |
9,0 |
9,0 |
10.06.2009 |
№54 от 10.06.2009 |
8,5 |
8,5 |
10.07.2009 |
№62 от 09.07.2009 |
8,0 |
8,0 |
10.08.2009 |
№72 от 07.08.2009 |
7,5 |
7,5 |
04.09.2009 |
№88 от 04.09.2009 |
7,0 |
7,0 |
01.01.2010 |
№119 от 29.12.2009 |
7,0 |
7,0 |
01.04.2010 |
№17 от 29.03.2010 |
7,0 |
7,0 |
01.07.2010 |
№58 от 25.06.2010 |
7,0 |
7,0 |
|
|
|
|
01.10.2010 |
№79 от 27.09.2010 |
7.0 |
7,0 |
|
В целях регулирования
объемов и ставок вознаграждения
по депозитам и займам банков Национальным
Банком Казахстана используются нормативы
минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных резервных требований
рассчитываются Национальным Банком Казахстана
как процент от суммы обязательств банков.
Структура обязательств банков, принимаемых
для расчета, условия выполнения минимальных
резервных требований и порядок их резервирования,
а также нормативы минимальных резервных
требований устанавливаются Национальным
Банком Казахстана.
Изменение нормативов минимальных резервных
требований вводится в действие не раньше
чем через месяц со дня принятия такого
решения. При нарушении нормативов минимальных
резервных требований банки несут ответственность,
установленную законами Республики Казахстан.
Минимальные резервные требования – это
обязательная доля от суммы обязательств
банка, которую банк поддерживает в виде
наличных тенге в своей кассе и денег на
корреспондентских счетах в Национальном
Банке в национальной и свободно- конвертируемой
валютах (резервные активы).
Для определения минимальных резервных
требований для каждого банка используются
нормативы минимальных резервных требований.
Нормативы минимальных резервных требований
– это доля в процентах от суммы обязательств,
перечень которых установлен Правилами
о минимальных резервных требованиях.
Структуру обязательств банка, принимаемых
для расчета минимальных резервных требований,
составляют внутренние и иные обязательства
банка. Внутренние обязательства банка
– это обязательства банка перед резидентами
по балансовым счетам.
Нормативы минимальных резервных требований
устанавливаются постановлением Правления
Национального Банка отдельно по внутренним
и иным обязательствам.
Минимальные резервные требования на
определенную дату рассчитываются банком,
как сумма резервных требований по внутренним
обязательствам, которые рассчитываются
путем умножения значения норматива резервных
требований по внутренним обязательствам
на величину внутренних обязательств
на определенную дату, и резервных требований
по иным обязательствам, которые рассчитываются
путем умножения значения норматива резервных
требований по иным обязательствам на
величину иных обязательств банка на определенную
дату.
Так на 25.06.2008 г. Национальный Банк Республики
Казахстан распространяет пресс-релиз,
в котором сообщается об изменении нормативов
минимальных резервных требования для
банков второго уровня.
В целях регулирования краткосрочной
ликвидности банков второго уровня Правлением
Национального Банка Республики Казахстан
были изменены нормативы минимальных
резервных требований. Вместо действующих
нормативов в размере 6% по внутренним
обязательствам и 8% по иным обязательствам
вводятся новые нормативы на уровне 5%
по внутренним обязательствам и 7% по иным
обязательствам.
В соответствии с действующим законодательством
нормативы минимальных резервных требований
вводятся в действие не раньше чем через
месяц после принятия такого решения.
Соответственно, новые нормативы вступают
в силу с 29 июля 2008 года.
Снижение нормативов минимальных резервных
требований позволит банкам высвободить,
по оценке, около 90 млрд. тенге. Высвобожденные
средства могут быть направлены на поддержание
кредитной активности банков. Национальный
банк Казахстана в 2009 г. понизил нормативы
минимальных резервных требований для
коммерческих банков. По внутренним обязательствам
минимальные резервные требования снижены
с 2% до 1,5%, по иным обязательствам — с 3%
до 2,5%.
Данная мера позволила предоставить банковской
системе ликвидность в размере 50 млрд
тенге.
В настоящее время нормативы минимальных
резервных требований по внутренним обязательствам
составляют 1,5%, по иным обязательствам
– 2,5%. Пересматривались они в последний
раз в марте 2009 года.При этом в прошлом
году было принято постановление правления
Национального Банка, в котором был установлен
отдельный лимит по минимальным резервным
требованиям для банков, находящихся в
процессе реструктуризации долгов по
решению суда. Для них установлен лимит
0. Данное решение было введено в действие
в ноябре 2009 года.
Покупка и продажа государственных и других
ценных бумаг осуществляется Национальным
Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной
политики.
Национальный Банк Казахстана устанавливает
ставки вознаграждения по основным операциям
денежно-кредитной политики в целях воздействия
на рыночные ставки вознаграждения на
финансовом рынке в рамках осуществляемой
денежно-кредитной политики.
Национальный Банк Казахстана регулирует
общий объем заимствования банков в соответствии
с принятыми ориентирами денежно-кредитной
политики. Порядок, условия предоставления
и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых
банкам займов определяются Национальным
Банком Казахстана. Национальный Банк
Казахстана предоставляет займы как под
обеспечение высоколиквидными и безрисковыми
ценными бумагами и другими активами,
так и без обеспечения на срок не более
одного года. Данный срок может быть продлен
Правлением Национального Банка Казахстана.
При этом Национальный Банк Казахстана
вправе предоставлять банкам займы в качестве
заимодателя последней инстанции в порядке,
на условиях и в сроки, которые установлены
Правлением Национального Банка Казахстана.
2.3 Анализ денежно-кредитной
политики Национального Банка за 2011 г.
В марте 2011 года инфляция
сложилась на уровне 0,5%, а за I квартал
– 3,7%. Ускорение темпов инфляции за 3 месяца
текущего года было обусловлено удорожанием
продовольственных товаров, которые за
этот период выросли в цене на 6,0%. Немаловажным
фактором, оказывающим влияние на инфляцию,
остается рост денежных доходов населения.
При этом влияние роста заработной платы
на инфляцию в 2010 году усилилось, и его
вклад в инфляцию колебался от 22 до 45%.
В рамках обеспечения стабильности цен
Национальный банк продолжает проводить
исследования в области макроэкономических
процессов. В целях определения основных
факторов (причин) и их значимости в поведении
инфляции была разработана модель по факторному
анализу инфляции, сообщает регулятор. .
При разработке данной модели были рассмотрены
такие факторы инфляции, как равновесное
сезонное значение инфляции, инфляционные
ожидания, заработная плата, трансферты
из бюджета, мировые цены на нефть, импортные
цены, обменный курс, денежная масса, отклонение
ВВП от его потенциального уровня. В рамках
данной модели была сделана оценка влияния
данных факторов на инфляцию в 2009-2010 годах.
«Результаты исследования демонстрируют,
что в 2009-2010 годах в среднем порядка 60%
в составе инфляции приходилось на равновесное
сезонное значение инфляции. Данный показатель
отражает слабую конкурентную среду, наличие
монополий и олигополий на отдельных рынках
товаров и услуг, сезонное снижение доступности
или сужение ассортимента потребительских
товаров и услуг для населения. Соответственно,
воздействовать на него мерами денежно-кредитной
политики практически невозможно»,- считают
в Нацбанке. .
«Немаловажным фактором, оказывающим
повышательное влияние на инфляцию, остается
рост денежных доходов населения, связанный
со стабильным ростом заработной платы,
а также с повышением пенсий, пособий,
заработных плат из бюджета в 2009-2010 годах.
В свою очередь, это способствовало нарастанию
инфляционного фона в экономике. При этом
влияние роста заработной платы на инфляцию
в 2010 году усилилось, и его вклад в инфляцию
колебался от 22 до 45%»,- подчеркивается
в исследовании НБРК..
По информации Нацбанка, влияние обменного
курса на инфляцию было незначительным,
за исключением I квартала 2009 года, когда
была проведена девальвация тенге. ..
«Результаты моделирования демонстрируют,
что влияние монетарных факторов (денежная
масса) в 2009 году постепенно снижалось,
а в 2010-м оно было минимальным. Вклад денежной
массы в формирование инфляции снизился
с 9% в среднем за 2009 год до 5% в среднем за
2010-й»,- отмечено в документе.
Таким образом, основной вклад в инфляцию
вносят такие факторы, как рост мировых
цен на нефть и устойчивый рост доходов
населения. А недостаточность конкурентной
среды в производстве товаров и торговле
в республике остается значимым фактором
в формировании инфляционных процессов,
считают аналитики Нацбанка. .
По официальным данным Агентства Республики
Казахстан по статистике, в марте 2011 года
инфляция сложилась на уровне 0,5% (в марте
2010 года – 0,7%). Цены на продовольственные
товары выросли на 0,9% (на 1,2%), на непродовольственные
товары – на 0,2% (на 0,4%) и на платные услуги
– на 0,2% (на 0,2%). .
На рынке продовольственных товаров в
прошедшем месяце в наибольшей степени
подорожали сахар – на 2,7%, мясо и мясопродукты
– на 1,3%, кондитерские изделия и хлебопродукты
и крупяные – на 1,0%, в том числе крупы –
на 6,3% и мука пшеничная – на 1,6%, масла и
жиры – на 0,8%. Яйца стали дешевле на 0,4%,
рис – на 0,2%. .
В группе непродовольственных товаров
цены на медикаменты выросли на 0,4%, на
одежду и обувь – на 0,3%. Дизельное топливо
стало дешевле на 0,1%.
В структуре платных услуг оплата за услуги
жилищно-коммунальной сферы подешевела
на 0,1% (за счет снижения оплаты за содержание
жилья на 2,3% и за сбор мусора – на 1,2%). При
этом электроэнергия и горячая вода подорожали
по 0,3%, а оплата за холодную воду и канализацию
не изменилась. Услуги транспорта стали
дороже на 0,2%, в том числе услуги железнодорожного
транспорта – на 0,8%. .
За I квартал 2011 года инфляция составила
3,7% (в январе-марте 2010-го – 2,9%).
Ускорение темпов инфляции за 3 месяца
текущего года было обусловлено удорожанием
продовольственных товаров, которые за
этот период выросли в цене на 6,0% (в январе-марте
2010 года – на 3,7%). Непродовольственные
товары стали дороже на 0,9% (на 1,1%) и платные
услуги – на 3,6% (на 3,7%)(график 1). .
В марте 2011 года инфляция в годовом выражении
составила 8,6% (в декабре 2010 года – 7,8%).
Продовольственные товары стали дороже
на 12,6% (10,1%), непродовольственные товары
– на 5,3% (5,5%), платные услуги – на 6,7% (6,8%). .
Следует отметить, что в соответствии
с основными направлениями денежно-кредитной
политики на 2011 год главной целью Национального
банка определено обеспечение стабильности
цен в стране и удержание годовой инфляции
в пределах 6-8% по итогам года. Как мы видим,
пока показатель инфляции не превышает
целевого уровня. .
В целом, по словам главного банкира страны,
ситуация на финансовом рынке остается
без изменений. .
«В марте 2011 года международные резервы
страны в целом, включая активы Национального
фонда в иностранной валюте (по предварительным
данным, $33,8 млрд.) выросли на 3,9% и составили
$69 млрд. (с начала года – рост на 17,1%)»,
- говорится в сообщении Нацбанка, распространенном
в среду.
В марте 2011 года произошло увеличение
чистых международных резервов Нацбанка
на 5,3%, до $34,6 млрд. (с начала года рост на
25%). Чистые валютные активы в марте выросли
на 5,9%, активы в золоте снизились на 0,8%,
указывается в пресс-релизе.
Глава 3 Анализ денежно-кредитной
политики центральных банков
3.1 Основы денежно-кредитной
политики, цели и объекты
Денежно-кредитное регулирование
– это осуществление кратко- и
долгосрочных мероприятий по управлению
динамикой денежного оборота. При
этом предполагается применение определенных
мер со стороны государства, прежде
всего в лице независимого центрального
банка, воздействующих на динамику денежного
оборота. Основные цели денежно-кредитного
регулирования: .
На макроуровне выделяют шесть основных
целей денежно-кредитного регулирования:
- поддержание стабильности
цен;
- достижение высокого уровня занятости
(стремление к естественному уровню безработицы,
при котором спрос на труд равен его предложению);
- обеспечение экономического роста;
- обеспечение устойчивости ставки процента
на внутреннем денежном рынке;
- поддержания равновесия на отдельных
сегментах национального финансового
рынка;
- обеспечение устойчивости внутреннего
валютного рынка.
Первая цель денежно-кредитного регулирования
– поддержание стабильности цен – в современных
условиях является определяющей и часто
трактуется как последовательное снижение
уровня инфляции. Уменьшение инфляционных
процессов способствует улучшению инвестиционного
климата в стране, укрепляет тенденцию
долгосрочного экономического роста.
Благодаря постепенному снижению уровня
инфляции возможно: - уменьшение макроэкономических
рисков; - расширение внутреннего кредита; - концентрация
капиталов, необходимых для модернизации
основных фондов и закрепления на этой
основе устойчивых тенденций экономического
роста.
Реализуя государственные и общественные
интересы в области управления денежным
оборотом, система денежно-кредитного
регулирования составляет ее организационный
блок и призвана обеспечивать: - удовлетворение
потребностей и повышение эффективности
деятельности участников денежного оборота; - защиту
и достижение баланса интересов участников
денежного оборота, повышение качества
оказываемых услуг; - создание механизмов,
позволяющих снизить влияние негативных
(проинфляционных) процессов в денежном
обороте; - формирование необходимого объема
денежных ресурсов и привлечение инвестиций; - развитие
конкурентной среды на денежном рынке
и формирование конкурентных отношений; - расширение
рынка банковских услуг и улучшение их
качества; - совершенствование системы
безналичных расчетов.
Определяющим элементом системы денежно-кредитного
регулирования являются объекты регулирования.
В качестве объектов регулирования денежного
оборота выступают: - спрос на деньги и
предложение денег; - объем и структура
денежной массы, находящейся в обороте; -
скорость оборота денег; - объем кредитов,
предоставляемых участникам денежного
оборота, в том
числе банковской системе; - коэффициенты
денежной (банковской) мультипликации; - объем
и структура денежных доходов и расходов
участников денежного оборота;
- курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное регулирование каждого
из этих важнейших показателей проводится
на определенный срок, который согласуется
с периодом регулирования, устанавливаемым
на различных уровнях государственной
власти.
Большое значение в настоящее время имеет
оценка спроса на деньги и предложение
денег.
Основываясь на показателях, определяемых
на макроуровне, (в целом по стране), участники
денежного оборота независимо друг от
друга составляют планы своей деятельности.
При этом они ориентируются на достижение
равновесия между предложением денег
и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной
перспективе. На микроуровне программа
регулирования со стороны участников
денежного оборота представляет собой
перечень краткосрочных мер и действий,
предпринимаемых для достижения поставленных
долгосрочных целей.
Для этого необходимо:
- создание ситуации определенности в
отношении будущих денежных потоков; формирование
соответствующих показателей денежного
оборота, снижение рисков для инвестиций
участников денежного оборота;
- проведение мероприятий по снижению
издержек участников денежного оборота
и расходованию полученных в результате
экономии средств на возврат займов;
- достижение определенной динамики
денежного оборота для потребителей (пользователей)
банковских услуг.
Процедуры денежно-кредитного регулирования
со стороны государства должны обеспечивать
открытость формирования параметров денежного
оборота.
Повышение профессионализма регулирующего
органа (правительства, министерства финансов
или центрального банка) также являются
важным фактором денежно-кредитного регулирования.
Собственники денежных ресурсов, каковыми
являются министерство финансов или центральный
банк, согласно законодательству располагают
всеми необходимыми полномочиями для
проведения преобразований, результатом
которых должно стать снижение риска инвестирования
и повышение кредитоспособности страны.
Определение стоимостных параметров функционирования
экономики посредством монетарного регулирования
выступает как регулирование предложения
денег и общих ценовых условий предоставления
кредита. Спрос на деньги и их предложение
являются наиболее трудно предсказуемыми
величинами, поскольку количественно
они не могут быть оценены абсолютно точно
и окончательно участниками денежного
оборота. Соответственно все величины
относительные как с точки зрения прогнозирования,
так и с точки зрения регулирования денежного
оборота. Роль государства ограничена
регулированием отношений и защитой прав
участников денежного оборота, установлением
основных его принципов, норм и правил.
Правовое регулирование не должно отменять
права и свободы участников денежного
оборота, а возможные ограничения должны
быть соразмерными и обуславливаться
необходимостью защиты основ конституционного
строя путем соответствующей законодательной
регламентации – определения содержания
прав участников, основных гарантий осуществления
таких прав. Это обеспечит недопущение
возможных ошибок или своевременное их
устранение и тем самым гарантирует реальное
восстановление нарушенных прав.
При правовом регулировании устанавливаются
пределы осуществления прав, то есть возможные
их ограничения, принимаются меры к достижению
разумного баланса конкурирующих прав
и законных интересов. Правовые нормы
этим требованиям часто не удовлетворяют,
поскольку допускают (следовательно, создают
возможность определенных ограничений)
регулирование ведомственными (прежде
всего банковскими) нормативными актами
существенных элементов конституционного
права.
В связи с этим нормативная база государственного
денежно-кредитного регулирования формируется
по следующим направлениям:
- снижение барьеров входа участников
денежного оборота на отдельные
сегменты финансового рынка;
- введение системы регистрации участников
денежного оборота;
- мониторинг их деятельности;
- ограничение административного регулирования.
При регулировании денежного оборота
применяется принцип разграничения действия
норм гражданского и банковского законодательства
в части регламентации отношений по использованию
денег. Регулирование конституционного
права ведомственными нормативными актами
служит основанием неправомерных ограничений
данного права, ставя реализацию права
в зависимость от наличия специального
разрешения.
Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию
регулирования действующих в стране частных
платежных систем, которые обеспечивают
внутрибанковские расчеты, расчеты на
основе межбанковских корреспондентских
отношений, клиринговые (неттинговые)
расчеты.
Благодаря строгой, подчас жесткой правовой
регламентации денежно-кредитного регулирования
вырабатывается действенный механизм
его реализации.
Таким образом, денежно-кредитное регулирование
является одним из элементов экономической
политики государства и представляет
собой совокупность мероприятий, направленных
на изменение денежной массы в обращении,
объема кредитов, уровня процентных ставок
и других показателей денежного обращения
и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитное регулирование нацелено
на достижение стабильного экономического
роста, низкого уровня инфляции и безработицы.
Цель денежно-кредитного регулирования
– поддержание стабильности цен в современных
условиях является определяющей и часто
трактуется как последовательное снижение
уровня инфляции.
Методы денежно-кредитного регулирования
–кредитное регулирование, процентное
регулирование, управление государственным
долгом, валютное регулирование.