3.2 Основные направления
денежно-кредитной политики Республики
Казахстан на 2011 г
В 2011 году Национальный Банк
Республики Казахстан определяет приоритетным
направлением своей деятельности осуществление
денежно-кредитной политики, ориентированной
на обеспечение стабильности цен
и поддержание низкого уровня
годовой инфляции, адекватного складывающимся
макроэкономическим предпосылкам. Несмотря
на то, что основной целью денежно-кредитной
политики Национальный Банк Республики
Казахстан определил стабильность
цен, переход к принципам инфляционного
таргетирования переносится на более
длительные перспективы по мере повышения
эффективности процентных ставок, как
инструментов денежно-кредитной политики
Национального Банка Республики Казахстан.
Будет продолжена работа по совершенствованию
и повышению эффективности инструментов
денежно-кредитной политики и дальнейшему
усилению влияния принимаемых мер на состояние
денежного рынка. По окончании действия
установленного коридора колебаний обменного
курса тенге Национальный Банк Республики
Казахстан перейдет к режиму управляемого
плавающего валютного курса. Это обусловлено
стабильностью национальной валюты, чему
способствует благоприятная ценовая конъюнктура
на основные позиции казахстанского экспорта
на мировых рынках и состояние платежного
баланса. Фундаментальные предпосылки
для девальвации тенге в среднесрочном
периоде отсутствуют. Кроме того, при реализации
2 и 3 сценариев развития экономики ввиду
положительного сальдо платежного баланса
высока вероятность укрепления национальной
валюты. При этом переход к режиму управляемого
плавающего валютного курса не снимает
обязательств Национального Банка Республики
Казахстан по обеспечению стабильности
национальной валюты. Меры Национального
Банка Республики Казахстан будут направлены
на недопущение значительных колебаний
реального курса национальной валюты,
которые могут оказать негативное влияние
на конкурентоспособность отечественного
производства в условиях постоянно меняющейся
мировой конъюнктуры. Национальный Банк
Республики Казахстан будет стремиться
к дальнейшему снижению своего участия
на валютном рынке в целях повышения гибкости
курса тенге. Процентная политика Национального
Банка Республики Казахстан будет направлена
на удержание рыночных ставок на денежном
рынке краткосрочных инструментов в пределах
коридора ставок Национального Банка
Республики Казахстан. При этом дальнейшая
реализация процентной политики будет
направлена на сужение коридора ставок.
Основные усилия Национального Банка
Республики Казахстан будут сосредоточены
на более гибком регулировании нижней
границы коридора ставок (ставки по депозитам
банков, размещаемым в Национальном Банке
Республики Казахстан), по которой осуществляется
изъятие ликвидности банков. Кроме того,
изменение нижней границы коридора ставок
будет определяться динамикой прогнозируемой
инфляции на среднесрочный период. Официальная
ставка рефинансирования, являющаяся
верхней границей коридора, будет определяться
исходя из текущей ситуации на денежном
рынке и уровня инфляции. В 2011 году Национальным
Банком Республики Казахстан будет рассмотрен
вопрос о дифференциации ставок по операциям
Национального Банка Республики Казахстан
в зависимости от сроков и условий. Основными
инструментами регулирования ставок вознаграждения
на финансовом рынке, а также стерилизации
избыточной ликвидности банков останутся
краткосрочные ноты и депозиты банков
второго уровня в Национальном Банке Республики
Казахстан. Эмиссия краткосрочных нот
будет также направлена на поддержание
вторичного рынка государственных ценных
бумаг, формирование кривой доходности
по финансовым инструментам сроком до
1 года. В 2011 году ситуация с ликвидностью
на денежном рынке кардинально не изменится.
В связи с этим, сроки обращения краткосрочных
нот предполагается сохранить на существующем
уровне – 3 и 6 месяцев. При необходимости
Национальный Банк Республики Казахстан
будет предоставлять займы рефинансирования
для поддержания краткосрочной ликвидности
банков. Сроки данных операций останутся
короткими. При этом Национальный Банк
Республики Казахстан не ожидает роста
спроса на данные ресурсы. Также будет
рассмотрена возможность предоставления
ликвидности посредством проведения операций
с международными финансовыми организациями.
В целях повышения эффективности инструментов
по регулированию ликвидности банков
будет рассмотрена возможность возобновления
проведения операций прямого и обратного
РЕПО с банками в секторе автоматического
РЕПО на Казахстанской фондовой бирже.
В 2011 году Национальный Банк Республики
Казахстан начнет работу по совершенствованию
механизма минимальных резервных требований,
повышению эффективности его применения,
главным образом, в части изменения состава
резервных активов. Будет рассмотрен вопрос
исключения из базы резервных активов
банка активов в иностранной валюте. В
среднесрочной перспективе (в 2012-2013 годах)
планируется также рассмотреть вопрос
исключения из состава резервных активов
наличных денег в кассах банков. Для недопущения
значительного ухудшения ситуации с ликвидностью
банков Национальный Банк Республики
Казахстан может рассмотреть вопрос снижения
нормативов минимальных резервных требований.
Достижение цели по инфляции в пределах
6-8% по всем сценарным вариантам будет
обеспечиваться соответствующими мерами
денежно-кредитной политики. Увеличение
избыточного денежного предложения, которое
может повлечь усиление инфляционного
давления, будет сопровождаться ростом
стерилизационных операций Национального
Банка Республики Казахстан. Денежно-кредитная
политика Республики Казахстан будет
адекватна складывающимся макроэкономическим
условиям. Денежное предложение в экономике
будет сохраняться на уровне, соответствующем
росту экономики. Денежно-кредитная политика
Республики Казахстан будет создавать
условия для решения проблемы восстановления
кредитной активности путем гибкого регулирования
ликвидности в банковском секторе. Вместе
с тем, эффективность данных мер будет
зависеть от структурных преобразований
в банковском секторе. Денежно-кредитная
политика Республики Казахстан, в том
числе валютная политика, будет учитывать,
как возможные экономические выгоды, так
негативные последствия и риски для экономики
Республики Казахстан, вытекающие из реализации
договоренностей, достигнутых в рамках
соглашений Единого экономического пространства.
Денежно-кредитная политика Республики
Казахстан будет способствовать выполнению
прогнозов социально-экономического развития
Республики Казахстан. В случае реализации
более благоприятных сценариев развития
экономики (2 и 3 сценарии) в 2011 году, денежно-кредитная
политика в последующие годы будет осуществляться
в рамках основных направлений, определенных
настоящим документом. Основные параметры
денежно-кредитной политики и платежного
баланса, в том числе меры денежно-кредитной
политики, на последующие годы будут уточнены
по результатам 2011 года.
При построении прогноза по
платежному балансу на 2011-2013 годы были
также учтены предположения и
ожидания министерств и ведомств
Республики Казахстан относительно
поступлений иностранных инвестиций
в крупные проекты, имевшихся
на конец сентября 2010 года.
Приложение 1 ПЕРВЫЙ СЦЕНАРИЙ
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инфляция, % |
7,3 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования,
% |
7,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2805 |
2563 |
2673 |
2821 |
изменение в % |
14,5 |
-8,7 |
4,3 |
5,5 |
Денежная масса, млрд. тенге |
8754 |
7910 |
8220 |
8652 |
изменение в % |
16,9 |
-9,6 |
3,9 |
5,2 |
Депозиты резидентов, млрд.
тенгеизменение в % |
7666 |
6917 |
7198 |
7572 |
16,6 |
-9,8 |
4,1 |
5,2 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
7489 |
7489 |
7564 |
7715 |
изменение в % |
-2,0 |
0,0 |
1,0 |
2,0 |
Уровень монетизации экономики,
% |
45,3 |
44,8 |
44,5 |
44,0 |
ВТОРОЙ СЦЕНАРИЙ
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инфляция, % |
7,3 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования,
% |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2805 |
3077 |
3379 |
3698 |
изменение в % |
14,5 |
9,7 |
9,8 |
9,5 |
Денежная масса, млрд. тенге |
8754 |
9673 |
20710 |
11766 |
изменение в % |
16,9 |
10,5 |
10,7 |
9,9 |
Депозиты резидентов, млрд.
тенгеизменение в % |
7666 |
8477 |
9396 |
10331 |
16,6 |
10,6 |
10,8 |
10,0 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
7489 |
7489 |
8238 |
9062 |
изменение в % |
-2,0 |
0,0 |
10,0 |
10,0 |
Уровень монетизации экономики,
% |
45,3 |
45,6 |
46,0 |
46,2 |
|
Заключение
Подводя
итоги курсовой хочется отметить,что денежно-кредитная
политика, основываясь на принципах монетаризма,
проводится в дополнение к фискальной
политики и является тонкой настройкой
экономической конъюнктуры. Основным проводником
денежно-кредитной политики является
Центральный банк страны, который в настоящее
время наиболее активно использует четыре
основных инструмента денежно-кредитного
регулирования: это регулирование объемов
рефинансирования коммерческих банков,
политика обязательных резервов, операции
на открытом рынке и ограничение кредитования. Главными
задачами, стоящими перед всеми центральными
банками, является: Во первых, поддержание
покупательной способности национальной
денежной единицы и стабильности кредитно-банковской
системы страны. Все центральные банки
имеют сходные функции, применяют сопоставимые
инструменты регулирования. Это обусловливает
постепенное сближение их организационных
структур, координацию их деятельности,
а в Западной Европе - формирование единой
денежно-кредитной и валютной политики
стран - участниц ЕС.
Во вторых, денежно-кредитное регулирование,
осуществляемое центральными банками,
являясь одной из составляющих экономической
политики государства, одновременно позволяет
сочетать макроэкономическое воздействие
с возможностями быстрой корректировки
регулирующих мер.
В третьих, в последние десятилетия денежно-кредитная
политика зарубежных стран претерпела
серьезную эволюцию под влиянием изменений
условий воспроизводства общественного
капитала, и прежде всего углубления процесса
интернационализации хозяйственных связей
и постепенного формирования единого
мирового финансового рынка. Отмеченные
тенденции потребовали соответствующих
корректировок во внутренней экономической
политике, в частности ограниченного применения
жестких и автономных методов государственного
регулирования. Это обусловило необходимость
большей гибкости денежно-кредитной политики
и повышения скорости ее реагирования
на изменение рыночных условий, а также
расширения сотрудничества центральных
банков.
В результате изменился характер денежно-кредитной
политики: она стала приоритетной в макроэкономическом
регулировании и ориентированной преимущественно
на методы косвенного воздействия. Первоочередными
целями денежно-кредитной политики стали
ограничение роста денежной массы в обращении
и ослабление инфляционных процессов.
Главным направлением деятельности центральных
банков является регулирование денежного
обращения.
Список использованной литературы
1. http://www.nationalbank.kz – Официальный
сайт Национального Банка Республики
Казахстан
2. Банковское дело. Учебник
для ВУЗов; ред., Лаврушин О.И. - КноРус;
2008 г., [768 с. – 267c.]
3. Борисова Е.И.
Финансирование и кредитование инвестиций
/ УПП – Караганада 2004., [355c. – 204c.]
4. Вешкин Ю.Г. Банковские
системы зарубежных стран. - М.: Экономистъ,
2006 г., [400 с. – 123c.]
5. Годовой отчет
Национального Банка Республики Казахстан
за 2007 г
6. Деньги, кредит, банки. Учебник;
Казак А.Ю., Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н.
и др. - М.: Экономистъ, 2007 г., [656 с. – 49c.]
7. Деньги, кредит,
банки. Учебное пособие для ВУЗов; ред.,
Лаврушин О.И. – КноРус, 2008 г., [560 с. – 198c.]
8. Деньги. Кредит. Банки;
ред., Иванов В.В., Соколов Б.И. - Проспект
Велби, 2008 г., [848 с. – 394c.]
9. «Деньги Кредит
Банки» /под ред. Конакбаева А.Г.: Учебное
пособие.-Караганда,2007.- [223с - 25c.]
10. Есекина Б. Финансовые
механизмы обеспечения устойчивости национальной
экономики. //Финансы Казахстана. – 2004.
– N5
11. Жарковская Е.П., Арендс
И.О. Банковское дело. - Омега-Л, 2006 г., [400
с. - 200c.]
12. Закон Республики Казахстан
от 13 июня 2005 года N 57 «О валютном регулировании
и валютном контроле» (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 12.01.2007г.)
13. Закон Республики Казахстан
от 30 марта 1995 года N 2155 «О национальном
банке Республики Казахстан» (по состоянию
на 28.02.2007г.)
14. Корчагин Ю.А. Деньги.
Кредит, Банки. – Феникс, 2006., [348 с. – 147c.]
15. Лаврушин О.И., Фетисов
Г.Г., Мамонова И. Организация деятельности
Центрального банка. – КноРус, 2008 г., [432
с. – 254c.]
16. Основные направления
денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы
17. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,
Стародубцева Е.Б. Современный экономический
словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,
2007. — [495 с. – 287c.]— (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
18. Регламент работы Правления
Национального Банка Республики Казахстан
19. Регламент работы
Совета директоров Национального Банка
Республики Казахстан
20. Свиридов О.Ю. Деньги,
кредит, банки. 3-е изд. испр. Доп. – МарТ,
2005 г., [488 с. - 344c.]
21. Стародубцева Е.Б.
Основы банковского дела. Учебник. – Форум,
2007 г., [256 с.- 93c.]
22. Тавасиев А.М. Основы
банковского дела. - Маркет ДС, 2006 г., [568
с.-303c.]
23. Турбанов А.В., Тютюнник
А.В. Банковское дело. - Финансы и статистика,
2005 г., [608 с.- 246c.]
24. www.nationalbank.kz – официальный
сайт Национального банка
25. http://www.afn.kz/