Организация и регулирование налично-денежного обращения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
-изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
-проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
-разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3



1. Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь……………………..5



1.1. Денежный оборот и денежное обращение………………………………...5



1.2 Денежная масса. Денежная База. Денежные агрегаты…………………….7



1.3 Регулирование денежного обращения Национальным банком…………13



2.Исследование налично-денежного обращения в РБ………………………...20



2.1 Основные аспекты организации и регулирования

налично-денежного обращения в Республике Беларусь…………………….20



2.2 Анализ и оценка налично-денежного обращения

в Республике Беларусь…………………………………………………………29



3.Пути совершенствования организации и регулирования налично-денежного обращения в РБ…………………………………………38



Заключение………………………………………………………………………44



Список использованных источников…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Моисеев Владимир Владимирович ФК-21.doc

— 844.50 Кб (Скачать документ)

Коммерческий банк сам определяет оптимальный объем избыточных резервов. Недостаток резервов приводит к тому, что банк начинает испытывать затруднения при проведении своих операций, в первую очередь при проведении платежей, и вынужден прибегнуть к заимствованию ресурсов у других банков или у центрального банка. Слишком большой объем избыточных резервов отрицательно сказывается на прибыли банка, так как эти средства в основном не приносят дохода (ни наличные деньги в кассе, ни средства на корреспондентских счетах, по которым в мировой практике обычно не выплачивается процент). Поскольку центральный банк является кредитором для коммерческих банков, он может влиять на уровень их избыточных резервов, ограничивая или увеличивая объемы своих кредитов и изменяя процентные ставки по ним.

Итак, средства, составляющие денежную базу, частично находятся на руках у населения в виде наличности, частично — у банков в виде их резервов, находящихся на счетах в центральном банке. Соотношение между этими компонентами денежной базы зависит от уровня развития банковской и платежной систем, темпов инфляции, динамики доходов населения и т.д. В определенной мере на это соотношение влияет процентная политика банков, как коммерческих, так и центрального. При прочих равных условиях повышение процентных ставок по депозитам стимулирует население увеличивать свои накопления, вследствие чего возрастают банковские резервы.[12, c.46]

Динамика денежной базы оказывает значительное влияние на денежную массу в обращении. При росте величины денежной базы центрального банка происходит увеличение денежного предложения в стране, и наоборот.

Изменение структуры денежной базы также влияет на денежную массу. Например, если при неизменной величине денежной базы центральный банк снизит резервные требования, то уменьшатся обязательные резервы коммерческих банков и возрастут их избыточные резервы. Это приведет к увеличению денежного предложения, так как избыточные резервы являются источниками ресурсов для проведения коммерческими банками активных операций (выдачи кредитов и т.д.), в процессе которых создаются новые депозиты, то есть безналичная денежная масса.

Структура и величина денежной базы оказывают влияние также на величину депозитного и денежного мультипликаторов, которые определяют возможности коммерческих банков в увеличении массы безналичных денег.

Упрощенный баланс центрального банка: Активы: кредиты коммерческим банкам; кредиты правительству; золотовалютные резервы. Пассивы: банкноты в обращении; обязательные резервы коммерческих банков; избыточные резервы коммерческих банков.

 

 

1.3 Регулирование денежного обращения Национальным банком

 

 

Для обеспечения нормального функционирования любой современной экономической системы особая роль принадлежит государству. На протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, государство выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Реализация определенного вида политики связана с разработкой механизмов управления объектом, его регулирования. Механизм регулирования -- это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Основным проводником государственной денежно-кредитной политики является Центральный банк. Чаще всего главной задачей Центрального банка является поддержание стабильности денежной системы и укрепление покупательной способности национальной валюты.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Центральный банк, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Центральный банк особо ответствен за поддержание общего равновесия в сфере денежного обращения, т.к. чаще всего он наделен исключительным правом эмиссии денег. Так же  центральный банк должен создать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя на практике денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, центральный банк должен привлекать следующие инструменты:

1. дисконтную политику (ставки учетного процента)

2. нормы обязательных резервов кредитных заведений;

3. работа на открытом рынке;

4. регламентацию экономических нормативов для кредитных заведений[17, с.348]

 

Рассмотрим более подробно эти формы кредитного регулирования.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке.

Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название как операций на открытом рынке.

Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Другая функция операций на открытом рынке, кроме регулирования процентной ставки, заключается в следующем. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение. Сейчас этот метод используется почти во всех экономически развитых странах, с целью влияния на экономику путем выпуска государственных ценных бумаг.

Если возрастает норма резерва, то кредитное учреждение вынуждено большую, чем прежде часть привлеченных средств отправлять на хранение в центральный банк, а значит, для выдачи кредитов оно будет располагать меньшими средствами. Такая мера приводит, с одной стороны, к обеспечению гарантированной сохранности средств вкладчиков, а с другой к сокращению средств для осуществления инвестиций.

Очевидно, что изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.[18, с.87]

Следующий инструмент - это ограничение кредитования. Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.[16, с.32]

Для осуществления кассового обслуживания кредитных заведений, а также других юридических лиц на территории государства создаются расчетно-кассовые центры при центральном банке. Эти центры создают оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, еще резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы наличностей, не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального Банка России и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Наличные деньги, которые остались в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита лишние деньги переправляются из оборотной кассы в резервные фонды.

Следует рассмотреть такие методы государственного регулирования как политика дешевых и дорогих денег. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального продукта.

Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.[19, с.403]

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении.

Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку. Ранее при административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и ни в коем случае не могла превышаться. В условиях, рыночной экономики директивного планирования не существует, однако центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность, было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и невозможно. Представим, что потребность в наличных деньгах возрастает на окраинах государства с большой территорией. Пока из Центра туда будут доставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придется везти деньги назад в Центр, либо пересылать в ту точку дополнительные суммы денег, которые опять же из-за расстояния могут не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах.

Информация о работе Организация и регулирование налично-денежного обращения в Республике Беларусь