Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
-изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
-проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
-разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь……………………..5
1.1. Денежный оборот и денежное обращение………………………………...5
1.2 Денежная масса. Денежная База. Денежные агрегаты…………………….7
1.3 Регулирование денежного обращения Национальным банком…………13
2.Исследование налично-денежного обращения в РБ………………………...20
2.1 Основные аспекты организации и регулирования
налично-денежного обращения в Республике Беларусь…………………….20
2.2 Анализ и оценка налично-денежного обращения
в Республике Беларусь…………………………………………………………29
3.Пути совершенствования организации и регулирования налично-денежного обращения в РБ…………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………..45
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты, средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за январь-апрель выросла на 15,6% (в том числе за апрель на 13,8%) до Br30 трлн 540,7 млрд на 1 мая 2011 года. В том числе, объем срочных рублевых депозитов составил Br14 трлн 246,7 млрд, увеличившись за январь-апрель на 21,4% (за апрель рост на 12,2%). В их составе средства физлиц - Br6 трлн 946,5 млрд (сокращение на 0,6% за 4 месяца, в том числе за апрель - на 1,6%), юридических лиц - Br7 трлн 300,2 млрд (рост на 53,5% за 4 месяца, в том числе на 29,5% за апрель). При этом в общем объеме срочных рублевых депозитов доля юридических лиц выросла за 4 месяца до 51,2% с 40,5% на 1 января 2011 года.
Рублевые ценные бумаги банков за январь-апрель выросли на 78,3% до 1 трлн 829,4 млрд.
Денежный агрегат М2 - денежная масса в национальном определении (из которого исключены средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) - на 1 мая 2011 года составил Br28 трлн 711,4 млрд, увеличившись за 4 месяца на 13% (за апрель рост на 14%).
На 1 мая доля рублевой денежной массы в широкой денежной массе составила 57,4% против 52,4% на 1 апреля и 52,6% на 1 января 2011 года.
Доля валютных депозитов в широкой денежной массе на 1 мая снизилась до 39,4% с 44,3% на 1 апреля и 44% на 1 января 2011 года. Рублевый эквивалент валютных депозитов за январь-апрель уменьшился на 5,3% (за апрель снижение на 7,3%) до Br20 трлн 958 млрд. В том числе срочные депозиты физлиц на 1 мая составили эквивалент Br12 трлн 62,8 млрд (сокращение на 3,3% за 4 месяца, за апрель снижение на 10,5%), юрлиц - Br4 трлн 30,7 млрд (сокращение на 12,2% за 4 месяца, в том числе на 3% за апрель).
По данным НББ, депозиты в драгметаллах за 4 месяца выросли в 3 раза и составили на 1 мая эквивалент Br50,1 млрд.
В 2010 году ШДМ (агрегат М3) выросла на 31,9%, рублевая денежная масса (агрегат М2*) - на 27,4%.(Прил. 1)
На 2011 год, исходя из прогноза роста ВВП на 9-10%, НББ оценивает прирост ШДМ на уровне 25-28%, рублевой денежной массы - 27-29%.[5]
Таким образом официальной денежной единицей в нашей стране является белорусский рубль. Введение на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ и публикуется в печати. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы.
Конец марта и начало апреля в Беларуси ознаменовалось болезненным ударом для белорусского государства, которое некоторые аналитики назвали 98-м годом, а особо пессимистичные публицисты – 92-м. Суть в том, что объем золотовалютных резервов Нацбанка РБ сократился на 20% за два месяца. Такой объем резервов, $4 млрд, соответствует одному месяцу импорта. Для защиты остающихся резервов НБРБ фактически запретил банкам покупать валюту для удовлетворения спроса населения, что стало одной из причин отсутствия валюты в обменных пунктах.
Кроме этого цены в магазинах стали резко расти, поскольку действующие ограничения стали дополнительными издержками для бизнеса. Из-за сложившихся панических настроев только за март 2011 года население Беларуси скупило 768 миллионов долларов. Это не считая евро, российского рубля, золотых слитков и других ценностей, которые ещё можно было купить за белорусский рубль.
В связи со сложившейся ситуацией Национальный Банк страны приказал всем коммерческим банкам продавать лишь ту валюту, которую они смогли купить у населения. Поскольку чистый отток валюты за месяц составил несколько сот миллионов долларов, купить доллары могли лишь исключительные счастливчики.
Затем, уже в апреле месяце, Нацбанк ограничил продажу золотых и серебряных слитков, а также других ценностей, за белорусские рубли. Это была вынужденная мера, связанная с тем, что люди готовы были взять что угодно, лишь бы не потерять свои деньги из-за резкой девальвации. Этот страх глубоко укоренился в душе белорусов, вызывая в сознании призраки прошлого.
А бояться есть чего: в недалёком 2009-м году белорусский рубль за одну ночь внезапно «просел» на 20 процентов. То есть, 3 года до этого доллар США можно было купить за 2200 рублей, а 2 января – уже за 2800. И если такое падение курса случилось за одну ночь, то никто не может гарантировать стабильность курса белорусского рубля в долгосрочной перспективе. Через некоторое время после этого «происшествия» планка поднялась до 3000 рублей, на которой и продержалась до самых выборов.
Позже Президент приказал установить колебания валютной корзины (евро, доллар, российский рубль) в пределах 8, а потом десяти процентов за год. К верхней границе этого значения белорусы пришли уже в марте 2011 года. Дальше должна была неизбежно последовать девальвация, но Национальный Банк в силу ряда причин(которые официально не раскрываются) отказывается её проводить.
На межбанковском рынке доллар в апреле стоил от 4500 до 6100 рублей. От официального курса он отличался в 1.5-2 раза, то есть жители РБ фактических обеднели в два раза. Хотя, официальный курс Нацбанка РБ составлял чуть более 3000 белорусских рублей.
И это всё происходило. не смотря на то, что множественность курсов приводит к искажениям в экономике. Проще говоря, тем импортерам, которые имеют доступ к официальному курсу, становится выгоднее еще больше импортировать, что противоречит поставленной задаче импортозамещения. Кроме этого, такая ситуация отрицательно сказывается на экспортерах. В результате очень значительной разницы между официальным курсом и тем курсом, который балансирует рынок, экспортеры, вынужденные продавать 30% валютной выручки по официальному курсу и несут дополнительные потери а их прибыль, безусловно, уменьшается. Кроме прочих, появляется еще одна проблема, которая мешает решению проблемы с нехваткой валюты и дестабилизации курса белорусского рубля.
Руководство страны назвало несколько объективных причин, по которым в центре Европы рядовому человеку невозможно свободно купить иностранную валюту. Во-первых, у Беларуси сырьевая экономика, которая вынуждает все основные комплектующие для заводов и фабрик покупать за рубежом. Это также касается и топливно-энергетического сектора, который выживает лишь за счёт давальческой сырьевой политики российского руководства.
Во-вторых, резкий обвал рубля по мнению некоторых специалистов был вызван негативным прогнозом МВФ. Однако его оценки строились, опять-таки, на объективных показателях: ничем не обеспеченный рост зарплат, отсутствие структурных реформ, негативный инвестиционный климат и малое количество средств в резервном фонде РБ
События последних месяцев показывают, что дело было в льготных условиях торговли с Россией и, в последние годы, доступе к иностранному капиталу. Теперь, когда и то и другое преимущество исчезло, вероятность проведения шоковых реформ в этой стране велика как никогда.
Но не только эти факторы спровоцировали валютный кризис . Экономика Беларуси находится сейчас в состоянии, близком к состоянию экономики СССР в 1990–1991 годах: государственная собственность на большей части промышленных предприятий, госрегулирование цен, отсутствие доступа к иностранным кредитам.
Текущие проблемы в белорусской экономике не возникли в одночасье. Основная причина — повышенная концентрированность внешнеторговых потоков. На Россию приходится 85% внешнеторгового оборота Белоруссии. При этом в последнее десятилетие Россия постепенно повышала цены на энергоносители до мирового уровня, а со стороны Белоруссии никаких мер практически не предпринималось.
За это время структура экономики Беларуси не сильно изменилась, оставшись зависимой от постоянно дорожающего импорта, при этом социальная политика властей, направленная на постоянный рост доходов населения, способствовала росту потребительского импорта.
Так же существует еще одна большая проблема – это разбалансированность экономики. Производительность труда не успевает за ростом заработной платы. С начала двухтысячных годов реальные доходы населения выросли в несколько раз. Только за 2006-2010-й год этот рост составил примерно 75%. Что касается производительности труда, то она прирастала, но не столь рекордными темпами как зарплата.
Возможной одной из причин нынешнего кризиса, является осуществление предвыборной кампании, президент Беларуси повысил зарплату бюджетному сектору на 35%. С учётом различных премиальных выплат, этот показатель в отдельных кластерах достигал 50% (правоохранительные органы, чиновники и т.д.).
В то же время, пособия, стипендии, пенсии были повышены минимум на 10 процентов, а то и выше. Иными словами, за ноябрь-декабрь 2010-го годы было роздано огромное количество ничем не обеспеченных белорусских рублей. В долларовом эквиваленте, это значение можно оценить в полтора миллиарда долларов. Власти надеялись, что такая «скромная» сумма будет обеспечена реальными деньгами примерно за год, учитывая среднемесячную чистую скупку валюты населением (она составляла менее 100 миллионов долларов в месяц).
Однако в этот раз, по необъяснимым причинам, жители республики кинулись скупать иностранную валюту. Ну а если это самой валюты не находилось то скупали серебро и золото. Банки оказались к этому не готовы к такому повороту событий.
При ситуации которая сложилась в данный момент в Республике Беларусь в финансовой сфере, и в частности в сфере налично–денежного обращения необходимо принимать решительные меры по решению данной проблемы.
Для решения проблем, стоящих перед белорусской экономикой, необходимо ужесточить макроэкономическую политику, что означает проведение более жесткой фискальной политики, повышение процентных ставок, которые должны быть положительными в реальном измерении, а также сокращение кредитования под госпрограммы. Так же необходимо придерживаться очень дисциплинированной политики в части доходов. Темпы роста экономики замедляются, а это означает замедление поступления ресурсов в бюджет. Доходы бюджета будут расти более медленными темпами а значит придется поумерить «аппетит» в части расходования бюджетных средств.
Девальвация – один из методов решения проблемы которая сложилась в данный момент. Но это радикальный инструмент, который сам по себе не решает проблем. Обычно девальвируют, чтобы увеличить конкурентоспособность своей продукции на внешних рынках. Девальвация для белорусских товаров сама по себе не очень эффективна. Белорусский экспорт номинирован в долларах, поэтому девальвация на него не повлияет никак. Экспорт же в Россию не станет от этого продаваться в больших объемах. Он и без того значителен и составляет около 65% от общего количества в страны СНГ.(Рис 7)
Рисунок 7. Структура экспорта Беларуси
Должен быть принят целый ряд мер, которые позволят стабилизировать ситуацию на валютном рынке.
Эксперты констатируют, что девальвация белорусского рубля в данной ситуации ничего уже не решит. И не важно, сколько будет стоить рубль – 3.100, 6.000 или даже больше. По крайней мере, для белорусской экономики такая мера абсолютно бесполезна.
Одна из главных проблем белорусской экономики это большой разрыв потребления и производства. И это постоянно будет давать о себе знать. Можно постоянно обесценивать валюту, но это не решение проблемы, а скорее попытка её избежать.
Поэтому, бороться надо с причиной кризиса, а не его следствием.
Соответственно надо, либо сокращать потребление(что неприемлемо так как вызовет социальные возмущения), либо наращивать внешнее предложение. Но и в этой ситуации возникает ряд проблем, на решение которых потребуется не месяц, а годы: какие товары производить и как договариваться с соседями, чтобы они эти товары купили?
Белорусская экономика, как любая экспортно-ориентированная, обязана договариваться с соседями. Если никто у тебя не купил, то ты ничего не заработал. Для этого необходимо находиться в постоянных поисках рынков сбыта и налаживать производство конкурентных товаров.
Еще один минус при введение девальвации – это возможное наступление гиперинфляция(масштабная девальвация), а в след за ней обесценение вкладов в национальной валюте и замораживание — в иностранной, остановка производства в связи с недостатком валюты для оплаты импортных комплектующих и массовая безработица.
Следующей мерой которая будет призвана помочь в данной ситуации может стать расширение коридора колебаний курса к корзине валют (доллар США, евро, российский рубль). 5 мая правление Нацбанка приняло постановление № 168, согласно которому с 12 мая коридор колебаний курса белорусского рубля к корзине валют будет расширен с 8% до 12%. Что же даст эта мера? Расширение коридора позволит осуществлять более гибкую курсовую политику. Однако в целом это не изменит ситуацию на валютном рынке. Более того, данная мера не решает тех проблем, которые привели к нынешней ситуации. Расширение коридора в текущий момент, по существу, не имеет большого значения, поскольку тот валютный курс, который балансирует спрос и предложение, значительно слабее, чем тот курс, которого может достигнуть рубль, даже если ослабеет до нижней границы коридора. МВФ по-прежнему настаивает скорейшем выходе на унифицированный валютный курс, а также отмену валютных ограничений, так как административные ограничения по приобретению иностранной валюты или же ограничения в части импорта отрицательно сказываются на экономике, потому что повышают издержки.
Информация о работе Организация и регулирование налично-денежного обращения в Республике Беларусь