Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются вопросы организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка, развитие новых банковских услуг и продуктов, технологий.

Содержание

Введение
1. Организация работы банковской системы республики Беларусь
2. Методика и методология расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
2.1 Характеристика нормативной базы, регулирующей расчетно-кассовые операции
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц в банке
2.3 Организация расчетно-кассового обслуживания физических лиц в банке
3. Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц
3.2 Совершенствование работы по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц

Работа состоит из  1 файл

курсовая дкб.docx

— 27.37 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Организация работы банковской системы республики Беларусь

2. Методика и методология  расчетно-кассового обслуживания  клиентов банка

2.1 Характеристика нормативной  базы, регулирующей расчетно-кассовые  операции

2.2 Расчетно-кассовое обслуживание  юридических лиц в банке

2.3 Организация расчетно-кассового  обслуживания физических лиц  в банке

3. Перспективы развития  расчетно-кассового обслуживания  клиентов банка

3.1 Перспективы развития  расчетно-кассового обслуживания  юридических лиц

3.2 Совершенствование работы  по расчетно-кассовому обслуживанию  физических лиц

 

Введение

Банковская система является необходимой составляющей экономики  каждой страны, это важнейший проводник  государственной экономической  политики во все сферы экономики. И именно благодаря её взаимосвязям со всеми секторами экономики  банковская система во все времена  имела большое значение. В условиях перехода к рынку в банковскую систему Республики Беларусь внеслись элементы конкуренции, обеспечивается ориентация банков на универсальный  характер предоставления услуг, комплексное  обслуживание клиентуры, диверсификация операций.

Важнейшим звеном банковской системы являются коммерческие банки. В процессе их деятельности опосредуется большая часть денежного оборота  в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путём перераспределения  временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса – государства, хозяйствующих субъектов, населения. При этом банки способствуют переливу капиталов из наименее эффективных отраслей национальной экономики в наиболее конкурентоспособные.

Через банки мобилизуются капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и  перестройки производства, строительство  жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению обороту  денег, ускоренным расчетам, переводом  денег, выпуском кредитных орудий обращения  вместо наличных денег. Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной  политики государства, т.к. инструментарии этой политики проводятся через банки.

Совершенствование экономического механизма предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания юридических и физических лиц. Рост платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек денежного обращения и сокращения трудовых затрат.

Данная проблема не может  быть решена при массовом использовании  существующих форм денег, так как  в силу своей физической природы  они имеют предел подвижности, обуславливают  высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивающих непрерывность цепи расчета и затрудняющих контроль за своим движением. Один из основных путей ее решения – это использование, так называемой, «безбумажной» технологии на основе передового опыта развитых стран в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и создания специализированных технических устройств для их автоматической обработки.

В зарубежной экономической  литературе имеется ряд публикаций по отдельным проблемам банковских услуг, связанных с кредитными, расчетными и другими операциями. Особого  внимания требует изучение основных тенденций развития банковских услуг в развитых странах в условиях экономической интеграции и концентрации банковского капитала. Недостаточно изучен современный мировой опыт банковских услуг, в частности, безналичных расчетов и обслуживание частных лиц.

Тема дипломной работы «Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка» является актуальной. В работе рассматриваются вопросы  организации расчетно-кассового  обслуживания клиентов банка, развитие новых банковских услуг и продуктов, технологий.

 

Организация кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь.

Банк самостоятельно разрабатывает  локальный нормативный правовой акт, который должен устанавливать  требования к организации кассовой работы и оформлению совершаемых  операций в банке, его филиалах (отделениях) и структурных подразделениях, созданных  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь, с учетом требований настоящей Инструкции, законодательства Республики Беларусь, а также специфики  работы банка, в том числе объема и разновидностей проводимых операций, возможностей программного обеспечения, наличия филиальной сети, предусмотрев в нем: порядок предварительной подготовки денежной наличности и подкрепления ею филиалов (отделений), а также структурных подразделений, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь; работу с денежной наличностью при использовании банкоматов и иных платежно-расчетных терминалов, осуществляющих прием-выдачу наличных денег, в том числе устройств cash-in (далее – платежно-расчетные терминалы); доставку денежной наличности клиентам и другие операции с денежной наличностью и иными ценностями.

При организации кассового обслуживания клиентов банки должны обеспечивать сохранность ценностей, находящихся  в банке, и соблюдение требований законодательства Республики Беларусь, а также установить контроль над  операционными рисками, возникающими при совершении операций с ценностями.

Для осуществления кассового обслуживания клиентов банка, а также выполнения операций с денежной наличностью  и иными ценностями банки создают  у себя кассовые узлы.

Устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим  требованиям на проектирование зданий банков и обеспечивать нормальные условия  для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность  ценностей, документов и безопасность работников. При этом банки могут  применять индивидуальные технические  решения, которые не противоречат основным техническим требованиям, обеспечивают сохранность ценностей и документов, а также безопасность работников.

Наиболее укрепленным помещением кассового узла должно быть хранилище  ценностей. В качестве хранилища  ценностей могут быть использованы кладовая, сейфовая комната для хранения ценностей в сейфах или отдельные  сейфы, которые должны соответствовать  требованиям законодательства Республики Беларусь и сдаваться под централизованную охрану.

Для хранения ценностей, оставленных  под ответственностью инкассаторов (кассиров), выделяются отдельные сейфы, которые должны находиться в помещениях кассового узла и соответствовать  требованиям законодательства Республики Беларусь. 

Для комплексного обслуживания клиентов и обработки денежной наличности банки могут открывать у себя и в структурных подразделениях банка, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь (далее – структурные подразделения банка), приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов и кассы пересчета денежной наличности.

Банки могут устанавливать банкоматы  или иные платежно-расчетные терминалы  в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Банки, которые взяли в аренду у юридических лиц на основании  заключенных между ними договоров  устройства cash-in, предназначенные для приема платежей от физических лиц за наличные деньги без использования банковских пластиковых карточек, должны соблюдать следующие условия: размещение логотипа банка на корпусе и экране монитора устройства cash-in; отображение на экране монитора устройства cash-in информации, содержащей наименование банка, осуществляющего расчеты, его местонахождение и номер контактного телефона, размер комиссионного вознаграждения и другую информацию, необходимую физическим лицам для проведения платежа; составление чека на бумажном носителе в подтверждение проведения платежа с наличными деньгами и выдача его физическим лицам. Чек, составленный в устройстве cash-in, должен содержать следующую информацию: идентификационный код и адрес, по которому расположено устройство cash-in; наименование банка, осуществляющего расчеты, и его местонахождение, номер контактного телефона; вид платежа (коммунальные платежи, услуги связи мобильного оператора и другие); слова «ОПЛАТА НАЛИЧНЫМИ»; дату и время совершения платежа; сумму платежа; сумму вознаграждения, взимаемую с физического лица при проведении им платежа; сумму, принятую наличными деньгами; другие дополнительные реквизиты, определенные договором между банком и получателем платежа.

Перевозка наличных денег, предназначенных  для работы банкоматов и иных платежно-расчетных  терминалов, а также принятых через  устройства cash-in, осуществляется банками в соответствии с требованиями законодательства.

Целесообразность открытия тех  или иных касс, структурных подразделений  банка, их количество, численность кассовых работников, а также установка  банкоматов или иных платежно-расчетных  терминалов определяются руководством банка. Приказом по банку определяются режим работы касс, структурных подразделений  банка (продолжительность рабочего дня, периодичность и продолжительность  технических и обеденных перерывов) и перечень совершаемых в них  операций, а также порядок документооборота и передачи в банк информации об операциях, совершенных структурными подразделениями банка.

Заполнение кассирами справок  и других документов о проведенных  операциях за день может производиться  с применением компьютерной техники.

У касс банка для всеобщего обозрения  помещаются перечень признаков платежности  банкнот Национального банка  Республики Беларусь, установленный  законодательством Республики Беларусь, перечень признаков платежности  банкнот в иностранной валюте, установленный банком в соответствии с требованиями иностранных банков или банков-посредников, с которыми заключены соответствующие договоры, а также объявление о том, что заявление о недостаче, выявлении неплатежных банкнот и банкнот, имеющих явные признаки подделки, либо банкнот, подлинность которых вызывает сомнение (далее – сомнительные банкноты), не подлежит удовлетворению, если наличные деньги не были пересчитаны клиентом в присутствии уполномоченного для этого представителя банка.

Прием на работу кассовых работников и работников службы инкассации производится в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

С момента принятия на работу с  кассовыми работниками и работниками  службы инкассации заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Вновь принятые кассовые работники  допускаются к самостоятельной  работе с ценностями после принятия от них зачета по знанию требований настоящей Инструкции, иных нормативных  правовых актов Национального банка  Республики Беларусь и локальных  нормативных правовых актов банка, относящихся к их должностным  обязанностям.

Вновь принятые работники службы инкассации допускаются к самостоятельной  работе с ценностями после получения  от территориальных органов внутренних дел разрешения на право хранения и ношения оружия и принятия от них зачета по знанию требований настоящей  Инструкции, иных нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также  локальных нормативных правовых актов банка, относящихся к их должностным обязанностям. При исполнении должностных обязанностей работники службы инкассации должны быть в форменной одежде.

Для оприходования всей поступившей денежной наличности и иных ценностей и совершения расходных кассовых операций в банке создается операционная касса. Руководитель банка письменным приказом определяет лиц (не менее двух), ответственных за сохранность ценностей, на которых возлагаются обязанности, связанные с хранением и совершением операций с денежной наличностью и иными ценностями, находящимися в хранилище операционной кассы банка.

От лиц, ответственных за сохранность  ценностей, принимаются зачеты по знанию требований настоящей Инструкции и  локальных нормативных правовых актов банка и заключаются  договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 

Для осуществления операций с денежной наличностью и иными ценностями лица, ответственные за сохранность  ценностей, обеспечиваются ключами  от хранилищ, металлическими печатями (одноразовыми пломбирующими материалами); кассовые работники и работники  службы инкассации – ключами от индивидуальных средств хранения ценностей, металлическими и каучуковыми (полимерными) печатями (одноразовыми пломбирующими материалами), пломбирами, именными штампами, нумераторами и клише.

Металлические печати, используемые для опечатывания хранилищ, должны иметь следующие реквизиты: полное наименование банка, которому принадлежит  печать, и порядковый номер печати или должность лица, сдающего ценности под централизованную охрану; пломбиры – идентификационный код банка, принятый в соответствующей системе расчетов (далее – идентификационный код), и его порядковый номер; одноразовые пломбирующие материалы – идентификационные номера; клише, используемые для упаковки денежной наличности, – наименование банка или наименование банка и личный код кассира.

Выдача (возврат) кассовым работникам и работникам службы инкассации печатей (одноразовых пломбирующих материалов), штампов, пломбиров, ключей, нумераторов, а также клише осуществляется под роспись в специальном  журнале. Журнал ведется работником, который освобожден от совершения операций с ценностями и назначен ответственным  за регистрацию, выдачу и хранение печатей (одноразовых пломбирующих материалов), штампов, пломбиров, ключей, нумераторов  и клише.

Лица, ответственные за сохранность  ценностей, кассовые работники и  работники службы инкассации обязаны  обеспечивать надлежащее хранение печатей (одноразовых пломбирующих материалов), пломбиров, ключей от хранилищ, штампов, нумераторов и клише, исключающее  какую-либо возможность использования  последних иными лицами.

Все хранилища должны быть пронумерованы  путем проставления на них порядковых номеров и иметь дубликаты  ключей.

Информация о работе Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка