Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:27, курсовая работа
В работе рассматриваются вопросы организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка, развитие новых банковских услуг и продуктов, технологий.
Введение
1. Организация работы банковской системы республики Беларусь
2. Методика и методология расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
2.1 Характеристика нормативной базы, регулирующей расчетно-кассовые операции
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц в банке
2.3 Организация расчетно-кассового обслуживания физических лиц в банке
3. Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц
3.2 Совершенствование работы по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц
Дубликаты ключей от всех хранилищ и
банкоматов вместе с подробной описью
помещаются в упаковку, исключающую
какую-либо возможность
Упаковка с дубликатами ключей может сдаваться на хранение в ближайший банк или храниться у руководителя (заместителя руководителя) банка, если он не является лицом, ответственным за сохранность ценностей.
Банк, принявший дубликаты ключей на хранение, выдает банку, их сдавшему, квитанцию формы 0402370003 согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Квитанция формы 0402370003 является бланком строгой отчетности, ее изготовление, регистрация, использование и уничтожение осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Квитанция формы 0402370003 хранится в сейфе руководителя (заместителя руководителя) банка и учитывается на соответствующем внебалансовом счете в условной оценке 1 рубль. Упаковка с дубликатами ключей, принятая на хранение от другого банка, помещается в хранилище операционной кассы и учитывается на соответствующем внебалансовом счете в условной оценке 1 рубль.
В случае изъятия дубликатов ключей из мест хранения банк, принявший дубликаты ключей на хранение, выдает их на основании квитанции формы 0402370003 и письменного требования, подписанного руководителем (заместителем руководителя) банка и лицами, ответственными за сохранность ценностей, заверенного печатью банка.
2 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
РАСЧЕТНО-КАССОВОГО
2.1 Характеристика нормативной базы, регулирующей расчетно-кассовые операции
Порядок проведения расчетно-кассовых операций физических лиц регулируется действующим законодательством, нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией о банковском переводе, Инструкцией о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, Правилами осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек.
Основным документом, регулирующим банковскую деятельность в целом и расчетно-кассовые операции в частности, является Банковский кодекс Республики Беларусь.
Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
«Правила организации кассовой работы в банках Республики Беларусь», утвержденные 27.12.2001 г. № 345 устанавливают правила работы с ценностями (правила осуществления кассовых операций, определения признаков платежности наличных денег, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей) для кассовых и инкассаторских работников и распространяются на все банки, их филиалы (отделения) (далее - банки), зарегистрированные на территории Республики Беларусь [11, с. 4].
Для осуществления кассового обслуживания клиентов банка, а также выполнения операций с денежной наличностью и другими ценностями банки создают у себя кассовые узлы [11, с. 7].
Устройство и оборудование
кассовых узлов должны соответствовать
техническим требованиям на проектирование
и устройство кассовых узлов в
банках Республики Беларусь и обеспечивать
нормальные условия для работы персонала
и обслуживания клиентов, а также
сохранность ценностей, документов
и безопасность работников. При этом
банки могут применять
Прием и выдача денежной наличности в приходно-расходных кассах осуществляется в порядке, установленном для приходных и расходных касс [11, с. 9].
Кассовый документ составляется в количестве экземпляров, достаточном для совершения операции по всем затронутым ею счетам. Передача приходных и расходных кассовых документов между кассирами и ответственными исполнителями банка производится в порядке, установленном нормативным правовым актом Национального банка Республики Беларусь по организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь [11, с. 11].
Инструкция по организации кассовой работы в Национальном банке устанавливает правила работы с ценностями (правила осуществления эмиссионно-кассовых операций, определения признаков платежности наличных денег, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей) для кассовых и инкассаторских работников главных (Специализированного) управлений, отделений Национального банка Республики Беларусь, Центрального хранилища Национального банка Республики Беларусь, центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь [11, с. 2].
Постановление правления Национального банка РБ от 29.06.2000 №15.6 «Об ответственности за нарушение расчетных операций в РБ» устанавливает меры ответственности в случае нарушения сроков проведения расчетных операций в белорусских рублях на территории РБ.
Платежи клиентов, принятые банком наличными денежными средствами по приходным кассовым документам в течение операционного времени, должны быть зачислены на соответствующие счета получателей средств в тот же день; принятые банком по истечении операционного времени - не позднее следующего операционного дня [5, с. 3].
От 29.03.2001 г. №65 Правлением НБ
были утверждены Правила осуществления
операций с использованием банковских
плавиковых карточек. Они образованы
на основании статей 14, 26, 283 Банковского
кодекса Республики Беларусь и определяют
порядок выпуска в обращение
банками и небанковскими
В настоящее время вопросы, связанные с выпуском и обращением пластиковых карточек в Республике Беларусь, регламентируются Банковским кодексом Республики Беларусь (ст.215, 281-282). Банковским кодексом определено, что выпуск карточек в обращение осуществляется банками. Операции проводятся в пределах полномочий, представленных имеющимися у них лицензиями Национального банка Республики Беларусь, но при этом необходимо представить в Национальный банк уведомление о начале (завершении) операций с пластиковыми карточками.
Держатель карточки – физическое лицо, осуществляющее операции с использованием карточки на основании договора карт-счета, заключенного с банком-эмитентом (см. приложение 10).
Основанием, регламентирующим взаимоотношения учреждений банка и клиента, является договор карт-счета.
Для организации расчетно-
Физическому лицу банк выдает личную карточку. В соответствии с договором карт-счета, заключенным с клиентом, банк может выдать личные карточки физическим лицам, не являющимся клиентами эмитента при наличии заявления и доверенности физического лица.
Ответственность за операции, совершенные держателем карточки по доверенности физического лица – клиента банка, возлагается на данное физическое лицо.
Все учреждения банка обязаны выполнять поручения физических лиц о переводе вкладов (полностью или частично) для зачисления на карт-счета, а также принимать наличные денежные средства для перевода их на карт-счета, открытые в других учреждениях банка. Переводы осуществляются платежным поручением клиента, составленным в 2-х экземплярах (по переводам через систему расчетов не позволяющую передавать все обязательные реквизиты в 3-х экземплярах) в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 г. № 66.
С карт-счета без использования карточки на основании заявления клиента (физического лица) могут быть выданы:
1) остаток средств, если
счет остановлен на основании
заявления клиента о закрытии
счета и сформирован
2) денежные средства, поступившие на остановленный счет до его окончательного закрытия;
3) остаток средств или
его часть по заявлению
4) денежные средства по
доверенности в случаях, когда
клиент вследствие физического
недостатка или болезни не
может получить деньги по
5) денежные средства в
пределах сумм, установленных
6) остаток средств после
смерти клиента, если счет
По карт-счетам клиентов банка допускается предоставление овердрафта. Овердрафт предоставляется физическим лицам, имеющим текущие (расчетные), вкладные счета в банке или получающим постоянные доходы (заработную плату, пенсии, стипендии и другие выплаты), юридическим лицам с устойчивым финансовым состоянием и имеющим долговременные деловые связи с банком.
Карточки, оформленные физическим лицам по доверенности клиента (физического лица) учреждения банка, могут быть выданы под роспись клиенту.
Дубликат карточки выдается в случаях:
1) преждевременного
выхода карточки из строя (
2) утраты ПИН-кода;
3) изменения в
паспорте клиента написания
Расчетный центр пластиковых карт (РЦПК) ведет электронный стоп-лист недействительных карточек по состоянию на конкретную дату и при необходимости обеспечивает рассылку его всем участникам расчетов. Занесение карточек в стоп-лист по инициативе учреждения банка осуществляется на основании разрешительной записи руководителя учреждения банка или уполномоченного им лица и производится в случае:
1) нарушения держателем карточки условий договора;
2) наложения ареста на счет;
3) если банк считает
необходимым приостановить
О занесении карточки в стоп-лист и блокировке операций с ее использованием по инициативе учреждения банка в трехдневный срок письменно уведомляется клиент.
Если карточка утеряна, клиент
(держатель карточки) должен немедленно
известить об этом учреждение банка
по телефону с последующим предоставлением
в установленные договором
Если в установленные договором сроки от клиента (держателя карточки) не поступит письменного подтверждения (заявления), блокировка операций по карточке снимается. Письменное заявление принимается только от владельца счета.
Информация о работе Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка