Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:26, курсовая работа
Мобилизуя и перераспределяя сбережения, способствуя страхованию и диверсификации рыночных рисков, укрепляя корпоративный контроль в реальном секторе экономики, хорошо развитая банковская система оказывает существенное положительное воздействие на эффективность использования ресурсов. А с учетом национальных особенностей, именно банки, являются главным звеном трансформации сбережений в инвестиции в экономике.
ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………….…………...........3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………….……………….……………...4
1.1. Понятие банковской системы.…………………………………………..4
1.2. Становление банковской системы Республики Беларусь…..................7
1.3. Развитие банковского законодательства……………………………….9
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...12
2.1. Организационно-экономическая характеристика банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………..12
2.2. Иностранный капитал в банковской системе Республики Беларусь..14
3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ .…….…………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…………...25
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, называемых финансовыми посредниками. Посредническая функция - важнейшая в деятельности банков. Это, прежде всего посредничество в кредите. Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временно высвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределение фондов осуществляется от кредитора к заемщику при посредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и увеличиваются общие издержки по перемещению средств.
Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов. Организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг. На экономические показатели деятельности банков, в первую очередь мелких и средних, оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.
1.2. СТАНОВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
До 15 декабря 2011 г. датой образования банковской системы в Беларуси было принято считать 3 января 1922 г. – дату начала работы в Минске Белорусской конторы Госбанка при Наркомате финансов Белорусской ССР.
Однако проведенные исследования архивных материалов, изучение коллекций финансовых документов и ценных бумаг позволили получить неопровержимые документальные свидетельства того, что первое банковское учреждение на территории современной Беларуси появилось как минимум на полвека раньше. А именно – 8 января 1870 г., когда был подписан Указ Сената Российской Империи об учреждении в Гомеле городского общественного банка. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси.
Почему же именно небольшой Гомель, а не крупный губернский центр стал первым белорусским городом, имеющим банк? Дело в том, что во второй половине XIX века в Российской Империи, в том числе и на территории современной Беларуси, было развернуто интенсивное железнодорожное строительство. Так, в 1862 г. трасса Петербург – Варшава прошла через Гродно, в 1868 г. на Рижско-Орловской линии отмечены станции Витебск и Полоцк, в 1871 г. дорога Москва – Брест соединила Оршу, Борисов, Минск, Барановичи.
Как и многие другие городские банки, это первое в Беларуси частное коммерческое денежно-кредитное учреждение выдавало долгосрочные займы под заклад городских и строительных участков. Капитал этих банков образовывался из средств городского бюджета, а кредитовались в основном средние и мелкие предприниматели. Кредиты предоставлялись также городской управе, местному земству, а прибыль от операций отчислялась на нужды городского благоустройства и благотворительные цели. Впоследствии свои городские банки, кроме Гомеля, появились также в Полоцке, Витебске, Борисове, Могилеве, Игумене. [3]
Одной из ключевых дат в развитии банковской системы Республики Беларусь является 3 декабря 1921 г., когда Совет Народных Комиссаров БССР принял постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка. Ровно через месяц - 3 января 1922 г. - она начала функционировать. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В предвоенном 1940 г. в Белоруссии функционировало 10 областных контор и 184 отделения Госбанка. В них работали 4087 человек. В первые дни Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 г., белорусская контора Госбанка была эвакуирована в Тамбов. Затем — Караганда, Горький, Гомель. Наконец, в июле 1944 года — возвращение в Минск. [4]
Вскоре после завершения восстановительного периода потребовалась соответствующая перестройка кредитно-денежной системы. Были осуществлены меры, направленные на укрепление связей банка с народным хозяйством, проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их
функции переданы Госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 г. банковская система Белоруссии была представлена учреждениями Госбанка и Промстройбанка СССР
Крупная реорганизация банковской системы была произведена в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские филиалы Госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.
Принципиально новый этап в развитии национальной банковской системы начался с обретением Белоруссией самостоятельности. В декабре 1990 г. приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Республики Беларусь были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь.
Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк (ныне Белинвестбанк), Белпромстройбанк (ныне БПС – Сбербанк), а также Сберегательный банк (ныне Беларусбанк). Эти банки, включая созданный в 1991 г. Приорбанк, образовали группу из шести банков, остающихся до настоящего времени крупнейшими в банковской системе Беларуси.
На рубеже 80 — 90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе и другие коммерческие банки. Максимальным число действовавших в Белоруссии банков было в 1995 г. — 49 банков. Однако постепенное повышение Национальным банком норматива минимального уставного фонда с последующими слияниями банков, несколько банкротств, ликвидаций и самоликвидации снизили к 2000 г. общее число действующих банков более чем в два раза. На 01.01.2012 их количество составляет 31 банк. [5]
1.3. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1 января 2011 г. исполнилось двадцать лет с момента образования Национального банка Республики Беларусь, вступления в силу принятых в декабре 1990 г. Законов “О Национальном банке Республики Беларусь” и “О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь”. Эти два небольших по объему Закона стали фундаментом для проведения Республикой Беларусь самостоятельной денежно-кредитной политики, законодательно закрепив деятельность банков в новых экономических условиях в первое десятилетие существования молодой банковской системы. В них были определены главные цели деятельности и правовой статус Национального банка, закреплены его полномочия в сфере денежно-кредитной политики, регулирования денежного обращения, валютного регулирования, осуществления государственной регистрации банков и надзора за их деятельностью, регулирования кредитного рынка, порядка проведения расчетов, прописаны основные вопросы порядка создания, регистрации банков и лицензирования их деятельности, первые подходы к обеспечению гарантирования сохранности вкладов
граждан в банках.
С момента образования банковской системы Республики Беларусь практически с нуля создавалась необходимая нормативно правовая база. Задача кодифицировать банковское законодательство, то есть свести воедино все нормы, регулирующие достаточно специфическую область экономических и гражданско-правовых отношений — банковские правоотношения, была решена с принятием Банковского кодекса Республики Беларусь 25 октября 2000г. В Кодексе более четко и подробно закреплены не только вопросы деятельности Национального банка, но и банковского надзора, а также урегулированы вопросы порядка проведения банковских операций осуществления расчетов. Последние поправки с дополнениями в кодекс были внесены законом от 14.06.2010 г. № 132-3. [6]
Кроме того, последовательно проводилась работа по разработке и принятию других специальных законодательных актов, необходимых для осуществления банковской деятельности. В частности:
-Закона Республики Беларусь т 9 июля 1999 года № 280-З
“О депозитарной деятельности и центральном депозитарии в Республике Беларусь”;
- Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года 357-З “Об электронном документе”;
- Закона Республики Беларусь от 21 июня 2002 года № 110-З “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”;
- Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-З “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Создавалась необходимая правовая база для включения банков и граждан в систему ипотечного жилищного кредитования
В развитии национального банковского законодательства следует отметить построение системы гарантирования банковских вкладов физических лиц. Работа по ее созданию началась еще в 1998 г. и была завершена с принятием Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 года № 369-З “О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц”. В соответствии с ним для выполнения функций “защитника” вкладчиков Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь от имени государства было создано государственное учреждение “Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц”. Главная цель Агентства — аккумулирование взносов банков и других средств для формирования гарантийного резерва, управление этим резервом и выплата физическим лицам денежного возмещения по их вкладам. [6]
Дополнительным шагом по защите средств вкладчиков стало решение о введении полного гарантирования государством банковских вкладов (депозитов) независимо от размера размещенных денежных средств и количества счетов (вкладов) на одного вкладчика. Оно нашло отражение в Декрете Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 “О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)”. Декрет был подготовлен в связи со сложившейся кризисной ситуацией на мировых финансовых рынках, банкротствами крупнейших финансовых институтов в ряде государств, когда среди населения
страны возникла определенная неуверенность в устойчивости отечественных банков и сохранности размещенных в них вкладов.
Ключевое значение для развития рынков кредита и инвестиций приобрел Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 411-З “О кредитных историях”. В соответствии с Законом функция по ведению кредитного бюро отнесена к компетенции Национального банка. Создание в Республике Беларусь системы получения, формирования, обработки, хранения и предоставления кредитным бюро сведений об исполнении субъектами кредитных историй сделок, заключенных с банками, было обусловлено необходимостью укрепления платежной дисциплины, повышения заинтересованности физических и юридических лиц в своевременном, полном и точном
исполнении обязательств по кредитным сделкам, снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы и институционального развития банковского сектора Республики Беларусь.
В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь отсутствуют специальные акты, регулирующие отношения в сфере потребительского кредитования. Применяются общие положения Гражданского и Банковского кодексов Республики Беларусь о кредите, которые не учитывают всей специфики данной сферы правового регулирования. [6]
Вместе с тем отношения в сфере потребительского кредита детально урегулированы в законодательстве многих зарубежных государств. В странах Европейского союза (ЕС) действует директива 2002/65/EC “Об унификации законодательства в области потребительского кредита”. Практически во всех государствах Европы приняты специальные законы о потребительском кредите. В США Закон “О потребительском кредите” был принят в 1968 г. Внесение аналогичных норм в Банковский кодекс Республики Беларусь будет способствовать оздоровлению рынка потребительского кредитования, развитию конкуренции и увеличению доверия потребителей к системе банковского кредитования.
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Анализируя динамику развития банковского сектора за последнюю пятилетку, можно констатировать следующее.
По состоянию на 01.01.2005 на территории Республики Беларусь было зарегистрировано 35 банков.
Из них 3 банка (ООО “БелБалтия”, ЗАО “БелКомБанк”, ОАО “Белорусский Биржевой Банк”) признаны решениями хозяйственного суда банкротами, и в отношении их открыто ликвидационное производство.[7]
На 01.01.2006 банковская система уже включала 30 действующих банков, имеющих 440 филиалов на территории республики. В дальнейшем происходило сокращение, как банков, так и банковской инфраструктуры. Так, на 01.01.2008 банковский сектор включал 27 банков, а филиальная сеть состояла из 365 филиалов.
На 1 января 2009 г. в Беларуси функционировал уже 31 банк, а на 1 января 2010 г. банковская система страны насчитывала 32 действующих банка. И хотя по-прежнему доминирующие позиции в ней занимали банки государственной формы собственности, структура совокупного уставного фонда банковского сектора в 2009 г. претерпела серьезные изменения. Сохранение привлекательности финансового сектора Республики
Беларусь для иностранных инвесторов (в том числе осуществление продажи ОАО “БПС-Банк” Сбербанку России) обусловило значительный рост в 2009 г. как доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора (с 17 до 27,3%), так и количества
банков, контролируемых иностранным капиталом (с 20 до 23). В то же время доля государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, снизилась с 80,5 до 70%, количество государственных банков сократилось с 5 до 4. При этом доля резидентов негосударственной формы собственности незначительно возросла (с 2,5 до 2,7%), количество частных банков уменьшилось с 6 до 5.
Информация о работе Особенности развития банковской системы в РБ