Особенности развития банковской системы в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

Мобилизуя и перераспределяя сбережения, способствуя страхованию и диверсификации рыночных рисков, укрепляя корпоративный контроль в реальном секторе экономики, хорошо развитая банковская система оказывает существенное положительное воздействие на эффективность использования ресурсов. А с учетом национальных особенностей, именно банки, являются главным звеном трансформации сбережений в инвестиции в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………….…………...........3

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………….……………….……………...4

1.1. Понятие банковской системы.…………………………………………..4
1.2. Становление банковской системы Республики Беларусь…..................7
1.3. Развитие банковского законодательства……………………………….9

2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...12

2.1. Организационно-экономическая характеристика банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………..12
2.2. Иностранный капитал в банковской системе Республики Беларусь..14

3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ .…….…………………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…………...25

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития банковской системы в РБ.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

После осуществленной в конце 2010 г. рекапитализации крупнейших государственных банков доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора возросла с 70 до 73,6% при одновременном снижении доли иностранного капитала с 27,3 до 24,2% и вкладов резидентов негосударственной формы собственности с 2,7 до 2,2%.

Количество государственных банков и банков, контролируемых иностранным капиталом, в 2010 г. не изменилось и составило на начало текущего года соответственно 4 и 23. Вследствие осуществленного слияния ОАО “Белорусский Индустриальный Банк” и ОАО “Технобанк” количество частных банков уменьшилось с 5 до 4. [7]

На 1 января 2012 года в Республике Беларусь зарегистрировано  31 банк, которые  имеют 147 филиалов. Следует отметить, что наиболее крупную филиальная сеть у ОАО «Белагропромбанк» (73 филиала) и  АСБ «Беларусбанк» (43 филиала). 26 банков имеют лицензии предоставляющие право на привлечение вкладов физических лиц, 11  - на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

За 2006-2011 года требования банков к экономике увеличились в 7 раз и на 1 января 2011 г. составили 92,88 трлн. рублей. Соотношение требований банков к экономике к ВВП возросло с 20,3 процента на 1 января 2006 г. до 57 процентов на 1 января 2011 г.

Ресурсы банков в белорусских рублях и иностранной валюте за 2006 – 2010 годы увеличились в 6,2 раза и на 1 января 2011 г. составили 127,54 трлн. рублей. Соотношение ресурсов банков к ВВП выросло с 31,5 процента на 1 января 2006 г. до 78,3 процента на 1 января 2011 г. Однако, несмотря  на существенный рост банковского сектора в рассматриваемый период, его масштабы по-прежнему уступают масштабам банковских систем сопредельных стран.

Проводимая денежно-кредитная политика в значительной мере способствовала росту депозитов в банках. За 2006 – 2010 годы общий объем депозитов физических лиц возрос в 4,2 раза и на 1 января 2011 г. составил 22,96 трлн. рублей. [8]

Совокупный уставный фонд банков на 01.10.2011г. составил 12835,6 млрд. рублей, из них 69,07%  принадлежит государству, 28,89%  - нерезидентам, 2,04% - прочие. 

Активы банковского сектора на 01.10.2011 г. составили порядка 200 трлн. рублей и за предшествующие 12 месяцев увеличились на 87,9%,или на 93,643 трлн. рублей. Такой существенный рост, в первую очередь, обусловлен падением курса белорусского рубля, в пересчете по курсу 01.01.2011 рост активов – на 32,34%.

На 01.11.2011 объем заработанной банковским сектором прибыли (до вычета налогов)  составил 2 522 млрд. бел. руб., рентабельность активов – 1,45%, рентабельность нормативного капитала -   13,16%.  [9].

Необходимо отметить, что банковский сектор Республики Беларусь играл и продолжает играть доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Так, соотношение широкой денежной массы к ВВП, характеризующее общий уровень развития финансового сектора и экономики в целом, в 2010 г. составило 25,9%, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 1,6 процентного пункта. Совокупные активы финансового сектора составили в 2010 г. 62,1% по отношению к ВВП (в 2009 г. — 55,6%), из них 97% приходилось на долю банков, 3% — на долю страховых компаний [7] 

 

2.2. ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

На всех этапах развития национальной банковской системы одной из наиболее актуальных задач является увеличение ее ресурсного потенциала и повышение уровня капитализации банков. В условиях глобализации, интеграции в мировую банковскую систему внешние источники играют в этом отношении важную роль.

Увеличение объемов привлекаемых средств из-за рубежа зависит от совершенствования инвестиционного климата в целом, улучшения имиджа банковской системы страны. Вот почему создание соответствующих условий для привлечения иностранных инвестиций является одним из основных направлений деятельности регуляторов банковской деятельности. Государственные органы в рамках своей компетенции с учетом национальных интересов страны влияют на этот процесс, используя различные инструменты.

Определенный опыт этой работы в Республике Беларусь был накоплен в 2000-х годах. В начале этого периода проблема привлечения внешних инвестиций в банковский сектор страны обострилась, сюда не приходили стратегические инвесторы. Внешний источник пополнения ресурсов банков использовался недостаточно, малой была и доля иностранного капитала в уставных фондах банков, являясь наименьшей среди сопредельных стран Восточной Европы и СНГ. Возрастающие масштабы экономического развития страны требовали от государства принятия мер по либерализации в частности и в целях значительного увеличения финансовых возможностей банков. [10]

Важной явилась инициатива Национального банка об отмене «золотой акции» в банковской сфере. Хотя в истории национальной банковской системы право "золотой акции" не применялось, но сама возможность ее применения отталкивала стратегических инвесторов.  В августе 2007 года международные рейтинговые агентства “Standard & Poor’s”  и “Moody’s Investors Service” присвоили Республике Беларусь значения суверенного кредитного рейтинга. Принципиально важным явилась поддержка Президентом Республики Беларусь в 2006 году предложения Национального банка о пересмотре квоты присутствия иностранного капитала в совокупном уставном фонде банков страны, которая составляла 25%. Во второй половине 2008 года размер квоты был увеличен в два раза до 50 процентов. Перечисленный выше обстоятельства, а также объявление Национальным банком о планах приватизации некоторых госбанков существенно повысили интерес к банковской системе иностранных инвесторов.

С 2007 года происходит интенсивный рост участия иностранного капитала  на белорусском финансовом рынке, были проданы контрольные пакеты акций восьми банков.  В условиях начавшегося в 2008 году мирового финансового кризиса политика регулятора по вопросу места и значения привлечения иностранных инвестиций в банковский капитал была скорректирована. В целях защиты и укрепления банковской системы за счет поступления иностранных инвестиций в 2008 году Национальный банк заявил о готовности рассмотреть вопросы о продаже контрольных пакетов акций ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «БПС-Банк» и миноритарных пакетов ОАО «АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» иностранным инвесторам мировым лидерам банковского сектора.

В этой связи особое место занимает продажа почти за 281 млн. долл. США 93,27 процента акций ОАО «БПС-Банк» стратегическому инвестору - российскому Сберегательному банку в декабре 2009 года. Работа по привлечению стратегических иностранных инвесторов в другие государственные банки продолжается. В целом 2009 год оказался рекордным по темпам роста иностранных инвестиций в банки Беларуси.[10]

В последние годы постоянно увеличивалось количество банков с зарубежным капиталом. Банки переходили под контроль нерезидентов путем выкупа контрольного пакета акций либо практически всего уставного фонда существующих учреждений. В 2010 году такие пакеты были приобретены DEG в РРБ-Банке, IFC вошло в БНБ-Банк, польский Getln Holding довел свою долю в Сомбелбанке до 100 процентов, Сбербанк РФ приобрел дополнительно 7 процентов акций ОАО «БПС-Банк».

Иностранные инвесторы также продолжали создавать новые банки. В октябре 2008 года зарегистрирован Банк торговый капитал (ЗАО "ТК Банк") с иранскими инвестициями, а в октябре 2009 года второй банк с иранским капиталом – «Онер банк». Кроме того, в стране зарегистрировано 8 представительств иностранных банков из России, Германии, Литвы, Латвии и т.д.

И хотя по-прежнему доминирующие позиции занимают банки государственной формы собственности, сегодня 3/4 банков контролируются нерезидентами. На начало 2011 г. иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 26 из 31 действующего в стране банка. Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде белорусских банков составила около 24,2 процента.

В течение 2009 году ряд банков с иностранным капиталом, имеющих право на осуществление операций по привлечению денежных средств физических лиц, в соответствии с требованием Национального банка увеличили минимальный размер нормативного капитала банков до уровня не менее 25 млн. евро.

Следует отметить, что показатели устойчивости и эффективности у банков с иностранным капиталом лучше, чем у госбанков. По состоянию на начало 2011 года прибыль первых составила 47,4 процента от совокупной прибыли банковского сектора, а доля их активов — только 27,3 процента.

Характерно также, что в период острого проявления мирового финансового кризиса в 2008-2010 годах крупнейшие иностранные инвесторы на белорусском рынке показали себя с самой лучшей стороны, увеличив объемы привлекаемых средств своими дочерними банками, компенсируя тем самым уменьшение заимствований на подверженных кризису финансовых рынках.

Опыт Республики Беларусь показывает, что в эпоху глобализации процесс интернационализации финансовых систем стран с переходной экономикой и скорость открытия их банковского сектора иностранным инвесторам активно регулируются государством в целях недопущения отрицательных последствий. [10]

Достаточное присутствие национального частного капитала в банковской системе Республики Беларусь представляется важнейшим условием ее стабильного функционировании я и динамичного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы банковской системы Республики Беларусь. Основные параметры  развития

 

 

Связь между макроэкономическими параметрами развития экономики и функционированием банковской системы в достаточной мере детерминирована, интересна для анализа, а выявление ее закономерностей приводит к важным заключениям.

Прежде всего следует отметить, что имеет место взаимное влияние упомянутых явлений друг на друга. Банки, с одной стороны, участвуют в формировании макроэкономических параметров, с другой стороны - сами подвержены влиянию последних.

Следует отметить, что банки активнейшим образом участвуют в создании такого макроэкономического параметра как валовой внутренний продукт. Кредитная экспансия белорусских банков в 2009-2010 годах явилась одним из основных факторов, который (наряду с другими) предотвратил падение ВВП в условиях мирового экономического кризиса. В значительной мере посредством банковских кредитов правительство стимулировало совокупный спрос.

Так, в 2010 году кредитный портфель белорусских банков вырос на небывалую для последних лет величину - порядка 40%. [11]

Однако наряду с ростом ВВП, что само по себе весьма позитивно, в результате денежно-кредитной и бюджетной политики, проводимой в 2009-2010 годах, сформировались и другие макроэкономические параметры, которые не могли не повлиять на ситуацию сложившуюся в 2011 году.  

Рост кредитной экспансии в условиях ухудшения финансового положения предприятий, «сворачивания» внутреннего рынка, девальвация национальной валюты не мог не привести к увеличению проблемной  задолженности в кредитном портфеле белорусских банков.

На 01.10.2011 года активы подверженные кредитному риску по банковскому сектору составили 136 462,9 млрд. рублей, увеличившись за 12 месяцев на 58,7%. Необходимо также отметить существенный рост на 87,4% активов, подверженных кредитному риску в иностранной валюте, до 46 871,4 млрд. рублей. [9]

Источником кредитного роста банковской системы в последние два года во многом стал рост денежной массы. Так в 2010 году величина широкой денежной массы выросла на 40%, достигнув на начало 2011 года 50,26 трлн. рублей. В 2011 увеличение продолжилось еще более интенсивными темпами и на 01.12.2011 года   данный показатель составил 104,08 трлн. рублей (рост с начала года на 107,1%). [12]

Переполнение экономики кредитными деньгами, последовавшее за этим раскручивание инфляционной спирали вызвало необходимость повышения в 2011 году ставки рефинансирования 12 раз  с 10,5% до 45%.  Это не могло не отразится на удорожании кредитных ресурсов и уменьшении их доступности для реального сектора экономики.

В такой последовательности событий ничего необычного нет, это естественная реакция банковской системы на изменение одного из макроэкономических параметров - чрезмерного роста денежной массы.

В отечественной экономике уже давно с большим или меньшим успехом реализуется так называемая концепция «инфляционного финансирования» (которую еще более мягко называют «канализацией денежных эмиссий»). Финансирование госпрограмм осуществляется главным образом за счет бюджетных средств, что позволяет распределить его последствия на всю - экономику, взимать инфляционный налог со всех видов доходов (в том числе и с доходов домашних хозяйств). К примеру, при отрицательной депозитной процентной ставке, каковой она является в теперешних условиях,  (уровень инфляции на 01.12.2011 приблизительно 110% , ставка рефинансирования 45%) депозиты населения и организации становятся практически бесплатным источником финансовых ресурсов. [11]

Необходимо подчеркнуть, что ключевые инструменты банковской системы республики приобрели некоторые деструктивные качества, несовместимые с их денежной природой, что мешало им: адекватно выполнять свои функции по измерению эффективности использования ресурсов. Уровень ставки рефинансирования Нацбанка не отражал соотношения спроса предложения на деньги, что привело к неполному выполнению ставкой рефинансирования своих функции.

По ставке рефинансирования и ниже ее Национальный банк проводил субсидиарные операции по нестандартному целевому финансированию приоритетных предприятий. Эта практика подрывала эффективность денежного рынка. 

Действовала практика трехуровневого построения механизмов рефинансирования (ниже уровня ставки рефинансирования; уровень ставки рефинансирования; выше уровня ставки рефинансирования).

Сложившийся государственный механизм формирования целей и средств их реализации строился на приоритетной задаче бюджетной и квазибюджетной поддержки сферы производства, что означает выполнение Национальным банком и банками квазибюджетных функции по целевому финансированию народно-хозяйственных приоритетов. При этом функциональное назначение кредитов рефинансирования деформировалось, так как частично они использовались не только для поставки банкам
краткосрочной ликвидности, что соответствует их сущности как рыночного инструмента. Специфика нестандартных «кредитных» операции НБ РБ состояла в том, что они являются в сущности целевыми квазибюджетными операциями. Поэтому кредиты рефинансирования Национального банка стали инструментом квазибюджетного финансирования предприятий через банки. Кредиты рефинансирования должны выполнять свою функцию краткосрочной поддержки временного недостатка ликвидности у банков, а не выполнять функцию квазинвестиционного финансирования устойчивого дефицита денег на счетах у системообразующих банков и их клиентов.

Информация о работе Особенности развития банковской системы в РБ