Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:39, отчет по практике
Деятельность Дирекции ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк» как и других коммерческих банков представляет собой совокупность пассивных операций, посредством которых образуются банковские ресурсы, и активных операций по использованию этих ресурсов с целью получения доходов.
1 Обшая характеристика банка
1.1История банка
1.2Основные цели и виды деятельности банка.
1.3Организационная структура банка
1.4Принципы работы банка
1.5 Операции на рынке ценных бумаг.
2. Деятельность кредитного отдела
2.1 Этапы выдачи кредита
2.2 Работа банка по выработке решения о кредитовании
2.3.Анализ кредитоспособности заемщика
2.4 Анализ баланса банка.
Используя векселя, Банк обеспечивал взаиморасчеты между предприятиями за товары (работы, услуги), способствовал развязке неплатежей, привлекал свободные денежные средства, а также, учитывая векселя, осуществлял кредитование клиентов в соответствии со своей кредитной политикой. В работе с векселями предпочтение отдавалось, прежде всего, краткосрочным операциям, а также сделкам с предприятиями, имеющими устойчивое финансовое положение.
В своей работе Банк широко использовал услуги по инкассированию векселей и оказанию брокерских услуг на внебиржевом рынке. Всего за 2009 год банком было инкассировано векселей на сумму около 151 млн. рублей, совершено сделок на внебиржевом рынке по договорам комиссии и поручения на сумму более 73 млн. рублей.
В 2009 году проводилась подготовительная работа по реализации банком вексельной программы и выпуску облигационного займа. Но, в связи с повышением процентных ставок привлечения денежных средств под эти ценные бумаги, реализация планов по размещению облигаций и векселей в рамках вексельной программы была перенесена.
Для обеспечения конкурентоспособности своих брокерских услуг на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) банк заключил договоры и осуществил организационную и техническую подготовку. Клиентам банка была предоставлена возможность займа денежных средств и ценных бумаг в рамках маржинальной торговли, регламентированной ФКЦБ. Проводимое в настоящее время совершенствование данных услуг позволяет надеяться на дальнейшее увеличение объемов брокерских операций на ОРЦБ.
Складывающаяся в 2009 году доходность на рынке государственных ценных бумаг и корпоративных облигаций на ОРЦБ была непривлекательна для банка, поэтому операций на ОРЦБ с этими ценными бумагами банк не совершал.
2. Деятельность кредитного отдела
2.1 Этапы выдачи кредита
Первый этап: составление кредитной заявки
Для получения кредитной заявки, необходимо обратиться в выбранный банк к кредитному эксперту. Многие банки размещают образец кредитной заявки на сайте, в том числе перечень необходимых документов для оформления кредита.
Внимательно ознакомьтесь и подготовьте необходимую информацию для встречи с кредитным экспертом.
Кредитная заявка должна содержать исходные сведения о требуемом кредите.
· цель привлечения кредита, которая не противоречит уставной цели заемщика;
· сумма и валюта кредита;
· вид и срок погашения кредита;
· порядок погашения кредита и уплаты процентов;
· предлагаемое обеспечение (залог имущества; гарантии физических, юридических лиц, располагающих денежными средствами для погашения кредита; поручительство;
· депозиты; ликвидные ценные бумаги и пр.).
Пример перечня основных документов, необходимых для получения кредита (для юридических лиц):
1. Заявление-анкета на предоставление кредита, анкеты поручителей.
2. Финансовые документы:
· Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних отчетных даты, с приложениями (расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности) и с отметкой ИМНС/ Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на вмененный доход) за последний отчетный период.
· Список основных средств (наименование, модель, год выпуска, стоимость приобретения, рыночная стоимость).
· Складская справка о размере ТМЗ (товары, готовая продукция, сырье, полуфабрикаты) в ценах приобретения.
· Выручка по отгрузке, помесячно (по направлениям деятельности).
· Выручка по оплате, помесячно.
· Свернутая оборотно-сальдовая ведомость.
· Список дебиторов и кредиторов с указанием наименования контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения.
· Справка о наличии денежных средств на расчетном счете и в кассе, включая векселя и прочие ценные бумаги.
· Документы о накладных (постоянных) расходах предприятия: заработная плата, аренда, коммунальные услуги, налоги, транспортные расходы, связь, реклама, представительские расходы.
· Копии договоров с основными покупателями и поставщиками (3"4 договора).
· Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое состояние заемщика (долевого участия в строительстве, подряда, кредита, займа, простого товарищества и т.д.)
3. Информация об обслуживающих банках и платежной дисциплине:
· Информация об открытых расчетных/текущих счетах, открытых в банках на территории РФ (приложение к Балансу).
· Справка из обслуживающих банков об отсутствии/наличии ссудной задолженности; отсутствии/наличии картотеки №2.
· Справки из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам.
4. Учредительные, правоустанавливающие документы:
· Копии учредительных документов, документов о регистрации, перерегистрации с отметкой регистрирующего органа.
· Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
· Копия информационного письма территориального органа статистики об учете в ЕГРПО.
· Копия свидетельства о присвоении ОГРН.
· Копии лицензий на право ведения определенных видов деятельности, патентов и разрешений.
· Копии решений/приказов о назначении на должности исполнительного органа (директора, генерального директора, президента или исполнительного директора согласно Уставу) и главного бухгалтера.
· Копии паспортов руководителя, главного бухгалтера и учредителей.
· Выписка из ЕГРЮЛ.
· Договоры аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем или принадлежащие ему (в случае, если отношения оформлены договором) – недвижимость, транспорт, оборудование.
5. Документы по залогу, в том числе копии документов, подтверждающих права собственности на предлагаемое в залог имущество (должны быть заверены печатью и подписью клиента):
· оборудование (договоры, накладные, акты приема"передачи, платежные документы);
· автотранспорт (копии ПТС, свидетельства о регистрации, паспорта собственника);
· недвижимое имущество (свидетельство о государственной регистрации прав собственности, справка из БТИ о технической информации объекта недвижимости, документы-основания, указанные в свидетельстве о государственной регистрации прав собственности, иные документы по дополнительному требованию согласно юридическому заключению);
· товар в обороте (складская справка, накладные, платежные документы).
Основные документы, необходимые для получения кредита (для индивидуальных предпринимателей):
1. Заявление-анкета на предоставление кредита, анкеты поручителей.
2. Финансовые документы:
· Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних отчетных даты, с приложениями (расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности) с отметкой ИМНС/Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на вмененный доход) за последний отчетный период.
3. Информация об обслуживающих банках и платежной дисциплине:
· Информация об открытых расчетных/текущих счетах, открытых в банках на территории РФ (приложение к Балансу).
· Справка из обслуживающих банков об отсутствии/наличии ссудной задолженности; отсутствии/наличии картотеки №2.
· Справки из обслуживающих банков о движении средств по расчетным счетам за последние 6 месяцев.
· Договоры аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем или принадлежащие ему (в случае, если отношения оформлены договором) – недвижимость, транспорт, оборудование.
Второй этап: анализ кредитоспособности возможного заемщика и оценка качества заявки
При принятии положительного решения проводится тщательный анализ кредитоспособности заемщика на основе системы показателей и дается оценка кредитного риска.
Кредитоспособность характеризует сложившееся финансовое состояние клиента, которое дает возможность банку сделать правильный вывод об эффективности его работы, способности погасить кредит (включая проценты) в установленные кредитным договором сроки. Элементы оценки кредитоспособности:
· правоспособность – признанная государством способность юридических лиц иметь права и нести обязанности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
· финансовая устойчивость определяется эффективным формированием и использованием финансовых ресурсов, необходимых для нормальной производственно-коммерческой деятельности (осуществляется ли развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств);
· платежеспособность – способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства, вытекающие из коммерческих, кредитных, налоговых и иных операций платежного характера;
· эффективность использования ресурсов (имущества) – оборачиваемости активов и собственного капитала.
Определение кредитоспособности клиента представляет собой комплексную качественную оценку финансового состояния, позволяющую принять обоснованное решение о выдаче кредита, а также целесообразности продолжения кредитных отношений с заемщиком.
По результатам анализа устанавливается рейтинг (класс) предприятия, на основании которого определяют условия предоставления кредита (размер, срок, форма обеспечения, процентная ставка).
Для предприятий (организаций), отнесенных к первому классу банк может открыть кредитную линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (доверительные) кредиты без обеспечения с взиманием пониженной процентной ставки на срок до 60 дней.
Кредитование заемщиков второго класса осуществляют на обычных условиях, при наличии соответствующих форм обеспечения (залога имущества, поручительства, гарантии, страхования риска непогашения кредита и т. д.).
Предоставление кредита заемщикам третьего класса связано для банка с большим риском неплатежа и если кредит предоставляется, то в основном под очень высокие проценты.
Третий этап: оформление кредита
Оформление кредитной сделки происходит путем заключения кредитного договора
между кредитором и заемщиком.
В кредитном договоре фиксируют: цель, срок, размер, процентную ставку, режим использования ссудного счета, порядок погашения суммы основного долга и процентов по нему, виды и формы проверки обеспечения.
В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, и другие существенные условия договора.
Договор о предоставлении кредита составляется только в письменной форме. Типовые формы кредитных договоров разрабатывают сами банки с учетом рекомендаций Банка России.
Для контроля за выполнением условия договора и ходом погашения кредита формируется кредитное досье, содержащее всю информацию по кредитной сделке и необходимые сведения о заемщике.
Четвертый этап: погашение кредита и контроль над выполнением условий кредитного договора
Любая программа кредитования предусматривает кредитный мониторинг, направленный для снижения риска кредитора.
Кредитный мониторинг включает в себя систему наблюдения за погашением кредитов, разработку и принятие мер, обеспечивающих решение поставленной задачи.
2.2. Работа банка по выработке решения о кредитовании
Окончательное решение по крупным заявкам о выдаче ссуды или об отказе в предоставлении кредита в ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный
В отделениях банка менеджерами устанавливаются лимиты предоставления кредита одному клиенту. Величина лимита определяется в первую очередь размером самого отделения. Предоставление кредита на сумму, превышающую установленный лимит, должно быть согласовано с менеджерами вышестоящего банковского учреждения. Поскольку отделения банка освобождены от решения проблем привлечения ресурсов для поддержания ликвидности, общая максимальная сумма выданных кредитов может быть определена умножением лимита выдачи кредита одному клиенту на количество заемщиков.
2.3.Анализ кредитоспособности заемщика
При анализе кредитоспособности заемщика в ЗАО АИКБ Енисейский объединенный б
Кредитоспособность клиента - это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи.
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и прогнозировании:
- способности заемщика рассчитаться со своими долговыми обязательствами на ближайшую перспективу;
- степени риска, который банк готов взять на себя;
- размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах;
Информация о работе Отчет по практике в ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк»