Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

В настоящее время платежный баланс отражает не только платежи, с которыми ассоциируется название данного статистического отчета, он включает в себя все внешнеэкономические операции, совершенные страной за определенный промежуток времени. Полный и всесторонний учет движения реальных и финансовых активов между странами делает платежный баланс незаменимым инструментом при анализе внешнего сектора страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса

1.2 Назначение и структура платежного баланса

2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Методы регулирования платежного баланса РБ

2.2 Анализ основных показателей платежного баланса РБ за 2009-2010 гг.

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 51.18 Кб (Скачать документ)

Заключительная  статья платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными  активами, в которых участвуют  государственные валютные органы, в  результате чего происходит изменение  величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов.

Отраженные в  данном разделе изменения иностранных  активов государства за рубежом  и активов иностранных правительств в стране выделяются в особый раздел в силу своего особого назначения. Они, как правило, не связаны с  коммерческой деятельностью, а служат средством уравновешивания складывающегося  сальдо платежного баланса.

Все три раздела  платежного баланса в сумме должны составлять ноль. Каждая сделка предполагает платежи в той или иной форме, т.е. все направления использования  иностранной валюты должны иметь  источники покрытия.[2]

1.2 Назначение и структура платежного  баланса

Система расчетов платежного баланса уникальная в  том плане, что она не показывает, какие процессы развиваются хорошо, а которые плохо, зато показывает, что происходит на самом деле, отображая  реальные финансовые потоки между определенной страной и внешним миром внешним  миром. Во-первых, с помощью записей  результатов обмена между странами легче сделать вывод о стабильности системы плавающих курсов, поскольку  платежный баланс помогает проявить аккумулирование валют в руках  тех людей, которые больше заинтересованы в этом (резиденты) и тех, которые  стараются избавиться этих валют (нерезиденты).

Во-вторых, платежный баланс незаменимый и в условиях фиксированных валютных курсов, поскольку помогает определить размеры накопления данной валюты в руках иностранцев и дает возможность решить вопрос о целесообразности поддерживания фиксированного курса валюты, если существует угроза валютного кризиса.

В-третьих, счета  платежного баланса предоставляют  информацию о накоплении задолженности, выплату процентов и платежей из основной суммы долга и возможности  страны заработать валюту для будущих  платежей. Эта информация необходимая  для того, чтобы понять, насколько  стране-должнику стало тяжелее (или  дороже) погасить долги иностранным  кредиторам.[3].

Информация платежного баланса, используется также для:

- проводка оценок  кредитоспособности страны;

- анализа тенденций  экономического развития страны  как индикатор экономического  цикла;

- составление прогнозов  влияния на валютные курсы;

- прогноза дальнейшей  политики правительства;

- понимание анализа  рисков по стране;

- проводка оценок  состояния экономики государства.

В структуре платежного баланса выделяют три основные составу:

1) торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом  и ввозом товаров; 2) баланс услуг  и некоммерческих платежей (баланс  «невидимых» операций); 3) баланс  движения капиталов и кредитов. Кроме названных трех составляющих, некоторые исследователи называют  еще две основные составу платежного  баланса:- баланс текущих операций, который включает движение товаров,  услуг и односторонних переводов; - операции с официальными валютными  резервами. Торговый баланс -- это  соотношение стоимости экспорта  и импорта. Экономическое содержание  актива или дефицита торгового  баланса относительно конкретной  страны зависит от ее положения  в мировом хозяйстве, характера  ее связей с партнерами и  общей экономической политики. Баланс  услуг и некоммерческих платежей -- включает:1) платежи и поступления  за транспортные перевозки, страхование,  электронный, телекосмический и  другие виды связи, международный  туризм, обмен научно-техническим  и производственным опытом, экспортные  услуги, содержание дипломатических,  торговых и других представительств  за границей, передача информации, культурные и научные обмены, разное комиссионное собрание, рекламу,  организацию выставок, ярмарок, торговлю  лицензиями, лизинговые операции  и т.п.; 2) за действующими в мировой статистике правилами в раздел «Услуги» входят, как не удивительно, выплаты прибылей от инвестиций за границей и процентов за международными кредитами, хотя за экономическим содержанием они, конечно, более близкие к движению капитала; 3) по методике МВФ показывают односторонние переводы: - государственные операции -- субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации; - частные переводы -- переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Три перечисленные выше группы операций -- услуги, поступление от инвестиций, односторонние переводы -- называют «невидимыми» операциями в противоположность экспорта и импорта реальных ценностей (товаров).Баланс текущих операций (торговый баланс и «невидимые» операции) -- включает все операции, которые завершаются на протяжении данного периода. Они отображаются в платежном балансе и не осуществляют на него ни одного влияния в следующие периоды. Текущими эти операции стали называть для того, чтобы отделить мировую торговлю товарами и услугами от международного движения финансовых ресурсов в форме капиталов и кредитов.

Баланс движения капиталов и кредитов -- выражает соотношение вывоза и ввоза государственных  и частных капиталов, предоставленных  и полученных международных кредитов. Это международное движение предпринимательского капитала и международное движение заемного капитала включает операции с долгосрочными и краткосрочными инвестициями, которые влияют на международную  позицию страны относительно инвестиций. В следующие периоды они будут  влиять на платежный баланс в результате поступлений потоков прибылей или  возвращение инвестиций, сделанных  в предыдущие года. За экономическим  содержанием эти операции делятся  на две категории:

1. международное  движение предпринимательского  капитала; 2. международное движение  заемного капитала. Международное  движение предпринимательского  капитала включает:1) вывоз капитала, к которому входят: прямые инвестиции  за границу, проведенные национальными  фирмами; приобретение национальными  инвесторами зарубежных акций  и облигаций; приобретение национальными  резидентами банковских депозитов в зарубежных банках.2) приток капитала: прямые инвестиции в экономику страны, которые осуществляются зарубежными фирмами; приобретение зарубежными инвесторами акций и облигаций другой страны; приобретение нерезидентами депозитов банков страны.Международное движение заемного капитала включает:1) долго -- и среднесрочные операции -- это государственные и частные заимствования и кредиты, которые предоставляются на срок свыше одного года.2) краткосрочные операции -- включают международные кредиты сроком до одного года; текущие счета национальных банков в заграничных банках (авуары); перемещение денежного капитала между банками. Базисный баланс -- сумма счетов текущего баланса и долгосрочных счетов баланса движения капиталов и кредитов.Ошибки и пропуска -- это специальная статья платежного баланса, которая включает как статистические погрешности, так и неучтенные операции. Показатели резко возрастают в кризисных ситуациях.[9]Теоретически, исходя из принципа двойной записи операций, объемы встречных потоков за дебетом и за кредитом должны совпадать, но на практике этого почти никогда не происходит. Проблема состоит в потому, что данные об одних и тех самых операциях поступают из разных источников. Так данные об объемах и составе внешнеторговых сделок предоставляются таможнями, а данные о соответствующих валютно-финансовых потоках аккумулируют банковской статистической отчетностью. Таможенная и банковская статистика содержат расхождения через неполноту охвата по разным причинам. А контрабанда, предоставление незаконных услуг, неорганизованные товарные потоки, вывоз валюты туристами не попадаются ни к одному из источников статистической информации. Расхождение между дебетовым и кредитовым оборотом имеет название чистых ошибок и пропусков. По методике МВФ эти расхождения не должны превышать 10 % от экспорта или импорта товаров и услуг (в зависимости от того, насколько больше экспорт или импорт на дату расчета).Операции с официальными валютными резервами -- итоговая статья платежного баланса, которая отображает операции с официальными валютными резервами, в которых принимают участие государственные валютные органы и в результате которых происходят изменения как величины, так и состава центральных официальных золотовалютных резервов. Эта статья еще называется «Операции с ликвидными валютными активами» или «Баланс официальных расчетов» -- это чистая сумма всех правительственных операций. Для конечных расчетов за операциями используются официальные резервы. К официальным резервам могут включать резервы правительственных расходов (в том случае, когда международные расходы частного сектору перевесят поступление), аккумулированные резервы правительства (в том случае, когда поступление частного сектору преобладают его расходы).[1]

2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

2.1 Методы регулирования платежного  баланса РБ

На практике все  государства стараются регулировать свои платежные балансы. В то же время  регулирование во многом опирается  на теории баланса, поэтому, для выбора оптимального метода регулирования  платежного баланса страны, необходимо рассмотреть основные теории платежного баланса.

1. Теория автоматического  равновесия, предложенная Д.Юмом  два с половиной века назад,  предполагала, что роль регулятора  баланса выполняют золотые запасы. Эта теория господствовала в  19 и начале 20 веков. Считалось,  что она затем отошла в прошлое  вместе с золотым стандартом. В условиях золотого и золотовалютного  стандарта роль автоматического  регулятора выполняли резервные  активы. В условиях плавающих  валютных курсов таким автоматическим  регулятором становится плавающий  обменный курс национальной валюты, в связи с этим курс валюты  падает при ухудшении состояния  платежного баланса и возрастают  при его улучшении, что ведет  к изменениям в текущих операциях  и движении капитала. В настоящее  время состояние платежного баланса  является лишь одним из факторов, оказывающих влияние на курс  национальной валюты. Другие факторы  могут оказывать не меньшее,  а часто и гораздо большее  влияние.

2. Теория неоклассического  подхода была предложена Д.Робинсон. Этот подход предполагает, что  решающее влияние на платежный  баланс оказывает внешняя торговля. При этом наиболее эффективным  средством обеспечения равновесия  платежного баланса считается  изменение валютного курса. Девальвация  национальной валюты снижает  экспортные цены в иностранной  валюте, а ревальвация - удорожает  для иностранных покупателей  приобретение товаров страны  и удешевляет для резидентов  ввоз иностранных товаров. При  этом степень этих изменений  зарубежного спроса на экспорт  страны и отечественного спроса  на импорт определяется коэффициентом  эластичности спроса на экспорт  и импорт.

3. Абсорбционный  метод был развит в работах  С.Александра, основывающихся на  идеях Д.Мида. Этот подход стремится  связать платежный, и, прежде  всего, торговый баланс с основными  элементами валового внутреннего  продукта (ВВП), главным образом с  совокупным внутренним спросом,  который и называется абсорбцией. Данный метод предполагает, что  улучшение состояния платежного  баланса, достигаемое, в том  числе путем девальвации национальной  валюты, увеличивает доход страны  и абсорбцию, включающую потребление  и инвестиции. Этот подход исходит  из целесообразности стимулирования экспорта, сдерживания импорта прежде всего путем повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

4. Монетаристский  подход наиболее определенно  был сформулирован в работах  Х.Джонсона. Главное внимание в  этом подходе уделяется денежным  факторам, прежде всего, взаимосвязи  состояния платежного баланса  и денежного обращения в стране. Проблема платежного баланса  при этом считается второстепенной. То есть здесь основные рекомендации  по регулированию платежного  баланса сводятся к регулированию  денежной массы в стране.

Современные представления  в области теории платежного баланса  не предполагают необходимости поддержания  положительного сальдо торгового баланса. Они основываются на том, что структура  баланса должна соответствовать  главным целям стратегии экономического развития и быть наилучшей с точки  зрения достижения этих целей. Платежный  баланс является одним из объектов государственного регулирования. Восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных  мероприятий. Уравновешивание баланса  международных расчетов входит в  число главных целей экономической  политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой  с инфляцией и безработицей.[3]

Государственное регулирование  платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических  операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных  расчетов страны.

Материальной основой  регулирования платежного баланса  служат:

Ш государственная  собственность, в том числе официальные  золотовалютные резервы;

Ш возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого  через государственный бюджет;

Ш непосредственное участие государства в международных  экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

Ш регламентация  внешнеэкономических операций с  помощью нормативных актов и  органов государственного контроля.

Дефляционная политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

Девальвация- понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и удержание импорта товаров. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики.

Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь