Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа
В настоящее время платежный баланс отражает не только платежи, с которыми ассоциируется название данного статистического отчета, он включает в себя все внешнеэкономические операции, совершенные страной за определенный промежуток времени. Полный и всесторонний учет движения реальных и финансовых активов между странами делает платежный баланс незаменимым инструментом при анализе внешнего сектора страны.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса
1.2 Назначение и структура платежного баланса
2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Методы регулирования платежного баланса РБ
2.2 Анализ основных показателей платежного баланса РБ за 2009-2010 гг.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Валютные ограничения - блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая и денежно-
Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены. [5]
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
Ш ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
Ш прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
Ш содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
Ш расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
Ш регулирование миграции рабочей силы, в частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих;
Ш регулирование движения капиталов направленное, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных капиталов.
В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки в покрытии дефицита платежного баланса.
Преимуществом банковских
кредитов по сравнению с кредитами
международных валютно-
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.
В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
Таким образом, определенная
гибкость, заложенная в структуре
платежного баланса, позволяет получать
сопоставительную информацию во временных
разрезах с учетом особенностей внешнеэкономической
деятельности разных стран. Это особенно
важно, когда в результате интеграционных
процессов растет взаимозависимость
стран и требуется проведение
скоординированной
2.2 Анализ основных показателей платежного баланса РБ за 2009 г.-
первое полугодие 2010 гг.
По данным Национального банка Беларуси, совокупный внешний долг страны в 2009 году возрос на 6,876 млрд. долларов (или на 45,4%) до рекордных 22,03 млрд. долларов на 01.01. 2010 г. При этом отношение валового внешнего долга Беларуси к объему ВВП возросло в 2009 г. до 45,1% против 25,1% в 2008 г.
С этой точки зрения, Беларусь пока находится в безопасной зоне, по международным стандартам, предельным значением является планка внешнего долга в 55-60% от ВВП. На рис. 1 представлена динамика валового внешнего долга Беларуси в 1998-2010 гг.
Хотя, с другой стороны, валовой внешний долг на душу населения возрос до 2323,8 долларов на 1 января 2010 г. против 1567 долларов на 1 января 2009 г., 1289,6 долларов на 1 января 2008 г. и 704,6 долларов на 1 января 2007 г.
Таким образом, с начала 2007 г. валовой внешний долг в расчете на душу населения увеличился в 3,3 раза.
В рублевом эквиваленте внешний долг достиг 6,644 млн. Br в среднем на 1 человека, или 13,629 млн. Br на 1 работающего, что составляет около 13,7 начисленных среднемесячных зарплат.
Рисунок. 1. Динамика совокупного внешнего долга Беларуси в 1998-2010 г., млн. USD (фактические данные и полиноминальный тренд)
Внешний долг центрального правительства в 2009 г. возрос на 36,9% до 4,924 млрд. долларов на 1 января текущего года. Внешняя задолженность денежных властей увеличилась в 9 раз до 3,863 млрд. долларов на 1 января.
В соответствии с методологией платежного баланса транши кредита МВФ, полученные правительством Беларуси по программе «stand-by», включаются в сектор органов денежно-кредитного регулирования. [16]
Необходимо отметить, что в марте 2010 г. в Беларусь поступила заключительная транша первого резервного кредита МВФ в размере 662,9 млн. долларов. Правительство Беларуси и МВФ выразили готовность к реализации новой программы поддержки структурных и институциональных реформ в стране. Кроме того, во втором квартале текущего года правительство планирует разместить еврооблигации (предположительно, объем размещения составит не менее 500 млн. евро).
По данным платежного баланса, прямые иностранные инвестиции (межфирменное кредитование) возросли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5,3% до 757 млн. долларов на 1 января 2010 г.
Внешняя задолженность коммерческих банков в анализируемом периоде возросла на 15,3% до 3,553 млрд. долларов. В свою очередь, внешний долг прочих секторов экономики увеличился на 21,9% до 8,933 млрд. долларов на 1 января текущего года.
По счету текущих операций в 2009 г. экспорт товаров и услуг на фоне мирового финансового и экономического кризиса сократился сразу на 12,162 млрд. долларов (или на 32,9%) до 24,829 млрд. долларов. В то же время, импорт сократился в меньшей степени - на 11,282 млрд. долларов (на 27,1%) до 30,378 млрд. долларов.
В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса возросло на 18,9% до минус 5,548 млрд. долларов против минус 4,668 млрд. долларов год назад, что не может не беспокоить.
Интересно, что
на долю энергетических товаров в 2009
г. приходится минус 3,378 млрд. долларов,
сальдо по остальным товарам составляет
минус 3,593 млрд. долларов, а сальдо услуг
сложилось положительным в
В целом дефицит
счета текущих операций платежного
баланса в 2009 г. по сравнению с 2008
г. возрос на 21,7% до минус 6,402 млрд. долларов.
Белорусские резиденты в
Как следствие, отрицательное сальдо доходов возросло до минус 1,111 млрд. долларов против минус 787,6 млн. долларов год назад. В свою очередь, сальдо текущих трансфертов (включают в себя гуманитарную помощь, техническую помощь и другие поступления и выплаты на безвозмездной основе) по итогам 2009 года сложилось положительным в размере +257,1 млн. долларов против +192,7 млн. долларов год назад.
По счету операций с капиталом необходимо учитывать, что дефицит текущего счета платежного баланса финансируется либо за счет сокращения золотовалютных резервов, либо за счет притока иностранного капитала.
В нашем случае приток средств по счету операций с капиталом и финансовых операций (включая статистические расхождения) позволил не только компенсировать отрицательное сальдо счета текущих операций, но и увеличить золотовалютные резервы в определении Специального стандарта распространения данных МВФ на 2,443 млрд. долларов.
Так, сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций возросло по сравнению с 2008 г. в 1,94 раза до +8,312 млрд. долларов. Как следствие, общее сальдо платежного баланса Беларуси сложилось положительным в размере +2,443 млрд. долларов, в том числе статистические расхождения составили +533,2 млн. долларов против минус 26,3 млн. долларов в 2008 г. [17]
Положительная величина статистических расхождений указывает на неучтенный статистикой приток капитала в страну или на неучтенный экспорт товаров и услуг.
Положительное сальдо финансового счета обеспечено главным образом чистым привлечением иностранных кредитов и займов, ростом задолженности по коммерческим (торговым) кредитам и чистым притоком прямых иностранных инвестиций.
Так, операции с прямыми иностранными инвестициями обусловили чистый приток капитала в страну в размере 1,833 млрд. долларов, что на 14,7% меньше, чем год назад. Около половины чистого притока прямых инвестиций в акционерный капитал белорусских компаний приходится на платеж «Газпрома» в размере 625 млн. долларов в счет оплаты очередных 12,5% акций «Белтрансгаза», а также платеж Сбербанка на сумму 280,8 млн. долларов в счет оплаты 93,27% акций БПС-Банка.
В целом, географическая структура валового объема прямых иностранных инвестиций, привлеченных в Беларусь, выглядит следующим образом: Россия - 57,9%, Швейцария - 14,3%, Кипр - 9,8%, Германия - 2,2%, Нидерланды - 1,7%, остальные страны - 14,1%.
Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли экономики, как торговля и общественное питание, транспорт, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Увеличение чистой текущей задолженности за товары и услуги по экспортно-импортным операциям обусловило расчетный приток капитала в экономику страны в размере +656,6 млн. долларов (в 2008 г. +289,1 млн. долларов).
Операции с кредитами и займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере +4,27 млрд. долларов, что в 2 раза превысило уровень 2008 г.
В течение предстоящих четырех кварталов (с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.) белорусским резидентам только по краткосрочным внешним заимствованиям предстоит выплатить (или рефинансировать) кредиты и займы на сумму не менее 9,896 млрд. долларов. И здесь речь идет только об основном долге, то есть без учета процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов и прочих платежей сумма выплат по краткосрочному внешнему долгу может достигнуть 10,8-11,3 млрд. долларов.
Обновленный график погашения задолженности перед МВФ выглядит следующим образом: 2009 г. - 12,6 млн. долларов, 2010 г. - 70 млн. долларов, 2011 г. - 78,2 млн. долларов, 2012 г. - 460,3 млн. долларов, 2013 г. - 1724,9 млн. долларов, 2014 г. - 1382,7 млн. долларов, 2015 г. - 88,1 млн. долларов. По сравнению с предыдущим графиком основная нагрузка по выплате резервного кредита несколько смещена на 2013-2014 гг.
Основными источниками
формирования отрицательного сальдо счета
текущих операций, по данным Нацбанка,
выступили экспортно-импортные
В Беларуси в первом
полугодии 2010 года дефицит счета
текущих операций платежного баланса
(в аналитическом
По оценке Нацбанка,
основными источниками
Сальдо торговли товарами и услугами сократилось на 21,1% до минус 2,394 млрд долларов. При этом экспорт товаров и услуг (в ценах ФОБ) возрос на 25,5% до 13,387 млрд, а импорт -- на 15,2% до 15,781 млрд долларов.
В свою очередь отрицательное сальдо доходов возросло на 25,6% до минус 876,8 млн долларов. В частности, в январе -- июне 2010 года резиденты Беларуси выплатили нерезидентам в виде оплаты труда и доходов от инвестиций 1,031 млрд долларов (плюс 31,5% по сравнению с январем -- июнем 2009 года). При этом выплаты нерезидентов в адрес резидентов Беларуси в первом полугодии 2010 года увеличились на 79,2% до 154,3 млн.
В то же время сальдо текущих трансфертов по итогам января -- июня 2010 года сложилось положительным в размере 90,1 млн долларов против 153,6 млн год назад. Так, текущие трансферты к получению в первом полугодии сократились на 9,7% до 219,2 млн долларов, а текущие трансферты к выплате увеличились на 44,7% до 129,1 млн.
По оценке экспертов МВФ, валовой внешний долг Беларуси достигнет пикового уровня в 52% ВВП в 2010 г. При условии реализации жесткой экономической политики и сокращения дефицита счета текущих операций он уменьшится, что указывает на то, что соответствующие риски поддаются контролю. Государственный долг, вероятно, будет оставаться на уровне ниже 30% ВВП даже при достижении своего пика в 2010 г.
Счет текущих операций платежного баланса охватывает любые операции с реальными ценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемые между резидентами Беларуси и нерезидентами. В этом счете отражается информация об экспортно-импортных операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами.
В счете операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса регистрируются операции с финансовыми активами и обязательствами страны, в результате которых происходит переход права собственности на внешние финансовые активы и обязательства Беларуси. Активы включают операции, связанные с инвестициями резидентов Беларуси за границу. В обязательствах отражаются изменения объемов инвестиций нерезидентов в экономику Беларуси.[9]
3
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ