Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

В настоящее время платежный баланс отражает не только платежи, с которыми ассоциируется название данного статистического отчета, он включает в себя все внешнеэкономические операции, совершенные страной за определенный промежуток времени. Полный и всесторонний учет движения реальных и финансовых активов между странами делает платежный баланс незаменимым инструментом при анализе внешнего сектора страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса

1.2 Назначение и структура платежного баланса

2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Методы регулирования платежного баланса РБ

2.2 Анализ основных показателей платежного баланса РБ за 2009-2010 гг.

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 51.18 Кб (Скачать документ)

Валютные ограничения - блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Финансовая и денежно-кредитная  политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

Специальные меры государственного воздействия  на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены. [5]

В целях регулирования  платежей и поступлений по «невидимым»  операциям платежного баланса принимаются  следующие меры:

Ш ограничение нормы  вывоза валюты туристами данной страны;

Ш прямое или косвенное  участие государства в создании туристической инфраструктуры в  целях привлечения иностранных  туристов;

Ш содействие строительству  морских судов за счет бюджетных  средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

Ш расширение государственных  расходов на научно-исследовательские  работы в целях увеличения поступлений  от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

Ш регулирование  миграции рабочей силы, в частности, ограничение въезда иммигрантов  для сокращения переводов иностранных  рабочих;

Ш регулирование  движения капиталов направленное, с  одной стороны, на поощрение внешнеэкономической  экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание  платежного баланса путем стимулирования притока иностранных капиталов.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса  промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов  в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи  активно участвуют коммерческие банки в покрытии дефицита платежного баланса.

Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами  международных валютно-кредитных  и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность  стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие  и труднодоступны для стран, имеющих  крупную внешнюю задолженность.

К временным методам  покрытия дефицита платежного баланса  относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной  помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса  внешняя задолженность стала  глобальной проблемой. Окончательным  методом балансирования платежного баланса служит использование официальных  валютных резервов.

Таким образом, определенная гибкость, заложенная в структуре  платежного баланса, позволяет получать сопоставительную информацию во временных  разрезах с учетом особенностей внешнеэкономической  деятельности разных стран. Это особенно важно, когда в результате интеграционных процессов растет взаимозависимость  стран и требуется проведение скоординированной макроэкономической политики между ними. Это в полной мере относится и к Республике Беларусь.[7]

2.2 Анализ основных показателей  платежного баланса РБ за 2009 г.-

первое  полугодие 2010 гг.

По данным Национального  банка Беларуси, совокупный внешний  долг страны в 2009 году возрос на 6,876 млрд. долларов (или на 45,4%) до рекордных 22,03 млрд. долларов на 01.01. 2010 г. При этом отношение валового внешнего долга  Беларуси к объему ВВП возросло в 2009 г. до 45,1% против 25,1% в 2008 г.

С этой точки зрения, Беларусь пока находится в безопасной зоне, по международным стандартам, предельным значением является планка внешнего долга в 55-60% от ВВП. На рис. 1 представлена динамика валового внешнего долга Беларуси в 1998-2010 гг.

Хотя, с другой стороны, валовой внешний долг на душу населения  возрос до 2323,8 долларов на 1 января 2010 г. против 1567 долларов на 1 января 2009 г., 1289,6 долларов на 1 января 2008 г. и 704,6 долларов на 1 января 2007 г.

Таким образом, с  начала 2007 г. валовой внешний долг в расчете на душу населения увеличился в 3,3 раза.

В рублевом эквиваленте  внешний долг достиг 6,644 млн. Br в среднем  на 1 человека, или 13,629 млн. Br на 1 работающего, что составляет около 13,7 начисленных  среднемесячных зарплат.

Рисунок. 1. Динамика совокупного внешнего долга  Беларуси в 1998-2010 г., млн. USD (фактические  данные и полиноминальный тренд)

Внешний долг центрального правительства в 2009 г. возрос на 36,9% до 4,924 млрд. долларов на 1 января текущего года. Внешняя задолженность денежных властей увеличилась в 9 раз до 3,863 млрд. долларов на 1 января.

В соответствии с  методологией платежного баланса транши кредита МВФ, полученные правительством Беларуси по программе «stand-by», включаются в сектор органов денежно-кредитного регулирования. [16]

Необходимо отметить, что в марте 2010 г. в Беларусь поступила  заключительная транша первого резервного кредита МВФ в размере 662,9 млн. долларов. Правительство Беларуси и МВФ выразили готовность к реализации новой программы поддержки структурных и институциональных реформ в стране. Кроме того, во втором квартале текущего года правительство планирует разместить еврооблигации (предположительно, объем размещения составит не менее 500 млн. евро).

По данным платежного баланса, прямые иностранные инвестиции (межфирменное кредитование) возросли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5,3% до 757 млн. долларов на 1 января 2010 г.

Внешняя задолженность  коммерческих банков в анализируемом  периоде возросла на 15,3% до 3,553 млрд. долларов. В свою очередь, внешний  долг прочих секторов экономики увеличился на 21,9% до 8,933 млрд. долларов на 1 января текущего года.

По счету текущих  операций в 2009 г. экспорт товаров  и услуг на фоне мирового финансового  и экономического кризиса сократился сразу на 12,162 млрд. долларов (или  на 32,9%) до 24,829 млрд. долларов. В то же время, импорт сократился в меньшей  степени - на 11,282 млрд. долларов (на 27,1%) до 30,378 млрд. долларов.

В результате отрицательное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами по методологии платежного баланса возросло на 18,9% до минус 5,548 млрд. долларов против минус 4,668 млрд. долларов год назад, что не может не беспокоить.

Интересно, что  на долю энергетических товаров в 2009 г. приходится минус 3,378 млрд. долларов, сальдо по остальным товарам составляет минус 3,593 млрд. долларов, а сальдо услуг  сложилось положительным в размере +1,423 млрд. долларов.

В целом дефицит  счета текущих операций платежного баланса в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возрос на 21,7% до минус 6,402 млрд. долларов. Белорусские резиденты в анализируемом  периоде выплатили нерезидентам в виде доходов от инвестиций и  оплаты труда 1,351 млрд. долларов (+14,1% к 2008 г.). При этом аналогичные платежи  нерезидентов в адрес резидентов Беларуси сократились на 39,3% до 240,7 млн. долларов.

Как следствие, отрицательное  сальдо доходов возросло до минус 1,111 млрд. долларов против минус 787,6 млн. долларов год назад. В свою очередь, сальдо текущих трансфертов (включают в  себя гуманитарную помощь, техническую  помощь и другие поступления и  выплаты на безвозмездной основе) по итогам 2009 года сложилось положительным  в размере +257,1 млн. долларов против +192,7 млн. долларов год назад.

По счету операций с капиталом необходимо учитывать, что дефицит текущего счета платежного баланса финансируется либо за счет сокращения золотовалютных резервов, либо за счет притока иностранного капитала.

В нашем случае приток средств по счету операций с капиталом и финансовых операций (включая статистические расхождения) позволил не только компенсировать отрицательное  сальдо счета текущих операций, но и увеличить золотовалютные резервы  в определении Специального стандарта  распространения данных МВФ на 2,443 млрд. долларов.

Так, сальдо счета  операций с капиталом и финансовых операций возросло по сравнению с 2008 г. в 1,94 раза до +8,312 млрд. долларов. Как  следствие, общее сальдо платежного баланса Беларуси сложилось положительным  в размере +2,443 млрд. долларов, в том  числе статистические расхождения составили +533,2 млн. долларов против минус 26,3 млн. долларов в 2008 г. [17]

Положительная величина статистических расхождений указывает  на неучтенный статистикой приток капитала в страну или на неучтенный экспорт  товаров и услуг.

Положительное сальдо финансового счета обеспечено главным  образом чистым привлечением иностранных  кредитов и займов, ростом задолженности  по коммерческим (торговым) кредитам и  чистым притоком прямых иностранных  инвестиций.

Так, операции с  прямыми иностранными инвестициями обусловили чистый приток капитала в  страну в размере 1,833 млрд. долларов, что на 14,7% меньше, чем год назад. Около половины чистого притока  прямых инвестиций в акционерный  капитал белорусских компаний приходится на платеж «Газпрома» в размере 625 млн. долларов в счет оплаты очередных 12,5% акций «Белтрансгаза», а также  платеж Сбербанка на сумму 280,8 млн. долларов в счет оплаты 93,27% акций БПС-Банка.

В целом, географическая структура валового объема прямых иностранных  инвестиций, привлеченных в Беларусь, выглядит следующим образом: Россия - 57,9%, Швейцария - 14,3%, Кипр - 9,8%, Германия - 2,2%, Нидерланды - 1,7%, остальные страны - 14,1%.

Наибольшие суммы  прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли экономики, как торговля и общественное питание, транспорт, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Увеличение чистой текущей задолженности  за товары и услуги по экспортно-импортным  операциям обусловило расчетный  приток капитала в экономику страны в размере +656,6 млн. долларов (в 2008 г. +289,1 млн. долларов).

Операции с кредитами  и займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере +4,27 млрд. долларов, что в 2 раза превысило  уровень 2008 г.

В течение предстоящих  четырех кварталов (с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г.) белорусским резидентам только по краткосрочным внешним  заимствованиям предстоит выплатить (или рефинансировать) кредиты и  займы на сумму не менее 9,896 млрд. долларов. И здесь речь идет только об основном долге, то есть без учета  процентов, дивидендов и других платежей в адрес нерезидентов. С учетом процентов и прочих платежей сумма  выплат по краткосрочному внешнему долгу  может достигнуть 10,8-11,3 млрд. долларов.

Обновленный график погашения задолженности перед  МВФ выглядит следующим образом: 2009 г. - 12,6 млн. долларов, 2010 г. - 70 млн. долларов, 2011 г. - 78,2 млн. долларов, 2012 г. - 460,3 млн. долларов, 2013 г. - 1724,9 млн. долларов, 2014 г. - 1382,7 млн. долларов, 2015 г. - 88,1 млн. долларов. По сравнению  с предыдущим графиком основная нагрузка по выплате резервного кредита несколько  смещена на 2013-2014 гг.

Основными источниками  формирования отрицательного сальдо счета  текущих операций, по данным Нацбанка, выступили экспортно-импортные операции с товарами и отрицательный баланс по доходам от инвестиций.

В Беларуси в первом полугодии 2010 года дефицит счета  текущих операций платежного баланса (в аналитическом представлении) сократился на 11,1% по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года до минус 3,181 млрд долларов. Сообщает Прайм-ТАСС со ссылкой на Национальный банк республики.

По оценке Нацбанка, основными источниками формирования отрицательного сальдо счета текущих  операций выступили экспортно-импортные  операции с товарами и отрицательный  баланс по доходам от инвестиций.

Сальдо торговли товарами и услугами сократилось  на 21,1% до минус 2,394 млрд долларов. При  этом экспорт товаров и услуг (в ценах ФОБ) возрос на 25,5% до 13,387 млрд, а импорт -- на 15,2% до 15,781 млрд долларов.

В свою очередь  отрицательное сальдо доходов возросло на 25,6% до минус 876,8 млн долларов. В  частности, в январе -- июне 2010 года резиденты  Беларуси выплатили нерезидентам в  виде оплаты труда и доходов от инвестиций 1,031 млрд долларов (плюс 31,5% по сравнению с январем -- июнем 2009 года). При этом выплаты нерезидентов в адрес резидентов Беларуси в  первом полугодии 2010 года увеличились  на 79,2% до 154,3 млн.

В то же время сальдо текущих трансфертов по итогам января -- июня 2010 года сложилось положительным  в размере 90,1 млн долларов против 153,6 млн год назад. Так, текущие  трансферты к получению в первом полугодии сократились на 9,7% до 219,2 млн долларов, а текущие трансферты к выплате увеличились на 44,7% до 129,1 млн.

По оценке экспертов  МВФ, валовой внешний долг Беларуси достигнет пикового уровня в 52% ВВП  в 2010 г. При условии реализации жесткой  экономической политики и сокращения дефицита счета текущих операций он уменьшится, что указывает на то, что соответствующие риски  поддаются контролю. Государственный  долг, вероятно, будет оставаться на уровне ниже 30% ВВП даже при достижении своего пика в 2010 г.

Счет текущих  операций платежного баланса охватывает любые операции с реальными ценностями (за исключением операций с финансовыми  активами), совершаемые между резидентами  Беларуси и нерезидентами. В этом счете отражается информация об экспортно-импортных  операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами.

В счете операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса регистрируются операции с финансовыми активами и обязательствами страны, в результате которых происходит переход права  собственности на внешние финансовые активы и обязательства Беларуси. Активы включают операции, связанные  с инвестициями резидентов Беларуси за границу. В обязательствах отражаются изменения объемов инвестиций нерезидентов в экономику Беларуси.[9]

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ  ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ  ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ

Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь