Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

В настоящее время платежный баланс отражает не только платежи, с которыми ассоциируется название данного статистического отчета, он включает в себя все внешнеэкономические операции, совершенные страной за определенный промежуток времени. Полный и всесторонний учет движения реальных и финансовых активов между странами делает платежный баланс незаменимым инструментом при анализе внешнего сектора страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса

1.2 Назначение и структура платежного баланса

2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Методы регулирования платежного баланса РБ

2.2 Анализ основных показателей платежного баланса РБ за 2009-2010 гг.

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 51.18 Кб (Скачать документ)

Одним из основных направлений, реализация которых может  способствовать улучшению структуры  платежного баланса республики, является увеличение экспортного потенциала, который можно сгруппировать  на семи направлениям:

1. Макроэкономические  условия для развития экспортной  деятельности - это основное направление,  т.к. без развития, усовершенствования  структуры и объема экспорта  невозможно улучшить благосостояние  граждан республики. Для этого  необходимо:

- создание условий  для структурной перестройки  и перепрофилирования неэффективных  предприятий, а также равных  условий хозяйствования предприятиям  путем уменьшения льгот и перекрестного  субсидирования;

- стабилизация  реального курса белорусского  рубля и снижение инфляции  и достижение финансовой стабилизации;

- создание условий  для повышения внутренних сбережений  и механизмов для перетока  их в инвестиционный капитал  предприятий-экспортеров;

- развитие условий  для расширения инвестиций в  наукоемкие производства и услуги  и повышения использования механизмов  стимулирования;

- формирование  экспортной стратегии, основанной  на сбалансированном спросе между  спросом и предложением и др.

2. Создание условий  для привлечения инвестиций в  экспортные отрасли производства.

Для обеспечения  коренного перелома в сфере инвестиций и повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимо провозгласить важнейшим приоритетом  белорусского государства политику создания благоприятных условий  инвестирования в реальный сектор. В частности, целесообразно:

- предусмотреть  в законодательстве особый налоговый  режим для предприятий со значительными  инвестициями в технологии, освобождающий  их от налоговых платежей, кроме  социальных, до полной окупаемости  инвестиционных проектов;

- обеспечить, как  правило, освобождение от налога  на добавленную стоимость и  таможенных пошлин технологическое  оборудование и другие инвестиционные  товары, ввозимые для целей промышленной  модернизации;

- добиваться выделения  новых долгосрочных кредитных  линий, а также проработать  возможности получения несвязанных  финансовых и товарных кредитов  зарубежных компаний, банков и  фондов, в том числе, без государственных  гарантий;

- устранить или  снизить до приемлемого уровня  просроченную задолженность по  иностранным кредитам, полученным  под гарантии Правительства Республики  Беларусь, белорусскими предприятиями-заемщиками  и использовать механизмы политического  влияния в организациях с целью  решения вопросов предоставления  Беларуси средств внешнего финансирования;

- создать комплексную  систему информационной поддержки  деятельности по формированию  позитивного международного инвестиционного  имиджа РБ.

3. Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей должно обеспечиваться за счет:

- совершенствования  механизма стимулирования эффективного  использования предприятиями прироста  валютной выручки на закупку  новых технологий и ноу-хау  из высокоразвитых стран;

- привлечения инвестиций для  модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производств;

- развития корпоративных  связей с ведущими мировыми  фирмами и участие в реализации  транснациональных проектов;

- внедрения системы  оплаты труда государственных  предприятий в зависимости от  результатов экспортной деятельности;

- улучшения качества  управления предприятиями-экспортерами, в том числе путем

поиска эффективного собственника для приватизации;

- либерализация  и упорядочение системы ценообразования  на внутреннем рынке;

- обеспечения государственной  поддержки в области рекламы;

- совершенствования  мер по борьбе с контрабандным  экспортом товаров и защиты  интеллектуальной собственности;

- обеспечения внедрения  современных стандартов в области  упаковочных и тарных технологий  в целях повышения имиджа и  конкурентоспособности экспортных  товаров, стимулирование создания  центров дизайна;

- проведения научно-технической  политики и разработки инновационных  механизмов с целью повышения  технологического уровня, наукоемкости  и эффективности производств  на основных экспортных предприятиях (МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Атлант, Бобруйскшина, Беларускалий и др.);

4. Обеспечение государственной  поддержки на внешние рынки.

Необходимо укреплять  и расширять сотрудничество с  Международным валютным фондом, всемирным  банком и другими международными финансовыми и экономическими организациями. Главная цель такого сотрудничества - согласование национальных экономических  приоритетов с необходимостью включения  белорусской экономики в мирохозяйственные  процессы.

На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет  деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать  долгосрочные перспективы будущей  динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.

Для повышения эффективности  деятельности дипломатических и  торгово-экономических служб при  продвижении товаров на зарубежные рынки необходимо:

во-первых, обеспечить белорусских дипломатических и  торгово-экономических служб за рубежом и аналогичных иностранных  в Беларуси оперативными информационно-маркетинговыми, нормативно-правовыми и аналитическими материалами, в том числе посредством доступа к Интернету;

во-вторых, расширить  участие торгово-экономических служб  в выставках, встречах деловых кругов, конференциях с целью сбора необходимой  информации о потенциальных рынках сбыта;

в-третьих, сохранить  присутствие белорусского экспорта на традиционных рынках.

5.Создание условий  для обеспечения развития инфраструктуры  экспортной деятельности. Продвижение  экспорта товаров связано с  развитием товаропроводящей сети  белорусских предприятий за рубежом.  Основным направлением со стороны  государства в данной области  должно стать совершенствование  нормативно-правовой базы, направленной  на стимулирование предприятий  по созданию дилерских сетей  фирменного послепродажного обслуживания  сложно-технической продукции (сервисные  центры, совместные предприятия), консигнационных  складов и других прогрессивных  форм.. Одной из таких форм может  быть создание специализированных  внешнеторговых фирм, объединений,  отраслевых союзов, ассоциаций и  т.д., в т.ч. на основе действующих  структур. Главное условие - консолидация  внешнеторговых компаний и торговых  домов в конкурентные на мировых  рынках крупные структуры. Повышение  эффективности деятельности структур  товаропроводящей сети, созданных  с участием государства, необходимо  обеспечивать за счет использования  широкого диапазона финансово-кредитных  и организационных мер, совершенствования  условий инвестирования национального  капитала за рубеж в целях  развития белорусского экспорта.

Эффективной мерой  продвижения товаров и услуг  на внешние рынки должен стать  выход на международные рынки  через глобальные телекоммуникационные сети.

6. Усовершенствование  тарифных и нетарифных методов  регулирования экспорта. Важными  регуляторами регулирования экспорта  посредством мер тарифного регулирования  являются:

- упорядочение системы  согласования принимаемых решений  в области тарифного и нетарифного  регулирования и механизмов ввода  их в действие;

- расширение льгот по  уплате таможенных пошлин и  НДС по ввозимым комплектующим,  запчастям, материалам и сырью,  предназначенным для производства  экспортной продукции, упрощение  процедур их предоставления;

- упорядочение системы  железнодорожных тарифов на грузовые  перевозки в рамках Таможенного  союза;

- установление предельных  размеров единовременного повышения  ставок таможенных пошлин.

В области нетарифного  регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных  мер в отношении белорусского экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.

Фискальные механизмы  являются одним из резервов повышения  эффективности и увеличения объемов  экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходную базу.

7. Создание условий  для формирования системы кредитования  экспорта и страхования экспортных  рисков. Необходимо существенно  переориентировать в экспортный  сектор денежные потоки, в том  числе освоить систему синдицированного  кредитования с иностранными  банками зарубежных покупателей  белорусской продукции. Для этого  предстоит существенно переориентировать  принципы работы кредитных организаций  с целью:

- создания современной  системы перетока внутренних  сбережений на инвестиции экспортных  производств и кредитование экспортных  контрактов;

- создания условий для  инвестирования в сферу экспортного  производства капитала всех финансовых  структур: страховых обществ, пенсионных  фондов и инвестиционных банков;

- создания условий для  возврата валютных кредитов субъектами  хозяйствования;

- выделения в бюджете  республики средств для фонда  поддержки экспорта с целью  осуществления льготного кредитования  национальных проектов модернизации  крупнейших экспортных производств  (МТЗ, Атлант и т.п.);

-совершенствования механизмов  компенсации банкам потерь, связанных  с льготным кредитованием экспортных  проектов;

- ограничения отвлечения  средств внешнеторговых банков  на другие цели;

- внедрения механизмов  консорциального кредитования белорусскими  и иностранными банками крупных  экспортных проектов и др.

Значительные усилия необходимо направить на обеспечение страховой  защиты и поддержки участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных  потерь и убытков. Для этого необходимо:

-создание национальной  системы страхования внешнеторговых  операций и экспортных кредитов, включающей Белорусскую государственную  организацию страхования внешнеэкономических  рисков (Белгосвнешстрах), другие страховые  компании и банки, осуществляющие  поддержку экспорта;

- резервирования в республиканском  бюджете необходимых средств  для гарантирования и страхования  экспортных кредитов;

- вступление Республики  Беларусь в Международный Союз  страховщиков кредитов и инвестиций  для обеспечения согласованных  условий кредитования международной  торговли, гарантирования и страхования  экспортных кредитов;

- обеспечение государственных  гарантий по кредитам на участие  в международных торгах;

- введение системы обязательного  медицинского страхования иностранных  граждан при въезде на территорию  Республики Беларусь.[8]

Таким образом, реализация перечисленных  направлений, безусловно, поможет улучшить структуру Платежного баланса Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические  связи данной страны с другими  государствами; на основе платежного баланса  проводится анализ внешнеэкономической  деятельности, дается оценка валютно-финансовому  состоянию отдельно взятой страны.

Наиболее существенным направлением использования данных платежного баланса  и сопутствующем ему балансе  иностранных инвестиций есть обоснования  внешней и внутренней экономической  политики страны. Данные платежного баланса  применяются для аналитических  исследований по изучению причин, которые  предопределяют диспропорции в балансе  и обоснование мероприятий по их корректированию.[7]

Можно сделать вывод, что  платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности  участия страны в международном  обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать  и оценивать объем и качество участия страны в мировых связях. Не случайно проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются  на принятии политических решений.

В платежном балансе государства  приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические  связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами  и подводятся итоги внешнеэкономической  деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому  положению страны, определять по «средствам»  ли живет та или иная страна с  точки зрения ее внешнеэкономических  связей. [11]

Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь