Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа
В настоящее время платежный баланс отражает не только платежи, с которыми ассоциируется название данного статистического отчета, он включает в себя все внешнеэкономические операции, совершенные страной за определенный промежуток времени. Полный и всесторонний учет движения реальных и финансовых активов между странами делает платежный баланс незаменимым инструментом при анализе внешнего сектора страны.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса
1.2 Назначение и структура платежного баланса
2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Методы регулирования платежного баланса РБ
2.2 Анализ основных показателей платежного баланса РБ за 2009-2010 гг.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одним из основных направлений, реализация которых может способствовать улучшению структуры платежного баланса республики, является увеличение экспортного потенциала, который можно сгруппировать на семи направлениям:
1. Макроэкономические
условия для развития
- создание условий
для структурной перестройки
и перепрофилирования
- стабилизация
реального курса белорусского
рубля и снижение инфляции
и достижение финансовой
- создание условий
для повышения внутренних
- развитие условий
для расширения инвестиций в
наукоемкие производства и
- формирование
экспортной стратегии,
2. Создание условий
для привлечения инвестиций в
экспортные отрасли
Для обеспечения
коренного перелома в сфере инвестиций
и повышения их влияния на развитие
экспортного потенциала необходимо
провозгласить важнейшим
- предусмотреть
в законодательстве особый
- обеспечить, как
правило, освобождение от
- добиваться выделения
новых долгосрочных кредитных
линий, а также проработать
возможности получения
- устранить или
снизить до приемлемого уровня
просроченную задолженность по
иностранным кредитам, полученным
под гарантии Правительства
- создать комплексную
систему информационной
3. Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров. Повышение международной конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей должно обеспечиваться за счет:
- совершенствования
механизма стимулирования
- привлечения инвестиций для
модернизации технологий и
- развития корпоративных
связей с ведущими мировыми
фирмами и участие в
- внедрения системы
оплаты труда государственных
предприятий в зависимости от
результатов экспортной
- улучшения качества
управления предприятиями-
поиска эффективного собственника для приватизации;
- либерализация
и упорядочение системы
- обеспечения государственной поддержки в области рекламы;
- совершенствования
мер по борьбе с контрабандным
экспортом товаров и защиты
интеллектуальной
- обеспечения внедрения
современных стандартов в
- проведения научно-технической
политики и разработки
4. Обеспечение государственной поддержки на внешние рынки.
Необходимо укреплять
и расширять сотрудничество с
Международным валютным фондом, всемирным
банком и другими международными
финансовыми и экономическими организациями.
Главная цель такого сотрудничества
- согласование национальных экономических
приоритетов с необходимостью включения
белорусской экономики в
На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать долгосрочные перспективы будущей динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.
Для повышения эффективности
деятельности дипломатических и
торгово-экономических служб
во-первых, обеспечить
белорусских дипломатических и
торгово-экономических служб за
рубежом и аналогичных
во-вторых, расширить
участие торгово-экономических
в-третьих, сохранить присутствие белорусского экспорта на традиционных рынках.
5.Создание условий
для обеспечения развития
Эффективной мерой продвижения товаров и услуг на внешние рынки должен стать выход на международные рынки через глобальные телекоммуникационные сети.
6. Усовершенствование
тарифных и нетарифных методов
регулирования экспорта. Важными
регуляторами регулирования
- упорядочение системы
согласования принимаемых
- расширение льгот по
уплате таможенных пошлин и
НДС по ввозимым комплектующим,
- упорядочение системы
железнодорожных тарифов на
- установление предельных
размеров единовременного
В области нетарифного
регулирования основным направлением
работы должно стать снижение (исключение)
антидемпинговых и
Фискальные механизмы являются одним из резервов повышения эффективности и увеличения объемов экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходную базу.
7. Создание условий
для формирования системы
- создания современной
системы перетока внутренних
сбережений на инвестиции
- создания условий для
инвестирования в сферу
- создания условий для
возврата валютных кредитов
- выделения в бюджете
республики средств для фонда
поддержки экспорта с целью
осуществления льготного
-совершенствования механизмов
компенсации банкам потерь, связанных
с льготным кредитованием
- ограничения отвлечения средств внешнеторговых банков на другие цели;
- внедрения механизмов
консорциального кредитования
Значительные усилия необходимо направить на обеспечение страховой защиты и поддержки участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных потерь и убытков. Для этого необходимо:
-создание национальной
системы страхования
- резервирования в
- вступление Республики
Беларусь в Международный Союз
страховщиков кредитов и
- обеспечение государственных
гарантий по кредитам на
- введение системы
Таким образом, реализация перечисленных направлений, безусловно, поможет улучшить структуру Платежного баланса Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другими государствами; на основе платежного баланса проводится анализ внешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состоянию отдельно взятой страны.
Наиболее существенным направлением использования данных платежного баланса и сопутствующем ему балансе иностранных инвестиций есть обоснования внешней и внутренней экономической политики страны. Данные платежного баланса применяются для аналитических исследований по изучению причин, которые предопределяют диспропорции в балансе и обоснование мероприятий по их корректированию.[7]
Можно сделать вывод, что
платежный баланс служит источником
информации, раскрывающей особенности
участия страны в международном
обмене товарами, услугами и капиталом.
Он нужен для того, чтобы была
возможность постоянно
В платежном балансе государства
приводится систематизированный перечень
всех операций с денежными средствами,
которые опосредуют внешнеэкономические
связи. В нем отражаются не индивидуальные,
а суммарные сделки между данной
страной и другими