Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 09:18, курсовая работа
Целью работы направлена на изучение предмета: Платежный баланс РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- определить понятие и сущность платежного баланса;
- охарактеризовать состояние платежного баланса РФ.
- провести краткий обзор проблем и особенностей платежного баланса страны
- проанализировать динамику платежного баланса РФ;
Введение 3
1. Понятие платежного баланса 5
1.1. Структура платежного баланса 8
1.2. Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса. 16
2. Анализ платежного баланса РФ 18
2.1 Оценка платежного баланса в 2010-2011г. 18
2.2. Платежный баланс России в 2011г. 23
3. Оценка платежного баланса РФ 26
3.1. Проблемы и особенности платежного баланса России. 26
3.2. Прогноз ПБ 29
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Очень важный момент в рассуждениях – величина ЗВР. Как уже говорилось, очень многое зависит от политики ЦБ РФ в области курса национальной валюты. Отчетливо видно, что в период до 2010 года необходимость в снижении ЗВР полностью отсутствует. В худшем варианте она появляется в 2010 году. С учетом стабилизационного фонда данная потребность может перешагнуть в 2011 год. Нельзя исключать, что могут возникнуть обстоятельства, которые спровоцируют резкий отток капитала с одной стороны и изменение валютной политики ЦБ РФ (в качестве профилактики) с другой стороны. Таким образом, можно получить момент плавного разворота курса национальной валюты. Первым существенным сигналом будет ситуация отказа ЦБ РФ от практики дальнейшего укрепления рубля. Если в данный период будет наблюдаться ухудшение счета текущих операций, то это и будет моментом изменения общей динамики курса рубля.
Данные рассуждения основываются на рациональном поведении Центрального банка. Максимальный курс укрепления рубля к доллару в предыдущие годы не должен был превышать 2–3% в год. Излишнее укрепление рубля стимулирует импорт и создает иллюзию благополучия в стране за счет более быстрого темпа роста доходов населения, номинированных в долларах. Было бы разумнее (частное мнение) в течение предыдущих лет увеличивать стоимость услуг естественных монополий более низкими темпами и одновременно учиться управлять избыточной денежной массой. Текущая позиция ЦБ РФ загоняет российскую экономику в зону повышенного риска и ситуацию, при которой может произойти и/или резкое снижение ЗВР с одновременным снижением национальной валюты и непрогнозируемыми последствиями в области долгосрочного развития экономики. Было бы разумно начиная с 2008 года, вне зависимости от курса доллара на мировом рынке, закончить практику с укреплением рубля. В худшем случае максимальный курс не должен превышать 1,5%.
Проведенный анализ четко указывает на формирование негативных факторов, влияющих на валютный курс рубля. Вне зависимости от стоимости сырья на мировых биржах наступит момент, при котором общий баланс по притоку валюты в страну будет отрицательным, что приведет к снижению валютных накоплений. Парадокс заключается в том, что чем дольше будет благоприятная рыночная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта, тем с более сложными проблемами экономика столкнется в дальнейшем. Одно дело – решать проблему с отрицательным счетом текущих операций в 10 млрд долл. и внешним долгом в 150 млрд долл., другое – когда внешний долг составляет 0,5 трлн долл. при отрицательном сальдо счета текущих операций, превышающем 100 млрд долл. А если учитывать, что стоимость значительного количества товаров и услуг в России близка к мировым ценам, то любое снижение курса национальной валюты будет означать снижение уровня жизни.
Периодом
резкого возрастания валютных рисков можно считать тот,
при котором счет текущих операций войдет
в отрицательную зону. Как уже было сказано,
в дальнейшем ситуация будет полностью зависеть
от политики ЦБ РФ. В любом случае об укреплении
рубля можно будет забыть на достаточно
долгий период. Все будет зависеть от поведения портфельных
инвесторов. Если они примут решение о выводе
части средств из российской экономики,
то существенного падения стоимости рубля не
избежать.
Платежный баланс России в 2011 году изменился(
табл. 1).Так по счету текущих операций сумма
составила на 20 пунктов выше того же периода
2010 года. Увеличился экспорт, снизился
импорт, что является показателем падения
Таблица 4- Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь – сентябрь 2011 г. ( млрд. долл. США)
январь-сентябрь 2011 г. |
Справочно: | |||
январь-сентябрь 2010 г. |
январь-июнь 2011 г. |
январь-июнь 2010 г. | ||
Счет текущих операций |
73,6 |
57,6 |
56,3 |
52,1 |
Торговый баланс |
147,7 |
115,3 |
102,3 |
86,1 |
Экспорт |
380,1 |
287,5 |
249,4 |
189,9 |
сырая нефть |
134,3 |
98,9 |
88,5 |
65,5 |
нефтепродукты |
70,1 |
51,1 |
44,0 |
34,9 |
природный газ |
44,7 |
32,7 |
32,4 |
23,4 |
прочие |
131,0 |
104,7 |
84,5 |
66,2 |
Импорт |
-232,3 |
-172,3 |
-147,2 |
-103,9 |
Баланс услуг |
-27,3 |
-20,9 |
-15,1 |
-11,1 |
Экспорт |
39,5 |
32,7 |
24,3 |
20,4 |
Импорт |
-66,8 |
-53,5 |
-39,3 |
-31,6 |
Баланс оплаты труда |
-7,5 |
-6,2 |
-4,3 |
-3,6 |
Баланс инвестиционных доходов |
-37,3 |
-28,5 |
-25,8 |
-18,7 |
Доходы к получению |
29,7 |
25,6 |
20,4 |
16,9 |
Доходы к выплате |
-67,0 |
-54,0 |
-46,2 |
-35,6 |
Федеральные органы управления |
-0,5 |
-0,5 |
-0,1 |
-0,2 |
Доходы к получению |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Доходы к выплате |
-1,4 |
-1,4 |
-0,9 |
-0,9 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,1 |
-0,1 |
-0,1 |
-0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
3,2 |
3,6 |
2,1 |
2,5 |
Доходы к получению |
3,3 |
3,6 |
2,1 |
2,5 |
Доходы к выплате |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Банки |
-1,9 |
-2,0 |
-1,4 |
-1,3 |
Доходы к получению |
6,8 |
5,6 |
4,2 |
3,8 |
Доходы к выплате |
-8,7 |
-7,7 |
-5,6 |
-5,1 |
Прочие секторы |
-38,0 |
-29,4 |
-26,4 |
-19,6 |
Доходы к получению |
18,7 |
15,4 |
13,2 |
9,8 |
Доходы к выплате |
-56,7 |
-44,8 |
-39,6 |
-29,5 |
Баланс текущих трансфертов |
-2,1 |
-2,1 |
-0,8 |
-0,6 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-48,0 |
-9,2 |
-26,4 |
-2,5 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) |
-0,0 |
0,1 |
-0,0 |
0,2 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-48,0 |
-9,4 |
-26,3 |
-2,8 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) |
40,4 |
29,4 |
40,9 |
14,7 |
Федеральные органы управления |
-0,8 |
3,8 |
0,3 |
3,6 |
Портфельные инвестиции |
0,2 |
4,7 |
1,1 |
4,2 |
выпуск |
1,3 |
5,1 |
1,3 |
5,1 |
погашение |
-3,5 |
-2,7 |
-2,1 |
-1,4 |
корпусов |
-1,9 |
-1,1 |
-1,2 |
-0,6 |
купонов |
-1,7 |
-1,6 |
-0,9 |
-0,8 |
реинвестирование доходов |
1,4 |
1,3 |
0,9 |
0,9 |
вторичный рынок |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
-0,4 |
Ссуды и займы |
-1,4 |
-1,3 |
-1,2 |
-1,0 |
Просроченная задолженность |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Прочие обязательства |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Субъекты Российской Федерации |
-0,1 |
0,6 |
-0,1 |
0,8 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-0,1 |
-2,3 |
0,1 |
-2,1 |
Банки |
8,1 |
12,9 |
7,7 |
-2,6 |
Прочие секторы |
33,3 |
14,4 |
32,9 |
14,9 |
Прямые инвестиции |
28,3 |
23,7 |
23,3 |
17,7 |
Портфельные инвестиции |
-2,8 |
-1,7 |
0,8 |
0,2 |
Ссуды и займы |
7,4 |
-9,0 |
3,7 |
-6,1 |
Прочие обязательства |
0,4 |
1,4 |
5,1 |
3,1 |
Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) |
-88,3 |
-38,7 |
-67,3 |
-17,4 |
Органы государственного управления |
-1,3 |
-0,6 |
-2,3 |
-1,0 |
Ссуды и займы |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
Просроченная задолженность |
-0,6 |
-0,4 |
-0,7 |
-0,8 |
Прочие активы |
-1,2 |
-0,6 |
-2,1 |
-0,7 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-0,0 |
-0,1 |
-0,0 |
-0,1 |
Банки |
-23,0 |
4,8 |
-18,0 |
10,2 |
Прочие секторы |
-64,1 |
-42,9 |
-46,9 |
-26,5 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-45,6 |
-32,6 |
-34,8 |
-21,6 |
Наличная иностранная валюта |
5,4 |
13,6 |
2,6 |
10,1 |
Торговые кредиты и авансы |
1,3 |
-1,2 |
1,3 |
-1,4 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
-0,6 |
0,5 |
-0,6 |
0,6 |
Сомнительные операции |
-20,9 |
-22,0 |
-13,8 |
-14,1 |
Прочие активы |
-3,6 |
-1,1 |
-1,6 |
-0,2 |
Чистые ошибки и пропуски |
-4,4 |
-3,0 |
-6,9 |
-6,9 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) |
-21,2 |
-45,4 |
-23,0 |
-42,7 |
Приведены
обобщенные данные о результатах
торговых и финансовых операций во
внешнем секторе экономики
Профицит счета текущих операций составил 56,3 млрд долл., сальдо торгового баланса - 102,3 млрд долл., что больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 7,9 и 18,8% соответственно. Экспорт товаров увеличился до 249,4 млрд долл., услуг - до 24,3 млрд долл. Суммарный вывоз нефти, нефтепродуктов и природного газа составил 164,9 млрд долл. В экспорте возросла доля государств АТЭС (17,6%) и СНГ (15,4%), доля стран ЕС снизилась (53,2%). Ведущие партнеры - Нидерланды (12,2%), Германия (6,8%), Украина (6,5%) и Китай (6,5%).
Импорт товаров составил 147,2 млрд долл. (исторический максимум), что на 41,7% больше, чем в аналогичном периоде 2010 г. Ощутимо увеличился ввоз продукции машиностроения (прирост на 62,6%). Импорт услуг вырос на 24,7% - до 39,3 млрд долл. Крупнейшие поставщики - Китай (15,3%), Германия (12%) и Украина (6,6%).
Сальдо баланса оплаты отрицательно (4,3 млрд долл.).
Дефицит баланса инвестдоходов достиг 25,8 млрд долл. Доходы, начисленные к выплате, составили 46,2 млрд долл. (прирост 29,9%), к получению - 20,4 млрд долл. (20,5%). Дефицит инвестдоходов банковского сектора увеличился, но не существенно - на 6,1% (до 1,4 млрд долл.).
Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов составило 0,8 млрд долл.
Объем внешнего долга увеличился на 49,7 млрд долл. и на указанную дату составил 538,6 млрд долл. Это самый большой прирост задолженности с кризисного 2008 г.
В
настоящее время
Недавно начала формироваться таможенная статистика: таможенным комитетом РФ был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут охватить все экспортно-импортные операции.
Много
"белых пятен" в платежном
балансе с ближним зарубежьем.
Например, практически нет достоверной
информации об экспорте (импорте) услуг,
прямых инвестициях. Если совсем недавно
клиринговые и расчетные
Отсутствуют
данные об оплате труда, выплаченной
нерезидентам и полученной от них. Более
того, миграционные службы не располагают
достоверной информацией даже о
числе граждан иностранных
Нет
данных о нераспределенных прибылях
совместных предприятий в России.
Согласно методологии платежного баланса
считается, что часть таких прибылей,
соответствующая доле, принадлежащей
прямому иностранному инвестору
в общем объеме собственного капитала
предприятия, выплачивается иностранному
инвестору, который сразу же ее реинвестирует.
Условные выплаты доходов
Отсутствует
информация и о нераспределенных
прибылях иностранных предприятий,
в которые российские резиденты
осуществили прямые инвестиции. Эти
обстоятельства приводят к деформации
структуры счета текущих
К сожалению, определение понятия резидентства в законодательстве России расходится с определением, данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.
Серьезной проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских счетов. Используемый в настоящее время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков. Пока не определена стандартная форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.
Многовариантный прогноз платежного баланса в среднесрочной перспективе до 2011 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс": в диапазоне 60-130 долларов США за баррель в 2010 году и 60-122 доллара США за баррель в 2011 году. В первом варианте ожидаемое наращивание импорта товаров при снижении их экспорта до 392,8 млрд. долларов США в 2010 году и до 407,7 млрд. долларов США в 2011 году может привести к возникновению дефицита счета текущих операций в размере 70,7 млрд. долларов США в 2010 году и 99,6 млрд. долларов США в 2011 году. В условиях второго и третьего вариантов прогноза динамика стоимостных объемов ввоза и вывоза позволит свести баланс внешней торговли товарами с профицитом. Однако при падении цены на нефть до 78 долларов США за баррель в 2010 году (второй вариант) и до 88 долларов США за баррель в 2011 году (третий вариант) его величины окажется недостаточно, чтобы компенсировать отрицательный баланс по другим текущим операциям. В результате по второму варианту дефицит счета текущих операций в 2010 году может составить 24,4 млрд. долларов США, по второму и третьему вариантам в 2011 году - 79,0 и 46,6 млрд. долларов США. Согласно четвертому варианту прогноза, предусматривающему благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру рынка энергоносителей, динамика экспорта будет позитивной, а положительное сальдо счета текущих операций составит 116,7 и 47,5 млрд. долларов США в 2010 и 2011 годах соответственно.
В
2010 году в рамках первого варианта прогноза
объема ввозимого иностранного капитала
будет недостаточно для покрытия отрицательного
сальдо счета текущих операций, что приведет
к сокращению валютных резервов на 14,2
млрд. долларов США. В соответствии с остальными
вариантами прогноза предполагается их
рост на 32,2-173,3 млрд. долларов США. В 2011
году в первых двух вариантах прогноза
ожидается снижение валютных резервов
на 35,3 и 14,7 млрд. долларов США. В соответствии
с третьим вариантом приток капитала в российскую
экономику не только сбалансирует дефицит счета текущих
операций, но и обеспечит прирост валютных
резервов на 17,7 млрд. долларов США. При реализации
четвертого варианта возможен прирост валютных
резервов на 111,8 млрд. долларов США.Внешний долг
Российской Федерации (перед нерезидентами)
– невыплаченная сумма
Информация о работе Платежный баланс страны, его роль и назначение