Платежный баланс страны, его роль и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание

Целью работы направлена на изучение предмета: Платежный баланс РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- определить понятие и сущность платежного баланса;
- охарактеризовать состояние платежного баланса РФ.
- провести краткий обзор проблем и особенностей платежного баланса страны
- проанализировать динамику платежного баланса РФ;

Содержание

Введение 3
1. Понятие платежного баланса 5
1.1. Структура платежного баланса 8
1.2. Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса. 16
2. Анализ платежного баланса РФ 18
2.1 Оценка платежного баланса в 2010-2011г. 18
2.2. Платежный баланс России в 2011г. 23
3. Оценка платежного баланса РФ 26
3.1. Проблемы и особенности платежного баланса России. 26
3.2. Прогноз ПБ 29
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по дкб.docx

— 69.82 Кб (Скачать документ)

  Очень важный момент в рассуждениях –  величина ЗВР. Как уже говорилось, очень многое зависит от политики ЦБ РФ в области курса национальной валюты. Отчетливо видно, что в  период до 2010 года необходимость в  снижении ЗВР полностью отсутствует. В худшем варианте она появляется в 2010 году. С учетом стабилизационного  фонда данная потребность может  перешагнуть в 2011 год. Нельзя исключать, что могут возникнуть обстоятельства, которые спровоцируют резкий отток  капитала с одной стороны и  изменение валютной политики ЦБ РФ (в качестве профилактики) с другой стороны. Таким образом, можно получить момент плавного разворота курса  национальной валюты. Первым существенным сигналом будет ситуация отказа ЦБ РФ от практики дальнейшего укрепления рубля. Если в данный период будет  наблюдаться ухудшение счета  текущих операций, то это и будет  моментом изменения общей динамики курса рубля.     

Данные  рассуждения основываются на рациональном поведении Центрального банка. Максимальный курс укрепления рубля к доллару  в предыдущие годы не должен был  превышать 2–3% в год. Излишнее укрепление рубля стимулирует импорт и создает  иллюзию благополучия в стране за счет более быстрого темпа роста  доходов населения, номинированных в долларах. Было бы разумнее (частное  мнение) в течение предыдущих лет  увеличивать стоимость услуг  естественных монополий более низкими  темпами и одновременно учиться  управлять избыточной денежной массой. Текущая позиция ЦБ РФ загоняет российскую экономику в зону повышенного риска и ситуацию, при которой может произойти и/или резкое снижение ЗВР с одновременным снижением национальной валюты и непрогнозируемыми последствиями в области долгосрочного развития экономики. Было бы разумно начиная с 2008 года, вне зависимости от курса доллара на мировом рынке, закончить практику с укреплением рубля. В худшем случае максимальный курс не должен превышать 1,5%.     

Проведенный анализ четко указывает на формирование негативных факторов, влияющих на валютный курс рубля. Вне зависимости от стоимости  сырья на мировых биржах наступит момент, при котором общий баланс по притоку валюты в страну будет  отрицательным, что приведет к снижению валютных накоплений. Парадокс заключается  в том, что чем дольше будет  благоприятная рыночная конъюнктура  цен на основные позиции российского  экспорта, тем с более сложными проблемами экономика столкнется в  дальнейшем. Одно дело – решать проблему с отрицательным счетом текущих  операций в 10 млрд долл. и внешним  долгом в 150 млрд долл., другое – когда  внешний долг составляет 0,5 трлн долл. при отрицательном сальдо счета  текущих операций, превышающем 100 млрд долл. А если учитывать, что стоимость  значительного количества товаров  и услуг в России близка к мировым  ценам, то любое снижение курса национальной валюты будет означать снижение уровня жизни.     

Периодом  резкого возрастания валютных рисков можно считать тот, при котором  счет текущих операций войдет в отрицательную  зону. Как уже было сказано, в дальнейшем ситуация будет полностью зависеть от политики ЦБ РФ. В любом случае об укреплении рубля можно будет  забыть на достаточно долгий период. Все  будет зависеть от поведения портфельных  инвесторов. Если они примут решение  о выводе части средств из российской экономики, то существенного падения  стоимости рубля не избежать.  
  

      1. Платежный баланс России в 2011г.

 

     Платежный баланс России  в 2011 году  изменился( табл. 1).Так по счету текущих операций  сумма  составила на 20 пунктов  выше того же периода 2010 года. Увеличился экспорт, снизился импорт, что является  показателем падения отечественного производства.             Счет операций с капиталом, финансовые операции имеют отрицательное  сальдо. Однако обязательства увеличились  в 2011 году почти вдвое.

Таблица 4- Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь – сентябрь 2011 г. ( млрд. долл. США)

 

январь-сентябрь 2011 г.  
(оценка)

Справочно:

январь-сентябрь 2010 г.

январь-июнь 2011 г.

январь-июнь 2010 г.

Счет  текущих операций

73,6

57,6

56,3

52,1

Торговый  баланс

147,7

115,3

102,3

86,1

Экспорт

380,1

287,5

249,4

189,9

сырая нефть

134,3

98,9

88,5

65,5

нефтепродукты

70,1

51,1

44,0

34,9

природный газ

44,7

32,7

32,4

23,4

прочие

131,0

104,7

84,5

66,2

Импорт

-232,3

-172,3

-147,2

-103,9

Баланс  услуг

-27,3

-20,9

-15,1

-11,1

Экспорт

39,5

32,7

24,3

20,4

Импорт

-66,8

-53,5

-39,3

-31,6

Баланс  оплаты труда

-7,5

-6,2

-4,3

-3,6

Баланс  инвестиционных доходов

-37,3

-28,5

-25,8

-18,7

Доходы  к получению

29,7

25,6

20,4

16,9

Доходы  к выплате

-67,0

-54,0

-46,2

-35,6

Федеральные органы управления

-0,5

-0,5

-0,1

-0,2

Доходы  к получению

0,9

0,9

0,8

0,8

Доходы  к выплате

-1,4

-1,4

-0,9

-0,9

Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате)

-0,1

-0,1

-0,1

-0,0

Органы  денежно-кредитного регулирования

3,2

3,6

2,1

2,5

Доходы  к получению

3,3

3,6

2,1

2,5

Доходы  к выплате

-0,0

-0,0

-0,0

-0,0

Банки

-1,9

-2,0

-1,4

-1,3

Доходы  к получению

6,8

5,6

4,2

3,8

Доходы  к выплате

-8,7

-7,7

-5,6

-5,1

Прочие  секторы

-38,0

-29,4

-26,4

-19,6

Доходы  к получению

18,7

15,4

13,2

9,8

Доходы  к выплате

-56,7

-44,8

-39,6

-29,5

Баланс  текущих трансфертов

-2,1

-2,1

-0,8

-0,6

Счет  операций с капиталом  и финансовыми  инструментами

-48,0

-9,2

-26,4

-2,5

Счет  операций с капиталом (капитальные  трансферты)

-0,0

0,1

-0,0

0,2

Финансовый  счет (кроме резервных  активов)

-48,0

-9,4

-26,3

-2,8

Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение)

40,4

29,4

40,9

14,7

Федеральные органы управления

-0,8

3,8

0,3

3,6

Портфельные инвестиции

0,2

4,7

1,1

4,2

выпуск

1,3

5,1

1,3

5,1

погашение

-3,5

-2,7

-2,1

-1,4

корпусов

-1,9

-1,1

-1,2

-0,6

купонов

-1,7

-1,6

-0,9

-0,8

реинвестирование  доходов

1,4

1,3

0,9

0,9

вторичный рынок

1,0

0,9

1,0

-0,4

Ссуды и займы

-1,4

-1,3

-1,2

-1,0

Просроченная  задолженность

0,4

0,4

0,4

0,4

Прочие  обязательства

-0,0

-0,0

-0,0

-0,0

Субъекты  Российской Федерации

-0,1

0,6

-0,1

0,8

Органы  денежно-кредитного регулирования

-0,1

-2,3

0,1

-2,1

Банки

8,1

12,9

7,7

-2,6

Прочие  секторы

33,3

14,4

32,9

14,9

Прямые  инвестиции

28,3

23,7

23,3

17,7

Портфельные инвестиции

-2,8

-1,7

0,8

0,2

Ссуды и займы

7,4

-9,0

3,7

-6,1

Прочие  обязательства

0,4

1,4

5,1

3,1

Активы, кроме резервных  ('+' - снижение, '-' - рост)

-88,3

-38,7

-67,3

-17,4

Органы  государственного управления

-1,3

-0,6

-2,3

-1,0

Ссуды и займы

0,5

0,4

0,4

0,5

Просроченная  задолженность

-0,6

-0,4

-0,7

-0,8

Прочие  активы

-1,2

-0,6

-2,1

-0,7

Органы  денежно-кредитного регулирования

-0,0

-0,1

-0,0

-0,1

Банки

-23,0

4,8

-18,0

10,2

Прочие  секторы

-64,1

-42,9

-46,9

-26,5

Прямые  и портфельные инвестиции

-45,6

-32,6

-34,8

-21,6

Наличная  иностранная валюта

5,4

13,6

2,6

10,1

Торговые  кредиты и авансы

1,3

-1,2

1,3

-1,4

Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений

-0,6

0,5

-0,6

0,6

Сомнительные  операции

-20,9

-22,0

-13,8

-14,1

Прочие  активы

-3,6

-1,1

-1,6

-0,2

Чистые  ошибки и пропуски

-4,4

-3,0

-6,9

-6,9

Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост)

-21,2

-45,4

-23,0

-42,7


Приведены обобщенные данные о результатах  торговых и финансовых операций во внешнем секторе экономики России за первое полугодие 2011 г. Платежный баланс в этот период формировался в условиях благоприятной конъюнктуры мировых товарных рынков и улучшившихся условий торговли.

Профицит счета текущих операций составил 56,3 млрд долл., сальдо торгового баланса - 102,3 млрд долл., что больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 7,9 и 18,8% соответственно. Экспорт товаров увеличился до 249,4 млрд долл., услуг - до 24,3 млрд долл. Суммарный вывоз нефти, нефтепродуктов и природного газа составил 164,9 млрд долл. В экспорте возросла доля государств АТЭС (17,6%) и СНГ (15,4%), доля стран ЕС снизилась (53,2%). Ведущие партнеры - Нидерланды (12,2%), Германия (6,8%), Украина (6,5%) и Китай (6,5%).

Импорт  товаров составил 147,2 млрд долл. (исторический максимум), что на 41,7% больше, чем в аналогичном периоде 2010 г. Ощутимо увеличился ввоз продукции машиностроения (прирост на 62,6%). Импорт услуг вырос на 24,7% - до 39,3 млрд долл. Крупнейшие поставщики - Китай (15,3%), Германия (12%) и Украина (6,6%).

Сальдо  баланса оплаты отрицательно (4,3 млрд долл.). 

Дефицит баланса инвестдоходов достиг 25,8 млрд долл. Доходы, начисленные к выплате, составили 46,2 млрд долл. (прирост 29,9%), к получению - 20,4 млрд долл. (20,5%). Дефицит инвестдоходов банковского сектора увеличился, но не существенно - на 6,1% (до 1,4 млрд долл.).

Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов  составило 0,8 млрд долл.

Объем внешнего долга увеличился на 49,7 млрд долл. и на указанную дату составил 538,6 млрд долл. Это самый большой прирост задолженности с кризисного 2008 г.

 

  1. Оценка платежного баланса РФ
    1. Проблемы и особенности платежного баланса России.

В настоящее время ответственность  за составление платежного баланса  России возложена на Центральный  банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия на составлении  финансового счета. В Госкомстате  большое внимание уделяется составлению  счета текущих операций. В настоящее  время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с  дальним зарубежьем и ближним  зарубежьем. Хотя некоторые источники  информации, необходимой для составления  платежного баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

Недавно начала формироваться таможенная статистика: таможенным комитетом РФ  был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут охватить все экспортно-импортные операции.

Много "белых пятен" в платежном  балансе с ближним зарубежьем. Например, практически нет достоверной  информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно  клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали  осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.

Отсутствуют данные об оплате труда, выплаченной  нерезидентам и полученной от них. Более  того, миграционные службы не располагают  достоверной информацией даже о  числе граждан иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в Приморском крае).

Нет данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в России. Согласно методологии платежного баланса  считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле, принадлежащей  прямому иностранному инвестору  в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее реинвестирует. Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в  то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".

Отсутствует информация и о нераспределенных прибылях иностранных предприятий, в которые российские резиденты  осуществили прямые инвестиции. Эти  обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

К сожалению, определение понятия  резидентства в законодательстве России расходится с определением,  данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.

Серьезной проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских счетов. Используемый в настоящее время план не позволяет  отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков. Пока не определена стандартная форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.

 

 

    1. Прогноз ПБ

 

     Многовариантный прогноз платежного баланса в  среднесрочной перспективе до 2011 года охватывает широкий спектр потенциальных  изменений среднегодовых цен  на нефть сорта "Юралс": в диапазоне 60-130 долларов США за баррель в 2010 году и 60-122 доллара США за баррель  в 2011 году. В первом варианте ожидаемое  наращивание импорта товаров  при снижении их экспорта до 392,8 млрд. долларов США в 2010 году и до 407,7 млрд. долларов США в 2011 году может привести к возникновению дефицита счета текущих операций в размере 70,7 млрд. долларов США в 2010 году и 99,6 млрд. долларов США в 2011 году. В условиях второго и третьего вариантов прогноза динамика стоимостных объемов ввоза и вывоза позволит свести баланс внешней торговли товарами с профицитом. Однако при падении цены на нефть до 78 долларов США за баррель в 2010 году (второй вариант) и до 88 долларов США за баррель в 2011 году (третий вариант) его величины окажется недостаточно, чтобы компенсировать отрицательный баланс по другим текущим операциям. В результате по второму варианту дефицит счета текущих операций в 2010 году может составить 24,4 млрд. долларов США, по второму и третьему вариантам в 2011 году - 79,0 и 46,6 млрд. долларов США. Согласно четвертому варианту прогноза, предусматривающему благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру рынка энергоносителей, динамика экспорта будет позитивной, а положительное сальдо счета текущих операций составит 116,7 и 47,5 млрд. долларов США в 2010 и 2011 годах соответственно.     

В 2010 году в рамках первого варианта прогноза объема ввозимого иностранного капитала будет недостаточно для  покрытия отрицательного сальдо счета  текущих операций, что приведет к  сокращению валютных резервов на 14,2 млрд. долларов США. В соответствии с остальными вариантами прогноза предполагается их рост на 32,2-173,3 млрд. долларов США. В 2011 году в первых двух вариантах прогноза ожидается снижение валютных резервов на 35,3 и 14,7 млрд. долларов США. В соответствии с третьим вариантом приток капитала в российскую экономику не только сбалансирует дефицит счета текущих  операций, но и обеспечит прирост  валютных резервов на 17,7 млрд. долларов США. При реализации четвертого варианта возможен прирост валютных резервов на 111,8 млрд. долларов США.Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) – невыплаченная сумма фактических  текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая  требует выплаты процентов и/или  основного долга в будущем. Источником информации служит отчетность Банка  России Органы государственного управления – данная категория включает внешнюю  задолженность Правительства Российской Федерации; задолженность перед  нерезидентами по кредитам, привлеченным субъектами Российской Федерации, и  по выпущенным ими долговым ценным бумагам. Новый российский долг – задолженность перед нерезидентами по кредитам, ценным бумагам и прочая задолженность. Долг бывшего СССР – остаток ссудной задолженности перед Парижским клубом кредиторов, заимствования у бывших социалистических стран и прочих стран, не являющихся членами Парижского клуба.Органы денежно-кредитного регулирования являются функциональной категорией, которая охватывает задолженность Банка России. Сюда включаются оценка Банка России накопленной суммы наличных российских рублей, находящихся в собственности у нерезидентов, а также задолженность Банка России перед нерезидентами по текущим счетам.Банки (без участия в капитале). Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства Российской Федерации, отражается в обязательствах органов государственного управления.Прочие секторы (без участия в капитале). Включается задолженность нефинансовых организаций по привлеченным внешним ресурсам.  

Информация о работе Платежный баланс страны, его роль и назначение