Потребительский кредит и его социально-экономическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - на основании исследованной экономической литературы и практической работы филиала № 500 Минского управления ОАО «АСБ Беларусбанк», изучить организацию кредитования физических лиц, рассмотреть сущность потребительского кредита, порядок предоставления кредита физическим лицам на потребительские нужды и отражения операции в бухгалтерском учете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА В ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Сущность потребительского кредита 6
1.2 Значение потребительского кредита в удовлетворении потребностей населения 11
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ 16
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Работа состоит из  1 файл

Потребительский кредит.docx

— 117.97 Кб (Скачать документ)

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»

 

                     Кафедра ____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: Деньги. Кредит.  Банки

на тему: Потребительский кредит и его социально-экономическое значение

 

 

 

Студент(ка)_____________________

________________________________

(Ф. И. О. студента, подпись)

Курс ____, группа ____

Факультет ______________________

Специальность __________________

 

Руководитель____________________

(должность, уч. звание, уч. степень)

________________________________

(Ф. И. О., подпись)

 

 

 

Минск 2010

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

«___» _____________ 20 __ г.

 

 

Факультет  ______________________

Специальность ____________________________

 

 

З А Д А Н И Е  
на курсовую работу

 

по дисциплине: Деньги. Кредит. Банки.

студенту(ке) ____________________________________________________

 

1. Тема: Потребительский кредит и его социально-экономическое значение

 

2. Содержание:

Ведение.

1 Роль потребительского  кредита в политике Республики  Беларусь

1.1Сущность потребительского  кредита и его виды 

1.2 Значение потребительского  кредита в удовлетворение потребностей населения 

2. Анализ кредитования  населения в банках Республики Беларусь

3. Перспективы развития  потребительского кредитования  населения в Республике Беларусь

 

График выполнения ___________________________________________

 

1. Выдача  задания ____________________________________________

 

2. Консультации _____________________________________________

 

3. Представление  работы на рецензию_________________________

____________________________________________________________

 

 

Задание принял к исполнению

«____» ___________________

___________________ (_________)

Руководитель

 

«____» _______________(              )


 

 

 

СОДЕРЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 РОЛЬ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  КРЕДИТА В ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 6

1.1 Сущность потребительского кредита 6

1.2 Значение  потребительского кредита в удовлетворении  потребностей населения 11

2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ  НАСЕЛЕНИЯ  БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ 16

3  ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ  НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованных источников 28

ПРИЛОЖЕНИЯ 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кредит происходит от латинского "kreditum" (ссуда, долг). В то же время "kreditum" переводится как "верую", "доверяю". В широком смысле слова — и с юридической, и с экономической точек зрения — кредит — это сделка, договор между юридическими или физическими лицами о займе. Один из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги (иногда имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента. При кредите появляется договор займа.

Проводимая в стране экономическая  реформа открыла новый этап и  задачи в развитие банковского дела. И современное состояние экономики  страны стимулирует увеличение количества кредитов, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует  подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного  тире, чем только покупки товаров  длительного пользования, таких  как автомашины, бытовая техника  и т.п.

Потребительский кредит получил  такое широкое распространение  в промышленно - развитых странах  в первую очередь потому, что посредством  использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость  рынка по целому спектру потребительских  товаров и недвижимости.

В нашей стране наблюдается  стремительный рост потребительского кредитования. Можно выделить несколько  причин подобного роста.

Во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности.

Во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель).

В-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.

Уже сейчас рынок кредитования населения развивается ускоренными  темпами. То есть потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского  сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. И, как следствие, уже сейчас существует необходимость в эффективных методах оценки частных заемщиков.

Актуальность тематики данной работы, во-первых, обусловлена  тем, что уровень развития потребительского кредитования оказывает непосредственное воздействие не только на уровень  жизни населения, но и на эффективность  экономики в целом, так как  способствует реализации конечного  продукта воспроизводства. Для населения кредит ускоряет получение определенных благ, которые они могли бы иметь только в будущем при условии накопления суммы денежных средств, необходимых для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг. В развитых странах Запада потребительское кредитование развивается уже очень давно, поэтому прогрессивный зарубежный опыт может служить основой совершенствования этой формы кредитования в нашей стране.

Цель курсовой работы - на основании исследованной экономической литературы и практической работы филиала № 500 Минского    управления ОАО «АСБ Беларусбанк», изучить организацию кредитования физических лиц, рассмотреть сущность потребительского кредита, порядок предоставления кредита физическим лицам на потребительские нужды и отражения операции в бухгалтерском учете.

В соответствии с поставленной целью  определим задачи курсовой работы:

  • рассмотреть сущность и роль потребительского кредита;
  • исследовать виды потребительского кредита;
  • проанализировать кредитование населения в ОАО «Беларусбанк»;
  • рассмотреть перспективы развития потребительского кредитования населения Республики Беларусь

Объектом исследования является практическая деятельность по организации  кредитования физических лиц в ОАО  «АСБ Беларусбанк».

Предметом исследования –  система организации потребительского кредитования.

При написании работы использовались законодательные акты и нормативные  правовые акты Национального банка  Республики Беларусь, локальные акты ОАО «АСБ Беларусбанк», теоретические исследования в периодических изданиях.

 

1 РОЛЬ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА  В ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    1. Сущность потребительского кредита

 

В настоящее время в  нашей жизни потребительский  кредит стал играть довольно важную роль. Потребительский кредит дает возможность  заработать банкам, а населению –  повысить качество жизни. Это кредит, который дает физическим лицам:

  • возможность получить те блага, которые бы без использования кредита пришлось ждать очень долго или которые были бы просто не доступны;
  • гибкость: делать покупки в удобное время на распродажах при снижении цен и совершать выгодные сделки, даже если в момент покупки нет нужной суммы наличных;
  • безопасность: кредитные карточки и расходные счета являются более удобным и надёжным средством оплаты по сравнению с наличными деньгами при покупке товаров или, например, во время путешествия;
  • помощь: кредит позволяет оплачивать непредвиденные срочные расходы.

Однако нужно отметить, что потребительский кредит имеет  свои недостатки, о которых не стоит  забывать:

  • иногда, приобретая кредит, возникает иллюзия богатства, что приводит к чрезмерным тратам и в итоге, по мере роста долгов, часто возникают трудности с ежемесячными платежами;
  • покупки в кредит, как правило, обходятся дороже, чем при оплате наличными, так как приходится выплачивать проценты;
  • люди, пользующиеся кредитом, чаще совершают неэкономные покупки.

Итак, дадим определение  потребительского кредита – это особая форма кредита, которая отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления и является средством удовлетворения потребительских нужд населения [4, с.210]. Также потребительский кредит можно определить как продажу торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.) [10, с.157].

Для населения кредит ускоряет получение определенных благ, которые  они могли бы иметь только в  будущем при условии накопления суммы денежных средств, необходимых  для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства  и др. Выдача потребительского кредита  населению, с одной стороны, увеличивает  его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой стороны, ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует созданию основных фондов.

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита  могут быть и товары, и деньги. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это банки, небанковские кредитные организации (ломбарды, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, пункты проката) и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики – физические лица. Причем нужно отметить, что между населением и банками может существовать посредник, например, торговая организация. Во Франции около 1/4 всего потребительского кредита предоставляется банками и 3/4 - специализированными кредитными учреждениями. Но поскольку последние получают необходимые им средства в большей мере за счёт банковских ссуд, то фактически 9/10 всей суммы потребительского кредита предоставляется банками.

Перечень потребительских  кредитов достаточно многочисленный, их можно классифицировать по определенным признакам:

а) целевому характеру;

б) субъектам кредитных  отношений - на банковские и небанковские кредиты;

в) способу организации  предоставления ссуженных средств - на кредиты организованные и неорганизованные, прямые и косвенные;

г) формам выдачи - на товарные и денежные кредиты;

д) степени покрытия кредитом стоимости потребительских товаров, услуг - на кредиты на полную стоимость или частичную их оплату;

е) способу погашения кредита - на погашаемые постепенно или разовым платежом;

ж) срокам выдачи – на краткосрочные и долгосрочные.

В зависимости от целевого назначения потребительские кредиты  бывают:

  • инвестиционные (кредиты на строительство, кредиты на строительство, завершение строительства и приобретение индивидуальных жилых домов и квартир, садовых домиков; благоустройство садовых участков; реконструкцию, капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, дач и др.);
  • для покупки особых товаров или оплаты услуг;
  • на развитие личных хозяйств;
  • целевые кредиты отдельным социальным группам;
  • на нецелевые потребительские нужды;
  • чековые и др.

Особую группу кредитов банков составляют кредиты на текущие (неотложные) нужды: для покупки товаров; на лечение, оздоровление и отдых детей и  взрослых; на затраты по обучению; на торжественные мероприятия (свадьба, юбилей); на ритуальные услуги и др. Срок таких кредитов обычно краткосрочный.

К кредитам на развитие личных хозяйств относятся: на покупку сельскохозяйственной техники, транспортных средств; приобретение взрослого скота, его молодняка, кормов; покупку посадочного материала, фруктовых деревьев, рассады, удобрений.

Нецелевые потребительские наличные кредиты могут представляться населению коммерческими банками, ломбардами под залог имущества, кассами взаимопомощи, хозяйственными организациями без обязательного указания целей использования кредита. Это может быть кредит на неотложные нужды, осуществление затрат, возникающих, как правило, в связи с особыми или непредвиденными обстоятельствами (лечение, несчастный случай, стихийное бедствие, получение образования). Размеры таких кредитов определяются стоимостью товаров, продаваемых в кредит, вещей, сдаваемых в ломбард, а также реальными доходами заемщика- физического лица [13, с.345].

Информация о работе Потребительский кредит и его социально-экономическое значение