Потребительское кредитование: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков, кроме этого проанализировать потребительское кредитование в зарубежных странах.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредита, его сущность, роль в экономике страны, виды и формы – в главе 1. Кроме того, здесь же освещены вопросы правового регулирования потребительского кредитования, рисков, возникающих при кредитовании, и управления ими.
В главе 2 изучение материала по потребительскому кредитованию в России, его видах и динамике развития, охвате новых направлений, по методам предоставления кредитов и способам погашения, а также различных проблемах и перспективах развития потребительского кредитования в нашей стране. Рассмотренные условия получения кредита физическими лицами в ряде российских банках дает общее представление о данной услуге для населения России.
Далее в главе 3 проведение анализа практики зарубежных банков в области кредитования населения, рассмотрение наиболее распространенные методы банковского кредитования индивидуальных клиентов Великобритании, США, Франции, Германии, а также стран Востока.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..стр.3

Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредита
История возникновения потребительского кредита …………….стр.7
Сущность потребительского кредита и его роль в экономике, основные формы и виды………………………………………….стр.11
Риски потребительского кредитования ....................................... стр.22
Правовое регулирование потребительского кредитования .......стр.31
Глава 2. Практика потребительского кредитования в России
2.1 Современное состояние, проблемы и перспективы развития ...стр.50
2.2 Потребительское кредитование в российских коммерческих банках (сравнительная характеристика) …………………………………..............стр. 74
Глава 3. Опыт потребительского кредитования в зарубежных странах
3.1 Потребительское кредитование Западной Европы и США ………..……………………………………………………………………….стр.90
3.2 Рынок потребительского кредитования в странах Востока…....стр.98
Заключение………………………………………………………………....стр.105
Список использованной литературы ……………………………………..стр.111
Приложение 1 ……………………………………………………………...стр.113
Приложение 2 ……………………………………………………………...стр.115

Работа состоит из  1 файл

потребительское кредитование.doc

— 539.50 Кб (Скачать документ)

Так, в США деятельность кредитных бюро регулируется законом  о достоверной оценке кредитоспособности, принятым в 1971 году. Согласно этому  закону, справка о кредитоспособности не должна содержать следующей информации о банкротствах, происшедших более 14 лет назад, о взыскании по счетам более чем 7-летней давности, о произведенных более 7 лет назад арестах имущества в связи с неуплатой налогов, об исках и судебных решениях более чем 7-летней давности, о случаях ареста, предъявления обвинения или осуждения более чем 7-летней давности, другую отрицательную информацию более чем 7-летней давности. Кроме того, определяются цели предоставления информации. При этом закон позволяет заставить бюро исправить любые неверные сведения о заемщике.

Деятельность германского SCHUFA также должна находиться в рамках, обозначенных специальным законом  о защите данных и не нарушать банковскую тайну. В связи с этим банки  перед подачей в SCHUFA информации о физических лицах и их задолженностях должны получить согласие заинтересованных лиц. Банки решают эту проблему таким образом, что при открытии лицевого счета и предоставлении кредитов или гарантий требуют от физических лиц подписания специального соглашения, которое уполномочивает банк передавать информацию о клиентах, имеющих расчетные счета и пользующихся потребительскими кредитами. SCHUFA не собирает о детях, доходах, месте работы и имущественном состоянии физических лиц. При этом заемщик обладает правом контроля над информацией о себе.

Защита прав кредитора  является необходимым элементом  функционирования кредитного бюро. В  странах, где существует слабая законодательная  и юридическая защита прав кредиторов, заемщики могут оказаться недобросовестными и не возвращать займы, даже когда они являются платежеспособными. Поэтому, как правило, во всех странах существует законодательное обеспечение прав кредиторов не только через систему мониторинга посредством базы данных кредитных бюро, но и через судебную и арбитражную практику. При этом в некоторых странах арбитражный суд может отказаться принимать иск от кредитора, если перед выдачей ссуды он не получал информацию о заемщике в кредитном бюро.

Помимо или вместо частных кредитных бюро во многих странах существует институт государственной регистрации кредитов - Public credit registers (PCR)16. Эта организация исторически создавалась для регистрации сделок ипотечного кредитования и закладных под недвижимость. Однако в настоящее время этот институт выполняет в ряде стран функции кредитного бюро.

Основное отличие PCR от кредитных бюро состоит в том, что предоставление информации в  базу данных является обязательным и  не определятся никаким соглашением, а установлено соответствующим  правилом (кроме Финляндии и Шри-Ланки, где участие является добровольным). При этом вся информация является стандартизированной (например, кредиты выше установленного уровня, выданные за определенный временной интервал) и содержит в основном данные о кредите, а не о самом заемщике.

PCR в большинстве стран  управляются центральными банками.  Исключение составляют Чили, Коста-Рика и Перу, где они действуют под руководством органов банковского надзора, а также Финляндия, где управление передано частной компании. Доступ к информации предоставляется только уполномоченным сотрудникам центрального банка (в основном для поддержания базы данных и под жестким контролем соблюдения конфиденциальности информации) и предоставляющим отчеты финансовым институтам (в Аргентине и Финляндии также представителям общественности, в Чили - частным кредитным бюро, а в Израиле и Греции эта информация вообще не доступна и аккумулируется центральным банком в целях надзора).

Так, во Франции, где нет частных кредитных бюро функционирует "Центральное бюро рисков" при Банке Франции, куда все кредитные организации обязаны предоставлять информацию о заемщиках и выданных им кредитах свыше двухсот тысяч франков. Центральное бюро рисков обрабатывает поступающие данные и выдает каждому из банков сведения об общей сумме кредитов, которые получили их клиенты, в том числе и в других кредитных организациях. Законодательством Франции предусмотрено, что банки должны предоставлять в Банк Франции не только сведения о выданных кредитах, но и ряд дополнительных сведений, например, балансы клиентов.

В таблице 2, основанной на данных, полученных Центром исследований в области экономики и финансов из центральных банков различных  стран, показаны основные характеристики PCR различных стран мира.

Таблица 2. Институты государственной регистрации кредитов

(PCR) в мире17.

Страна

Дата появ-ления PCR

Кол-во организаций, о  которых имеется информация

Кол-во представ-ленных кредитных  отчетов

Минимальный размер кредита  для представления отчета (долл.США  на 1.09.98)

Данные кредитного отчета: невозвращенные-D, просроченные-А, всего представлено-L, проц.ставка-R, гарантия-G

Австрия

1986

55 585 (1997)

10 267 (1997)

430 700

L, G

Аргентина

1990

4 000 000

Нет данных

50

D, A, L, G

Бельгия

1985

360 000 (1997) домохозяйств 400 000 (1990) компаний

350 000 (1997) домохо-зяйства

223 для домохозяйств, 27 950 для компаний

D, A (только по потребительским  и ипотечным кредитам)

Боливия

1989

Нет данных

1 300 000

0

D, A, L, G, погашенные

Бразилия

1997

Нет данных

4 000 000 домохо-зяйства, 6 000 000 компании

0

D, A, L

Венесуэла

1980ые

Нет данных

Нет данных

0

D, A, L

Германия

1934

1 200 000

1 800 000

1 699 800

L, G

Израиль

1975

15 000

Нет данных

169 500

D, L

Иордания

1966

Нет данных

14 300

42 065

A, L

Испания

1983

4 600 000 (1991)

758 000 (1997)

6 720 для резидентов, 336 000 для нерезидентов

D, A, L, G, риски региональный, секторный и валютный

Италия

1964

2 200 000 (1994) 6 534 914 (1998)

1 400 000 (1994)

0 по плохим кредитам,

86 010 по другим

D, A, L, G

Мексика

1964

260 000 (1997)

129 870 (1997)

20 111

D, A, L, экономическая активность, вид кредита

Перу

1968

1 920 000 (1998)

Нет данных

0

D, A, L, G

Португалия

1977

2 469 120 (1998)

Нет данных

286 860

D, A, L, G, неиспользованные  кредитные ресурсы

Уругвай

1984

Нет данных

8 000 (1997)

Нет данных

D, A, L

Франция

1989-домохо-зяйства 1984-компании

370 000 (1990)

5 400 000 (1990)

118 293 (1990)

D, A для домохозяйств, L, G, неиспользованные кредитные  ресурсы для компаний

Чили

1975

2 200 000 домохозяйств 600 000 компаний (1998)

Информа-ция пере-дается частному кред. бюро

0

D, A, L, G, уровень риска,  сектор, вид займа и т.п.

Шри-Ланка

1990

Нет данных

102 175 (1997)

1 493 по плохим кредитам, 7 465 по другим

D, A, G


Основной проблемой, стоящей  перед PCR является рост интеграции на национальных кредитных рынках, особенно в странах Европейского Союза. Информация о заемщике, получающем кредиты в своей стране, имеется у PCR, а если он берет ссуду в другой стране, то нет. Таким образом снижается полнота, точность и достоверность информации, предоставляемой PCR. Вполне возможно, что со временем PCR будут вытеснены с рынка крупными частными транснациональными кредитными бюро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Потребительское кредитование в России

2.1. Современное  состояние, проблемы и перспективы  развития потребительского кредитования.

Сегодня потребительский  кредит – важная составляющая экономики  и финансового сектора России, особенно в мегаполисах. В настоящее  время потребительское кредитование переживает настоящий бум развития: за последние 3 года рынок вырос более  чем в 5 раз. Растет и значимость кредитов населения для банковского сектора и экономики страны – доля кредитов населению в активах банковской системы выросла в 3 раза, а соотношение розничных кредитов и ВВП – почти в 4 раза. Сравнение российских показателей со странами Восточной Европы свидетельствует о сохранении высокого потенциала развития розничного кредитного рынка нашей страны.

Одной из наиболее ярких  тенденций развития розничного кредитования в России является удлинение сроков кредитов. Другая тенденция – усиление концентрации рынка.

 Первые потребительские  кредиты начал выдавать в 2000 году банк «Русский стандарт»,  сегодня этим занимаются уже  более 100 банков. По данным Банка  России, по состоянию на 01.01.04, все  российские банки выдали гражданам  кредитов на сумму около $13 млрд (для сравнения, на 01.01.2004 жители Великобритании должны свом банкам более $300 млрд.)18. По данным ЦБ, на март текущего года размер кредитов, выданных населению, составил 618,9 млрд руб., что составляет примерно $22,2 млрд. Самый важный кредитор страны – Сбербанк, он занимает 52% всего рынка кредитования. На сегодняшний день Сбербанк и двадцать коммерческих банков, имеющих самые крупные портфели кредитов физических лиц, занимают около 73% рынка19.

Первую двадцатку банков –лидеров по розничному кредитованию можно условно разделить на три группы:

1 группа: банки, для  которых развитие потребительского  кредитования является основным  стратегическим направлением бизнеса.

2 группа: крупные и  многофилиальные банки.

3 группа: отраслевые узкоспециализированные банки20.

Наиболее динамично  развивается кредитование в 1-й группе банков, уверенный, хоть и небольшой  рост зафиксирован по 2-й и 3-й группам. Это подтверждает тенденцию «разворота»  банков в сторону развития розничных  операций, необходимость диверсифицировать активы в условиях снижения доходности всех основных финансовых инструментов и снижения  емкости рынка ценных бумаг.

Доля ипотеки во всей системе потребительского кредитования составляет порядка 10%, а 40% объема выданных кредитов приходится на Москву.  Банки меняют свою кредитную политику в направлении увеличения объемов потребительского кредитования. Доля кредитов населению в общем объеме кредитов нефинансовому сектору постоянно растет: если на начало 2004 г. она составляла 11%, то к его концу выросла до 15,6%21. Это можно объяснить рядом причин.

Во-первых, кредитовать  население значительно доходнее. Даже по официальной статистике Банка  России средняя за 2004 год ставка по рублевым кредитам физическим лицам  на 7-8 процентных пунктов была выше ставки по кредитам предприятиям, выдаваемым на те же сроки. Кроме того, выдача кредитов населению обычно обременена различными дополнительными сборами и комиссиями. Во-вторых, кредитование населения имеет гораздо большие перспективы для экстенсивного расширения. Лишь несколько процентов граждан пользуются сегодня кредитами. Нет сомнений, что по мере роста благосостояния населения вовлеченность его в кредитные операции будет только возрастать. Например, в развитых европейских экономиках до половины объема потребления домашних хозяйств обеспечивается кредитами, в России же - пока лишь 4-5%. В-третьих, в кредитовании реального сектора значительно выше конкуренция, подстегиваемая развитием фондового рынка и проникновением иностранных банков. Чтобы продвигать бизнес дальше, банки должны ценить каждого, даже самого мелкого клиента.

Внешняя среда, в которой  развивается банковская система, становится более динамичной. Поскольку развитие розничных операций требует значительных инвестиций, наряду с усилением процессов  слияний и поглощений банки будут вынуждены в дальнейшем использовать все возможные способы увеличения капитала. Кроме того, увеличение сроков кредитования влечет за собой проблемы с поддержанием ликвидности и необходимость формирования долгосрочной ресурсной базы.

Тем не менее, население  заместит предприятия в активах  банков еще не скоро, если это вообще произойдет. Интерес к физическим лицам не означает, что банки стали  меньше ценить корпоративных клиентов, скорее напротив - каждый корпоративный  клиент становится для них еще ценнее.

Инетерсным представляется проанализировать сектор потребительского кредитования в России за 2004 год. Совокупный объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором физическим лицам, вырос на конец 2004 г. в 2,1 раза и составил на 1 января 2005г. 618,9 млрд. руб. ($22,3 млрд.). Всего объем банковского кредитования экономики страны на конец 2004 г. составил 4,2 трлн. руб. ($152,4 млрд.), увеличившись за год на 45,3% в рублевом выражении22.

В общем объеме кредитования наблюдается повышение доли рублевых кредитов, которые по-прежнему в значительной мере превалируют над валютными. Так, в 2004 г. доля кредитов в рублях увеличилась с 66,2% до 71,2%. В структуре потребительского кредитования также выросла доля кредитов в рублях, однако менее значительно (с 82,2% до 84,9%)23.

Источник ЦБ РФ, расчеты РЭО

Таким образом, в России в 2004 г. банковским сектором было выдано кредитов на сумму 1,3 млрд. руб. ($45,8 млрд.), что на 50% больше, чем в 2003 г. В том  числе объем выданных частных кредитов составил в 2004 г. 319,2 млрд. руб. ($11,1 млрд.), увеличившись в 2 раза ( в 2003 г. общий объем выданных кредитов вырос на 60%, а частных кредитов в 3,3 раза).

Источник ЦБ РФ, расчеты РЭО

В отношении к суммарным  активам банковского сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования, как и в абсолютном росте, также довольно существенны. В частности, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах российских банков в 2004 г. выросла с 5,4% до 8,7%, а доля во всем объеме кредитования с 10,3% до 14,6%24. Еще два года назад (на 1 января 2003 г.) доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банковской системы составляла всего 3,4%, а в общем объеме выданных кредитов – 7%.

Региональная структура  потребительского кредитования за 2004г. практически не изменилась, как и кредитование реального сектора, и по-прежнему характеризуется крайней неравномерностью:

 

 

 

Источник ЦБ, расчеты РЭО

На 1 января 2005 г. 81% выданных кредитов приходятся на Центральный  округ (на 1 января 2004 г. – 80,4%), при этом доля Москвы, где уровень благосостояния на душу населения является самым высоким в стране,  выросла до 97,6%. Однако доля столицы имеет тенденцию к постепенному снижению: если сначала на Москву приходилось около 40% выданных потребительских кредитов, то уже спустя два года этот показатель снизился до 30% и продолжает снижатся. По предварительным  оценкам, через десять лет доля Москвы может составить около 20%25.

Наименьшим объемом  кредитных ресурсов, как и ранее, обладают жители Южного (1,1%) и Дальневосточного округов (1,5%), при этом доля первого несколько сократилась, а второго выросла.

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы