Потребительское кредитование: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков, кроме этого проанализировать потребительское кредитование в зарубежных странах.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредита, его сущность, роль в экономике страны, виды и формы – в главе 1. Кроме того, здесь же освещены вопросы правового регулирования потребительского кредитования, рисков, возникающих при кредитовании, и управления ими.
В главе 2 изучение материала по потребительскому кредитованию в России, его видах и динамике развития, охвате новых направлений, по методам предоставления кредитов и способам погашения, а также различных проблемах и перспективах развития потребительского кредитования в нашей стране. Рассмотренные условия получения кредита физическими лицами в ряде российских банках дает общее представление о данной услуге для населения России.
Далее в главе 3 проведение анализа практики зарубежных банков в области кредитования населения, рассмотрение наиболее распространенные методы банковского кредитования индивидуальных клиентов Великобритании, США, Франции, Германии, а также стран Востока.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..стр.3

Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредита
История возникновения потребительского кредита …………….стр.7
Сущность потребительского кредита и его роль в экономике, основные формы и виды………………………………………….стр.11
Риски потребительского кредитования ....................................... стр.22
Правовое регулирование потребительского кредитования .......стр.31
Глава 2. Практика потребительского кредитования в России
2.1 Современное состояние, проблемы и перспективы развития ...стр.50
2.2 Потребительское кредитование в российских коммерческих банках (сравнительная характеристика) …………………………………..............стр. 74
Глава 3. Опыт потребительского кредитования в зарубежных странах
3.1 Потребительское кредитование Западной Европы и США ………..……………………………………………………………………….стр.90
3.2 Рынок потребительского кредитования в странах Востока…....стр.98
Заключение………………………………………………………………....стр.105
Список использованной литературы ……………………………………..стр.111
Приложение 1 ……………………………………………………………...стр.113
Приложение 2 ……………………………………………………………...стр.115

Работа состоит из  1 файл

потребительское кредитование.doc

— 539.50 Кб (Скачать документ)

 Анализ показывает, что продолжаются тенденции активного развития российского рынка потребительского кредитования. В настоящее время для банковского бизнеса в стране розничное кредитование является одним из наиболее перспективных направлений развития. Потенциал рынка в масштабах всей экономики остается огромным, и при этом по показателю доходности это направление крайне привлекательно, особенно с учетом разницы в кредитных и депозитных ставках, и ставках в России и развитых странах. Так, имея возможность привлекать "дешевые" заемные средства за рубежом и размещать на российском розничном рынке по ставкам в несколько раз выше, банки получают маржу, полностью перекрывающую все риски невозврата кредитов. Данная схема наиболее привлекательна для кредитных организаций, имеющих выход на рынок иностранного капитала и обладающих высокими для своего уровня кредитными рейтингами (в большинстве своем характерно для крупных банков). При этом следует отметить, что по мере развития рынка потребительского кредитования и усиления конкуренции кредитные ставки снижаются, особенно с приходом иностранных инвесторов.

Штефан Дертинг, вице-президент  и директор Московского офиса The Boston Consulting Group заявил следующее: «По оценкам The Boston Consulting Group, бурный рост рынка потребительских кредитов в ближайшие пять лет продолжится, при этом рост потребления населением кредитных продуктов будет по-прежнему опережать рост благосостояния. Общий объем рынка к 2008 году, согласно оптимистичному сценарию, может достичь $30 млрд»26.

Источник: Банк России, Boston Consulting Group

 

 Согласно прогнозу Центра Экономических Исследований ММИЭИФП в 2005 году рынок потребительских кредитов показывает самые высокие темпы прироста за всю историю – около 115%. К началу следующего года кредитование физических лиц  достигнет 1328351 млн.руб.27

Сохранению высоких  темпов роста рынка будут способствовать следующие факторы:

  • Активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;
  • Расширение кредитной инфраструктуры и внедрение новых инструментов кредитования;
  • Повышения доверия населения к банковской системе;
  • Продолжение роста денежных доходов;
  • Рост финансовой грамотности населения;
  • Развитие системы кредитных бюро.

Таким образом, можно  с определенной долей уверенности  прогнозировать, что доля кредитов физическим лицам в суммарных  активах банков на конец 2005 г. превысит 10%. В целом развитие отрасли будет  проходить в направлении активного внедрения современных зарубежных технологий ведения бизнеса и повышения качества обслуживания, чему в большой степени способствует приход западных инвесторов и привлечение иностранных специалистов. Следует ожидать расширения числа участников рынка и снижения концентрации, так как рыночная ниша относительно незанята, а также усиления региональной экспансии, что обусловлено резким повышением конкуренции в столичном регионе. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на сектор потребительского кредитования оказывает активное развитие сетевой розничной торговли (и наоборот).

Чем представлена кредитная  корзина в данный момент на рынке  кредитных продуктов?

Прежде всего, это стандартный банковский кредит, целевой или на неопределенные цели, получить который можно в отделении банка. Для этого надо пройти более или менее сложную процедуру рассмотрения заявки - банк принимает решение в течение нескольких дней или недель. Как правило, стандартный банковский кредит сопровождается относительно высокими требованиями к заемщику, требуется подтверждение его доходов или залог. Однако, имея такие гарантии, банк снижает свои риски и в результате предлагает более низкие ставки.

Другая ниша - это магазинные, или экспресс-кредиты. Это кредиты на определенные товары - бытовую технику, автомобили и т. д. В идеальном случае решение о выдаче (или невыдаче) такого кредита принимается практически мгновенно, однако практика показывает, что иногда решения приходится ждать по нескольку часов. Скорость принятия решения о выдаче кредита обусловлена минимальным набором необходимых для этого документов и справок. Однако и ставки по ним одни из самых высоких, что должно компенсировать банкам высокие риски передачи средств в долг «человеку с улицы». Очевидно, что такого рода кредиты не предполагают предварительного «близкого знакомства» банка и клиента и могут характеризоваться скорее как одноразовые.

Самостоятельный и относительно новый вид кредитования для частных  лиц на российском рынке - это овердрафты. Об этом виде кредита было рассказано в Главе 1 параграфе 2 на стр.13. Ставки здесь устанавливаются довольно высокие, но надо иметь в виду, что этот продукт максимально удобен в использовании с потребительской точки зрения.

Наконец, самостоятельный  кредитный продукт - кредитные карты. В условиях сильнейшей кэш-культуры (кэш, от англ. cash – «наличность») российские потребители отдают предпочтение деньгам, которые можно увидеть и пересчитать. В 2003 году из всех операций с пластиковыми картами только 10% были направлены на совершение платежей. Остальное - обналичивание средств. При этом, например, среднестатистический американец оплачивает свои покупки наличными только в трети случаев, в остальных случаях он использует карту (дебетовую или кредитную) или чеки. Но тем не менее кредитные карты в России находят все большее применение. Тем более что процедура их получения, как правило, не требует большого количества документов и времени. Ставки по этому виду кредита относительно высоки.

Как меняется «соотношение сил» между перечисленными четырьмя базовыми типами кредитных продуктов? До недавнего времени стандартный банковский кредит абсолютно доминировал по объемам, а экспресс-кредиты были наиболее массовым и быстрорастущим сегментом. Однако сейчас ситуация меняется. Все большему числу заемщиков процедура получения стандартного кредита кажется слишком затянутой и обременительной. Как правило, требуется выполнение одного или нескольких условий: поручительство от нескольких лиц, документальное подтверждение официальных доходов, наличие собственности, ценных бумаг или иных активов.

Налицо также тенденция  вытеснения стандартных нецелевых  кредитов, которые направлялись на покупку недвижимости, настоящими ипотечными кредитами.  

В России сегмент экспресс-кредитования рос наибольшими темпами, но опыт других рынков показывает, что так будет не всегда, в конечном итоге клиенты предпочитают постоянные, а не одноразовые отношения с банками - кредитные карты (англо-американский и азиатский путь развития) или овердрафт (европейский путь).

Рынок экспресс-кредитования становится все более конкурентным, что приводит к падению ставок. В большинстве  торговых точек сразу несколько  банков предлагают кредиты и при  этом снижают ставки. Итак, продолжающееся сокращение прибыли сделает одноразовое кредитование невыгодным. Для получения большей отдачи от этого бизнеса банки должны выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, предлагая им банковские продукты длительного пользования – кредитные карты и/или текущие счета с овердрафтом.

Валютная структура портфеля потребительских  кредитов распределяется в пользу рублевых ссуд. В течение ушедшего года доля кредитов в иностранной валюте сократилась  с 18% до 15,6%. В дальнейшем она будет  падать, по оценкам ЦЭИ ММИЭИФП, до 10% совокупного кредитного портфеля28. Объясняется это факторами, благоприятствующими рублевым кредитам: среднесрочному укреплению реального курса рубля, большие операционные издержки валютных кредитов и простота выдачи рублевых экспресс-кредитов.

Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составляют ссуды со сроком погашения более 3 лет. На них приходится около 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до 3 лет (18% портфеля) и от полугода до года (10% портфеля). Большая срочность подавляющей части ссуд обеспечивает банки, занимающиеся потребительскими кредитами, высокими доходами на протяжении нескольких лет вперед. Иными словами, банки – лидеры потребительского кредитования будут оставаться также лидерами по объему годовой прибыли в течение нескольких предстоящих лет.

Российский рынок становится все более привлекательным для  зарубежных финансовых структур. В  результате усилится конкуренция между  российскими и иностранными банками. По данным Центробанка в России действует 41 кредитная организация, контролируемая капиталом нерезидентов, в том числе 33 стопроцентных дочерних иностранных банка. Ведущими по масштабам деятельности среди них являются Международный Московский Банк, Райффайзенбанк Австрия, Ситибанк, Коммерцбанк (Евразия),  АБН АМРО Банк и ИНГ-банк29.

Когда речь идет об иностранном  банке, люди «покупают», прежде всего, его историю, насчитывающую порой  не одну сотню лет. Ведь имя автоматически  подразумевает накопленный опыт в ведении бизнеса. При этом россиянам  кажется, что ситуация в западных странах стабильнее заведомо, а значит, гарантии сохранности вкладов выше. Иностранные банки также рассчитывают на узнаваемость собственного бренда, пытаясь обойти российских конкурентов в борьбе за частного вкладчика и заемщика.

Главное преимущество иностранных банков в том, что они выгодно отличаются от российских кредитных организаций в плане капитализации. Если отечественным банковским институтам приходится опираться на счета предприятий и физических лиц, то иностранные банки имеют свободный доступ на внешний рынок заимствований. В июле нынешнего года BNP Paribas через свою дочернюю компанию Cetelem, лидера потребительского кредитования континентальной Европы, приобрел почти 50% банка "Русский стандарт". Сделка должна быть завершена к концу года.

В августе финансовое крыло американской корпорации General Electric - компания GE Consumer Finance заявила  о грандиозных планах своей экспансии  на российский рынок потребительского кредитования: компания намерена выйти  на первое место по объему выданных кредитов. Осуществить эти планы ей должно помочь недавнее приобретение Дельта-банка. General Electric давно присматривался к российскому рынку. Еще год назад президент и председатель совета директоров концерна Джеффри Иммельт в интервью "Ведомостям" предположил, что важнейшим направлением деятельности GE в России станет именно потребительское кредитование. "В дальнейшем мне хотелось бы развивать здесь еще кредитование проектов и коммерческое кредитование, но основным направлением будет потребительское кредитование", — утверждал он30. Этим бизнесом занимается GE Consumer Finance, входящее в GE Capital. Это финансовое подразделение концерна последние годы обеспечивает около 40% доходов General Electric.

Французская группа Societe Generale тоже планирует занять лидирующее место на российском рынке. Ее дочерняя компания "Русфинанс" в течение ближайших двух-трех лет планирует войти в тройку лидеров рынка31.

От характеристики современного состояния и перспектив развития  рынка потребительского кредитования России  перейдем непосредственно к проблемам, наиболее обсуждаемым стратегами данного рынка.

Развитие кредитования - одна из приоритетных задач для  страны, учитывая тот фактор, что  доля торговли в ВВП составляет 23% (для сравнения: доля ТЭКа – 27%). И  пока эта сфера находится в начальной стадии развития, правда, достаточно бурной. На этой стадии существует много проблем. Одной из таких проблем является риск возниконовения кредитного «пузыря» - неконтролируемого роста невозвращенных или ненадлежащим образом обслуживаемых клиентами кредитов, что обычно приводит к краху кредиторов и отбрасывает назад все производство розничного кредитования.

Самый свежий пример - недавний опыт Южной Кореи. После финансового  кризиса 1997-1998 годов с целью стимулирования потребительской активности программа потребительского кредитования в этой стране стала поддерживаться на правительственном уровне. Первоначально она дала свои плоды: за счет роста потребительского спроса экономика быстро восстановилась, а общая задолженность населения выросла более чем в пять раз - до 60 млрд. долларов. Но в начале 2004 года «пузырь» лопнул, и в итоге около 10% населения страны имеет просроченные кредиты, объем расчетов по кредитным картам в первом полугодии 2004 года снизился на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, а из-за падения потребительского спроса темпы экономического роста замедлились32. При этом крупнейший участник на рынке кредитных карт финансовая компания LG Card близка к банкротству.

Причина провала заключалась, прежде всего, в том, что большинство кредитно-финансовых институтов Кореи в основном специализировались на работе с коммерческими структурами, они оказались неподготовленными к работе с физическими лицами, в частности не обладали должным опытом оценки рисков и управления ими. В условиях растущей конкуренции участники рынка выдавали максимально возможное количество кредитов и не проводили должной проверки платежеспособности клиентов. В итоге было выдано огромное количество необеспеченных кредитов под низкие проценты.

Способна ли Россия повторить печальный опыт Южной Кореи? С одной стороны, как уже упоминалось, в  стране сложилась устойчивая кэш-культура. В то же время неослабевающий поток новых участников  заключает в себе опасность перегрева рынка. Недавно пришедшие участники, обладающие недостаточным опытом (незнание местного рынка у иностранных участников и нехватка технической компетенции у российских банков) и отстающие от лидеров, вероятно, будут выдавать кредиты на более мягких условиях, так что появление «испорченных» кредитов станет лишь вопросом времени. Пока официально показанная доля нестандартных розничных кредитов в портфелях ключевых участников рынка, как правило, не превышает 5%. Однако, по неофициальным оценкам самих банкиров, эта цифра может быть в два-три раза выше, а значит, проблема приобретает уже вполне серьезные очертания33.

В среднем резервы  на возможные потери по потребительским  кредитам в банковском секторе составляют всего 2%. Экспертная оценка проблемных ссуд физических лиц достигает 7-10%. В диапазоне справедливой оценке возможных потерь по потребительским кредитам находится МДМ-Банк и Home-credit&Finance Bank. У первого резервы на потенциальные потери достигают 7%, а у второго – 6%34. Большинство остальных банков явно недооценивают риски. С одной стороны это ведет к повышению текущей прибыльности банков, с другой стороны, создает задел для будущего кризиса кредитования. Однако, перспективы кредитного коллапса выглядят весьма отдаленными. До тех пор, пока рынок растет огромными темпами, удваиваясь ежегодно, низкие резервы на потенциальные потери не будут давать о себе знать. Невозврат станет актуальной проблемой, когда рынок прекратит свой рост, стабилизируясь на одном уровне.

Другая серьезная  проблема касается юридической стороны. Круг нерешенных правовых проблем, связанных с потребительским кредитованием, достаточно широк. Это и отсутствие специального законодательства, и сложный механизм реализации залога, целый ряд других проблем юридического характера.

Состояние российского  рынка потребительского кредита создает двоякое впечатление. С одной стороны, растущее признание со стороны населения преимуществ использования потребительских кредитов не может не радовать. С другой стороны, отсутствие достаточного законодательного регулирования в этой области создает определенные риски для стабильности рынка. К чему может привести недостаточное государственное регулирование этих отношений, свидетельствует кризис «перекредитования» в Южной Корее.

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы