Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:50, дипломная работа

Описание

Цель работы – провести анализ потребительского кредитования в России и отразить проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Отразить теоретические аспекты потребительского кредитования, включая понятие потребительского кредита и его роль в экономике, классификацию потребительских кредитов, правовое обеспечение потребительского кредитования;
2. Исследовать состояние потребительского кредитования в РФ, включая анализ рынка потребительского кредитования, оценку надежности банков с помощью системы CAMEL, анализ кредитоспособности заемщика, формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования;
3. Показать тенденции и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования 5
1.1. Понятия потребительского кредита и его роль в экономике 5
1.2. Правовое обеспечение потребительского кредита 12
1.3. Потребительский кредит и его роль в экономике 21
Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ 30
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования 30
2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL 47
2.3. Анализ кредитоспособности заемщика 55
2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования 58
2.5 Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования 72
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России 80
3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования 80
3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им 91
3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика 98
3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях 102
Заключение 117
Список используемой литературы 121

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 855.50 Кб (Скачать документ)

Несмотря  на то, что огромный рынок потребительского кредитования открыт для новых участников, состав банков, тесно сотрудничающих с торговыми сетями, практически не меняется. Причина сложившийся ситуации, является недостаточная проработка вопросов сотрудничества банка и торговой сети. Необходимо более детально выстроить схему взаимоотношений и запустить совместную программу кредитования, просчитать риски, а это требует значительных усилий и времени.

До  кризисной ситуации на потребительский  кредит мог рассчитывать практически  каждый работающий гражданин. Вопрос был только в том, на каких условиях заем достанется потребителю и чем строже критерии банка по предоставлению кредита, тем ниже процентная ставка. В настоящее же время, кризис финансовой системы, в частности банковского сектора предъявляет к заемщику повышенные требования при изучении анкеты клиента и соответственно его кредито и платежеспособности.31

Важной  тенденцией в потребительском кредитовании до кризисных событий являлось стремление банков выйти на региональный рынок, где потребительский спрос также довольно высок. Все чаще ведущие кредитные организации открывали филиалы в провинции, однако сейчас банки стремятся просто удержаться на рынке и быть рентабельными.

Одним из перспективных направлений в  докризисных условиях было  кредитование через Интернет. Активно продвигали кредитование через Интернет «Русский Стандарт», Хоум Кредит энд Финанс Банк, что определялось растущей популярностью с общим развитием рынка торговли товарами и услугами в сети.

Выгодным  для частного лица можно назвать  автокредитование: банки постоянно предлагают клиентам более гибкие условия, однако, чем ниже процентная ставка по автокредиту, тем выше комиссия банка за проведение операций по ссудному счету и страховой взнос.

Как отмечают многие исследователи, сегодня  в России рынок потребительского кредитования пострадал во время кризиса, однако до него он имел огромный потенциал своего развития. Высокая конкуренция на рынке заставляла отечественные банки создавать для потенциальных и действующих заемщиков максимально комфортные условия. За последние годы продавались банковские услуги, прежде всего разного рода кредиты, стали очень многие магазины и предприятия сферы услуг самой разной направленности. В первую очередь это универсальные и специализированные торговые сети. Выдача кредитов прямо на местах позволяла им значительно увеличивать обороты.

Растущая  конкуренция приводила к тому, что реальные ставки кредитования в  банках   постепенно   выравнивались,   повышалась   скорость   предоставления и доступность кредитов, происходило  «размывание» долей рынка потребительского кредитования крупных банков, в настоящее же время банки пытаются спасти завоеванные доли рынка.

Определяющим фактором, формирующим конкуренцию на рынке  потребительского кредитования, являлась стоимость кредитных средств — цена потребительского кредита, уплачиваемая заемщиком банку за его использование, которая формируется, прежде всего, на основе экономических закономерностей, которые действуют в рыночной экономике. Особенность этой цены заключается в том, что она выступает в форме процентных платежей на ссудный капитал и определяется в процессе оформления кредитного договора между банком и заемщиком. При этом процентные ставки неодинаковы в разных банках и отражают, во-первых, специфику каждой ссуды и условий функционирования банка, и, во-вторых, соотношение спроса и предложения кредита. В банковском деле в этой связи принято различать, соответственно, частные и общие (макроэкономические) факторы, влияющие на цену банковских продуктов. Механизм спроса и предложения, действующий на современном российском рынке потребительского кредитования, отображает сложившуюся экономическую конъюнктуру и, в свою очередь, находится под влиянием ряда факторов. Рыночные процентные ставки на этом рынке определяются реальными экономическими условиями, которые в значительной мере способствуют высокому их уровню.

Факторы, определяющие спрос на потребительские  кредиты32

Опираясь на теорию ценообразования, целесообразно  рассмотреть условия и качества потребительских кредитов, определяющие спрос населения на них. Закон спроса гласит, что с увеличением цены, спрос на товар уменьшается. Объясняется это наличием следующих моментов:

1. Эффект психологического восприятия цены  заключается в том, что покупатель чисто психологически не будет покупать товар, если увидит что его цена велика, и приобретет, если цена на него резко снизится.

2. Эффект полезности  выражается в том, с потреблением каждого нового одного и того же продукта, его полезность уменьшается и, соответственно, клиенты готовы покупать его за меньшую цену, чем ранее.

3. Эффект дохода заключается в том, что с увеличением цены на товар спрос на него уменьшается в связи с ограниченностью дохода, который можно использовать для его приобретения.

4. Эффект замещения  предполагает, что с ростом цены на товар спрос на него уменьшается по причине того, что покупатели начинают приобретать товары — заменители.

Исходя  из этого, можно сделать вывод, что основным фактором, влияющим на увеличение спроса на потребительский кредит за счет снижения его цены, является психологическое восприятие клиентами этой самой цены.

Большое влияние  на величину спроса оказывают следующие факторы:

1. Вкусы или предпочтения потребителей;

2. Число потребителей на рынке;

3. Денежные доходы потребителей;

4. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Как уже отмечалось, цены на потребительские кредиты  формируются при равновесии спроса и предложения на них. Ниже приведены факторы, влияющие на объем предложения потребительских кредитов в экономике.33

1.Издержки, которые имеются у кредитных организаций при предоставлении потребительских кредитов, а также получаемая ими маржа (прибыль):

2. Ожидания изменения цен.

3. Число продавцов на рынке.

На сегодняшний  день в России ставки по потребительским кредитам очень высоки. Практически все банки, работающие на этом рынке за исключением Сбербанка России, имеют доходность от кредитных операций в районе 40 — 60% годовых.

Такое положение  стало возможно по причине влияния  на ценообразование следующих факторов: высокие расходы на организацию процесса выдачи и сопровождения потребительских кредитов; высокие риски невозврата, в том числе из-за возможного возникновения нестабильной ситуации в стране, следствием этого было банкротство большого количества домашних хозяйств; расширение масштабов потребительского кредитования участниками этого рынка, что существенно увеличивает их затраты в связи с освоением новых территорий и повышением качества обслуживания; желание кредиторов получать сверхприбыли за свою работу, как плату за то, что они занимаются этим видом бизнеса; отсутствие рыночной конкуренции между банками. В условиях значительной емкости рынка шел процесс не только переманивания клиентов друг у друга, но и привлечения лиц, ранее не пользовавшихся кредитами;  отсутствие у заемщиков и кредиторов финансовой культуры, что выражается, с одной стороны, в неспособности населения посчитать реальные процентные ставки по потребительским кредитам, а с другой — в нежелании коммерческих банков их раскрывать;  отсутствие до недавнего времени на законодательном уровне норм, обязывающих банки информировать клиентов о реальной процентной ставке по кредитам.

Темпы роста  объемов потребительского кредитования в России не оказались бы такими впечатляющими, как наблюдались до кризисной ситуации, если бы банки озвучивали свои эффективные процентные ставки, так как чисто психологически клиенты не были бы готовы брать кредиты под 40-70% годовых. В связи с этим кредитные организации использовали всевозможные способы сокрытия реальных процентных ставок, для того чтобы их кредиты выглядели более привлекательно.

2.2. Оценка надежности банков  с помощью системы CAMEL

 

Применяемые в  настоящее время в надзорной  практике методы анализа работы банков очень формальны, очень «объективны», основываясь на обработке банковской отчетности. Выход может быть найден за счет привлечения неформальных методов анализа банков, в частности методов экспертного оценивания, имеющих широкое применение в мировой практике (примером может служить рейтинговая система CAMEL).

В настоящее  время существует богатое многообразие методов анализа работы коммерческих банков, позволяющих делать достаточно качественные, точные выводы. Вместе с тем большинство этих методов базируется на анализе строго формализованной информации, как правило банковской отчетности. При этом без внимания остаются те «неформальные» аспекты деятельности банка, которые зачастую в действительности определяют его дальнейшее функционирование на рынке. Примером могут служить кадровая политика банка, качество менеджмента, или связь банка с криминальными структурами и др.. Такого рода факторы трудно формализовать и регламентировать степень их влияния на общее состояние банка в рамках стандартных методик, поэтому в концепции СAMEL перечисленные и другие проблемы корректно устраняются и после проведения соответствующей работы возможно создание на основе рейтинговой системы CAMEL новый экспертный экспресс-метод анализа банка.

Однако за счет привлечения экспертных оценок, а  точнее – методов экспертного оценивания, где методика CAMEL (как будет рассмотрено ниже) можно получить не только новую действенную методику, но и выяснить на основе экспертных знаний реальные степени влияния отдельных аспектов работы банков на общий показатель надежности, а также может быть широко востребована при проведении различного рода инспекторских проверок кредитных организаций.

Так, эксперт, в  роли которого может выступать инспектор, проводящий проверку банка, в состоянии  выявить и оценить все существенные аспекты его деятельности. Остается только систематизировать эти оценки и получить итоговый вывод, для этого существуют методы анализа экспертных оценок.

Таким образом, применение экспертного подхода  в анализе банков позволяет решить три важные проблемы банковского анализа.

Во-первых, учесть все существенные индивидуальные особенности  банка и адекватно отразить их в общих выводах.

Во-вторых, учесть не только количественные, но и качественную информацию о состоянии банка, которая  зачастую наиболее существенна. Так, судьбу банка в конечном итоге определяют люди, а людям свойственно мыслить не цифрами, а невербальными образами. Это необходимо учитывать в анализе.

В-третьих, человек, долго работая в предметной области  и хорошо разбираясь в ее нюансах, накапливает богатый опыт и ценные знания, которые вместе с тем зачастую не удается использовать в рамках стандартных методик, по крайней мере, в формализованном виде. Экспертные процедуры позволяют снять и эту проблему.

Разумеется, экспертные процедуры не призваны заменить обычные бухгалтерские методы, напротив, для получения качественных результатов необходимо их комплексное использование. Экспертные процедуры в силу своей природы не могут иметь слишком широкомасштабного применения, поскольку обычно ограничен круг экспертов, способных участвовать в работе. Хороших специалистов обычно мало. Это, пожалуй, является единственным существенным ограничением при использовании методов экспертного оценивания.

Что же позволяют  получать экспертные процедуры применимо  к анализу банков? Как представляется, возможны два варианта результатов.34

1. Инспекторская  проверка. Инспектор-эксперт вникает в индивидуальные особенности работы банков, знакомится с различного рода информацией и производит (в соответствии с методикой) определенные выводы в оговоренной форме. Далее математический алгоритм систематизирует выводы эксперта и выдает как стандартные (числовые) оценки отдельных компонент состояния банка, так и комплексную (числовую) оценку его благополучия.

Важно понимать, что общее, комплексное, благополучие банка не существует само по себе, не определено априори, а задается контекстом решаемых экономических задач. Так, например, для частного вкладчика коммерческого банка, благополучие кредитной организации будет заключаться в способности банка вернуть его вклад в нужный срок с причитающимися дивидендами. С точки зрения Центрального Банка общее благополучие кредитной организации разумно определить более широко, как способность справляться с обязательствами в течении определенного будущего временного периода, и следовательно, в отсутствии необходимости проводить регулирующие вмешательства в ее работу. При этом понятие благополучия при анализе отдельных компонент деятельности банка целесообразно ограничить уровнем решаемой задачи. Так например, при анализе способности банка формировать фонд обязательных резервов, общее благополучие можно трактовать, как способность банка на данный момент и в определенном будущем правильно проводить отчисления в ФОР.

2. Анализ  группы банков. Проведение оценки надежностей группы банков имеет много общего с анализом отдельных банков, вместе с тем и имеются определенные особенности. Конечно, по предыдущей схеме (“инспекторская проверка”) можно провести анализ для каждого банка в отдельности, а потом обобщить результаты. Однако, в такой ситуации имеет смысл действовать несколько иначе. Эксперты, осуществляющие анализ, имеют возможность не только обособленно оценивать показатели отдельных банков, но и оценивать их взаимоотношения. Например, лучше или хуже уровень менеджмента в одном банке по сравнению с другим. Такая дополнительная экспертная информация позволяет повысить точность итоговых числовых оценок общего благополучия банка и ее компонент, а так же позволяет уточнить общие выводы о взаимосвязи банков. Например, помимо общего ранжирования банков по степени благополучия можно получить классификацию банков, а так же кластеризацию по схожести аспектов их деятельности, что позволит получить важные общие выводы о банковском сообществе в целом.

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития