Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:50, дипломная работа

Описание

Цель работы – провести анализ потребительского кредитования в России и отразить проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Отразить теоретические аспекты потребительского кредитования, включая понятие потребительского кредита и его роль в экономике, классификацию потребительских кредитов, правовое обеспечение потребительского кредитования;
2. Исследовать состояние потребительского кредитования в РФ, включая анализ рынка потребительского кредитования, оценку надежности банков с помощью системы CAMEL, анализ кредитоспособности заемщика, формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования;
3. Показать тенденции и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования 5
1.1. Понятия потребительского кредита и его роль в экономике 5
1.2. Правовое обеспечение потребительского кредита 12
1.3. Потребительский кредит и его роль в экономике 21
Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ 30
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования 30
2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL 47
2.3. Анализ кредитоспособности заемщика 55
2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования 58
2.5 Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования 72
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России 80
3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования 80
3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им 91
3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика 98
3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях 102
Заключение 117
Список используемой литературы 121

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 855.50 Кб (Скачать документ)

Резерв  формируется в пределах суммы  основного долга. В сумму основного  долга не включаются: обусловленные  законом, обычаями делового оборота  или договором о предоставлении ссуды платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды

Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках заемщика, фиксируется в  досье заемщика.

Формирование резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечение ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды при наличии оснований уточнить размер резерва.

Кредитная организация в порядке, установленном  уполномоченным органом кредитной  организации, документально оформляет и включает в досье заемщика информацию о заемщике, включая профессиональное суждение кредитной организации об уровне кредитного риска по ссуде, информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение, заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, расчет резерва. Указанные документы составляются по ссудам, предоставленным физическим лицам, не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату.

В зависимости  от качества обслуживания заемщиком  долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

Обслуживание  долга по ссуде может быть признано хорошим, если:41

  • Платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;
  • Имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней по ссудам, предоставленным физическим лицам, до 30 календарных дней включительно.

Характеристика категорий качества отражена в таблице 3.

Таблица 3 – Характеристика категорий качества

Категория

Характеристика

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды)

- отсутствие  кредитного риска (вероятность     финансовых     потерь     вследствие     неисполнения     либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю)

II категория качества (нестандартные ссуды)

- умеренный  кредитный риск (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения  либо ненадлежащего исполнения  заемщиком обязательств по ссуде  обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов)

III категория качества (сомнительные ссуды)

- значительный  кредитный риск (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения  либо ненадлежащего исполнения  заемщиком обязательств по ссуде  обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов)

IV категория  качества  (проблемные  ссуды) 

-  высокий  кредитный  риск (вероятность  финансовых потерь вследствие  неисполнения либо ненадлежащего  исполнения заемщиком обязательств  по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов)

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды)

- отсутствует  вероятность возврата ссуды в  силу неспособности или отказа  заемщика выполнять обязательства  по ссуде, что обусловливает  полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды


 

Определение категории качества ссуды в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых  во внимание при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального  суждения на основе комбинации двух классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 4.

 

 

 

 

Таблица 4 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание  долга / Финансовое положение

Хорошее

Среднее

Плохое

Хорошее

Стандартные (I категория качества)

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Среднее

Нестандартные

(II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Плохое

Сомнительные 

(III категория качества)

Проблемные 

(IV категория качества)

Безнадежные

(V категория качества)


 

Размер  расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды  в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5 - Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам

Обслуживание  долга / Финансовое положение

Хорошее

Среднее

Плохое

Хорошее

Стандартные (I категория качества)

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Среднее

Нестандартные

(II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Плохое

Сомнительные 

(III категория качества)

Проблемные 

(IV категория качества)

Безнадежные

(V категория качества)


 

При   регулировании   размера сформированного   резерва   в   случае,   когда заемщику предоставлено несколько ссуд, всю задолженность данного заемщика следует относить к наихудшей из присвоенных ссудам категорий качества с применением максимального размера расчетного резерва по всем предоставленным ссудам.

При исполнении заемщиком обязательства  по ссуде, относившейся к наихудшей  категории качества, оставшиеся не погашенными ссуды, предоставленные  этому заемщику, относятся к наихудшей  из категории присвоенных оставшимся ссудам.

Кредитные организации по кредитам физическим лицам формируют резерв по портфелю однородных ссуд, каждая из которых  незначительна по величине. Возможность  формировать резерв по портфелю однородных ссуд не распространяется на ссуды, величина каждой из которых на дату оценки риска превышает 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

Признаки  однородности ссуд, а также незначительности величины ссуд в пределах до 0,5 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации определяются кредитной организацией самостоятельно.

Размер  резерва по портфелю однородных ссуд определяется кредитной организацией в зависимости от применяемой  методики оценки риска по портфелю однородных ссуд.

Кредитная организация не реже одного раза в квартал документально оформляет и включает в досье по портфелю однородных ссуд информацию о проведенном общем анализе состояния заемщиков и его результатах, в том числе профессиональное суждение кредитной организации о размере кредитного риска по портфелю однородных ссуд, а также информацию о расчете резерва.

Способы обеспечения возвратности кредитов

Наличие договора не может дать кредитору  полной уверенности в его исполнении; чтобы дать сторонам дополнительные гарантии, закон предусматривает возможность заключения ими специальных соглашений об обеспечении основного обязательства.

Под обеспечением по ссуде понимается обеспечение  в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита (вклада), отнесенное к одной из двух категорий качества обеспечения.

Залог - способ обеспечения обязательства, при котором кредитор -залогодержатель  приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного  имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом.

Договор о залоге должен совершаться в  письменной форме.

Залог должен обеспечивать требование в том  объеме, какой оно имеет к моменту  удовлетворения, в частности, проценты, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию задолженности. Издержки, связанные с реализацией залога, по банковской практике составляют 30 процентов от суммы кредита.

Использование залога предполагает наличие механизма  его применения. Залоговый механизм, то есть процесс подготовки, заключения и исполнения договора о залоге, начинает действовать в момент рассмотрения кредитной заявки как условие  заключения кредитного договора.

Основными этапами реализации залогового механизма  являются:

  • Выбор предметов и видов залога;
  • Осуществление оценки предметов залога;
  • Составление и исполнение договора о залоге;
  • Порядок обращения взыскания на залог.

Предметом залога могут быть: всякое имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота, а также прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Формой  обеспечения возвратности кредита  являются также гарантии и поручительства выдаваемые на определенный срок.

В силу банковской гарантии банк (гарант) дает по просьбе другого лице (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования о ее уплате.

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства  полностью или в части. Договор  поручительства может быть заключен между банком кредитором и поручителем  без участия заемщика, обязательно в письменной формальностей

Создание бюро кредитных историй  как способ снижения кредитного риска

Для целей повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности  работы кредитных организаций служит бюро кредитных историй, функцией которого является формирование, обработка, хранение и раскрытие информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа.

Методы оценки кредитоспособности физических лиц сводятся к следующему. Для банка - кредитора финансовая состоятельность заемщика важна постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и проценты на нее. Единой методики оценки кредитоспособности заемщика не существует, банк имеет право ориентироваться на широко используемый международный или отечественный опыт либо разработать собственный подход.

Так, имея различные подходы к оценке кредитоспособности физических лиц, используемые банками в своей работе, то они сводятся к следующим: методика определения платежеспособности, скоринговая модель, анерайтинг, изучение кредитной истории: бюро кредитных историй.

Скоринговая модель

Модель  экспертной оценки. Скоринговые модели применяются в основном при предоставлении кредитов на покупку товаров (экспресс - кредитовании) и при выдаче кредитных карт.

  В развитых странах скоринговые  системы применяются давно. Впервые  идея применения автоматизированных  систем для разделения потенциальных  заемщиков на «хороших» и «плохих» была выдвинута в 1941 году Дэвидом Дюраном (США).

Скоринг - системы опираются на методологии, позволяющие автоматизировать процедуру  классификации клиентов по уровню их надежности. В простейшем варианте скоринг - система оценивает клиента-заемщика по некоторому набору его характеристик, числовому значению каждой из которых соответствует свой уровень значимости, выражаемый в баллах. Итоговая оценка клиента, получаемая суммированием всех набранных баллов, позволяет отнести клиента к определенной группе риска, тем самым, зафиксировав соотнесенный с этой группой предельный размер кредита, который можно предоставить данному заемщику без залогового обеспечения.

Скоринг при оценке кредитоспособности частных  заемщиков появился в банках в  качестве компромисса: кредитный комитет физически не способен рассматривать каждую заявку в индивидуальном порядке, а наращивать объем выдаваемых кредитов необходимо. Математическая модель, лежащая в основе кредит - скоринга, попытка с помощью формальных критериев выявить заемщика, который будет платить, желательно по своей доброй воле. Скоринг-система должна обеспечить заемщикам возможности получения кредита без залога; ускорения процедуры выдачи кредита; самостоятельного формирования списка документов, которые следует предоставить банку (система способна оценивать заемщика по широкому перечню параметров).

Скоринг - система должна обеспечить банкам возможности ускорения процесса обработки кредитных заявок; сокращения численности банковского персонала; экономии за счет использования персонала более низкой квалификации; повышения степени объективности и единообразия критериев при оценке заявок кредитными инспекторами во всех отделениях банка; контроля всех этапов рассмотрения заявок, включая процесс формирования оценок, на основе данных информационной системы, что позволяет регулировать объемы кредитования в зависимости от ситуации на рынке, централизованно вносить коррективы в методологию оценки и немедленно вводить их в действие во всех отделениях банка.

В своем  большинстве, какие бы математические основы не закладывались в скоринговую модель, она представляет собой взвешенную сумму факторов риска кредитного качества заемщиков и определяется по формуле (2)42

                            S = а1´Х1 + а2´Х2 + ... + ак´Хк,                                 (2)

где S - значение скоринга;

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития