Причины возникновения и методы регулирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цели данной курсовой работы:
Исследовать сущность, основную структуру и важнейшие составляющие государственного долга;
Влияние государственного долга на экономику России;
Рассмотрение внешнего и внутреннего долга Российской федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Государственный долг: содержание и основные формы
Сущность и причины образования государственного долга………………………….

4
Виды долга………………………………………………………………………………..

5
Формы долга……………………………………………………………………………...

6
Глава 2: Структура государственного внутреннего и внешнего долга
2.1. Внутренний долг Российской федерации……………………………………………… 7
2.2. Внешний долг Российской федерации ………………………………………………… 11
2.3. Низкий уровень государственного долга………………………………………………. 14
Глава 3: Управление государственным долгом
3.1. Формы управления долгом……………………………………………………………… 21
3.2. Основные цели управления долгом…………………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………………………………… 25
Приложения………………………………………………………………………………….. 26
Список используемой литературы………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya (1).doc

— 745.00 Кб (Скачать документ)

Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж)

Центрального  банка Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Финансы, денежное обращение  и кредит»

на  тему «Причины возникновения и методы регулирования государственного долга» 
 
 
 

Специальность 080108 «Банковское  дело»

Студента 2 курса ***-БД группы

            

………………………….. 
 

Руководитель: Михайлова Светлана Вячеславовна 
 
 
 
 

Москва. 2012 г.

Содержание. 

Введение 3
Глава 1: Государственный  долг: содержание и  основные формы  
    1. Сущность  и причины образования государственного долга………………………….
    4
    1. Виды долга………………………………………………………………………………..
    5
    1. Формы долга……………………………………………………………………………...
    6
Глава 2: Структура государственного внутреннего и  внешнего долга  
2.1. Внутренний  долг Российской федерации……………………………………………… 7
2.2. Внешний  долг Российской федерации ………………………………………………… 11
2.3. Низкий  уровень государственного долга………………………………………………. 14
Глава 3: Управление государственным  долгом  
3.1. Формы  управления долгом……………………………………………………………… 21
3.2. Основные  цели управления долгом…………………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………………………………… 25
Приложения………………………………………………………………………………….. 26
Список  используемой литературы………………………………………………………... 31

 

Введение. 

       На  сегодняшний день проблема государственного долга занимает особое место среди серьёзных проблем современной бюджетной политики. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики. 

       В современное время России трудно приходится борьба с государственным  долгом, отказаться от него никак нельзя, иначе это может показать неплатёжеспособность нашей страны перед миром, что  негативно скажется на импорте нашей страны. 

Цели данной курсовой работы:

  • Исследовать сущность, основную структуру и важнейшие составляющие государственного долга;
  • Влияние государственного долга на экономику России;
  • Рассмотрение внешнего и внутреннего долга Российской федерации.
 

Задачи данной курсовой работы:

  • Проанализировать собранные данные и обобщить статистические данные;
  • Рассмотреть экономическую сущность государственного долга;
  • Изучить основные виды государственного долга и формы государственных долговых обязательств Российской федерации;
  • Оценить современное состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации.
 

       Объектом  исследования выступает внешний  и внутренний государственный долг Российской Федерации.

       Предметом исследования является процесс регулирования государственного долга.

       Методологической  основой выступают законодательные  и нормативные акты, Бюджетный  и Налоговый кодекс РФ. 

Глава 1: Государственный  долг: содержание и  основные формы

    1. Сущность и причины образования государственного долга
 

       Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определённый период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе РФ (ст. 97) дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.  

       Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Государственный долг в основном состоит из долговых обязательств  

       Долговые  обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования  и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства. 

       Так как у долговых обязательств одной из основных форм является  кредитные соглашения и договора, из этого следует, что государство пользуется кредитами, из чего получается государственный кредит.

       Государственный кредит используется в целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения.

       Так вот, государственный кредит – это  совокупность экономических отношений  между государством в лице его  органов власти и управления, с  одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора и гаранта.

       Основной  формой государственного кредита являются государственные займы, которые  характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и организаций привлекаются на финансирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осуществляется путём выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

       Поскольку государство выпускает и реализует  облигации, а они являются ценными  бумагами, которые также как и  кредитные соглашения  являются одной из основных форм долговых обязательств, то нужно рассмотреть, что такое  облигации.

       Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигаций в течение определённого времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты – погасить свой долг перед ним.

       Задолженность по государственным займам, в которых  государство является заёмщиком, задолженность включает в сумму государственного долга страны. 

    1. Виды  долга.

       Государственный долг можно классифицировать по разным критериям. По валютному критерию долг делится на внутренний и внешний: рублёвые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупность долга нерезидентам, в внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.

       Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий. К капитальному относится  вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства; к текущему – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

       По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

       По  уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный  государственный долг. Российская Федерация не несёт ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.

       Также желательно различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства Российской Федерации, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. 

    1. Формы долга.

       В соответствии с действующим законодательством Бюджетного кодекса РФ (ст. 98) долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

  • кредитные соглашения и договора;
  • государственные ценные бумаги;
  • договора о предоставлении гарантий РФ,
  • договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;
  • соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. 

Глава 2: Структура государственного внутреннего и  внешнего долга

2.1. Внутренний долг  Российской федерации 

     Согласно определению, данному в Бюджетном Кодексе РФ (ст. 6) внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

     В объем внутреннего государственного долга включаются ( ст.98 БК РФ):

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

     Согласно  статье 98.1 БК РФ, введённая Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

     Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определённые условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращённым и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращённым и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.

     Статьёй 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определён порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

     Затраты по размещению, выплате доходов и  погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счёт средств федерального бюджета.

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путём осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Информация о работе Причины возникновения и методы регулирования государственного долга