Причины возникновения и методы регулирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цели данной курсовой работы:
Исследовать сущность, основную структуру и важнейшие составляющие государственного долга;
Влияние государственного долга на экономику России;
Рассмотрение внешнего и внутреннего долга Российской федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Государственный долг: содержание и основные формы
Сущность и причины образования государственного долга………………………….

4
Виды долга………………………………………………………………………………..

5
Формы долга……………………………………………………………………………...

6
Глава 2: Структура государственного внутреннего и внешнего долга
2.1. Внутренний долг Российской федерации……………………………………………… 7
2.2. Внешний долг Российской федерации ………………………………………………… 11
2.3. Низкий уровень государственного долга………………………………………………. 14
Глава 3: Управление государственным долгом
3.1. Формы управления долгом……………………………………………………………… 21
3.2. Основные цели управления долгом…………………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………………………………… 25
Приложения………………………………………………………………………………….. 26
Список используемой литературы………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya (1).doc

— 745.00 Кб (Скачать документ)

 

Рис. 7. Динамика роста расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, % к предыдущему году

     В-третьих, весьма вероятным является сценарий, при котором в планируемом  периоде Россия может лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности - «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г., составит 1,6 трлн. руб. при условии, что цена на нефть в 2012 году не опустится ниже 93 долл. США за баррель, а пополнение составит 164,0 млрд. руб. Однако в случае развития макроэкономической ситуации в 2012 году по худшему сценарию, нам не только не удастся достичь планируемых объемов Резервного фонда, но и придется направлять на выполнение в 2013 году расходных обязательств как чистые поступления от заемных источников, так и значительные средства из самого Резервного фонда вплоть до его полного исчерпания. Отсутствие «подушки безопасности» существенно повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание госдолга.

     Согласно  результатам проведенного стресс-тестирования долговых показателей России, в случае установления и сохранения в предстоящий  период фактических цен на нефть  на уровнях на 50 долл. США ниже прогнозируемых, уже в 2013-2014 гг. показатель «государственный долг к ВВП» превысит 20- 21 %. Это фактически «отбросит» Россию в ситуацию 2004 года, когда страна еще не имела суверенных кредитных рейтингов инвестиционной категории от всех трех ведущих международных рейтинговых агентств.

     В-четвертых, согласно расчетам, в случае развития негативного сценария, при котором  цена на нефть упадет до 60 долл. США  за баррель и останется на этом уровне в течение года, дефицит  федерального бюджета превысит 5% ВВП. Это потребует изыскания дополнительных источников его финансирования. Потенциально, в качестве таковых могут рассматриваться средства Ф НБ, поступления от приватизации и повышения налогов. Однако использование средств ФНБ лишит «подушки безопасности» хронически дефицитный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, доходы от продажи госимущества носят конъюнктурный характер, экономику крайне нежелательно социальными последствиями.

     В условиях реализации неблагоприятного источником покрытия дефицита федерального а увеличение налогового бремени на в связи с возможными негативными

сценария  основным бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы последних  уже установлены на беспрецедентно высоком уровне, речь идет о накоплении существенных бюджетных рисков, связанных, как минимум, со значительным ухудшением для Российской Федерации, как суверенного заемщика, финансовых условий заимствований на рынках капитала и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет, а, при самом негативном развитии событий, о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах на приемлемых условиях.

     Таким образом, такой фактор государственных  заимствований как низкий текущий  уровень государственного долга  требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания госзаимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации. При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в пред стоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне.

     Тем не менее, учитывая высокую зависимость  российской экономики и состояния  федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом.

 

     

Глава 3: Управление государственным  долгом

3.1. Формы управления  долгом

     Управление  государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных бумаг. Существуют различные формы управления государственным долгом:

  • изменение доходности займов (примером может служить ГКО);
  • увеличение срока действия и изменение других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем их стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
  • объединение нескольких займов в один;
  • обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько облигаций старого займа приравниваются к одной новой облигации;
  • отсрочка погашения займа;
  • аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; эта форма управления государственным долгом используется, когда политическая власть меняется или когда государство признаёт себя банкротом;
  • реструктуризация задолженности - изменение структуры долга. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешёвые.
 

         Эти формы управления государственным  долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое её банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление долгом на стадии привлечения внешних кредитов в России осуществляется путём установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

         Управление  использованием внешнего долга осуществляется в трёх формах:

    • финансовое размещение - финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
    • бюджетное использование - финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;
    • смешанное бюджетно-финансовое размещение.

         В России используется второй способ размещения - это самый неэффективный способ использования внешнего долга.

         Управление  погашением внешнего долга предусматривает  использование различных источников погашения: золотовanютных резервов; новых заимствований; конвертации задолженности в акции предприятий.

         В нашей стране в качестве источника  погашения внешнего долга используются новые заимствования. Россия начинает работать на обслуживание государственного долга – внутреннего и внешнего. В облаcrи управления внешним долгом первоочередными задачами являются:

    • оптимизация структуры долга (по срочности - необходимо привлекать средне- и долгосрочные кредиты;
    • по видам долга - расширять круг используемых финансовых инструментов, например, за счёт своповых соглашений; по доходности - расширять эмиссию ценных бумаг, обеспечивающих относительную экономию для бюджета, учитывать соотношение рублёвой и валютной доходности);
    • использование проектов, финансируемых за счёт связанных кредитов;
    • конверсия внешнего долга - обмен долга на национanьную валюту (своп в национanьные активы); выкуп долга с дисконтом; обмен долга на экспорт; обмен долга на собственность; обмен долга на долг; конверсия долга в инвестиции;
    • управление внешними финансовыми активами - инвентаризация российского имущества за рубежом, попытка возвратить долги России и российское золото, находящееся за рубежом. По указу Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 7ЗЗ создано федерanьное государственное унитарное предприятие «Предприятие по управлению собственностью за рубежом». Доходы от использования федервльнсго недвижимого имущества используются на содержание российских представительств, федервльнсго государственного унитарного предприятия, содержание, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонты недвижимого имущества и на другие цели.
 

3.2. Основные цели  управления долгом

     Основныии цепями управления гocyдapcтвeнным долгом являются:

    • полдержание объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
    • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме;
    • оптимизация стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации.

     Мерами  регулирования государственного долга  являются контроль за его размером, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др. Это предполагает создание единой системы мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов Федерации и органов местного самоуправления, Формирование программы погашения и обслуживания государственного долга. Программа должна содержать нормативы, при нарушении которых принятие новых долговых обязательств автоматически приостанавливается. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий.

     Государственный долг разнороден, составляющие его  элементы нуждаются в специфических  механизмах регулирования с использованием раэличных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую  степень неопределённости и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов решения.

     Стратегическая  программа уменьшения чрезмерного  государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

     Россия  может выйти из долговой ямы за счёт собственных средств. Однако нужно  грамотно оценивать масштабы и возможности  реструкryризации долга, целесообразность рефинансирования внешнего долга за счёт новых займов, возможности и условия привлечения внутренних займов и другие вопросы. В целях более уверенного управления государственным долгом может быть создан государственный Фонд погашения долга. Основной задачей таких фондов является ответственное и упорядоченное погашение государственного долга. Вместе с тем Фонды погашения могут иметь инвестиционный портфель, используемый для управления ликвидностью и максимизацией доходов по ценным бумагам. Подготовка и реализация такой программы требует системной работы квалифицированных специалистов.

 

Заключение.

     Государственный долг находится в центре экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным.

     Государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определённых вложений, в том числе государственных.

     Однако  государственный долг растёт и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики.

     В современных условиях решение проблем государственного долга связано с реализацией комплекса мер, ориентированных на увеличение доходной базы бюджета, повышение ликвидности рынка российских долгов, отказ от практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредиторов, повышение эффективности использования зарубежной собственности России, активизацию переговорного процесса по реструктуризации долгов (особенно бывшего СССР) и др. Решение этих проблем требует взвешенного подхода и должно учитывать необходимость создания предпосылок обеспечения платёжеспособности государства в будущем.

     Данная  система стратегически ориентированных  мер должна явиться улучшением репутации  Российской Федерации на международных  рынках, существенным уменьшением рисков, сокращением зависимости расходов федерального бюджета по погашению  и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечением доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, повышению степени доверия кредиторов и инвесторов к заёмной политике Правительства Российской Федерации, также она должна позволить перевести государственный долг из категории «негативов» развития экономики в фактор обеспечения стабильности и повышения эффективности российской экономики.

 

     

Приложения. 

Информация о работе Причины возникновения и методы регулирования государственного долга