Причины возникновения и методы регулирования государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цели данной курсовой работы:
Исследовать сущность, основную структуру и важнейшие составляющие государственного долга;
Влияние государственного долга на экономику России;
Рассмотрение внешнего и внутреннего долга Российской федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Государственный долг: содержание и основные формы
Сущность и причины образования государственного долга………………………….

4
Виды долга………………………………………………………………………………..

5
Формы долга……………………………………………………………………………...

6
Глава 2: Структура государственного внутреннего и внешнего долга
2.1. Внутренний долг Российской федерации……………………………………………… 7
2.2. Внешний долг Российской федерации ………………………………………………… 11
2.3. Низкий уровень государственного долга………………………………………………. 14
Глава 3: Управление государственным долгом
3.1. Формы управления долгом……………………………………………………………… 21
3.2. Основные цели управления долгом…………………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………………………………… 25
Приложения………………………………………………………………………………….. 26
Список используемой литературы………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya (1).doc

— 745.00 Кб (Скачать документ)

     Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

     Правительство Российской Федерации вправе определять объёмы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объёме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

     Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:

  • Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).
  • Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет
  • Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов.
  • Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
  • Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;
  • Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ).
 

На основании  данных можно сделать вывод, что за 2011 год величина внутреннего государственного долга увеличилась по сравнению с 2010 годом на 624,427 млрд.руб. или на 34%, что наглядно подтверждается графическим материалом, представленным на Рис. 1.

Рис. 1

     В структуре внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах (Приложение 1), на 1 января 2011 г. (54,38%) приходилось на ОФЗ-ПД на общую сумму 1 трлн. 338,592 млрд. руб., а (33,13%) - на ОФЗ-АД на общую сумму 815,584 млрд. руб. ГСО-ППС составляли 175,415 млрд. руб. (7,13%), ГСО-ФПС – 132 млрд. руб. (5,36%).

     В процентном соотношении, данные представлены в Рис. 2

     Рис. 2

     

  Рассмотрим  объем государственного внутреннего долга за период 2002–2011 гг., который приведён в Таблице 1.

Таблица 1

Объем государственного внутреннего долга РФ

     
По  состоянию на Объем государственного внутреннего долга 

Российской  Федерации, млрд. руб.

всего в т.ч. государственные  гарантии Российской Федерации в  валюте Российской Федерации
01.01.1996 187,74 7,46
01.01.1997 364,46 17,24
01.01.1998 490,92 3,47
01.01.1999 529,94 0,88
01.01.2000 578,23 0,82
01.01.2001 557,42 1,02
01.01.2002 533,51 0,02
01.01.2003 679,91 8,62
01.01.2004 682,02 5,58
01.01.2005 778,47 12,93
01.01.2006 875,43 18,86
01.01.2007 1064,88 31,23
01.01.2008 1301,15 46,68
01.01.2009 1499,82 72,49
01.01.2010 2094,73 251,36
01.01.2011 2940,39 472,25

 

     Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1996-1998гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 года и по 2011 год. 

2.2. Анализ внешнего  долга Российской Федерации

     В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

     В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлечённым под государственные гарантии Российской Федерации;
  • объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

     По  своему происхождению государственный  внешний долг России делится на 2 части: долговые обязательства бывшего  СССР перед иностранными правительствами, банками и компаниями (относятся все кредиты и займы, привлечённые нашей страной до 1 января 1992 года) и долговые обязательства собственно Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1 января 1992 года. Однако с 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга долговые обязательства бывшего СССР не выделяются.

     Исходя  из табличных данных (Приложение 3), можно сделать вывод, что в 2010 году политика в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом направлена на увеличение государственного внешнего долга.

Исходя  из состава внешнего долга видно, что основную долю занимает задолженность  по еврооблигациооным займам. - долговые обязательства, размещённые на мировом финансовом рынке по конкурентным ценам. Средства, привлечённые с помощью еврозаймов, использовались для финансирования бюджетного дефицита, поэтому по целевому назначению еврооблигации аналогичны ГКО. Кроме того, еврооблигации являются "дорогим" долговым инструментом, так в апреле 2010г. задолженность по евробондам увеличилась на 5,5 млрд долл., или на 21,6%, в результате размещения на внешнем рынке суверенных еврооблигаций, и составила на 1 мая 2010г. 30 млрд 987 млн долл.

     Вторая составляющая внешнего долга приходится на задолженность на кредиты международных финансовых организаций. Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

     Задолженность перед международными финансовыми  организациями в 2010г. по сравнению  с 2009 годом уменьшилась на 18,4% и  составила 3,1 млрд. долл. ( или 2,4 млрд. евро).

     Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 января 2011 г. увеличилась на 16,7 % и составила в 2010 году (0,7 млрд. евро).

     Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба в 2010 году уменьшилась на 5,5% - до 1 млрд 670 млн  долл. (1 млрд 346 млн евро).

     Коммерческая  задолженность бывшего СССР в 2010 году значительно сократилась на 37,5% составила 0,5 млрд долл. (0,4 млрд. евро).

     Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ в 2010 году также сократилась  на 15,4%, составив 1,1 млрд долл. (0,8 млрд евро).

     Таким образом, по данным материалам Министерства финансов РФ государственный внешний  долг РФ за 2010г. увеличился на 6,1% - до 39,9млрд долл.(30,2 млрд. евро), что подтверждается графическим данными, представленными на рис.3.

     Рис. 3

 

Приложение 4. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года

Приложение 5. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2011 года

Приложения 4 и 5 дают наглядные изменения государственного внешнего долга. 

2.3. Низкий уровень  государственного  долга

По состоянию  на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный  внутренний долг - 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг - 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних - в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. (Рис. 4).  
 

Рис. 4. Динамика объема государственного долга Российской Федерации

     Низкие  показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков (Рис. 5). При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (ВВВ с позитивным прогнозом от Fitch, Вааl со стабильным прогнозом от Moody's и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor's), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.  

Рис. 5. Долговая нагрузка и кредитные рейтинги некоторых стран

     Исходя  из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в пред стоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон (Рис. 6).

     Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации. Во-первых, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими (Рис. 7). Так, по сравнению с 2008 годом в 2011 году расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации вырастут в абсолютном выражении в 2,3 раза или в 1,4 раза в процентном отношении к расходам федерального бюджета.  
 

Рис. 6. Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция)

     Во-вторых, имеются риски ухудшения макроэкономической ситуации, что соответствующим образом  скажется и на показателях долговой устойчивости. В соответствии с бюджетными проектировками расчеты уровня ВВП и доходной базы федерального бюджета на период 2012-2014 гг. осуществлены исходя из благоприятного сценария, предполагающего высокий уровень цен на нефть и их ежегодный рост: 93 долл. США в 2012 г., 95 долл. США в 2013 г. и 97 долл. США в 2014 г. Однако, учитывая фактическое нахождение нефтяных цен на уровне своих исторических максимумов, нельзя исключать также развития событий, при которых фактическая цена на нефть опустится существенно ниже уровня, заложенного в прогнозе социальноэкономического развития Российской Федерации на предстоящий период. Возможное падение цены на нефть на 10 долл. США ведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета в сумме порядка 0,5 трлн. руб. и, соответственно, росту бюджетного дефицита на 1 % ВВП. При таком сценарии все показатели долговой устойчивости заметно ухудшаются.

Информация о работе Причины возникновения и методы регулирования государственного долга