Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа
Актуальность темы. Проблема инфляции занимает важное место в экономике, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами в литературе и в средствах массовой информации. Целью курсовой работы является раскрытие особенности антиинфляционной политики Казахстана. Задачами являются следующее: раскрытие понятия инфляции и ее причин; рассмотреть основные причины инфляционного роста цен
раскрыть типы экономической политики антиинфляционного регулирования; провести анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан; деятельность Национального банка Республики Казахстан в регулировании инфляции;
Введение..................................................................................................................3
Понятие и сущность инфляции и основные причины
Инфляция: причины, сущность, виды.............................................................4
Основные причины инфляционного роста цен..............................................6
Типы экономической политики антиинфляционного регулирования........7
2 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.1 Внутренние факторы развития инфляционных процессов в экономике Республики Казахстан................................................................................10
2.2 Деятельность национального банка Республики Казахстан в регулировании инфляции.....................................................................................17
3 Антиинфляционная политика в Казахстане
3.1 Антиинфляционная политика зарубежных стран и ее эффективность.....19
3.2 Особенности антиинфляционной политики Казахстана.............................21
Заключение...................................................................................... .................. 25
Список использованных источников..............................................................27
1.3 Типы экономической
политики антиинфляционного
Для антиинфляционного
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВНП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.
Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:
1. Законодательным контролем за ростом зарплаты и цен.
2. Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.
Законодательный контроль за
ростом цен и зарплаты может осуществляться
по нескольким каналам. Один из них
– налоговая система, которая
может предусматривать
При договорном регулировании
уровней цен и зарплаты правительство
может обратиться к профсоюзам с
просьбой ограничить в течение года
рост зарплаты определенным уровнем (2%).
Другой вариант – достижение компромисса
между правительством и профсоюзами,
при котором профсоюзы
Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, % ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация применяется, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции.
Милтон Фридмен выдвинул предположение, что индексация может сдерживать инфляцию. Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, % ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и % ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.
Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек.
Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.
Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет метод денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева экономики», чтобы не допустить галопирующей инфляции.
Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.
Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также преодолении инфляционных процессов играют:
- дисконтная политика (политика регулирования учетного процента ЦБ);
- операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);
- политика норм обязательных резервов, или кассовых резервов, или минимальных резервов, или коэффициентов казначейства (обязательство банков хранить в резервах ЦБ определенное привлеченных средств).
2.1 Внутренние факторы развития инфляционных процессов в экономике Республики Казахстан
Макроэкономические параметры развития экономики Республики Казахстан в период с 2004 по 2010 годы имеют тенденцию к устойчивому росту. Ежегодный среднегодовой темп прироста валового внутреннего продукта (ВВП) составил 9,5 %. Номинальный рост ВВП к 2009 году достиг уровня 7457,1 млрд тенге, в расчете на душу населения 492,1 тыс. тенге ($3700).
Рост экономики государства обеспечен как за счет внешних благоприятных факторов, так и в результате увеличения объемов выпуска продукции и предоставления услуг в реальном секторе экономики.
Так, по данным статистической
отчетности, валовая добавленная стоимость
на предприятиях Казахстана увеличилась
с 2004 по 2009 годы более чем в два раза и составляет
29,7 % к ВВП. Наиболее высокий темп роста
ВВП наблюдался в 2005 году (12,5 %), в течение
2006-2008 годов были устойчивые темпы роста
(12 %), в 2009 году произошло заметное снижение
роста ВВП (9,2 %). Однако, в структуре валовой
добавленной стоимости значительно увеличилась
доля оказания услуг (до 54 %) при одновременном
снижении доли производства товаров и
услуг (46 %).
Финансовая система Республики Казахстан
за исследуемый период развивалась устойчивыми
темпами. Доходы государственного бюджета
за период с 2004 года возросли в 4,9 раза
и составили 1468 225 млн тенге к 2009 году, или
28,5% к ВВП. Расходы государственного бюджета
так же имеют тенденцию роста почти в два
раза и составили 26,1 % к ВВП в 2009 году. По
оперативным данным Минфина РК, на 1 августа
2010 года объем государственных доходов
составил 1424,8 млрд тенге, затраты составили
1261,2 млрд тенге. Доходы республиканского
бюджета на 1 августа 2010 года возросли
против соответствующего периода 2009 года
на 39,5 %, затраты – на 65,3 млрд тенге.
Несмотря на устойчивые темпы
роста, в реальном секторе экономики
государства наблюдается
По данным Нацбанка Республики Казахстан,
кредитные вложения банков второго уровня
в отрасли экономики на 1 августа 2010 года
составили 3309,8 млрд тенге. Наблюдается
устойчивая динамика их увеличения. В
общем объеме кредитных вложений доля
долгосрочных кредитов составила 72,6 %,
доля кредитов в иностранной валюте 48,2
%. Объем депозитов в банковской системе
на 1 августа 2010 года составил 2241,1 млрд
тенге, что на 48,65 % больше, чем на 1 августа
2009 года.
По годовому отчету Национального банка РК за 2009 год, усиление инфляционного давления вызвано влиянием ряда внутренних факторов, в том числе и повышением экономической активности населения. В течение года сохранился рост цен на основные товары казахстанского экспорта на мировых товарных рынках. В 2009 году, по сравнению с 2008, годом мировые цены на сырую нефть сорта «Brent» выросли на 40,8 %, на природный газ – на 42,5 %. Это привело к повышению цен отечественными производителями на соответствующие товары на внутреннем рынке. В 2009 году рост доходов населения стал дополнительным фактором инфляционных процессов.
В 2009 году продолжился рост расходов государственного бюджета. Если в 2008 году они составляли 23,9 % к ВВП, то в 2009 году они увеличились до 27,9 % к ВВП. Это стимулировало экономическую активность, но способствовало увеличению инфляционного давления.
Несмотря на предпринятые Национальным банком Республики Казахстан меры по достижению ценовой стабильности, инфляция из расчета в среднем за год составила 7,6 %, превысив целевой ориентир на 2009 год (5,2-6,9 %).
Цены предприятий-
На инфляционные факторы определенное
влияние имеет рост спроса на деньги, вызванный
увеличением доходов и повышением экономической
активности населения. В 2007-2009 годах стабильное
развитие всех сегментов финансового
рынка позволило значительно активизировать
внутренний кредитный рынок страны и увеличить
размеры денежных средств, направляемых
на развитие производственного сектора
и сектора услуг.
Анализ динамики роста кредитования экономики государства за счет различных источников финансирования за период 2009 год - первое полугодие 2010 года позволяет отметить, что доля государственных бюджетных средств, в том числе трансфертов, увеличивается (таблица №1, рисунок 2).
Банки второго уровня, в основном, осуществляют долгосрочное кредитование. Наблюдается тенденция роста выдачи долгосрочных кредитов небанковским юридическим лицам в иностранной валюте (долларах США). На 1 января 2009 года доля кредитования небанковских юридических лиц в иностранной валюте составила 52% от суммы выданных долгосрочных кредитов, на первое августа 2010 года соотношение доли 52% сохраняется. Сумма кредитных средств в национальной валюте выданная небанковским юридическим лицам как на краткосрочное, так и на долгосрочное кредитование преимущественно большее, чем физическим лицам. На 1 января 2010 года в национальной валюте выдано небанковским юридическим лицам 218514 млн.тенге, физическим лицам -42604 млн.тенге.
Рост кредитования экономики
банками второго уровня в процентном
соотношении к предыдущему периоду 2009
года составляет 163,8%, в том числе краткосрочных
кредитов -136,7% (см. диаграмма № 2).
Сравнительные показатели объемов кредитных
средств выделяемых банками второго уровня
на краткосрочное кредитование примерно
равны сумме расходов бюджетных средств.
Бюджетные средства, как правило, размещаются
на счетах банков второго уровня, до полного
их использования администраторами программ.
Таблица -1 Сравнительная таблица динамики
расходов республиканского бюджета и
кредитования экономики банками второго
уровня за период январь-июнь 2009-2010 гг.
Млн тенге
Источники финансирования экономики |
Январь-июнь 2009 года |
Январь-июнь 2010 года |
К соответствующему периоду предыдущего года, в % |
Затраты бюджетных средств |
525 016 |
940 394 |
179,1 |
Официальные трансферты из РБ |
84 465 |
285 127 |
337,5 |
Субвенции РБ |
76 121 |
89 325 |
117,3 |
Кредиты банков второго уровня -всего |
2 592 061 |
3 116 183 |
163,8 |
Из них -краткосрочные кредиты |
640 019 |
875 220 |
136,7 |
На рисунке 1 отражены
изменения по источникам финансирования
за период январь-июнь 2009-2010 годов.
Рисунок 1 источники финансирования экономики
Процентное изменение соотношения кредитования экономики к соответствующему периоду предыдущего года характеризуется нижеследующем рисунке (см. рисунок 2).
Рисунок 2 В % к соответствующему периоду предыдущего года
Сравнительный анализ кредитования
субъектов малого бизнеса за период 2009
год, и первую половину 2010 года показывает,
что размеры кредитования растут из года
в год, при этом доля долгосрочных кредитов
составляет 72-75%. (см. рисунки 3,4).
Рисунок 3 Кредиты БВУ субъектам малого бизнеса за 2010 год, млн. тг
Рисунок 4 Кредиты банков второго уровня субъектам малого бизнеса за 2009 год
Анализ кредитования малого предпринимательства по отраслям экономики за 2009 год показывает, что 44% кредитов было выделено в серу торговой деятельности, 22% на строительство, 11% в сферу отрасли сельского хозяйства, по 10% в промышленность, другие отрасли, 0,3% на транспорт (см. рисунок 5)