Проблема инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Проблема инфляции занимает важное место в экономике, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами в литературе и в средствах массовой информации. Целью курсовой работы является раскрытие особенности антиинфляционной политики Казахстана. Задачами являются следующее: раскрытие понятия инфляции и ее причин; рассмотреть основные причины инфляционного роста цен
раскрыть типы экономической политики антиинфляционного регулирования; провести анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан; деятельность Национального банка Республики Казахстан в регулировании инфляции;

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Понятие и сущность инфляции и основные причины
Инфляция: причины, сущность, виды.............................................................4
Основные причины инфляционного роста цен..............................................6
Типы экономической политики антиинфляционного регулирования........7

2 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.1 Внутренние факторы развития инфляционных процессов в экономике Республики Казахстан................................................................................10
2.2 Деятельность национального банка Республики Казахстан в регулировании инфляции.....................................................................................17

3 Антиинфляционная политика в Казахстане
3.1 Антиинфляционная политика зарубежных стран и ее эффективность.....19
3.2 Особенности антиинфляционной политики Казахстана.............................21

Заключение...................................................................................... .................. 25
Список использованных источников..............................................................27

Работа состоит из  1 файл

Инфляция.docx

— 122.76 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 5 – Кредиты банков 2 уровня субъектам  малого бизнеса

 
Для исследования фактора наличия  излишних денег  в совокупной массе денежных средств (М3) проведен анализ динамики изменения  денежной массы и  роста расходов бюджета  за период с 2007 по первое полугодие 2010 года (см. таблицу №2).

 
Таблица 2 Динамика изменений денежной массы  и роста расходов бюджета

Млн тенг

 

2007 г

2008 г

2009 г 

M0 (наличные деньги в обращении) 

238730

379273

411813

M1

411320

677468

799401

M2

701251

1164463

1515962

M3 (денежная масса) 

969897

1634710

2065340

Расходы бюджета 

683813

907022

1537677


 

 

Сравнительный анализ агрегированных показателей денежной массы пока-зывает устойчивую тенденцию роста в  совокупном объеме денежной массы М3 доли М1, включающей в себя наличные деньги в обращении (М0) плюс переводимые  депозиты населения и небанковских юридических лиц в тенге, плюс переводимые депозиты населения и небанковских юридических лиц в иностранной валюте.

Масса денег в обращении  М0 имеет тенденцию к уменьшению, очевидно, в связи с переводом  населения на безналичные формы расчетов при покупках.

Денежно-кредитная политика за анализируемый период носила адаптивный характер, наблюдался бум банковского кредита, отчасти поддерживавшегося внешним банковским заимствованием. При этом темпы роста денежной массы оставались высокими и ставки интервенции оставались без изменений на протяжении большей части 2009 года. Банки финансировали свое кредитование отчасти благодаря резкому росту внешнего заимствования – внешние обязательства банков возросли до $15 млрд (27 % ВВП) к концу 2009 года с $7,7 млрд в конце 2008 года. 
Внешний долг коммерческого сектора превысил опасную черту в 70 % ВВП и возникла угроза понижения суверенных кредитных рейтингов страны, ограничение внешних заимствований банков приобрело не только антиинфляционный, но и общестратегический смысл. Тем более что банки Казахстана, привлекая под суверенный рейтинг республики значительные дешевые ресурсы, вкладывают их не только в Казахстане, но и в значительно менее стабильных экономиках, таких как Грузия и Украина. Банки можно понять: их активы растут в разы быстрее, чем экономика Казахстана – за 2009 год при росте ВВП порядка 9 % активы финансовой системы выросли более чем на 60 %.

 

Рисунок 7 – Динамика роста денежной массы, млн.тг

 

2.2 Деятельность национального  банка Республики Казахстан в  регулировании инфляции

Национальный банк Республики Казахстан  принимает меры по снижению размеров денежного предложения посредством  регулирования ликвидности банковской системы. Основными инструментами  регулирования доходности на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Нацбанке РК. Национальный банк Республики Казахстан  не будет ограничивать объем их привлечения, однако будет регулировать ставки по ним.

Национальный банк Республики Казахстан  с целью удержания инфляции в  заданном интервале будет принимать  меры по ужесточению денежно-кредитной  политики, в том числе:

- ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований;

- усиление контроля  за денежными агрегатами;

- увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

Кроме того, развитие новых инструментов фондового рынка позволит обеспечить связывание временно свободных денежных средств.

В 2007-2009 годах проведение умеренной  государственной политики в области  государственных расходов предусматривает  решение следующих основных задач:

- обеспечение темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих темпы роста ВВП;

- формирование и проведение дальнейшей фискальной политики, направленной на постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета;

- поэтапное достижение размера  гарантированного трансферта из  Национального фонда в бюджет, равного инвестиционному доходу  фонда. 
Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Казахстан и Национального банка Республики Казахстан будет направлена на:

- стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;

- стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;

- соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги;

- создание условий, обеспечивающих  развитие конкуренции на внутренних  рынках страны, в частности на  рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи;

-  соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета; 
-  обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики.

В целях стабилизации цен на рынках стратегически важных товаров, таких  как нефтепродукты, зерно, будет  введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.

Правительством Республики Казахстан  будут осуществляться мероприятия  по пресечению ценового сговора, выявлению  и пресечению недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка  своим доминирующим положением, а  также мероприятия по содействию в создании сети оптовых и розничных  рынков, развитию торговой инфраструктуры и конкурентной среды на товарных рынках.

Сохраняющееся высокое инфляционное давление вызывает необходимость продолжения  работы по ужесточению денежно-кредитной  политики, начатой в 2009 году.

Национальный банк Республики Казахстан  будет усиливать меры воздействия  по операциям денежно-кредитной  политики и способствовать дальнейшему  повышению регулирующей роли своих  основных ставок.

Для усиления регулирующих возможностей официальной ставки рефинансирования намечено продолжить практику ее ежеквартального  пересмотра. Политика Правительства  и Национального банка Республики Казахстан по недопущению «перегрева»  экономики и повышению ее конкурентоспособности  будет направлена на:

- определение оптимальных темпов добычи нефти и газа;

- усиление контроля за ростом денежных агрегатов, повышение эффективности воздействия на денежный рынок посредством изменения процентных ставок;

- усиление контроля за ростом внешнего заимствования банками второго уровня;

- проведение более сдержанной фискальной политики, не предполагающей превышение темпов номинального роста расходов государственного бюджета над темпами роста номинального валового внутреннего продукта.

Дальнейшая либерализация валютного  режима также будет способствовать снижению давления со стороны избытка  ликвидности путем создания условий  для более активной экспансии  казахстанского капитала на зарубежные рынки.

В целях своевременного принятия мер  по профилактике «перегрева» экономики  Национальный банк Республики Казахстан  будет отслеживать ситуацию по притоку  иностранной валюты в страну и  в случае необходимости рассмотрит возможность принятия совместно  с другими государственными органами мер по снижению возникающих рисков.

 

 

 

 

 

 

3 Антиинфляционная  политика зарубежных стран и Республики Казахстан Казахстан

 

3.1 Антиинфляционная политика зарубежных стран и ее эффективность

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение  ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной  способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы  производства, создавать условия  для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией  доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики  хозяйственного механизма.

В целом в развитых странах  темп инфляционного роста (после  периода военной специализации) удается удерживать в довольно узких  пределах.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию весьма сложно с  помощью одних лишь организационных  мер. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и  методов зависят от постановки правильного  диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения, связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы.

Инфляция может носить монетарный характер или преимущественно  структурный, ее источниками могут  быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).

Инфляция может стимулироваться  неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданное снятие ограничений  на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит  госбюджета, и монополизм поставщиков  и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих  природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших  условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными  условиями, противоречиями переходного  периода.

Результативность антиинфляционной политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо  при сбалансированном рынке, оказывается  бесполезным и даже вредным при  рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой.

Развивающиеся станы по экономическим  условиям и факторам инфляции можно  классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся  страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический  дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и  постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран  характерна гиперинфляция, вызванная  главным образом финансированием  бюджетного дефицита и связанной  с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное  обесценение денег в несколько  тысяч процентов в год.

Ко второй группе относятся  Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также  наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой  прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный  характер.  Отмечается высокий уровень  безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются  ограниченным экономическим равновесием  и значительными поступлениями  иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется  частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют  достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий  контроль за ростом цен. Экономика функционирует  в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного  эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К пятой группе относятся  бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру. Ситуация в  этих странах, включая и положение  с инфляцией, органично связана  с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов гиперинфляции  в этих странах, как и в странах  первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через  который проявляется большинство  денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в  Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более  ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Информация о работе Проблема инфляции