Проблемы стабилизации тенге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин. Как подчеркивал английский экономист Дж. Хикс, «денежная теория менее абстрактна, чем большинство других экономических теорий; она не может избежать связи с реальностью, которая часто утрачивается в других теориях»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ...................................................................................................................3
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И КОНВЕРТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ – ТЕНГЕ ...........................9
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ. ОПЫТ МВФ .................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................32

Работа состоит из  1 файл

Проблемы стабилизации тенге.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

    - параллельном существовании в рамках единой макросистемы различных форм хозяйствования (индивидуального предпринимательства, естественно-монопольного,   государственного,   корпоративного,   транснационального секторов);

    - взаимосвязи экономического и  социального критериев в развитии  общества;

     - преобладании социальных ориентиров  в стратегии экономического роста.  Кейнсианские рецепты выхода  из кризиса привели к принципиально  новым экономическим доминантам: вместо индивидуализированного производства -

    агрегированное, вместо знаменитого принципа невмешательства  в рыночную траекторию спроса и предложения - активное экономическое государственное регулирование, вместо преобладания предложения - актуализация теории и практики совокупного спроса.

    В связи с этим, возникают и новые, устойчивые инструменты, обеспечивающие эти доминанты. Это, прежде всего, система  кейнсианских финансовых механизмов: государственные расходы, налоги, элементы денежного спроса. Причем, действие этих инструментов подчинено логике государственной санации экономики. Поскольку выход из экономического кризиса предполагается через стимулирование совокупного спроса с помощью вышеперечисленных инструментов, поскольку экономическая система все более и более становилась смешанной: ведь первым шагом в расширении совокупного спроса было увеличение государственных расходов, т.е. упрочение собственно государственного сектора. Именно оно стимулировало расширение конкурентных начал в чисто рыночном секторе, а также способствовало      формированию      транснациональной      формы предпринимательской деятельности.

    В современных условиях опять доминируют экономические критерии в генезисе смешанной экономики. Критерием  ее развития выступает неоднородность различных сфер  бизнес  сектора с точки зрения технологической  иерархии,  масштабов  производства,  инновационной востребованности.

    Таким образом, смешанная экономика - это наиболее адекватный современному многофакторному социально-хозяйственному механизму тип экономической   организации,   который   способствует   открытости   и конкурентности национального хозяйства, автоматизации техноструктуры и мультипликации инноваций, социальной ориентации и экономической свободе. Стремление к созданию смешанного типа наиболее ярко выражено и в неустойчивой экономической среде, в частности, в переходных условиях от нерыночного к конкурентному хозяйству. Это вызвано следующими обстоятельствами:

    Во-первых,   необходимостью   реформирования   собственности,    и, соответственно, неизбежной экономической дифференциации общества, которая может привести к созданию базисных условий смешанного хозяйства;

    Во-вторых, необходимостью деполитизации экономических  отношений;

    В-третьих, необходимостью создания нового типа отношений "государство-экономика".

    Для создания принципиально иных, нежели в условиях государственного социализма отношений между государством и  социумом, необходимо выявить центральный  алгоритм экономических импульсов  в обществе. Им и является финансовый механизм, который связывает и унифицирует все социально-экономические эффекты. Поэтому анализ элементов финансового механизма, вариантов политики, их последствий является для нашей реформируемой экономики и теоретически и практически значимым и актуальным. Ведь гипертрофия государственного регулирования привела к диспропорциям и в финансовой среде, которые утяжеляют возможность функционирования гибкой финансово-кредитной системы.

    Так, особенностью налогообложения в  СССР являлось взимание всех видов  налогов (в их структуре преобладали косвенные) независимо от реализации товара. Это приводило к перераспределению средств государственного бюджета в соответствии с установленными приоритетами в хозяйственных потребностях. А это, в свою очередь, консервировало бюджетное финансирование и подрывало интерес предприятий к эффективному использованию ресурсов. И кредитно-денежная система в нашей бывшей общей стране была специфична:

    Во-первых, деньги играли преимущественную роль учетного средства, так как не было деления денежной массы на денежные агрегаты Ml, M2, МЗ из-за их неликвидности;

    Во-вторых, существовало жесткое регламентирование  движения денежных средств между  сферами хозяйства;

    В-третьих, из-за дефицита товаров и услуг  сформировался дисбаланс между  спросом и предложением, что привело  к созданию денежного навеса, т.е. перенасыщения экономики деньгами относительно номинала ВНП;

    В-четвертых, существовала неэффективная политика процентной ставки. Поэтому сейчас необходима ориентация всей финансовой системы на те экономические    регуляторы,    которые    свойственны    социально-ориентированному рыночному хозяйству, поскольку имеющиеся базовые регуляторы малоутешительны с позиции финансовой стабилизации. Каковы же контуры эффективного финансового режима в смешанной экономике? На какие же элементы необходимо обращать первостепенное внимание в транзитных условиях нашего хозяйства? Прежде всего, все многообразие финансовых инструментов, таких как налоги, совокупные расходы, государственные расходы, денежная масса, учетная ставка и т.д. используются в комбинации друг с другом в зависимости от варианта экономической политики. Причем, если эта политика, связана со сбоем в монетарной сфере (угроза инфляционных процессов), то упор делается на чисто денежный инструментарий; в случае необходимости достижения краткосрочного равновесия - доминируют немонетарные финансовые инструменты - государственные расходы, налоги. Поэтому опыт функционирования финансового инструментария в развитых странах свидетельствует о наличии множественного операционного материала финансового рынка и гибкости их маневрирования. При развитии инфляционного сценария, практика стабилизационных программ представляет следующие направления:

    • сокращение номинального предложения денег (денежной массы и денежной базы);
    • либерализация цен;
    • снижение скорости обращения денег;
    • увеличение реального объема производства.

    Наглядно  демонстрирует потенциальные пути устранения "лишних денег" известное  количественное уравнение обмена: M=PY. Проведение монетарной политики приводит к необходимости регулирования ставок процента -установлению реальных положительных ставок (рост номинальных ставок процента должен обгонять темп инфляции). Эта политика "дорогих денег" вызывает дефляционный эффект: уменьшается спрос на кредит и финансовые средства на счетах предприятий, следовательно, сокращается реальный выпуск, в конечном итоге - снижаются темпы инфляции. Политика "дорогих денег" - жесткая политика, ее следствием и платой за снижение инфляции является падение реальных объемов производства, банкротство и рост безработицы. Поэтому ее необходимо проводить очень избирательно и в то же время последовательно, пытаясь сократить длительность распространения негативных эффектов. Для достижения же бездефицитного бюджета используются немонетарные инструменты и в определенной векторной траектории: государственные расходы уменьшаются, а доходы государства стремятся к росту. Сокращение расходов - очень непопулярная мера, проводимая правительствами различных стран, так как это не что иное, как сокращение чьих-то доходов, субсидий регионам, социальных программ. Но эта процедура неизбежно встает перед каждой страной в определенные промежутки времени, что связано с реорганизацией производства, расширением госсектора до размеров неэффективного функционирования.

    Другой  процесс нормализации бюджета - повышение эффективности сбора налогов. В этой связи необходимо учитывать следующие особенности:

    • обесценение налоговых поступлений в государственный бюджет из-за высоких темпов инфляции (эффект Танзи-Оливера), потому необходимо в подобных условиях проведение индексации налогов;
    • налоговая система должна быть нейтральной, т.е. должен быть положен конец произвольному освобождению от уплаты налогов.

    Для этой же цели - нормализации бюджета используется и политика обменного курса валюты. При установлении валютного коридора и заранее объявленных темпов девальвации национальной денежной единицы, хозяйствующие субъекты могут в кратко и среднесрочном диапазоне прогнозировать объем реального производства и сделок, и, соответственно, свои доходы и объем налоговых изъятий. Эта же политика валютного курса способствует и снижению инфляционных ожиданий. Зафиксированный на определенном уровне валютный курс,  помогает преодолеть  неопределенность  и инфляционные ожидания, как импортеров, так и экспортеров. Таким образом, при реализации перехода к созданию смешанной экономики нужно учитывать ее особенности как общесистемного, так и практически экономического характера. В частности, в сфере функционирования финансовых механизмов можно выделить следующее:

    Во-первых, иерархию в использовании монетарных и немонетарных инструментов;

    Во-вторых, многовариантность финансовой экономической  политики в краткосрочном и долгосрочном периодах;

В-третьих, целевую направленность финансового  инструментария, ее антиинфляционную и бездефицитную ориентацию.

      Однако в настоящее время тенге  не является конвертируемой валютой,  он относится к ЧKB (частично конвертируемой валюта), т.е. имеются валютные ограничения при обмене тенге на инвалюты.

    В связи с последними введениями в  Казахстане фиксируется резкое падение тенге после введения плавающего курса (См. график 1).

Факторы, способствующие понижению курса  тенге:

  1. Низкий спрос на тенге.
  2. Отрицательное сальдо платежного баланса, которое за 1998 г. составило 1810 млн. долл.
  3. Дефицит госбюджета, который составил за 1998 г. 63,8%.
  4. Отсутствие доверия к нац.валюте, которое вызвано тяжелым экономическим кризисом, постоянным пассивным платежным балансом.

    Однако  Нацбанк проводит следующую политику, которая способствует повышению курса тенге:

1. Валютная интервенция. Однако интервенция имеет отрицательную сторону - может привести к истощению золотовалютных запасов.

2. Дефляционная политика, направленная на сжатие денежной массы. Для сокращения денежной массы Нацбанк РК пользуется инструментами денежно-кредитной политики. Так, недавно были увеличены резервные требования банков второго уровня с 5 до 10%.

 

Источник: IMF Conversion Table. - 1999. - 24 Apr.

    На 1 января 1997 года в РК предложение денег в обращении составило 138,6 млрд.тенге, т.е. объем денежной массы увеличился за год на 20,9 млрд. тенге или на 17,75%. В структуре денежной массы удельный вес наличных денег увеличился с 40,8% на 01.01.96 г. до 45,3% на 1 января 1997 г., а доля депозитов предприятий снизилась с 36,7% до 29,7%.

    В настоящее время Нацбанк упорно продолжает сокращать объем денежной массы, препятствуя накачке денег в экономику. Так, по состоянию на 1 декабря 1998 года объем денежной массы составил 76,8 млрд.тенге, сократившись с начала года на 33,5%. Денежная масса уменьшилась с начала года на 17,4%, составив на ту же дату 142,3 млрд.тенге. При этом количество наличных денег в обращении уменьшилось на 30%, достигнув 65,1 млрд.тенге. Кроме того, вопреки начальному российскому опыту, во второй половине 1998 года Нацбанк совместно с Минфином стал стимулировать интерес инвесторов к рынку ГЦБ - за год их доходность была поднята на 9,5%, а нот НБК – на 14,2%. В противном случае инвесторы могли бы покинуть рынок ГЦБ.

    Специалисты Нацбанка отмечают, что произошедшее сжатие денежной массы обусловлено снижением чистых внешних и чистых внутренних активов. Таким образом, Нацбанк решился на значительную эмиссию наличности - 36 млрд. тенге, вызванную погашением задолженностей по заработной плате, пенсиям и пособиям, а также увеличением покупок населением иностранной валюты.

    По  независимым оценкам международных  организаций на поддержку курса  тенге в 1998 г. было потрачено более 600 млн.долл. США. Учитывая общий размер казахстанских валютных запасов, это довольно внушительная сумма для нашей республики.

    Трудности введения обратимости тенге определяется особенностями экономического развития страны (переходная экономика). Предпосылки введения конвертируемости тенге:

    1. Стабилизация и оздоровление финансового положения страны, насыщение товарами ее внутреннего рынка и прежде всего отечественными.

      2. Проведение реформы ценообразования и приближение внутренних оптовых цен на важнейшие товары к мировым.

      3. Это обеспечить внутреннюю обратимость тенге, т.е. восстановить все его денежные функции внутри страны.

      4. Создание конкурентоспособной базы экспорта, необходимой для поддержания платежного баланса страны стабильного курса тенге

    Достижение  и поддержание страной конвертируемости своей валюты - это сложная экономическая  проблема, связанная с глубокими  качественными изменениями как во внутренней экономике, так и в ее экономических отношениях с внешним миром. Как свидетельствует мировая практика, не всякая страна, даже с рыночной экономикой, может позволить себе введение конвертируемости собственной валюты. Поэтому введение режима конвертируемой валюты требует серьезной подготовки и созданию необходимых экономических условий и предпосылок.

    Характеризуя  денежную систему Республики Казахстан  в целом, можно отметить следующие  признаки:

1. Денежная система не основана на деньгах, выступает в качестве денежного товара, могут выпускаться памятные монеты, изготовленные из серебряных, золотых и платиновых сплавов.

2. Единственным эмитентом денег является государство, в лице Национального Банка, который является единственным эмиссионным центром.

Информация о работе Проблемы стабилизации тенге