Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа
Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин. Как подчеркивал английский экономист Дж. Хикс, «денежная теория менее абстрактна, чем большинство других экономических теорий; она не может избежать связи с реальностью, которая часто утрачивается в других теориях»
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ...................................................................................................................3
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И КОНВЕРТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ – ТЕНГЕ ...........................9
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ. ОПЫТ МВФ .................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................32
- параллельном существовании в рамках единой макросистемы различных форм хозяйствования (индивидуального предпринимательства, естественно-монопольного, государственного, корпоративного, транснационального секторов);
-
взаимосвязи экономического и
социального критериев в
- преобладании социальных
агрегированное, вместо знаменитого принципа невмешательства в рыночную траекторию спроса и предложения - активное экономическое государственное регулирование, вместо преобладания предложения - актуализация теории и практики совокупного спроса.
В связи с этим, возникают и новые, устойчивые инструменты, обеспечивающие эти доминанты. Это, прежде всего, система кейнсианских финансовых механизмов: государственные расходы, налоги, элементы денежного спроса. Причем, действие этих инструментов подчинено логике государственной санации экономики. Поскольку выход из экономического кризиса предполагается через стимулирование совокупного спроса с помощью вышеперечисленных инструментов, поскольку экономическая система все более и более становилась смешанной: ведь первым шагом в расширении совокупного спроса было увеличение государственных расходов, т.е. упрочение собственно государственного сектора. Именно оно стимулировало расширение конкурентных начал в чисто рыночном секторе, а также способствовало формированию транснациональной формы предпринимательской деятельности.
В современных условиях опять доминируют экономические критерии в генезисе смешанной экономики. Критерием ее развития выступает неоднородность различных сфер бизнес сектора с точки зрения технологической иерархии, масштабов производства, инновационной востребованности.
Таким образом, смешанная экономика - это наиболее адекватный современному многофакторному социально-хозяйственному механизму тип экономической организации, который способствует открытости и конкурентности национального хозяйства, автоматизации техноструктуры и мультипликации инноваций, социальной ориентации и экономической свободе. Стремление к созданию смешанного типа наиболее ярко выражено и в неустойчивой экономической среде, в частности, в переходных условиях от нерыночного к конкурентному хозяйству. Это вызвано следующими обстоятельствами:
Во-первых, необходимостью реформирования собственности, и, соответственно, неизбежной экономической дифференциации общества, которая может привести к созданию базисных условий смешанного хозяйства;
Во-вторых, необходимостью деполитизации экономических отношений;
В-третьих, необходимостью создания нового типа отношений "государство-экономика".
Для создания принципиально иных, нежели в условиях государственного социализма отношений между государством и социумом, необходимо выявить центральный алгоритм экономических импульсов в обществе. Им и является финансовый механизм, который связывает и унифицирует все социально-экономические эффекты. Поэтому анализ элементов финансового механизма, вариантов политики, их последствий является для нашей реформируемой экономики и теоретически и практически значимым и актуальным. Ведь гипертрофия государственного регулирования привела к диспропорциям и в финансовой среде, которые утяжеляют возможность функционирования гибкой финансово-кредитной системы.
Так, особенностью налогообложения в СССР являлось взимание всех видов налогов (в их структуре преобладали косвенные) независимо от реализации товара. Это приводило к перераспределению средств государственного бюджета в соответствии с установленными приоритетами в хозяйственных потребностях. А это, в свою очередь, консервировало бюджетное финансирование и подрывало интерес предприятий к эффективному использованию ресурсов. И кредитно-денежная система в нашей бывшей общей стране была специфична:
Во-первых, деньги играли преимущественную роль учетного средства, так как не было деления денежной массы на денежные агрегаты Ml, M2, МЗ из-за их неликвидности;
Во-вторых, существовало жесткое регламентирование движения денежных средств между сферами хозяйства;
В-третьих, из-за дефицита товаров и услуг сформировался дисбаланс между спросом и предложением, что привело к созданию денежного навеса, т.е. перенасыщения экономики деньгами относительно номинала ВНП;
В-четвертых, существовала неэффективная политика процентной ставки. Поэтому сейчас необходима ориентация всей финансовой системы на те экономические регуляторы, которые свойственны социально-ориентированному рыночному хозяйству, поскольку имеющиеся базовые регуляторы малоутешительны с позиции финансовой стабилизации. Каковы же контуры эффективного финансового режима в смешанной экономике? На какие же элементы необходимо обращать первостепенное внимание в транзитных условиях нашего хозяйства? Прежде всего, все многообразие финансовых инструментов, таких как налоги, совокупные расходы, государственные расходы, денежная масса, учетная ставка и т.д. используются в комбинации друг с другом в зависимости от варианта экономической политики. Причем, если эта политика, связана со сбоем в монетарной сфере (угроза инфляционных процессов), то упор делается на чисто денежный инструментарий; в случае необходимости достижения краткосрочного равновесия - доминируют немонетарные финансовые инструменты - государственные расходы, налоги. Поэтому опыт функционирования финансового инструментария в развитых странах свидетельствует о наличии множественного операционного материала финансового рынка и гибкости их маневрирования. При развитии инфляционного сценария, практика стабилизационных программ представляет следующие направления:
Наглядно
демонстрирует потенциальные
Другой процесс нормализации бюджета - повышение эффективности сбора налогов. В этой связи необходимо учитывать следующие особенности:
Для этой же цели - нормализации бюджета используется и политика обменного курса валюты. При установлении валютного коридора и заранее объявленных темпов девальвации национальной денежной единицы, хозяйствующие субъекты могут в кратко и среднесрочном диапазоне прогнозировать объем реального производства и сделок, и, соответственно, свои доходы и объем налоговых изъятий. Эта же политика валютного курса способствует и снижению инфляционных ожиданий. Зафиксированный на определенном уровне валютный курс, помогает преодолеть неопределенность и инфляционные ожидания, как импортеров, так и экспортеров. Таким образом, при реализации перехода к созданию смешанной экономики нужно учитывать ее особенности как общесистемного, так и практически экономического характера. В частности, в сфере функционирования финансовых механизмов можно выделить следующее:
Во-первых, иерархию в использовании монетарных и немонетарных инструментов;
Во-вторых, многовариантность финансовой экономической политики в краткосрочном и долгосрочном периодах;
В-третьих, целевую направленность финансового инструментария, ее антиинфляционную и бездефицитную ориентацию.
Однако в настоящее время
В связи с последними введениями в Казахстане фиксируется резкое падение тенге после введения плавающего курса (См. график 1).
Факторы, способствующие понижению курса тенге:
Однако Нацбанк проводит следующую политику, которая способствует повышению курса тенге:
1. Валютная интервенция. Однако интервенция имеет отрицательную сторону - может привести к истощению золотовалютных запасов.
2. Дефляционная политика, направленная на сжатие денежной массы. Для сокращения денежной массы Нацбанк РК пользуется инструментами денежно-кредитной политики. Так, недавно были увеличены резервные требования банков второго уровня с 5 до 10%.
Источник: IMF Conversion Table. - 1999. - 24 Apr.
На 1 января 1997 года в РК предложение денег в обращении составило 138,6 млрд.тенге, т.е. объем денежной массы увеличился за год на 20,9 млрд. тенге или на 17,75%. В структуре денежной массы удельный вес наличных денег увеличился с 40,8% на 01.01.96 г. до 45,3% на 1 января 1997 г., а доля депозитов предприятий снизилась с 36,7% до 29,7%.
В настоящее время Нацбанк упорно продолжает сокращать объем денежной массы, препятствуя накачке денег в экономику. Так, по состоянию на 1 декабря 1998 года объем денежной массы составил 76,8 млрд.тенге, сократившись с начала года на 33,5%. Денежная масса уменьшилась с начала года на 17,4%, составив на ту же дату 142,3 млрд.тенге. При этом количество наличных денег в обращении уменьшилось на 30%, достигнув 65,1 млрд.тенге. Кроме того, вопреки начальному российскому опыту, во второй половине 1998 года Нацбанк совместно с Минфином стал стимулировать интерес инвесторов к рынку ГЦБ - за год их доходность была поднята на 9,5%, а нот НБК – на 14,2%. В противном случае инвесторы могли бы покинуть рынок ГЦБ.
Специалисты Нацбанка отмечают, что произошедшее сжатие денежной массы обусловлено снижением чистых внешних и чистых внутренних активов. Таким образом, Нацбанк решился на значительную эмиссию наличности - 36 млрд. тенге, вызванную погашением задолженностей по заработной плате, пенсиям и пособиям, а также увеличением покупок населением иностранной валюты.
По
независимым оценкам
Трудности введения обратимости тенге определяется особенностями экономического развития страны (переходная экономика). Предпосылки введения конвертируемости тенге:
1. Стабилизация и оздоровление финансового положения страны, насыщение товарами ее внутреннего рынка и прежде всего отечественными.
2. Проведение реформы ценообразования и приближение внутренних оптовых цен на важнейшие товары к мировым.
3. Это обеспечить внутреннюю обратимость тенге, т.е. восстановить все его денежные функции внутри страны.
4. Создание конкурентоспособной базы экспорта, необходимой для поддержания платежного баланса страны стабильного курса тенге
Достижение
и поддержание страной
Характеризуя денежную систему Республики Казахстан в целом, можно отметить следующие признаки:
1. Денежная система не основана на деньгах, выступает в качестве денежного товара, могут выпускаться памятные монеты, изготовленные из серебряных, золотых и платиновых сплавов.
2. Единственным эмитентом денег является государство, в лице Национального Банка, который является единственным эмиссионным центром.