Проблемы стабилизации тенге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отношений. Своей практической ориентированностью, теснейшей связью с наиболее насущными текущими потребностями хозяйства денежная теория выделяется среди других политэкономических дисциплин. Как подчеркивал английский экономист Дж. Хикс, «денежная теория менее абстрактна, чем большинство других экономических теорий; она не может избежать связи с реальностью, которая часто утрачивается в других теориях»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ...................................................................................................................3
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И КОНВЕРТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ – ТЕНГЕ ...........................9
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ. ОПЫТ МВФ .................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................32

Работа состоит из  1 файл

Проблемы стабилизации тенге.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Для этого необходимо пересмотреть превалирующее  в общественном мнении представление  о роли государства в создании условий для экономического роста и преодоления экономического кризиса, достижения макроэкономической стабилизации и макроэкономического равновесия путем проведения рациональной денежно-кредитной, налоговой и бюджетной политики. Здесь уместен опыт ряда стран, которые реализовали в процессе своего реформирования стратегию опережающего развития - ФРГ, Японии, Южной Кореи и ряда других. Многие экономисты отмечают, что в этих странах в реформировании экономики активную роль играло государство.

      При этом "...ни в коем случае не допускалось, чтобы достижение абстрактных монетаристских целей приводило к разрушению производственного аппарата".

      В соответствии с этим макроэкономическая политика стран с переходной экономикой должна быть направлена не столько  на безусловное подавление инфляции и достижение бездефицитного бюджета, что представляется нам задачей более отдаленного периода, сколько на правильное сочетание целей социально-экономического  развития  страны,   выделение   обеспечения экономического роста как главной цели экономической политики переходного периода. В этой связи Я. Корнай подчеркивает, что "... различие касается последовательности целей экономической политики .

      Из  монетарных методов регулирования  экономики в основном используется ограничение денежной массы. Результаты известмы: дефицит денежной массы, использование в экономическом обороте бартерных, клиринговых сделок, иностранной валюты, повсеместные неплатежи, высокие процентные ставки и т. д. Для того чтобы решить платежный кризис и обеспечить переход к экономическому росту без возобновления инфляции, необходимо использовать всё методы регулирования денежно-кредитной сферы - как монетарные, так и немонетарные.

      Немонетарные  методы регулирования денежно-кредитной политики хорошо известны. Это:

    • налоговое стимулирование роста экономической активности, инвестиций и эффективности производства;
    • судебная административная защита прав акционеров, кредиторов и вкладчиков, обеспечивающая возвратность кредитов;
    • защита внутреннего, рынка от монополий;
    • стимулирование экспорта в целях укрепления платежного баланса и обменного курса, повышения масштаба и эффективности отечественного производства;
    • развитие инфраструктуры, образования, науки и техники.

     Монетарные  методы можно условно разделить на методы, связанные с регулированием, во-первых, количества денег в обращении, во-вторых, ссудных рынков.

     Что касается первого аспекта, то необходимо вспомнить уравнение количественной теории денег, согласно которому спрос  на деньги равен их предложению. В  компонентах спроса сидят неплатежи, бартер, клиринг. В компонентах предложения находятся различные денежные суррогаты. И те и другие замещают "законные" деньги. Поэтому замещение суррогатов национальной валютой -тенге - не приведет к избытку денежной массы. Вопрос состоит в том, как будет использоваться прирост денежной массы.

     В первую очередь, государством должны быть погашены обязательства по выполненным, но неоплаченным государственным заказам, по зарплате в бюджетной сфере  и пенсиям. Во-вторых, необходимо установить контроль за прохождением бюджетных средств.

     Что касается регулирований ссудных  рынков, то здесь следует исходить из того, что необходимо усилить  надзор со стороны НБК по осуществлению  процентной политики банками второго  уровня -и таким образом ликвидировать существующий разрыв между финансовым и реальным секторами экономики.

Предприятиям  нужно дать возможность привлекать кредиты коммерческих банков для  пополнения оборотных средств и  финансирования инвестиционных программ на приемлемых для них условиях. Необходимо усилить надзор со стороны НБК по осуществлению процентной политики банками второго уровня - и таким образом снизить реальные процентные ставки, причем величина процентной ставки должна быть меньше уровня нормальной рентабельности предприятий.

     Нужны меры по повышению ликвидности коммерческих банков, для того, чтобы они имели возможность направлять средства в реальную экономику. Сегодня коммерческие банки в значительной степени связаны с фиктивным капиталом, с государственными ценными бумагами. Национальный банк должен снизить реальную ставку рефинансирования и проводить операции на рынке ценных бумаг с целью увеличения ликвидных ресурсов банков, а не для перетягивания средств из кредитной системы в пользу государственного бюджета.

     Вместе  с тем государство должно регулировать не только предложение кредитных ресурсов, но и спрос на них, иначе невозможно будет добиться снижения процентных ставок. До настоящего времени государство регулировало в основном предложение кредитных ресурсов, проводя рестриктивную денежно-кредитную политику. Что касается регулирования спроса, на кредитные ресурсы, то оно фактически не осуществлялось, что не позволяло обеспечить их эффективное использование. Между тем в развитых рыночных экономиках широко используются системы монетарных и немонетарных рычагов ограничения спроса на" кредитные ресурсы. К немонетарным   относятся процедуры   банкротства,   принудительного исполнения обязательств и уголовного преследования за растрату чужих Средств, умышленное банкротство и иные финансовые преступления с заемными средствами. Монетарные же включают дифференцирование нормативов страховых отчислений при предоставлении кредитов заемщикам разной категории платежеспособности.

     Очевидно, в наших условиях необходимо использовать эти инструменты, иначе нельзя будет добиться снижения реальных процентных ставок без усиления инфляции.

     По  мнению некоторых отечественных  экономистов, выход из этой тупиковой  экономической ситуации, в которой  находится Казахстан, как и другие постсоветские республики, заключается в том, что нужно отказаться от макроэкономической политики, диктуемой МВФ и другими международными финансовыми институтами, и перейти к новой, которая будет стимулировать экономический рост немонетарными методами.

     Важную  роль в разработке продуманной стратегии должны сыграть квалифицированные специалисты, ученые -экономисты и практики. В Республике не первый год ведет научные исследования в этой области Институт Экономических Исследований РК.

     В настоящее время наметились определенные положительные сдвиги в этой области, готовится проект новой концепции экономической политики РК, в котором заложены долгосрочные меры экономического развития. В подготовке проекта широко используются материалы, предоставленные Институтом Экономических Исследований РК. Однако в любом случае, зависимость от международного кредитования, в первую очередь, МВФ, вынуждает Казахстан прислушиваться к рекомендациям МВФ. Этой осенью Казахстан, рассчитывающий на $375 млн финансовой помощи МВФ в этом году, оказался на грани дефолта. И все из-за того, что допустил продажу военных самолетов Северной Корее. МВФ по следам истории с МиГами ужесточил свои требования к казахстанскому бюджету на 2000 год. Сегодня, как считает правительство, достаточно утвердить макроэкономические показатели на следующий год в таком виде, как того требует МВФ, и кредит будет получен.

     Основная  борьба за бюджет развернулась на совместном заседании палат парламента, на котором  Премьер БАЛГИМБАЕВ пытался убедить  депутатов пойти на одобрение  бюджета: "Только в этом году мы должны Т72 млрд выплатить по долгам, которые занимало не наше правительство, а дефолта допускать нельзя". Правительству сегодня не хватает до выполнения бюджета ровно столько, сколько ему обещали занять. "Начиная с 2000 года и до 2002 года мы без программы МВФ не обойдемся, даже закладывая на следующий год 3% дефицита бюджета, на 2001 год - 2,2% и на 2002 год - 2,1%, мы все равно должны работать по программе МВФ; мы зависим от нее", - горячо доказывал глава правительства. В итоге бюджет был принят, кредиты получены.

 
 
 
Заключение.

    Как известно, программа действий до 2002 года была впервые озвучена Премьером Токаевым в парламенте 12 ноября 1999 года. В ней правительство обязалось обеспечить ежегодный рост ВВП в реальном выражении на 3-4%, снизить уровень инфляции в годовом исчислении до 4% в 2002 году, последовательно снижать дефицит республиканского бюджета с 3% от ВВП в 2000 году до 1,2% в 2002 году. В программе дополнительно учтен меморандум об экономической политике правительства и Национального банка на период до 31 декабря 2002 года, а также все поручения, высказанные главой государства 10 ноября текущего года на церемонии принесения присяги вновь назначенными членами правительства. На заседании были отмечены ключевые отличительные моменты настоящего проекта программы от предыдущего. В денежно-кредитной сфере предполагаются: поддержка политики эффективного обменного курса тенге;

    регулирование официальных ставок и ставок рефинансирования банков второго уровня; создание условий  для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики, укрепления доверия к банкам со стороны населения; увеличение сбережений населения через внедрение механизма коллективного страхования депозитов. В области бюджетной политики - увеличение периода бюджетного планирования до 5 лет с внедрением бюджетного программирования. Планируются также бюджетная децентрализация и постепенный переход к среднесрочным стабильным фискальным нормативам во взаимоотношениях между центром и регионами; проведение мер по обеспечению управления процессом  заимствований  местными  исполнительными  органами  с использованием инструментов лимитирования. В области налоговой политики -придание налогу с юридических лиц более стимулирующего характера по отношению к бизнесу; усиление справедливости и равенства при взимании подоходного налога с физических лиц; увеличение поступлений от подакцизной продукции; разработка строгой амортизационной политики. В области инвестиционной политики - приоритетное инвестирование в разработку новых и передовых технологий; обеспечение функционирования рынка ценных бумаг как эффективного механизма мобилизации и перераспределения внутренних сбережений и средств потенциальных иностранных  инвесторов.  В  области  внешнеторговой  политики осуществление развития финансовой, транспортной и информационной инфраструктур внешней торговли; формирование механизмов кредитования и страхования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; разработка процедур по предотвращению поступления на рынок Казахстана импорта, наносящего ущерб казахстанскому товаропроизводителю. В области поддержки реального сектора экономики - решение вопросов неплатежей за счет использования клиринга и вексельного обращения, организации рынка долговых обязательств; упрощение процедур банкротств и перепрофилирования деятельности бесперспективных предприятий. Программа была утверждена правительством с учетом прозвучавших замечаний. Говоря  об  анализе  текущего  социально-экономического  положения республики, министр экономики Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ отметил, что в стране сложились "объективные предпосылки для экономического роста и улучшения жизни населения". По итогам 9 месяцев, согласно официальным данным, впервые за последние два года получен положительный темп экономического роста на 0,3%. "Если посмотреть отдельно показатели третьего квартала этого года и сравнить их с аналогичным периодом прошлого года, то рост составит 5,3%",- заявил г-н Кулекеев. При сохранении сложившихся тенденций к концу года Министерство экономики ожидает рост ВВП не менее 1%. Инфляция, по прогнозам Минэкономики, к концу года не должна превысить 17%. С начала года инвестиции увеличились более чем на 11% и составили почти Т200 млрд. Конец года отмечается небольшим экономическим ростом, фиксируемым впервые после российского кризиса. Правительство прогнозирует также рост и в первом квартале будущего года, правда, довольно широко расставляя рамки -от 2 до 5%. Экономическая ситуация в Казахстане напоминает посткризисную российскую с очень существенными поправками - более чем полугодовым лагом в девальвации национальных валют, значительно меньшей глубиной девальвации по сравнению с российской трехкратной, сохранениием в целости и невредимости казахстанского банковского сектора и отсутствием дефолтов по обязательствам государства. При этом не подлежит сомнению, что обе страны имеют общие главные предпосылки начавшегося роста - девальвационный эффект и рост мировых цен на нефть, а также сохраняющуюся в целом хорошую конъюнктуру на сырьевой экспорт. В Казахстане пока также нельзя говорить об улучшении ситуации с бюджетом в такой же степени, как у северного соседа, впервые за многие годы перевыполнившего план бюджетных доходов.

    Пожалуй, единственным явным изменением в  экономической политике Кабинета Токаева  по сравнению с предшественниками  стало увеличение уровня монетизации экономики до 10% и прогнозируемое дальнейшее увеличение в будущем году. Правительство также активно сокращает долги перед пенсионерами и бюджетниками. При этом министр экономики и председатель Нацбанка разошлись в оценке инфляции, возможной в будущем году. Г-н Кулекеев говорит о 16-17%, г-н Марченко - о 10%. Впрочем, может быть, это является техническим несовпадением, а не объясняется действительной разностью в подходах. В любом случае прогнозируемый уровень инфляции выглядит достаточно низким, правительство, возможно, заинтересовано в чуть более высокой инфляции, чтобы гарантировать выполнение бюджетных доходов. Ключевым фактором для экономических перспектив следующего года также, вероятно, станет способность правительства произвести необходимые изменения в налоговом законодательстве и избежать крупных конфликтов с инвесторами      и      ухудшения      инвестиционного      климата.

 

Основные  выводы:

Факторы, способствующие понижению курса  тенге:

  1. Низкий спрос на тенге.
  2. Отрицательное сальдо платежного баланса, которое за 1998 г. составило 1810 млн. долл.
  3. Дефицит госбюджета, который составил за 1998 г. 63,8%.
  4. Отсутствие доверия к нац.валюте, которое вызвано тяжелым экономическим кризисом, постоянным пассивным платежным балансом.
 

    Основные методы регулирования денежного обращения:

  1. установление нормативных актов порядка и правил производства денежных операций
  2. регулирование посредством издания индивидуальною правового акта конкретной денежной операции
  3. определение порядка совершения денежной операции соглашением (договором субъектов денежного обязательства)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Панорама», 1999-2000
  2. А.В. Аникин, "Золото: международный экономический аспект.М., 1988
  3. В. В. Усов Деньги. Денежное обращение. М., 1999
  4. Закон «О денежной системе РК»
  5. И.Берентаев С., Асылханова. Стабилизирующие условия для оздоровления экономики. АльПари, 1999, №4
  6. Конституция РК
  7. Курс экономической теории / Под ред. Чепуриной М. Н., Киселевой Е.А., Киров,1995.
  8. М.К.Букина "Деньги, банки, валюта". ( популярный очерк).
  9. Муканов Е. Некоторые аспекты экономических проблем Казахстана и их решение. //Известия АН РК, 1999, №5, с. 62 - 70
  10. Нахманович Г.А. СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1999, № 2.
  11. Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е. Жукова. М., 1995.
  12. Общая экономическая теория. - М., 1995.
  13. П. Елемисова А. Мировой опыт рынка и становления рыночной системы хозяйствования в Республике Казахстан. - Алматы, 1998.
  14. Рузавина Т. Основы экономической теории. М.,1996
  15. Экономика /под ред. Булатова - М,1995
  16. Экономика Казахстана на фоне азиатского кризиса и девальвации рубля. Л. Хоффманн, П. Бофингер, А. Штайнхерр, Г. Флассбек, DJW (Немецкий институт экономических исследований, г. Берлин). Аль Пари, 1998, №4 (Октябрь-декабрь)

Информация о работе Проблемы стабилизации тенге