Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:33, курсовая работа
Давно не является новостью, что расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Их эволюция от простой, примитивной формы (наличной) к более совершенной (безналичной) прошла многовековой путь.
Безналичная форма расчетов более выгодна, чем наличная форма, но для ее внедрения необходим определенный уровень развития техники, образования, культуры и многое другое. Когда последовало бурное развитие Интернета в 90-х годах прошлого века, это заставило переосмыслить саму сущность денег, их форму и назначение.
Введение……………………………………………………………………………….….….…3
Глава 1. Электронные платежные системы: теоретические аспекты…………..….…4
1.1. Понятие «электронные платежные системы»………………………………….…..…..4
1.2. Виды электронных платежных систем……………………………………..….…..…..11
1.3. Основные электронные платежные операции……………………………………..….13
Глава 2. Характеристика электронных платежных систем в России……..………….15
2.1. Состояние электронных платежных систем в России………………………...…….…15
2.2. Особенности развития рынка электронных платежных систем в России……………19
Глава 3. Перспективы развития электронных платежных систем……………..…..…23
Заключение ………………………………………………
«Евросеть», в отличие от вышеперечисленных игроков, имеет довольно обширный круг деятельности. Компания продаёт сотовые телефоны, контракты, портативную фото- и аудиотехнику и др. «Евросети» на конец зимы 2008 года принадлежало 5145 салонов сотовой связи в городах России, СНГ. В салонах компании можно оплатить сотовую связь, доступ в интернет, платное телевидение. Также, с целью диверсификации продаж, в ряде салонов компании реализуются страховые полисы и авиабилеты. Однако ОАО «Мобильные Теле Системы», крупнейший оператор сотовой связи в России и странах СНГ, в апреле 2009 года расторг договор о приеме платежей за услуги связи МТС в салонах ритейлера в связи с неисполнением компанией «Евросеть» условий договора о перечислении принятых от абонентов платежей на расчетный счет МТС (источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/
По данным НАУЭТ (Национальной ассоциации участников электронной торговли) в 2008 году рынок моментальных электронных платежей продолжал активно развиваться. Его общий объем достиг в 2008 году 536 миллиардов рублей. Это на 36% больше показателя 2007 года, который составил около 395 миллиардов рублей. В 2009 году, по оценкам НАУЭТ, оборот рынка должен превысить 630 миллиардов рублей. В настоящее время точки приема платежей есть в каждом городе России с населением более 5 000 человек. (источник: http://strijoff.blog.ru).
Главным образом увеличение оборота моментальных платежей связано с расширением возможностей системы, а именно увеличения спектра услуг и платежей. В связи с этим в 2008 году был отмечен рост доли «несотовых» платежей, так, например, доля платежей Интернет-провайдеров в 2008 г. выросла до 3,9% по сравнению с 1,8% в 2007 г. Также увеличилось число точек приема платежей (включая платежные терминалы) по сравнению с предыдущим годом на 50 тысяч и составило 350 тысяч, охватив практически все населенные пункты России.
Несмотря на влияние финансового кризиса, в 2009 году был рост рынка электронных платежей в России. Аналитики считают, что эту отрасль кризис практически не затронет, в связи с тем, что мобильная связь, Интернет и другие услуги плотно проникли в жизнь россиян и отказаться от них мало кто сможет.
Инвестиции также оказались оправданными, особенно для малого бизнеса, т.к. несмотря на уже большое количество установленных платежных терминалов в проходных местах (гипермаркетах, магазинах, рынках, метрополитенах и т.д.), существует множество мест, где заплатить за различные услуги негде. Особенно часто эта проблема встречается в небольших городах, которые не являются областными и районными центрами. Здесь рядом с терминалами могут выстраиваться целые очереди. Следовательно, спрос на платежные терминалы до сих пор сохраняется.
2.2. Особенности развития рынка электронных платежных систем в России
Российский рынок электронных платежей быстро развивается. Позволительно более того утверждать, что он является одним из наиболее динамичных и привлекательных в России по темпам развития. Спрос на услуги электронных платежных систем растет быстрыми темпами. Динамике роста российского рынка электронных платежных систем можно только позавидовать. По оценкам CNews Analytics, оборот только 5 крупнейших его игроков, контролирующих около 85% объема рынка, увеличился за 2007 год на 100 -130% и составил более 16 млрд. долл. Следует вспомнить, что данный показатель в 2006 году соответствовал 7,7 млрд. долл. В настоящий момент наиболее ярко в России представлено пять платежных систем – "Киберплат", ОСМП, WebMoney, e-port, "Элекснет". Если в 2006 году можно было говорить о безусловном лидере рынка – "Киберплат" (в 2006 г – 34,3%), то сейчас ситуация изменилась. ОСМП уже в прошлом году демонстрировала уверенный рост, а в 2007 году практически догнала по обороту своего конкурента. Тем не менее, в 2009 году на "Киберплат" пришлось 29,5% совокупного оборота 5 крупнейших электронных платежных систем России, с небольшим отрывом на втором месте ОСМП (29,3%), на третьем – WebMoney (20,8%), следом идет e-port с 14,3%, а заканчивает пятерку лидеров "Элекснет" с 6,1%. Еще один важный качественный показатель – это количество точек приема платежей. По данным CNews Analytics, по трем крупнейшим электронным платежным системам России это значение превысило 250 тыс.: "Киберплат" – 100 тыс., ОСПМ – 100 тыс., e-port – 51 тыс. Аналитики подчеркнули, что данные довольно условны, поскольку бизнес-модели электронной платежной системы различны и их нельзя сравнивать напрямую. По мнению CNews Analytics, такую положительную динамику развития электронных платежных систем в России обеспечивают ряд факторов:
Во-первых, это рост доходов населения и увеличение числа пользователей сотовой связи. Действительно, оплата услуг мобильной связи по-прежнему является основной статьей доходов компаний на данном рынке;
Во-вторых, аналитики связывают перспективы дальнейшего роста с введением новых сервисов и увеличением спектра предоставляемых услуг - возможность оплаты фиксированной телефонии, а также услуг ЖКХ; рост числа интернет-платежей (онлайн-казино, мобильный контент, подарки, книги и т.д.);
В-третьих, это удобство и скорость оплаты, а также возможность осуществления микроплатежей.
Однако, несмотря на значительный рост и предпосылки к дальнейшему динамичному развитию, аналитики отмечают ряд неоспоримых факторов, которые могут не только сдерживать рост отрасли, но также привести к коллапсу. Игроки считают, что отсутствие четких правовых схем работы электронных платежных систем сдерживает дальнейший рост, а еще большее ужесточение законодательства может привести к коллапсу в этом сегменте. Если же говорить об электронных денежных переводах в интернет-пространстве, то здесь ситуация еще более неоднозначная. Не одна электронная платежная система не является кредитной организацией и не должна предоставлять отчетность в контролирующие органы. Все участники рынка делают упор на то, что их компании не являются кредитными. Участники предоставляют отчет только в случае официального запроса Центрального Банка России. Причем не важно, пришел ли этот запрос на их адрес, или к их дилеру. В любом случае, подготавливается отчет по тем или иным транзакциям системы в контролирующие органы. Без запроса участники не обязаны отчитываться, поскольку не являются кредитной организацией. Финансовые потоки и вовсе нельзя назвать денежными в их системе обращаются не деньги, а "электронная валюта". Но тут стоит отметить, что понятия "электронная валюта" в российском законодательстве не существует. По сути, если владельцев платежных терминалов хоть как-то стали контролировать государственные органы и их финансовые потоки стали более прозрачными для блюстителей закона, то электронная валюта в сети так и остается в тени. Развитие электронных платежных систем связано с рядом проблем, тормозящие их развитие. К примеру, первостепенное значение имеет вопрос законодательной легализации деятельности операторов, уже достаточно давно принимающих платежи от физических лиц за услуги связи. На текущий момент – это серьезный бизнес, существенно упрощающий жизнь абонентов. Основная сложность – фактически монопольное положение Сбербанка на рынке приема коммунальных платежей. Особенно в регионах люди вынуждены тратить большое количество времени, чтобы добраться до отделения банка, отстоять в очереди и заплатить за квартиру. Принятая поправка к закону «О банках и банковской деятельности» позволит привлекать к приему коммунальных платежей ритейловые сети. Это позволит в кратчайшие сроки значительно сократить, если не ликвидировать вовсе, очереди на оплату услуг ЖКХ и электроэнергии за счет увеличения пунктов приема платежей на десятки тысяч точек. Если 10 млн. плательщиков ежемесячно будут экономить 30 минут за счет удобной и быстрой оплаты коммунальных услуг наша страна получит 50 млн. дополнительных часов рабочего времени, что будет стимулировать увеличение ее ВВП. Сэкономленное время люди смогут потратить на отдых или производительный труд. А пунктами приема платежей смогут стать магазины, аптеки, салоны связи, платежные терминалы, автозаправки и любые другие часто посещаемые плательщиками места. Парадоксален еще и тот факт, что в подавляющем большинстве случаев банкам просто невыгоден прием платежей от физических лиц. При себестоимости банковского перевода, в среднем в $1 и комиссии в 3% в случае, к примеру, перевода платежа в $2 доход банка составит 6 центов, а убыток от операции – 94 цента. Также, в России недостаточно торговых точек, принимающих к оплате банковские карты. Во всей стране насчитывается примерно 700 тыс. предприятий, в которых принимаются наличные деньги, и лишь 200 тыс. принимает банковские карты. То есть надлежащий охват рынка составляет, таким образом, всего рядом 20%. Я считаю, что полноценное развитие рынка банковских карт в России начнется только в тот момент, когда хотя бы в каждой второй торговой точке будет наличествовать POS-терминал, позволяющий оплатить покупку с помощью банковской карты. Немаловажным фактором, препятствующим развитию рынка электронных платежных систем, является недоверие и непривычность оплаты услуг фиксированной телефонии и ЖКХ через электронные платежные системы среди массового населения. Кроме того, пользователи по-прежнему не достаточно уверены в защите их персональных данных при оплате товаров и услуг в интернете – информационная безопасность и уровень мошенничества с электронными платежными системами до сих пор вызывают у них опасения. Как отмечают эксперты, для того чтобы привлекать клиентов, необходимо развивать платежный бизнес. На сегодняшний день более актуальным становится вопрос оптимизации работы сетей. Владельцы терминалов делают упор на внедрении новых возможностей и переоснащении терминалов. В данное время линейка доступных сервисов существенно расширилась, пополнившись оплатой различных услуг, коммунальных платежей и штрафов. Действительно, одним из главных векторов развития рынка электронных платежных систем является предоставление новых сервисов. Бизнес-модели электронной платежной системы кардинально различаются, отличаются у них и сервисы. Довольно часто с электронной коммерцией ассоциируется так называемая электронная наличность в сети. Действительно, изначально e-деньги были задуманы для того, чтобы оплачивать товары и услуги в сети Интернет. Отмечается, что основная масса платежей проходит через электронные кошельки, а также онлайн-услуги и P2P (person-to-person). Именно поэтому динамика рынка электронных платежей (70% – 120%) в несколько раз опережает развитие электронной коммерции (30% – 45%). Так, в 2007 году объем рынка электронной коммерции составил только 1,8 – 2 млрд. долл., в то время как рынок электронных платежных систем оценили в 5 – 15 млрд. долл. Такая высокая динамика роста электронных платежей в первую очередь обусловлена тем, что, в отличие от интернет-магазинов, электронные платежные системы обслуживают в основном рынок услуг, а не товаров. Таким образом, несмотря на все законодательные сложности, неясности и специфику бизнеса, за рынком электронной наличности и платежных терминалов большое будущее. Как говорят, платежные терминалы - это не простой бизнес, а социально значимый. Платежные системы обслуживают массовые потребности всего населения – десятков миллионов граждан РФ. Кроме того, во многих случаях это единственный способ оплаты услуг. И если сейчас свернуть половину платежных терминалов, многие граждане России, особенно в глубинке, могут оказаться отрезанными от связи. Без платежных систем большей части населения России станут труднодоступны услуги мобильной связи и некоторые другие. Действительно, контроль миллиардных финансовых потоков необходим, однако нужно грамотно выстроить работу, дабы избежать коллапса глобального масштаба.
Глава 3. Перспективы развития электронных платежных систем
В процесс модернизации и реформирования платежных технологий необходимо вовлечь представителей потребительского сообщества, и очень важно это сделать еще на этапе проектирования и разработки перспективных систем розничных платежей.
В области развития мобильных платежных услуг в нашей стране создается универсальная платежная платформа (УПП), которая будет способствовать развитию дистанционного банкинга для оплаты товаров и услуг с использованием существующих и перспективных сетей связи. Универсальная платежная платформа представляет собой совокупность организационных связей и технических средств операторов связи, банков и других участников рынка мобильной коммерции, обеспечивающих абонентам различных операторов связи одинаковую возможность совершения платежных операций с помощью мобильных телефонов. Создание мобильной платежной платформы — пилотный проект для развития мобильных платежей, обеспечивающий с помощью мобильного телефона возможность оплаты в общественном транспорте, на парковке, в киосках, на терминалах и в банках. Разработка УПП в России создает условия для реализации системы мобильной коммерции, которая является одним из ключевых направлений развития мирового рынка телекоммуникаций. Выступая логическим продолжением электронной коммерции, мобильная коммерция является результатом объединения передовых технологий мобильной связи, Интернета, финансовых услуг и онлайновой торговли. Мобильная коммерция подразделяется на два направления — мобильный банкинг и мобильные платежи. В то время как макроплатежи выступают прерогативой мобильного банкинга, основная сфера применения мобильных платежей — микроплатежи, актуальные в сфере оплаты розничных товаров и услуг. Первые пилотные проекты, использующие возможности универсальной мобильной платформы, планируется провести в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Основная задача развития рынка платежных услуг состоит в том, чтобы скоординировать различные новые технические решения в целостный проект, охватывающий все платежные инструменты.
Значительное влияние на развитие систем, использующих электронные средства платежа, оказывает прогресс в области разработки устройств, которые взаимодействуют с носителями электронной платежной информации и осуществляют функцию доступа к расчетным средствам клиентов.
Тезис о конкуренции между Интернетом и мобильными телефонами также не совсем верен применительно к платежной сфере. В развитых странах все большей популярностью пользуется интернет-банкинг, а в развивающихся — доступ к банковским услугам с помощью мобильного телефона. В некоторых районах России Интернета может не быть, а с мобильным телефоном при помощи специальных протоколов взаимодействия можно получить доступ к Сети без компьютера, модема и телефонной линии. Такой способ работы клиентов платежных систем все шире применяется в платежных технологиях для финансовых транзакций и получения платежной информации.
Павел Гагарин ГК "Градиент Альфа", председатель совета директоров: "По моему мнению, ощущается нехватка пропаганды и рекламы платежных систем с акцентом на простоту и удобство пользования ими. Людям необходимо доходчиво объяснить, что достаточно один раз уделить немного времени обучению работе с такими системами — и больше никогда не придется стоять в очередях в Сбербанке. У многих людей, особенно старшего поколения (а это огромный сектор потребителей), существует психологический барьер, мешающий им пользоваться новыми технологиями. Кроме того, терминалы должны быть удобнее в работе. До сих пор существует множество недоработок, таких как отсутствие удобного интерфейса и четких инструкций по использованию. Если человек готов воспользоваться системой, но, подойдя к терминалу, элементарно не понимает, на какие кнопки ему следует нажимать, то он просто уходит и выбирает более простые, с его точки зрения, способы оплаты.
Подчеркнем, что существующих инструкций по использованию платежных терминалов недостаточно. Сотрудники магазина или другого учреждения, где установлены системы, не хотят или не могут консультировать всех желающих. Поэтому одной из целей при проектировании систем должны стать более дружелюбный интерфейс и более простые и понятные, с точки зрения потребителей, технологии. Возможно, для оплаты коммунальных платежей имело бы смысл выделить отдельные системы. Также я бы рекомендовал пересмотреть комиссионные, которые иногда достигают 10%. На мой взгляд, это слишком много, особенно для пенсионеров, для которых стоило бы ввести льготные тарифы."
Создается платежная среда, в которой каждому потребителю предоставляется своя карта, по каждой карте определен свой набор услуг.
Российский карточный рынок подошел в своем развитии к определенному этапу, когда от регулятора и участников этого рынка требуется принятие решения о дальнейшем направлении развития. Основные проблемы этого рынка следующие:
все более усиливающаяся технологическая и экономическая зависимость российского рынка от международных платежных систем (МГТС) Visa и MasterCard;
Информация о работе Развитие электронных платежных технологий