Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:18, курсовая работа
Целью работы является исследовать, как происходит надзор и регулирование деятельности коммерческих банков Национальным банком.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
• рассмотреть цели и задачи регулирования деятельности коммерческих банков;
• изучить правовое и экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков;
• оценить методы регулирования деятельности коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования.
В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно–финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно–финансовой организации. Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно–финансовых организаций. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь. [16]
В Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка. На постоянной основе действует Комитет по обеспечению стабильности банковской системы, являющийся коллегиальным органом, обеспечивающим выработку оптимальных управленческих решений по актуальным вопросам развития банковской системы в части: совершенствования нормативно–правовой базы в области банковского надзора и валютного регулирования; поддержания стабильности банковской системы и разработки мер защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков. Решения Комитета по обеспечению стабильности банковской системы являются обязательными для исполнения структурными подразделениями Национального банка. Председателем Комитета по обеспечению стабильности банковской системы является Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, членами Комитета – первый заместитель Председателя Правления, направляющий вопросы банковского надзора, руководители Главного управления банковского надзора, Главного управления валютного регулирования и валютного контроля, Главного юридического управления, Управления Секретариата Правления Национального банка.
В целях осуществления контроля над выполнением банками индикативных параметров развития банковской системы в части наращивания собственного капитала, уставного фонда, ресурсной базы и поддержания проблемной задолженности в установленных пределах функционирует Комиссия по контролю за выполнением банками индикативных параметров. Комиссия является коллегиальным органом и подотчетна Председателю Правления Национального банка Республики Беларусь. В ее состав входит 9 человек, включая Председателя комиссии, которым является первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь. Комиссия на заседаниях заслушивает отчеты руководителей банков по вопросам о финансовом состоянии банков, проводимой работе по выполнению индикативных параметров развития банковской системы, организует изучение внесенных предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность. Комиссия осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике и денежно–кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию ее устойчивого функционирования. Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы.
В качестве способов банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, регистрация и т.д. Особая роль отводится проверкам коммерческих банков со стороны Национального банка. Целью таких проверок является определение непосредственно на месте по учетным данным и отчетности соответствия деятельности банка законодательству, действующим положениям и правилам. Выявляется степень надежности банка, возможное наличие ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков банка. В коммерческих банках и их филиалах проверяется достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк и его структурные подразделения, соблюдение экономических нормативов, достаточность капитала, качество активов, состояние внутреннего контроля, организация управления и другие вопросы деятельности банка. Проверки могут быть комплексными, охватывающими полный перечень вопросов работы банка, и тематическими. Комплексные проверки проводятся по разрабатываемым Национальным банком графикам с таким расчетом, чтобы каждый банк был комплексно проверен не реже одного раза в два года. Тематические проверки назначаются с учетом необходимости и показателей деятельности банка.[16]
Однако чрезмерное регулирование истощает ресурсы банков, способствует развитию бюрократии и создает ложное ощущение безопасности. Ключевая функция регулирования – уменьшение рисков. Тем не менее, в ряде случаев регулирование само является источником рисков. В частности, это высокие затраты на соблюдение требований законодательства; серьезные последствия несоблюдения этих требований; вытеснение мелких банков с рынка; снижение привлекательности банков для клиентов. Банки могут ввязываться в высокорисковые проекты, так как вся возможная прибыль достанется менеджерам (и частично – собственникам), а убытки в случае краха проекта будут вынуждены финансировать клиенты банка (причем, чем больше уровень заемного капитала в пассивах, тем большая доля убытков непосредственно ложится на клиентов – кредиторов банка). Это определяет существенный фактор роста нестабильности, как отдельных финансовых институтов, так и всей банковской системы в целом. Таким образом, внедрение механизмов регулирования банковской деятельности уменьшает общий уровень рисков банковского сектора и тем самым нивелирует их негативное влияние на общеэкономическую ситуацию.
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, И ИХ ОЦЕНКА
Процесс банковского регулирования разделяют на две составляющие – собственно регулирование (т.е. установление правил осуществления банковских операций) и банковский надзор (оценка соответствия деятельности банков установленным требованиям).
Методы банковского надзора представляют собой приемы (способы) надзорных действий, каждый из которых включает набор инструментов банковского надзора, объединенный каким-либо общим признаком. Методы надзора, исходя из последовательности их применения, подразделяются на пять видов: «входной» надзор; установление пруденциальных требований и стандартов; документальный надзор; надзор на месте; корректирующие меры.[2]
Характерной чертой методов банковского надзора является их последовательное и совокупное применение.
Главным стимулом к формированию системы государственного регулирования банковской деятельности стала потребность со стороны государства в управлении стоимостью национальной денежной единицы, динамика курса которой оказывала влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. Без полноценных каналов обращения денежной единицы, т.е. без здоровой и контролируемой банковской системы, управление стоимостью денежной единицы не представлялось возможным.
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики как составной части экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, снижение инфляции, безработицы, выравнивание платежного баланса. От 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка [5].
Поэтому государственное регулирование может быть успешным в случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. В рамках денежно-кредитного регулирования экономики, под которым мы понимаем воздействие Центрального банка на ликвидность банковской системы с целью регулирования деловой активности и обеспечения экономического прогресса, Центральный банк вырабатывает определенную систему целей. Среди его конечных целей можно выделить:
Для того чтобы банковская система могла содействовать достижению этих целей, необходимо, чтобы регулирующий орган организовал механизм косвенного стимулирования банков к проведению кредитных и инвестиционных операций, что он в состоянии сделать только посредством грамотного применения инструментов денежно-кредитного регулирования экономики:
Только через эффективную систему денежно-кредитного регулирования экономики можно стимулировать работу банков, проводить кредитные и инвестиционные операции, бесперебойно осуществлять расчеты. Методы этого воздействия разнообразны. К общим методам относят: эмиссионную, учетную политики, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютная политика. К специальным методам относят: прямое ограничение размеров банковского кредита для отдельных коммерческих банков, регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, установление размеров предельной маржи как разницы между ставкой рефинансирования и средним ссудным процентом.
В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования как установление минимальных резервных требований.
Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов.
Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточении тем самым контроля над их ликвидностью. Блокирование резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Обязательные резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей коммерческих банков посредством изъятия у них части денежных средств. Введение норм обязательных резервов является одной из первых форм вмешательства государства в банковское дело. Центральный банк или органы контроля над функционированием кредитной системы устанавливают целый ряд норм обязательных резервов, которые бронируются на беспроцентном счете коммерческих банков в центральном банке.
С помощью политики минимальных резервов Центральный банк пытается регулировать кредитные возможности коммерческих банков. Это обусловлено способностью расширять предложение кредита коммерческими банками, определяемое возможностью создания ими дополнительных платежных средств. Хранение части активов коммерческих банков в виде обязательных резервов на беспроцентных счетах центрального банка объясняется необходимостью контроля со стороны последнего за способностью коммерческих банков кредитовать своих клиентов. В данном случае центральный банк стремится предотвратить избыток или недостаток банковского кредита и тем самым оказать необходимое воздействие на колебания деловой активности. Нормы обязательных резервов определяются по различным категориям привлеченных и размещенных средств. Устанавливая минимальные резервные требования на привлеченные ресурсы, центральный банк преследует цель заставить коммерческие банки избирательно привлекать средства и в первую очередь те, по которым размер резервов ниже или совсем не устанавливается. Как правило, по привлеченным краткосрочным ресурсам норма обязательных резервов ниже, чем по средствам до востребования, а среднесрочные и долгосрочные ресурсы освобождаются от отчислений.[3]
На основании статей 26, 31 и 110 Банковского кодекса Республики Беларусь Совет директоров Национального банка Республики Беларусь постановил:
1. Установить для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с 1 апреля 2007 г. (начиная с расчета резервных требований, подлежащих депонированию в Национальном банке Республики Беларусь, за март 2007 г.) следующие нормативы обязательных резервов:
от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – 4,5 процента;
от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – 8 процентов;
от привлеченных средств в иностранной валюте – 8 процентов. [16]
Дата начала действия норм |
по привлеченным средствам юрид. лиц в ин. вал. |
по привлеченным средствам юрид. лиц в бел. руб. |
по привлеченным средствам физ. лиц в ин. вал. |
по привлеченным средствам физ. лиц в бел. руб. |
01.08.2005-31.10.2005 |
10 |
10 |
10 |
7 |
01.11.2005-31.01.2006 |
10 |
10 |
10 |
6 |
01.02.2006-31.03.2006 |
10 |
10 |
10 |
5 |
01.04.2006-31.05.2006 |
9 |
9 |
9 |
5 |
01.06.2006-31.10.2006 |
8 |
8 |
8 |
5 |
01.11.2006-31.03.2007 |
8 |
8 |
8 |
4.5 |
01.04.2007- |
8 |
8 |
8 |
4.5 |
По данным таблицы видно, что норматив обязательного резервирования от привлеченных ресурсов физических лиц в белорусских рублях уменьшен с 5 до 4.5% и от привлеченных ресурсов юридических лиц в белорусских рублях и средств в иностранной валюте – с 9 до 8%.
Предполагается сохранить тенденцию к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. При этом в первоочередном порядке планируется выравнивание норм по различным категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам. Указанные действия приведут к улучшению условий привлечения банками депозитов и повышению доступности кредитов, способствуя повышению конкуренции в банковском секторе и, следовательно, стимулируя более эффективное распределение финансовых ресурсов в экономике.
Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков Центральным банком