Регулирование деятельности коммерческих банков Центральным банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследовать, как происходит надзор и регулирование деятельности коммерческих банков Национальным банком.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
• рассмотреть цели и задачи регулирования деятельности коммерческих банков;
• изучить правовое и экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков;
• оценить методы регулирования деятельности коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ, главы, заключ..doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

        В Республике Беларусь для банков установлен ряд экономических нормативов, призванных обеспечить их безопасное функционирование. Такими нормативами являются:

•   минимальный размер уставного  фонда для вновь создаваемого либо реорганизованного банка;

•   предельный размер имущественных  вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка;

•   минимальный размер нормативного капитала для действующего банка;

•   нормативы достаточности  нормативного капитала банка;

•   нормативы ликвидности  банка;

•   нормативы ограничения  кредитных рисков — нормативы  максимального размера кредитного риска на одного должника или группу взаимосвязанных должников; суммарной величины крупных кредитных рисков; максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц; суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ним лиц; максимального размера кредитного риска по средствам, размещенным банком в зарубежных странах, не входящих в группу А;

•   нормативы участия  банка в уставных фондах других коммерческих организаций;

•   нормативы соотношения  привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. [2]

Для банков, создаваемых  на территориях свободных экономических зон РБ, для небанковских кредитно-финансовых организаций установление экономических нормативов имеет свои особенности. Контроль над соблюдением экономических нормативов коммерческие банки осуществляют повседневно при выполнении банковских операций, а Национальному банку представляют соответствующую отчетность в установленные сроки и по установленным формам.

Важным методом регулирования  является учетная (процентная) политика центрального банка. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Учетная ставка процента представляет собой взимаемый центральным банком процент по представляемым им кредитам коммерческим банкам. Учетные операции центрального банка используются в качестве важного инструмента оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Так, повышение учетной ставки увеличивает цену получаемого коммерческими банками дополнительного резерва денежных средств, что, в свою очередь, ведет к удорожанию кредита, выдаваемого клиентам. В результате происходит определенное сдерживание рыночной конъюнктуры и снижение деловой активности в экономике. Центральный банк регулирует уровень и структуру процентных ставок через контроль над ставками кредитных учреждений. Такой вариант регулирования ставок (менее действенный и более административный) находит в настоящее время применение, например, в виде установления верхней границы ставок по кредитам населению. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводится к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы. Основная проблема, с которой сталкивается на практике политика лимитирования кредитов, состоит в предоставлении кредитов тем субъектам, которые не всегда подпадают под лимитирование. Данная система обнаружила тенденцию к трансформации банковской деятельности, поскольку она начинает превращаться в простое распределение ресурсов, а не в поиск наиболее эффективных сфер приложения банковского капитала. Выборочный, или селективный, характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот определенным секторам экономики, например, сельскому хозяйству, энергетике.

Конечная цель рефинансирования состоит в контроле над ликвидностью банков. В самом общем виде рефинансирование представляет собой банковскую политику в области финансирования экономики. Более конкретно под рефинансированием понимается регулирование кредитной помощи, оказываемой центральным банком коммерческим банкам. Это связано с тем, что последние не способны самостоятельно полностью удовлетворить потребности экономики в кредитах [11].

Рефинансирование  может осуществляться различными методами в зависимости от конъюнктуры, намечаемой цели, функциональной структуры банков, степени зависимости коммерческих банков от центрального банка.  С 1 июля 2008 года ставка рефинансирования составляет 10,25 процента годовых (см. Приложение А). Соответствующее постановление от 23.06.2008 №77 принято Правлением Национального банка.

         Увеличение ставки рефинансирования на 0,25 процентного пункта направлено, прежде всего, на повышение доходности сбережений в национальной валюте и дальнейшее стимулирование роста вкладов населения и предприятий в банках. В 2007 году срочные депозиты граждан в белорусских рублях увеличились на 1,1 трлн. рублей или на 26,3 процента. За январь-май 2008 г. они возросли на 0,9 трлн. рублей или на 17,3 процента. При этом курс белорусского рубля к доллару США с начала текущего года укрепился на 1,2 процента.

     Повышение уровня ставки рефинансирования, а соответственно и процентной ставки по вкладам станет дополнительной мерой по стимулированию притока сбережений в банки, что положительно скажется на расширении ресурсной базы и возможностях по удовлетворению спроса населения и предприятий на банковские услуги.   Национальный банк в 2008 году продолжит поддерживать уровень процентных ставок, способствующий росту вкладов населения и предприятий в банках, а также сбалансированности финансового рынка с учетом развития внешних и внутренних экономических процессов. При рефинансировании наиболее часто применяются метод учетной ставки нормы обязательных резервов, операции открытого рынка, различные виды интервенции центрального банка на денежном рынке, используемые либо альтернативно, либо одновременно. Общим условием использования этих методов выступает наличие потребности коммерческих банков в «подпитке» собственных ресурсов. Национальный банк Республики Беларусь однозначно связывает устойчивость банковской системы и отдельных коммерческих банков с величиной их собственного капитала, определяя для банков его минимальное значение. Во-первых, благодаря такому подходу реализуется государственный приоритет обеспечения реальной сопротивляемости банков неожидаемым рискам. В условиях стабилизации количество нераспознаваемых рисков в банковском деле уменьшается. Увеличивается возможность своевременного распознавания, следовательно, и учитываются риски при установлении процентной ставки, тарифов, комиссионных сборов, а также в резервной политике банков. С другой стороны, нормативные требования по величине собственных средств – прежде всего инструмент, призванный стимулировать действующие банки с небольшим объемом операций к расширению сфер деятельности, увеличению объемов привлекаемых ресурсов, активизации конкурентной борьбы на различных сегментах рынка банковских услуг. [2]

Развитие коммерческого банка, реализация его основной целевой установки на получение прибыли, обеспечение рентабельности деятельности возможно на основе двух взаимосвязанных направлений:

  1. Увеличение эффективности используемых ресурсов (т.е. ориентация банка на увеличение рентабельности);
  2. Увеличение объема проводимых операций за счет экстенсивного роста собственного капитала (ориентация на увеличение объема прибыли).

В условиях очевидной  стабилизации экономики РБ, снижения процентной ставки на рынке ссудного капитала возрастает значимость второго направления, т.е. рост мультипликации собственного капитала банка (определяется как отношение между активами и собственными средствами банка). В трансформирующейся экономике РБ отношение ресурсов банковской системы к ВВП страны составляет менее 30%, причем динамика, хотя и благоприятная, но не имеет выраженной тенденции к заметному росту: данные по белорусским банкам представлены в приложениях Б и В. [12]

На 1 июля 2008 года в стране насчитывалось 28 банков, имеющих право осуществлять банковские операции. На настоящий момент число действующих банков пополнилось еще одним банком (ЗАО «Белорусский Банк Малого Бизнеса») и равняется 29 банкам (не считая Национальный банк РБ). Надо сказать, что общее количество действующих банков оставалось до этого постоянным с мая 2007 года. За рассматриваемый период (1-е полугодие 2008г.) выросло также число банков, у которых есть лицензия на привлечение вкладов физических лиц. Если в начале года таких банков было 19, то на конец первого полугодия их число составляло уже 21. Это значит, что для потенциальных вкладчиков выбор банков, где можно разместить деньги на депозите, стал больше.  
        А вот количество банков с иностранным участием в капитале за первые два квартала текущего года сократилось с 23 до 22, причем произошло это на фоне роста общей численности банков и привлеченных в банковскую систему страны иностранных инвестиций. Однако, несмотря на это, доля иностранных инвестиций в уставном фонде белорусских банков, за истекшее полугодие увеличилась почти в два раза - с 9,8% до 17%. В первой половине года существенно выросли количественные показатели, характеризующие масштабы деятельности банков: активы, уставный капитал и кредитная задолженность клиентов. Филиальная сеть кредитных учреждений, указывающая на региональное присутствие банков, наоборот, значительно сузилась - с 365 на 01.01.2008 до 337 на 01.07.2008г. Это было вызвано продолжающимся процессом оптимизации филиальной сети отдельных банков. (Приложение Г).[17]

 Таким образом, банковская система в 1 полугодии 2008 года, несмотря на снижение отдельных показателей, характеризовалась положительной динамикой.

Еще одними из направлений регулирования можно назвать:

1.  Требования к капиталу банков;

  1. Мониторинг деятельности коммерческих банков.

Требования  к капиталу  непосредственно направлены на предупреждение излишнего принятия рисков банками. Данный метод сводится к манипулированию значением финансового рычага (один из способов выражения которого представляет отношение собственного капитала к активам) для минимизации стратегического риска неплатежеспособности, вызванного неадекватностью источников финансирования и активов по срокам и/или доходности.

Цель мониторинга не только и не сколько формировать анализ количественных показателей, сколько качественная оценка принятых банком рисков, основанных на существовании в банке системах риск-менеджмента и внутреннего контроля. Теоретическим обоснованием необходимости введения мониторинга банковской системы можно назвать разработки Кампбелла, Чана, Марино (1992), которые развили идеи аддитивной ликвидности банковских депозитов. По их мнению, механизм использования депозитов в платежных процессов (посредством выставления счета на депозиты) позволяет снизить общие потребности экономических субъектов в ликвидных ресурсах, что позволяет увеличить объем инвестирования с получением дополнительного дохода. Следовательно, ценность депозитов в глазах вкладчиков включает в себя не только сумму процентного дохода, но и преимущества повышения ликвидности, которую можно определить как сумму дохода, полученную от инвестирования высвободившихся ресурсов. На основе данной идеи систему страховых вкладов следует дополнить системой контроля за эффективностью платежной системы, так как потери вкладчиков в случае банкротства банка превысят сумму вклада и процентов по нему, что косвенно снижает роль выплат страхового фонда по застрахованным вкладам и увеличивает риск банковских паник, связанных с возникновением дефицита ликвидности вкладчиков в случае банкротства банка.

Мониторинг позволяет уменьшить требования к капиталу, так как мониторинг (равно как и капитал) служат одной цели – снижение рисков, принятых банками. Более того, уменьшение требований к капиталу (при условии достаточного контроля за рисками) способствует повышению ликвидности платежной системы. Введение формы универсальной банковской деятельности позволило усовершенствовать регулирование ликвидности банка с помощью метода потока и решать проблемы структурной неликвидности с использованием управляемых пассивов. Это стало пропагандироваться Базельским комитетом как прогрессивный метод измерения структуры и управления ликвидностью баланса банка.

На основании использованного  материала, можно сказать, что выбор и сочетание инструментов регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны.

3. ПРИМЕНЕНИЕ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИНЦИПОВ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ПРОБЛЕМ В РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ

Необходимо  отметить, что хоть экономические интересы государства и реализуются, в частности, в виде налоговых поступлений в бюджет их прибыли, но в общем случае прекращение существования  банка гораздо более серьезная проблема, чем падение его прибыли, т.к. это наносит более серьезный ущерб государству.

При банкротстве  банка, не говоря о прямых убытках  его владельцев и клиентов, волновой ущерб в виде снижения уровня доверия распространяется по всей банковской системе в целом. Создание банка обычно предваряется определением его миссии, т.е. целей, ради которых он будет существовать. Эти цели могут носить не только экономический, но и социально-политический характер, причем не только для банков с государственным участием. Любой вновь созданный банк, попадая во внешнюю конкурентную среду, сразу же обретает и другую основную задачу, а именно – продолжение своего существования. Решение данной задачи невозможно без создания в банке систем управления рисками и ликвидностью.

В 2005 году руководителями центральных банков и органов надзора стран Группы 10 был подписан документ "Международное сближение в области оценки капитала и стандарты капитала: пересмотренная система", более известный как Новое соглашение по капиталу, или Базель II, который является важнейшим документом по вопросам риск-менеджмента банковской системы. Он подготовлен и утвержден Базельским комитетом по банковскому надзору и является результатом всесторонних длительных консультаций с надзорными органами и банкирами всего мира.

Главным нововведением  соглашения Базель-2 является установление трех разных вариантов расчета кредитного риска и трех вариантов расчета операционного риска. Комитет считает, что невозможно и нежелательно подходить с одной меркой к оценке обоих видов риска. Вместо этого как по кредитному, так и по операционному риску предлагаются три метода повышения чувствительности к рискам, позволяющие банкам и надзорным органам выбрать для себя такой метод (или методы), который, по их мнению, наиболее подходит для данного этапа развития деятельности банка и инфраструктуры рынка. В приведенной ниже таблице указаны существующие три основных метода расчета риска в зависимости от их вида.

Кредитный риск

Операционный  риск

1) Стандартизованный  метод

1) Базовый метод показателей

2) Базовый метод ОВР

2) Стандартизованный  метод

3)Усовершенствованный метод ОВР

3) Усовершенствованные  методы измерения (УМИ)

Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков Центральным банком