Регулирование деятельности коммерческих банков Центральным банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследовать, как происходит надзор и регулирование деятельности коммерческих банков Национальным банком.
Исходя из цели основные задачи курсовой работы следующие:
• рассмотреть цели и задачи регулирования деятельности коммерческих банков;
• изучить правовое и экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков;
• оценить методы регулирования деятельности коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ, главы, заключ..doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

         Согласно Новому соглашению, операционный риск определяется как важный риск, с которым сталкиваются банки, и банкам предписывается держать определенную сумму капитала, чтобы защитить себя от связанных с ним убытков. В рамках схемы Базель-II операционный риск определяется как "риск убытков в результате неадекватности внутренних процедур или их несоблюдения, действий людей и систем, либо внешних событий". Это еще одна сфера, где Комитет разработал новый подход к регуляторному капиталу. Как и в случае с кредитным риском, Комитет опирается на быстро развивающиеся внутренние методики оценки риска банка и стремится заинтересовать банки в том, чтобы они усовершенствовали эти методики, а в более широком контексте - улучшили со временем управление своим операционным риском. "Базель 2" создавалось как соглашение, максимально дифференцирующее коэффициенты достаточности капитала в зависимости от рисков конкретных заемщиков. Концептуальное нововведение - использование кредитных рейтингов внешних агентств для определения весов риска, при помощи которых рассчитывается итоговый коэффициент достаточности капитала. Именно кредитные рейтинги заемщиков, присвоенные независимыми агентствами, позволяют банкам реализовать наиболее гибкое управление рисками благодаря единому с надзорными органами пониманию рисков каждого заемщика и принципов риск-менеджмента банка. [16]

       Использование кредитных рейтингов не случайно: в последнее десятилетие с развитием новых рынков, усилением международных финансовых отношений рейтинги приобрели чрезвычайно большое значение. Они показали себя как удобный и эффективный элемент инфраструктуры инвестиционных отношений, и это послужило причиной для решения Базельского Комитета по банковскому надзору использовать эту инфраструктуру также в кредитных отношениях. Две других "основы" (pillars) нового соглашения - "Рыночная дисциплина" и "Усиление надзора" преследуют фактически ту же цель - усиление содержательного управления банковскими рисками - и не только кредитным, но и всеми другими. Это предполагается достигнуть при помощи стимулирования банков к использованию наиболее эффективных методов управления рисками. Безусловно, "Базель II" обеспечивает выход на новый уровень взаимоотношений банков и финансовых властей. И, как часто бывает, этот инструмент столь же эффективен, сколь и сложен в применении.

        Изучение структуры Базель II показывает, что одним из его основополагающих направлений является мониторинг – систематическое наблюдение за финансовым состоянием кредитной организации в целях его оценки, контроля и прогнозирования. Сфера действия мониторинга согласно Базелю II охватывает кредитный портфель, обеспечение, риски, лимиты, ликвидность, рыночную среду и др. Банки нуждаются в большей внутренней прозрачности, т.к. благодаря ней можно, помимо прочего, существенно улучшить управление рисками. Базель II предназначен для оказания содействия надзорным органам в установлении адекватных требований к оценке капитала банка и совершенствования его внутренних систем по управлению рисками, что в итоге будет способствовать выполнению основной цели - обеспечению безопасности и стабильности финансовой системы в целом. [2]

     Новое соглашение определяет четыре ключевых принципов надзорного процесса, в основу которых положены ключевые принципы осуществления эффективного банковского надзора и Ключевые методологические принципы, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору. Их сущность заключается в следующем:

  • достаточности капитала для покрытия основных рисков банковской деятельности (до 2005 года учитывался, в основном, кредитный риск);
  • управления ликвидностью, включая согласование требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения, а также требования к структуре активов банка по уровню ликвидности;
  • ограничения крупных кредитных рисков, включая ограничения риска на одного клиента, группу взаимосвязанных клиентов, на одного связанного с банком клиента (инсайдера) и связанных с ним лиц, а также ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков;
  • создания резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, а также резервов под обесценение ценных бумаг и ряд других. [16]

В целях обеспечения  более полного соответствия рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, для достижения более реального отражения рисков банков при осуществлении ими банковской деятельности разработана и утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь Инструкция об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Данная Инструкция разработана с учетом имеющегося опыта и современных международных подходов к оценке достаточности капитала и других пруденциальных требований, предъявляемых к банкам. Модифицированные принципы и подходы к оценке рисков банков, отраженные в указанной Инструкции, соответствуют цели обеспечения безопасного и ликвидного функционирования банковской системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Современное положение дел в финансово-кредитной сфере таково, что всем банкам необходимо прилагать активные усилия для проведения исследований, необходимо начать действовать как исследовательские центры, как разработчики методологий и банковских технологий. Возможно, побочным продуктом внедрения Базеля II будет создание внутри банковской системы обширной исследовательской сети, которая поможет банковской системе устойчиво развиваться. И это следует рассматривать не как нерациональные расходы, а как неплохое вложение средств.

Что касается Республики Беларусь, то при разработке новой инструкции об экономических нормативах использовались отдельные положения Базеля II - стандартизированный подход при оценке кредитного риска, метод базового индикатора при оценке операционного риска, расчет рыночных рисков, расчет валютной позиции и другие. Кроме того, в настоящее время принципы осуществления банковского надзора в нашей стране проходят оценку на соответствие. Ключевым принципам эффективного банковского надзора, которые, в свою очередь, составляют основу проведения надзорного процесса; банки РБ обязаны осуществлять раскрытие установленной информации. Вместе с тем, говорить о внедрении Нового соглашения по капиталу можно, только применив все его компоненты в целом. Поэтому в дальнейшем Национальным банком будет проводиться работа по планомерному внедрению остальных положений Базеля II с учетом приоритетов, возможностей банковской системы и сложившихся экономических условий.

Процесс адаптации  РБ к международным стандартам является длинным и трудным, но необходимым. В целом, процесс адаптации должен предусматривать следующие положения:

    1. Переход от жестких законодательно утвержденных правил учета к их многовариантности;
    2. Отказ от традиционного взгляда на учет как средство централизованного контроля, переход ко взгляду на учет как на поставщика информации для многочисленных пользователей при соотношении их интересов;
    3. Переход на общепринятые принципы и правила бухгалтерского учета, создание системы его регулирования;
    4. Установление качественного контроля над достоверностью отчетности, унификации не только правил для проверки, но и выявление нарушений, недостатков, видов ответственности.

 НБ РБ  ведет активную работу по подготовке  к внедрению международных стандартов банковской деятельности и надзора за банками, определяемых рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, в частности рекомендаций в области достаточности капитала (БазельII). В настоящее время сотрудничество Белоруссии с МВФ ограничивается технической помощью со стороны фонда, после того как в начале 2005 года Белоруссия отказалась от проведения дальнейших переговоров по привлечению кредита stand-by из-за несоответствия модели экономического развития страны рекомендациям организации.

Как сообщалось, с 1 января 2005 года вступила в силу утвержденная НБ РБ Инструкция об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Документ модифицирует систему экономических нормативов, принципы и подходы к оценке рисков в деятельности банков с учетом приближения к международным стандартам Базельского комитета по банковскому надзору. 

          В частности, инструкция модифицирует подходы к оценке достаточности капитала, введены минимальные требования к капиталу для покрытия операционных рисков, а оценка кредитных рисков основывается на оценке потенциальных потерь от активных операций с различными контрагентами в зависимости от их внешних рейтингов.   

          Национальный банк Беларуси и  Банк России заключили соглашение о сотрудничестве в сфере банковского надзора. Документ был подписан 13.04.2007 в Минске на заседании Межбанковского валютного совета. Соглашение предусматривает обмен информацией между центральными банками двух стран.       Очередное, двадцать восьмое, заседание Межбанковского валютного совета центральных банков Беларуси и России состоялось 20 июня 2008 г. в г. Могилеве. Оно прошло с участием Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Петра Прокоповича, Председателя Банка России Сергея Игнатьева, других представителей центральных банков двух стран. Участники заседания проанализировали экономическую ситуацию и ход реализации основных направлений денежно-кредитной политики в Беларуси и России в 2007 г. и ход ее реализации в нынешнем году, включая политику валютного курса. Были рассмотрены итоги работы банковских систем двух стран в 2007 г., перечень дополнительных показателей по их финансовой устойчивости, методологию расчета и механизм мониторинга. Обсуждены важнейшие параметры Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации в 2008 году. Это поможет эффективному функционированию банковской системы в рамках Союзного государства, что соответствует рекомендациям Базельского Комитета по банковскому надзору о принципах осуществления консолидированного и всестороннего надзора и сотрудничества между органами банковского надзора. [16]

В целом приближение  к международным стандартам, которые разрабатываются Базельским комитетом, является основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать вывод, что современное состояние   банковской   системы   Республики Беларусь   требует принятия комплексных мер по ее укреплению,  поддержанию финансовой   устойчивости банков.

       Для положительного развития банковской системы необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Главная роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений.

     Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования банковской системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок.

Причинами    финансовых    трудностей  некоторых банков становятся:

       1) неквалифицированное управление;

       2) отсутствие стратегического планирования;

       3) неумение   грамотно   сформировать   кредитный   портфель  и   управлять рисками;

       4) прямые и опосредованные формы  давления на банки;

       5) "исторические"  причины.

       Так, основная  часть банков, созданных   на   базе   бывших   государственных   специализированных   банков,   унаследовала  отягощенную  долгами  убыточных предприятий структуру   баланса,   которая   без   вмешательства   государства    в    виде   реструктурирования   активов  не  может  обеспечить  нормальное  их   функционирование.

       Ситуация в   экономике   и   банковском  секторе   не  позволяет   рассчитывать на  оздоровление     банковской   системы   только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

       С формальной точки зрения  надзорный орган может  самоустраниться   от  активного  вмешательства  в процессы,  происходящие в банковской   системе. Наблюдательная  позиция  предполагает  ограничение  участия   надзорного  органа в деятельности банков контролем над требованиями,   предъявляемыми к структуре баланса,  а также  оказанием  финансовой   поддержки  отдельным  банкам  по  принципу  "  латания дыр ".

     У Национального Банка РБ есть  возможности осуществлять  банковский  надзор не  только административными,  но и экономическими мерами, создавая условия  для  повышения эффективности работы подконтрольных кредитных   организаций. Реализация такой политики предполагает  конструктивный,   созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью   имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов,  которые  в  рамках полномочий и ответственности Национального Банка РБ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной  банковской  системы. Вместе  с  тем эффективность надзора при таком подходе  зависит не только от Национального Банка, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

       Сейчас в Республике Беларусь основное - добиться выполнение уже принятых Законов,  не  нарушив работу банковской системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе,  формировать   взгляды специалистов и  учиться  на  ошибках  финансистов  развитых   стран.

 

 

 




Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков Центральным банком