Роль банка россии в обеспечении стабильности денежной системы россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы состоит в том, что эффективное функционирование банковской системы – необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку.

Содержание

Введение 3
1. Деятельность Банка России 5
1.1 Нормативная база деятельности Центрального банка РФ. Структура органов управления 5
1.2. Функции ЦБ РФ 9
2. Российская банковская система на современном этапе 15
2.1. Анализ работы Центрального Банка России 15
2.2. Перспективы российской банковской системы 26
2.3. Состояние платежной системы Банка России и пути ее совершенствования 28
3. Пути совершенствования денежной системы в России 33
3.1 Оценка денежно-кредитной политики ЦБ РФ 33
3.2. Развитие платежной системы 35
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Роль банка России в обеспечении стабильности денежной системы России7777.doc

— 876.50 Кб (Скачать документ)

      В целом по структуре актива в основном произошли изменения между «Кредитами и депозитами» и «Средствами, размещенные у нерезидентов, и  ценные бумаги иностранных эмитентов» в пользу увеличения первой статьи.

      В пассивах баланса ЦБ РФ наблюдается снижение доли наличных денег в обращении, хотя динамика этого показателя положительна — 34% и 6% соответственно для 2008 и 2009 годов. Во многом это связано с ростом статьи  «Средства на счетах в Банке России» в целом и счетов «Правительства Российской Федерации» и «Кредитных организаций — резидентов» — 38% и 54% соответственно в 2009 году. Это означает ужесточение резервных требований ЦБ РФ и одновременно увеличение расходной части бюджета.

      Также в пассиве стоит отметить резкий рост капитала — на 449% и 311% соответственно в 2008 и 2009 годах.

      В целом валюта баланса имеет стабильную тенденцию к увеличению — на 51% в 2007-2008 году и на 36% в 2008-2009 году.

      В 2010 году в условиях постепенного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса деятельность Банка России была направлена на сдерживание инфляционных процессов и создание благоприятных условий для восстановления кредитной активности и обеспечения экономического роста при сворачивании антикризисных мер со стороны Правительства Российской Федерации и Банка России. В отчетном году для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты Банк России продолжал использовать режим управляемого плавающего валютного курса с использованием в качестве операционного ориентира рублевой стоимости бивалютной корзины. Банк России обеспечивал сохранность резервных валютных активов за счет применения комплексной системы управления рисками, строящейся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявления высоких требований к иностранным контрагентам Банка России и ограничения рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности. Банком России в 2010 году была продолжена работа по совершенствованию банковского регулирования и надзора, повышению роли содержательного подхода к оценке рисков кредитных организаций и надзору на консолидированной основе, приведению полномочий Банка России в соответствие с международными требованиями и стандартами надзора. На протяжении 2010 года Банком России обеспечивалось эффективное и надежное функционирование и развитие платежной системы. В 2010 году завершилось включение в систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) всех кредитных организаций (филиалов), отвечающих условиям, предъявляемым к участникам системы. В целях дальнейшего совершенствования платежных и расчетных систем, их соответствия лучшей международной практике в Банке России начала активно развиваться функция наблюдения за ними. Драгоценные металлы в физической форме и средства в драгоценных металлах на обезличенных металлических счетах и в депозитах отражаются по учетной цене и переоцениваются в соответствии с нормативными актами Банка России. Положительные нереализованные разницы, возникшие от переоценки балансовых остатков в драгоценных металлах при изменении учетных цен на драгоценные металлы, в сумме 341 724 млн. руб. отнесены на балансовый счет «Накопленная переоценка драгоценных металлов» в составе капитала и по состоянию на 1 января 2011 года составили 1 002 098 млн. руб. (2009 год: 660 374 млн. руб.) (примечание 1 (в), отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России). В 2010 году сложилось превышение отрицательных нереализованных курсовых разниц по иностранной валюте над положительными нереализованными курсовыми разницами по иностранной валюте в сумме 119 091 млн. руб., которое списано за счет ранее накопленной переоценки, учтенной на балансовом счете «Накопленные курсовые разницы по иностранной валюте» в составе капитала. По состоянию на 1 января 2011 года накопленные курсовые разницы по иностранной валюте в составе капитала составили 1 065 491 млн. руб. (2009 год: 1 184 582 млн. руб.) (примечание 1 (г), отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России). В 2010 году произошло уменьшение накопленной переоценки ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, на сумму 24 795 млн. руб. вследствие списания сумм превышения отрицательной переоценки по ценным бумагам соответствующего выпуска, имеющимся в наличии для продажи, над положительной переоценкой в пределах ранее накопленной переоценки, учтенной в составе капитала, по ценным бумагам данного выпуска и ранее накоп-ленной переоценки, учтенной в составе капитала, по ценным бумагам, реализованным в 2010 году - в общей сумме 53 350 млн. руб., и зачисления сумм превышения положительной переоценки по ценным бумагам соответствую-щего выпуска, имеющимся в наличии для продажи, над отрицательной переоценкой данного выпуска, в том числе отнесенной на расходы в предыдущие годы - в общей сумме 28 555 млн. руб. По состоянию на 1 января 2011 года сумма накопленной переоценки ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, в составе капитала составила 67 857 млн. руб. (2009 год: 92 652 млн. руб.) (примечание 1 (д), отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России). Корректировка суммы налогов и сборов по итогам окончательного расчета за отчетный налоговый период в сумме 8 млн. руб., перечисление в федеральный бюджет и распределение фактически полученной прибыли за 2010 год, оставшейся после перечисления в федеральный бюджет в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статьями 5 и 6 Федерального закона от 30 сентября 2010 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» с учетом урегулирования суммы налога на прибыль, отражены в учетных записях Банка России в 2011 году (примечание 25, отчет о полученной прибыли и ее распределении).

      Важную  роль в денежно-кредитном регулировании  играет Центральный банк с помощью  изменения нормы обязательных резервов.

      Данный  инструмент основан на том, что коммерческие банки обязаны отчислять определенную долю привлеченных ими средств в Фонд обязательного резервирования, тем самым сокращая свои кредитные возможности. Если, к примеру,  коммерческими банками привлечена 1 тыс. руб. в виде вкладов и депозитов, то в соответствии с требованиями ЦБ они обязаны отчислить 3,5% в Фонд обязательного резервирования (ФОР), что составляет 35 руб. Ставку отчисления в ФОР устанавливает ЦБ, руководствуясь экономической ситуацией.

      Анализируя  объемы Фонда обязательного резервирования, можно сделать вывод об объемах  денежной массы в стране. Ниже представлена динамика объемов ФОР, где наблюдается его резкий спад в период сентябрь 2008 г.- июнь 2009 г. Данный факт свидетельствует о том, что Банк России стимулировал увеличение кредитных возможностей банков путем снижения обязательных отчислений в Фонд.(Рис.1)

      

      Рис. 1. Динамика объемов Фонда обязательного резервирования (млрд. руб.)

      Проведем  анализ операций Банка России по кредитованию прочих участников банковского рынка. Для начала оценим объемы предоставления внутридневных кредитов (рис. 2).

      

      Рис. 2. Объем предоставленных внутридневных кредитов за операционный день

      Как видно из графика, объем кредитования коммерческих банков имеет положительную  динамику. Это может быть вызвано  восстановлением банковской и промышленной сфер после мирового финансового  кризиса. Также в настоящий момент времени наблюдается положительная динамика цен на сырьевые ресурсы, вследствие чего в России в силу ее сырьевой направленности формируется более благоприятный для бизнеса экономический климат.

      Далее рассмотрим другой краткосрочный инструмент кредитования коммерческих банков –  кредиты «овернайт» (рис. 3).

      

      Рис. 3. Задолженность кредитных организаций по кредитам «овернайт» на начало операционного дня (млн. руб.)

      Как видно из графика, кредиты «овернайт» применяются коммерческими банками в очень незначительной степени. Это может быть вызвано как отсутствием у ЦБ РФ монополии на данный вид кредита (кредит «овернайт» вправе выдать любой банк), так и отсутствием у банков необходимости в «ночных» деньгах.

      Следует обратить внимание на два пика спроса на данный инструмент кредитования –  это январь и декабрь 2009 года, когда  в течение месяца привлекалось в  среднем по 6 047,58 млн. руб. и соответственно 2 348,78 млн. руб. ежедневно.

      Теперь  рассмотрим более долгосрочные инструменты кредитования, применяемые Центральным Банком: это сессии прямого РЕПО сроком 1 и 7 дней (рис. 4).

      

      Рис. 4. Сессия прямого РЕПО по фиксированной ставке (на срок 1 день)

      Как видно из представленного графика, данный кредитный инструмент не пользуется большой популярностью у коммерческих банков. Возможно, это вызвано отсутствием  у банков необходимых для залога ценных бумаг или краткосрочностью данного кредитного инструмента. Следует отметить пик объема кредитования, приходящийся на февраль 2009 года: можно предположить, что данная ситуация была связана со спекулятивными операциями банков на рынке иностранных валют (динамика курсов и объемов покупки/продажи 2 основных иностранных валют будет рассмотрена ниже).

      Проанализируем  сессии прямого РЕПО на срок 7 дней (рис. 5).

      

      Рис. 5. Сессия прямого РЕПО по фиксированной ставке (на срок 1 неделя)

      Наблюдается ситуация, аналогичная сделкам со сроком 1 день, с тем отличием, что  объем сделок в 100 раз меньше. Возможно, это также вызвано отсутствием  у банков необходимых для обеспечения  ценных бумаг, а также сложностью процедуры получения данного вида кредитов. Так же, как и в первом случае, наблюдается пик спроса на данный инструмент кредитования в феврале 2009 года.

      Далее рассмотрим динамику ломбардного кредитования (рис. 6).

      

      Рис. 6. Задолженность кредитных организаций по ломбардным кредитам на начало операционного дня (млн. руб.)

      Как видно из представленного графика, ломбардное кредитование активно использовалось коммерческими банками с ноября 2008 года по январь 2010 года, после чего наблюдается резкое снижение объемов выданных Центральным Банком кредитов. Интерес банков к данному виду кредитования в конце 2008 – 2009 году может быть вызван нестабильной макроэкономической ситуацией, в силу которой банкам было выгодно с целью снижения рисков использовать ценные бумаги, эмитированные государством, обладающие наименьшим уровнем риска, но и невысокой доходностью. Поскольку данный вид ценных бумаг имеется в ломбардных списках ЦБ РФ, банки использовали их в качестве залога. С улучшением макроэкономической ситуации коммерческим банкам оказалось выгоднее покупать с целью получения дохода более высокорисковые ценные бумаги, не внесенные в ломбардные списки, вследствие чего возможность банков получить ломбардный кредит резко снизилась.

      Далее оценим динамику использования коммерческими  банками данного кредитного инструмента (рис. 7).

      

      Рис. 7. Информация о предоставлении кредитов без обеспечения кредитным организациям

      Как видно из представленного графика, наблюдается отрицательная динамика объемов кредитования. Данная ситуация может быть вызвана как относительной  дороговизной данного виде кредитования, так и сложностью его получения по причине высоких требования Банка России к кредитоспособности банков-заемщиков. В условиях сложной макроэкономической ситуации у коммерческих банков имелся ряд сложностей с получением межбанковских кредитов, однако с нормализацией макроэкономической ситуации банки, по нашему мнению, вернулись к более дешевым инструментам рынка межбанковского кредитования.

      Все остальные типы кредитов предоставляемых  Центральным Банком относятся к  прочим кредитам (рис. 8).

      

      Рис. 8. Задолженность по прочим кредитам на начало операционного дня

      Как видно из предложенного графика, объем предоставления кредитов этой категории существенно возрос с середины 2008 года и достиг своего пика в апреле 2009 года, а к апрелю 2010 года вернулся на значения сентября 2008 года. Исходя из данной динамики, можно сделать вывод, что данный вид кредитования оказался весьма эффективным инструментом в условиях мирового финансового кризиса, поскольку начало, пик и снижение спроса соответствует развитию экономического кризиса в России.

      Для оценки ситуации, сложившейся в сфере  межбанковского кредитования, сведем полученные при расчетах данные в  единый аналитический график (рис. 9).

      

      Рис. 9. Сводный график централизованного кредитования

      Как видно из приведенного графика, максимальный объем предоставления кредитов всех видов пришелся на сентябрь 2008 – январь 2010 года. Что может свидетельствовать о наличии значительной заинтересованности коммерческих банков в инструментах кредитования, предлагаемых Центральным Банком только в условиях экономической нестабильности. Одной из причин этого является снижение доверия к банковской сфере со стороны вкладчиков – физических лиц и снижение объема средств на расчетных счетах юридических лиц вследствие ухудшения их финансового положения. При нормализации экономической ситуации коммерческие банки отказываются от такой дорогостоящей и сложной формы пополнения пассивов в пользу вкладов физических лиц, депозитов и средств на расчетных счетах юридических лиц.

      Единственным  исключением являются внутридневные  кредиты, имеющие положительную  динамику за все рассматриваемые периоды. Суть внутридневного кредита – поддержание ликвидности коммерческого банка в течение операционного дня, поэтому положительная динамика может свидетельствовать о развитии банковской и промышленной системы страны, вследствие чего увеличиваются объемы оборота средств на счетах клиентов коммерческих банков.

      В результате можно коротко сделать  следующие выводы.

      Во-первых, Центральный банк как субъект  финансовой системы возник по объективным  причинам и играет вполне определенную роль в денежно-кредитном регулировании.

      Во-вторых, Центральный банк, являясь государственным  органом регулирования и управления, не выполняет операции, аналогичные  операциям коммерческих банков.

      В-третьих, Центральный банк призван управлять  банковской системой, поэтому его клиентами являются только коммерческие банки.

2.2. Перспективы российской банковской системы

      Концепция развития платежной системы Банка  России (далее – Концепция) разработана  в соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» (№ 86-ФЗ от 10.07.2002) с учетом «Стратегии развития платежной системы» (утверждена Советом директоров Банка России, протокол № 15 от 01.04.1996), «Стратегии развития финансовых рынков до 2020 года» (одобрена Президиумом Правительства Российской Федерации 01.12.2008), «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации» (одобрена Правительством Российской Федерации 05.02.2009), международного опыта развития платежных систем, в том числе Ключевых принципов для системно значимых платежных систем (опубликованы Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, Базель, январь 2001), стандарта Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» (СТО БР ИББС–1.0–2010), введенного в действие распоряжением Банка России от 21.06.2010 № Р-705.

      Концепция предназначена для планирования и координации деятельности структурных  подразделений Банка России, консолидации усилий и ресурсов Банка России с учетом его полномочий и опыта в области платежных систем и расчетов в целях дальнейшего развития платежной системы Банка России, предусматривающего создание отвечающей современным требованиям единой, универсальной, централизованной на федеральном уровне системы расчетов для проведения срочных и не-срочных платежей.

Информация о работе Роль банка россии в обеспечении стабильности денежной системы россии