Роль банка россии в обеспечении стабильности денежной системы россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы состоит в том, что эффективное функционирование банковской системы – необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку.

Содержание

Введение 3
1. Деятельность Банка России 5
1.1 Нормативная база деятельности Центрального банка РФ. Структура органов управления 5
1.2. Функции ЦБ РФ 9
2. Российская банковская система на современном этапе 15
2.1. Анализ работы Центрального Банка России 15
2.2. Перспективы российской банковской системы 26
2.3. Состояние платежной системы Банка России и пути ее совершенствования 28
3. Пути совершенствования денежной системы в России 33
3.1 Оценка денежно-кредитной политики ЦБ РФ 33
3.2. Развитие платежной системы 35
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

Роль банка России в обеспечении стабильности денежной системы России7777.doc

— 876.50 Кб (Скачать документ)

     Регламентация условий выдачи конкретных видов  кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.

     Ведущим методом регулирования является учетная политика.

     Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются.

     Банк  России устанавливает  следующие экономические  нормативы для  банков:

     - минимальный размер уставного капитала;

     - предельное соотношение между  размером уставного капитала  банка и суммой его активов  с учетом оценки риска; 

     - показатели ликвидности баланса  банка в виде нормативного  соотношения между активами и  обязательствами банка с учетом  срока их погашения, а также возможности реализации активов;

     - минимальный размер обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России, в процентном отношении  к обязательствам банков;

     - максимальный размер риска на  одного заемщика в виде определенного  процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства);

     - ограничение размеров валютного  и курсового рисков;

     - ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

     Банк  России осуществляет функции регулирования  и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной  системы, при этом Банк России не вмешивается  в оперативную деятельность банков.

3.2. Развитие платежной системы

     Основу  перспективной платежной системы  Банка России будет составлять единая, универсальная, централизованная на федеральном  уровне многосервисная система расчетов, в которой реализуются функциональные возможности системы БЭСП и возможности действующих сервисов региональных компонент платежной системы Банка России с учетом их развития в направлениях, предусмотренных настоящей Концепцией. Через данную систему будут проводиться срочные и несрочные платежи в валюте Российской Федерации по правилам, установленным Банком России, в едином регламенте с использованием специализированных расчетных сервисов, предоставляемых участникам платежной системы Банка России.

     Развитие  платежной системы Банка России будет осуществляться в два этапа.

     На  первом этапе будет обеспечена централизация  расчетов на основе централизации обработки  платежной информации и формирования нормативной базы централизованного  осуществления расчетов. При этом будет обеспечено объединение всех региональных компонент платежной системы Банка России в единую федеральную компоненту платежной системы Банка России. В федеральной компоненте будут реализованы сервисы для несрочных платежей, в том числе с применением многостороннего взаимозачета встречных платежей для всех участников платежной системы Банка России, а также сервисы по управлению ликвидностью.

     Система БЭСП в течение первого этапа  будет функционально дополнена интерфейсами, которые обеспечат взаимодействие с ней федеральной компоненты, инфраструктурных организаций финансовых рынков и операторов частных розничных платежных систем, системы централизованного управления ликвидностью Банка России, информационно-аналитической системы платежной системы Банка России, а также системы SWIFT наряду с транспортной системой Банка России.

     Кроме того, в системе БЭСП будет реализован механизм консолидации ликвидности  для группы участников (создание пулов  ликвидности для кредитных организаций, имеющих филиалы, Федерального казначейства и его территориальных органов), обеспечивающий проведение платежей каждого из участников группы исходя из общего объема средств участников системы БЭСП, объединенных в группу, что снизит потребность в ликвидности за счет снижения риска ее неоптимального распределения и уменьшит издержки за счет сокращения межфилиальных расчетов, тем самым, создав возможность перехода на работу с единого банковского счета участника в Банке России. Федеральному казначейству в системе БЭСП будет предоставлен сервис по осуществлению мониторинга и управления расчетными операциями Федерального казначейства и его территориальных органов – участников системы БЭСП.

     Реализация  первого этапа позволит участникам финансовых рынков и операторам частных  розничных платежных систем снизить  риски за счет завершения расчетов через систему БЭСП денежными средствами, находящимися на счетах в Банке России (для финансовых рынков – с использованием механизмов «поставка против платежа» и «платеж против платежа»), зарубежным банкам (CLS-банк, Euroclear) и российским кредитным организациям – осуществлять расчеты в российских рублях через систему БЭСП с использованием системы SWIFT, Банку России – реализовать механизм централизованного предоставления ликвидности кредитным организациям в режиме реального времени, а также повысить надежность и снизить издержки функционирования платежной системы Банка России за счет снижения операционных рисков и обеспечения сквозной обработки платежной информации.

     В ходе первого этапа будут централизованы функции оперативного управления (управление расчетами, участием, регламентом) системой БЭСП и федеральной компонентой в уполномоченном подразделении Банка России, а также внедрен единый регламент функционирования как системы БЭСП, так и федеральной компоненты. Для целей мониторинга и наблюдения за платежной системой Банка России будет создана централизованная информационно-аналитическая система платежной системы Банка России (далее — ИАС ПС), позволяющая получать всю необходимую информацию об участниках и событиях, происходящих в платежной системе Банка России, в том числе в режиме реального времени. Структурным подразделениям Банка России и клиентам (Федеральному казначейству и его территориальным органам, кредитным организациям) информация из ИАС ПС будет предоставляться в относящейся к ним части.

     Будет внедрен единый клиентский интерфейс, обеспечивающий доступ участника к  сервисам системы БЭСП, федеральной  компоненты и ИАС ПС.

     На  втором этапе функциональные возможности  системы БЭСП и федеральной компоненты будут консолидированы в единой централизованной на федеральном уровне системе расчетов Банка России (далее – Система Расчетов). Будет обеспечена возможность проведения срочных и несрочных платежей участников с их банковских счетов в рамках общей ликвидности, что позволит ее участникам (прежде всего – кредитным организациям, имеющим филиалы, Федеральному казначейству и его территориальным органам) повысить эффективность использования ликвидности за счет ее консолидации на едином банковском счете в Банке России.

     Доступ  участников к Системе Расчетов будет обеспечен путем обмена электронными сообщениями. В отдельных случаях, установленных Банком России, будет возможен ввод платежной информации с расчетных документов на бумажном носителе. Система Расчетов будет использовать все функциональные интерфейсы, ранее разработанные для системы БЭСП и федеральной компоненты, а также будет дополнена интерфейсом с системой бухгалтерского учета Банка России для передачи необходимой информации об операциях, проведенных в ней.

     В Системе Расчетов с использованием сервиса для срочных платежей участникам будет предоставлена возможность проводить платежи по их усмотрению. С использованием сервиса для несрочных платежей будут проводиться платежи, не отнесенные к срочным платежам. Предоставляемые сервисы для срочных и несрочных платежей будут равно доступны для участников системы независимо от их местонахождения. Участники Системы Расчетов для проведения срочных и несрочных платежей вне зависимости от используемых сервисов будут использовать единый клиентский интерфейс. В Системе Расчетов будет предусмотрена возможность использования электронных сообщений, содержащих информацию о платежах, направляемых как индивидуально, так и в составе пакетов. Условия доступа участников к сервисам и порядок их использования будут регулироваться нормативными актами Банка России и условиями договоров, заключаемых между Банком России и участниками.

     В Системе Расчетов расчеты по срочным  платежам будут осуществляться на валовой  основе в режиме реального времени  индивидуально по каждому платежу с учетом его приоритета в соответствии с регламентом платежной системы Банка России. Расчеты по несрочным платежам будут осуществляться также на валовой основе, в том числе одновременно по нескольким платежам с использованием механизма взаимозачета встречных платежей в установленное регламентом время, при этом расчеты по несрочным платежам будут осуществляться без задержки расчетов по срочным платежам.

     Срочные платежи в Системе Расчетов будут  считаться безотзывными с момента  списания денежных средств с банковского счета участника-плательщика, несрочные платежи – с момента начала процедуры расчета по множеству накопленных к моменту расчета платежей участников. Платежи будут считаться окончательными с момента зачисления средств по ним на банковские счета участников-получателей. Банк России будет подтверждать окончательность и безотзывность платежа соответствующими электронными сообщениями, направляемыми участникам.

     Все расчеты в Системе Расчетов будут  завершаться в течение одного операционного дня.

     Расчеты с применением авизо будут осуществляться в отдельных случаях, установленных Банком России, вне Системы Расчетов.

     Управление  Системой Расчетов, включая управление расчетами, регламентом и участием, а также оперативный мониторинг функционирования платежной системы Банка России, будут централизованы в уполномоченном подразделении Банка России, являющемся структурным подразделением центрального аппарата Банка России.

     В Системе Расчетов будет реализована  возможность проведения платежей участниками  в режиме сквозной автоматизированной обработки платежной информации с использованием всех предусмотренных нормативными актами Банка России видов расчетных документов. Форматы расчетных документов и порядок их заполнения будут усовершенствованы в направлении оптимизации состава реквизитов и обеспечения сопоставимости с международными стандартами.

     Система идентификации участников будет  усовершенствована с позиции  обеспечения идентификации всех участников Системы Расчетов в рамках единого централизованного справочника.

     Через Банк России будет осуществляться передача в электронном виде информационных сообщений участников платежной  системы Банка России, необходимых  для совершения (завершения) расчетов по платежам, проводимым в Системе  Расчетов.

     Структурные подразделения Банка России, отвечающие за функционирование платежной системы, проведение депозитных и кредитных операций, осуществление операций на финансовых рынках, реализацию функций по лицензированию деятельности кредитных организаций и банковского регулирования и надзора, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, организацию обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и другие подразделения в пределах своей компетенции, а территориальные учреждения Банка России – в части их клиентов получат доступ к ресурсам централизованной информационно-аналитической системы платежной системы Банка России.

     Территориальные учреждения Банка России в сфере  их деятельности, относящейся к функционированию платежной системы Банка России, будут вести договорную работу с участниками Системы Расчетов в регионе, осуществлять наблюдение за платежной системой Банка России в регионе, в том числе анализировать практику применения нормативных и иных актов Банка России, регулирующих функционирование платежной системы Банка России, и подготавливать предложения по их совершенствованию, а также выполнять другие функции, определенные Банком России.

     Подразделения расчетной сети Банка России в  части обеспечения функционирования Системы Расчетов будут в течение  рабочего дня по местному времени вести работу, связанную с открытием клиентам банковских счетов, составлением и передачей в уполномоченное подразделение Банка России электронных сообщений по составу предусмотренных договором банковского счета с клиентом расчетных услуг. Кроме того, подразделения расчетной сети Банка России будут осуществлять при необходимости обмен с клиентами расчетными документами на бумажном носителе и их преобразование в электронный вид, а также прием и выдачу наличных денежных средств клиентам в порядке, установленном для осуществления кассовых операций, и в необходимых случаях обеспечивать осуществление расчетов с применением авизо.

     Тарифная  политика Банка России будет строиться  с учетом необходимости возмещения текущих расходов на оказание платных расчетных услуг и стимулирования участников на использование передовых электронных технологий, равномерность проведения платежей в течение операционного дня и оптимальное распределение платежей между сервисами. Услуги по проведению платежей и осуществлению расчетов в Системе Расчетов будут оказываться на платной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.

Информация о работе Роль банка россии в обеспечении стабильности денежной системы россии