Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:57, реферат

Описание

Национальная банковская система не может оставаться в стороне от мировых тенденций, отвечающих потребностям реального и финансового секторов экономики и соответствующих возросшему уровню социально-экономического положения страны. Современная банковская система России характеризуется масштабными инновациями, это касается как технологий осуществления традиционных банковских операций, так и механизмов предоставления новых услуг. Инновации связаны с внедрением электронных технологий, дистанционным обслуживанием, значительными изменениями инфраструктуры.

Содержание

Введение 3
1. Банк России как один из наиболее эффективных органов государственного управления. 4
1.1. Краткие факты истории создания современного Банка России 4
1.2. Государственное регулирование банковского сектора. 6
2. Денежно-кредитная политика ЦБ 13
2.1. Денежно-кредитная политика ЦБ как важнейшее направление экономической политики государства 13
2.2. Методы денежно-кредитной политики 20
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики 26
2.4. Платежная система Банка России 34
Заключение 38
Приложение 44
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовой по ДКБ 2011додел2.doc

— 543.00 Кб (Скачать документ)

     В последние годы Банк России расширял использование рыночных инструментов в оперативном регулировании  банковской ликвидности, совершенствовал нормативную и инфраструктурную базу рынка для создания возможности использования более широкого набора соответствующих инструментов.

     Состояние российской экономики значительно  ограничивает применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. В последние годы Банк России реально использовал только нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции. Их применение не всегда было направлено на обеспечение устойчивого долговременного экономического роста и значительного повышения уровня жизни населения.

     Успешная  реализация денежно-кредитной политики Банка России возможна только при  определенных условиях: сохранения благоприятной  конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей; оздоровления финансового рынка; совершенствования бюджетной политики; реформирования банковского сектора. Кроме того, Банк России имеет неиспользованный арсенал инструментов и методов денежно-кредитной политики.

     Наряду  с денежно-кредитной политикой  важным способом воздействия на кредитные организации в целях повышения устойчивости функционирования банковского сектора экономики, является регулирование и надзор. Их актуальность определяется социальной ролью коммерческих банков, деятельность которых затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, являющихся их акционерами, вкладчиками и кредиторами.

     Под банковским регулированием подразумевается  система мер, с помощью которых  государство через центральный  банк (или иной надзорный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковского сектора. Регулирование осуществляется для поддержания устойчивости всего банковского сектора, а надзор (контроль) – для обеспечения надежности отдельных банков. Регулирование и надзор за банками является составной частью системы государственного регулирования не только финансово-кредитных, но и общеэкономических процессов.

     В развитых индустриальных странах совершенствованию  системы банковского регулирования  и надзора придается исключительное значение, что хорошо видно на примере активной деятельности Базельского комитета. Международная практика организации надзора за деятельностью финансовых посредников, которыми являются банки, представляет широкое разнообразие вариантов решения этой общей для всех стран проблемы.

     Историческое  осознание мировым банковским сообществом  необходимости создания системы  надзора за банками произошло  после крупных банковских крахов, разрушительных для всей экономики.

     Реализация  главной функции Банка России защиты и обеспечения устойчивости рубля невозможна без оказания воздействия на банковский сектор, целью которого является поддержание стабильности банковской системы РФ, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

     Практика  банковского регулирования и надзора сводится к разработке и реализации соответствующими органами установленных правил, основанных на действующем законодательстве и учитывающих конкретную экономическую ситуацию.

     Банк  России постоянно совершенствует методологию  банковского надзора, но остается много и нерешенных проблем, например, требования, предъявляемые к кредитным организациям в рамках лицензирования, еще не вполне отвечают международным подходам, российское законодательство регулирует некоторые вопросы лицензирования банковской деятельности весьма поверхностно. Система лицензирования, сформировавшаяся под влиянием разнообразных подходов и тенденций, является недостаточно четкой и обоснованной. Об этом свидетельствует существование нескольких видов банковских лицензий.

     Методология банковского надзора представляет собой управленческий цикл, начинающийся с разрешительных процедур (лицензирование), самих надзорных действий (анализ документов и инспекция) и завершающийся контролем (обратная связь) и санацией (финансовым оздоровлением или же отзывом лицензий, реорганизацией и ликвидацией). методология указанного цикла в России постоянно совершенствуется, приближаясь к международным стандартам. В соответствии с Базельскими принципами эффективного банковского надзора Банк России использует рекомендованные виды и методы надзора.

     Сфера банковского надзора обычно охватывает: оценку финансового состояния банков; контроль за соблюдением ими требований действующего законодательства, регулирующего  их деятельность; применения в соответствующих  случаях мер надзорного реагирования как предупредительного так и  принудительного характера. В классическом варианте банковский надзор включает в себя два основных компонента: лицензирование и надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций.

     Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организаций, функционирование которых заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера. Причиной угроз такого рода является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.

     В последнее время сложилась особенность  лицензирования, заключающаяся в  том, что регистрация банков осуществляется в два этапа. Первый -  принятие решений по всем вопросам, имеющим значение при осуществлении кредитной организацией банковской деятельности (соответствие размера уставного капитала и активов, квалификация руководителя и главного бухгалтера требованиям банковского законодательства), возлагается на Банк России, а второй – функцию регистратора выполняет Федеральная налоговая служба.

     Обоснованным  представляется получение вместе с  банковской лицензией права на осуществление  банками профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Это обусловлено  не менее высокими требованиями к их профессиональной на всех сегментах финансового рынка, на который они получают доступ на основании банковской лицензии.

     Совершенствование лицензирования должно проводиться  по направлениям упорядочения надзора  за владельцами и руководителями кредитных организаций. Необходимо установить постоянный мониторинг за финансовым состоянием юридических лиц – держателей контрольных пакетов банков, что приведет к устранению возможности обхода нормативно установленных ограничений максимального риска при кредитовании путем создания контролируемых структур.

     Банку России также следует предоставить право на немотивированный отказ  в выдаче лицензии в случаях, когда  он располагает информацией о  недобросовестной репутации кандидата  на должность руководителя банка, его связях с криминальными структурами.

     Для улучшения качества регулирования  и надзора необходимо обеспечить реальную независимость надзорного органа и соблюдение требований невмешательства  в его деятельность.

2. Денежно-кредитная политика ЦБ

2.1. Денежно-кредитная политика ЦБ как важнейшее направление экономической политики государства

     Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

     В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей, подсистемой государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.

     Однако  эта цель достигается с помощью  мероприятий в рамках денежно-кредитной  политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому цели денежно-кредитной политики ранжируются. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и денежное таргетирование, и стабилизация валютного курса.

     Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные стратегические задачи, например, на регулирование количества денег в обороте через регулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование), регулирование курса национальной валюты (таргетирование валютного курса), достижение установленных ориентиров по инфляции (таргетирование инфляции) и т.п.

     Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цели денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, — учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

     В общем виде в основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

     • политика кредитной экспансии, или  «дешевых» денег;

     • политика кредитной рестрикции, или  «дорогих» денег (рис 2).

     Кредитная экспансия центрального банка увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономика денежными ресурсами.

     Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка. 

     Рис.2. Денежно-кредитная политика. 

     Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации.

     За  последние 10-15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась, В значительной степени это явилось результатом новой, рыночной мотивации всех экономических субъектов. Изменился и подход к реализации денежно-кредитной политики: если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно-кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приводило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.

Информация о работе Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики