Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:57, реферат
Национальная банковская система не может оставаться в стороне от мировых тенденций, отвечающих потребностям реального и финансового секторов экономики и соответствующих возросшему уровню социально-экономического положения страны. Современная банковская система России характеризуется масштабными инновациями, это касается как технологий осуществления традиционных банковских операций, так и механизмов предоставления новых услуг. Инновации связаны с внедрением электронных технологий, дистанционным обслуживанием, значительными изменениями инфраструктуры.
Введение 3
1. Банк России как один из наиболее эффективных органов государственного управления. 4
1.1. Краткие факты истории создания современного Банка России 4
1.2. Государственное регулирование банковского сектора. 6
2. Денежно-кредитная политика ЦБ 13
2.1. Денежно-кредитная политика ЦБ как важнейшее направление экономической политики государства 13
2.2. Методы денежно-кредитной политики 20
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики 26
2.4. Платежная система Банка России 34
Заключение 38
Приложение 44
Список литературы 45
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции цёнтрализованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.
Классификацию
методов денежно-кредитной
Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.
Если
целью денежно-кредитной
Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.
Выбор
методов денежно-кредитной
В
большинстве стран с развитой
рыночной экономикой и развитыми
финансовыми рынками
С 2004 г. Банк России отмечал, что для повышения эффективности денежно-кредитной политики он переходит к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и использует процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике возрастает. Эти положения отражают переход к активному использованию рыночных методов проведения денежно-кредитной политики в России. Но на практике данные методы плохо работают из-за недоступности уровня ставок по кредитам и ставки рефинансирования.
Воздействие
субъектов денежно-кредитной
В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики:
Обязательные резервы — это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческий банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако сегодня изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.
В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:
- если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;
-
при уменьшении нормы
Нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, в 2010 г. составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. В 2011 г. началось повышение нормативов сначала до 3,5% с 01.02.2011, затем до 4,5% с 01.03.2011, а с 01 апреля 2011г. нормативы обязательных резервов повышаются по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 4,5 до 5,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 3,5 до 4,0%.
Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, увеличилась со 188 375,6 млрд. руб. на 01.01.2011 до 244 136,4 млрд. руб. на 01.04.2011 Кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть частично выполняли резервные требования путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 января 2011г. по 10 февраля 2011г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 697 кредитных организаций (68,9% от общего числа действующих кредитных организаций), а в период усреднения с 10 марта 2011г. по 10 апреля 2011г. соответственно 701 (69,3%).1 Благодаря значительному объему свободных средств в банковской системе спрос кредитных организаций на операции рефинансирования остался относительно низким. Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России на аукционах и по фиксированной ставке уменьшился с 30,1 трлн. руб.в 2009 г. до 2,0 трлн. руб. в 2010 г. (в IV квартале он составил 98,2 млрд. руб.). Средний объем требований Банка России к кредитным организациям по данному инструменту рефинансирования также сократился — с 220 млрд. руб. в 2009 г. до 21,0 млрд. руб. в 2010 г. (в октябре—декабре он был равен около 2,0 млрд. руб.).2
Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе она может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции (рис.3).
Учетная
ставка - процент (дисконт), по которому
центральный банк учитывает векселя коммерческих
банков, что является разновидностью их
кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования)
устанавливает центральный банк. Уменьшение
ее делает займы дешевыми для коммерческих
банков. При получении кредита возрастают
резервы коммерческих банков, вызывая
мультипликационное увеличение количества
денег в обращении. И наоборот, увеличение
учетной ставки (ставки рефинансирования)
делает займы невыгодными.
Рис.3. Ставка рефинансирования в РФ в 1991-2011 гг. (% годовых).
28 февраля 2011 г. – по н/в | 8 | Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. | 7,75 | Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О размере ставки рефинансирования Банка России |
Определение
размера учетной ставки — один
из наиболее важных аспектов кредитно-денежной
политики, а изменение учетной
ставки выступает показателем
Вместе
с тем именно использование этого
инструмента денежно-кредитной
В 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России. В июне—ноябре 2010 г. Совет директоров Банка России принимал решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. В конце декабря 2010 г. Банк России с учетом возросших инфляционных рисков принял решение о повышении процентных ставок по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта, оставив при этом без изменения ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям предоставления ликвидности для поддержки экономического роста.3 А с 28.02.2011г. ставка рефинансирования была повышена до 8%.
Операции
центрального банка
на открытом рынке в настоящее время
являются в мировой экономической практике
основным инструментом денежно-кредитной
политики, Центральный банк продает или
покупает по заранее установленному курсу
ценные бумаги, в том числе государственные,
формирующие внутренний долг страны. Этот
инструмент считается наиболее гибким
инструментом регулирования кредитных
вложений и ликвидности коммерческих
банков (рис 4).
Рис.4. Операции ЦБ на открытом рынке.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. В условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора Банк России в 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободных средств кредитных организаций. Основными используемыми для этого инструментами были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России. Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за 2010 г. увеличился по сравнению с 2009 г. в 2 раза и достиг 35,3 трлн. рублей. За IV квартал 2010 г. их объем составил 9,1 трлн. рублей. В 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России существенно повысилась по сравнению с предыдущим годом. В рассматриваемый период состоялось 34 аукциона по продаже ОБР, объем привлеченных средств на которых составил 1874,1 млрд. руб. (в 2009 г.- 32 аукциона на общую сумму 297,5 млрд. руб.). Объем ОБР, размещенных на аукционах в IV квартале 2010 г., сократился по сравнению с III кварталом и составил: в октябре 49,1 млрд. руб., в ноябре — 4,5 млрд. руб., в декабре — 4,5 млрд. рублей. Операции Банка России по продаже и покупке ОБР на вторичном рынке в 2010 г. составили соответственно 14,0 и 100,0 млрд. руб. против 14,9 и 2,5 млрд. руб. в течение предыдущего года. В IV квартале 2010г. продажи ОБР Банком России на вторичном рынке (без учета аукционов) осуществлялись только в октябре и составили 0,99 млрд. руб. по рыночной стоимости. Операции Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке в ноябре составили около 2 млрд. руб., в декабре—87,7 млрд. руб. по рыночной стоимости. В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики за счет усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка были приняты решения о переходе в ноябре 2010 г. к эмиссии трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения раз в два месяца и о прекращении с 15 декабря 2010 г. выполнения Банком России функций маркетмейкера по своим облигациям на вторичном рынке. Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем операций по продаже ОФЗ из собственного портфеля Банка России в 2010 г. составил 22,6 млрд. руб. (в IV квартале операции не проводились).4
Информация о работе Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики