Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования – исследование электронных средств платежа в совершенствовании безналичных расчетов в России.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть историю и тенденции развития электронных платежных систем;
2. Исследовать удаленное банковское обслуживание;
3. Изучить систему «Телебанк» коммерческого банка «Гута-Банк»;
4. Исследовать систему платежей через Интернет банка «Платина»;
5. Рассмотреть совершенствование безналичных расчетов в России за счет внедрения и использования систем электронных расчетов.
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА 5
1.1 История и тенденции развития электронных платежных систем 5
1.2 Удаленное банковское обслуживание 6
2 Практика внедрения электронных средств платежа российскими коммерческими банками 10
2.1 Система «Телебанк» коммерческого банка «Гута-Банк» 10
2.2 Системы платежей через Интернет банка «Платина» 12
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИИ ЗА СЧЕТ внедрения и использования систем электронных расчетов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Структурно-логическая схема курсовой работы 25
Подсистема CyberCheck осуществляет контроль над каждым этапом проведения платежа в режиме on-line. Очень важно то, что CyberCheck полностью отвечает требованиям российского законодательства, легализуя осуществляемые платежи и сохраняя у каждого из участников комплект электронных документов, которые заверяются аналогами собственноручной подписи (АСП) сторон, имеют юридическую силу (ст. 160, п.2 Гражданского Кодекса РФ) и пригодны для разбирательства в обычном арбитражном суде.
Такая
мера значительно облегчает
Само это число ни о чем не говорит. Но если учесть, что существующие сейчас технические средства позволяют взламывать подпись, защищенную ключом не более, чем из 48-52 разрядов, то многое прояснится. Еще долгие годы не удастся создать практического метода расшифровки. Система CyberPlat может использовать сертифицированные ФАПСИ средства криптографии для работы с государственными структурами.
Высокая
безопасность и безусловная гарантия
идентификации клиента при
В
заключение раздела можно сделать
вывод, что система «Телебанк» предназначена
для дистанционного проведения банковских
операций. Банковские операции в системе
телебанк осуществляются через телефонную
сеть (телефонный банкинг), а также с использованием
сети интернет (интернет банкинг). Система
CyberPlat позволяет трем участникам сделки
купли-продажи (покупателю, продавцу и
банку) максимально упростить процесс
оплаты товаров, приобретаемых через Сеть.
За счет использования электронных систем расчетов и банк и клиент, должны получить определенную выгоду, в том числе и экономическую. В противном случае не было бы смысла заниматься кому бы то ни было этими проблемами вообще.
Для
расчета эффективности
Разнообразие схем внедрения предполагает, совершенно различные (иногда на порядки) уровни доходов и расходов связанные с внедрением и использованием электронных систем расчетов.
Например, если банк до внедрения новых платежных систем, уже обслуживал пластиковые карты своих клиентов, то вопрос о внедрении новой услуги – пополнение карточных счетов работников какого то предприятия – юридического клиента банка, через ранее работающую систему «Клиент-банк» на этом предприятии, является чисто рабочим, требующих небольших затрат (в пределах 300$, стоимость доработки программного обеспечения системы «Клиент-банк»).
Таким образом, может быть реализована простейшая схема расчетов между предприятием и его работниками через банк.
Основные расходы в данном случае банк понес ранее, на этапе создания своей карточной системы. И это существенные затраты, по сравнению с внедрением удаленного банковского обслуживания. Например, средняя стоимость только одного банкомата в настоящее время составляет 25-30 тысяч долларов США, а внедрять карточные банковские продукты без достаточного числа таковых не имеет смысла.
С
классическими системами «
Необходимо провести соответствующую рекламу услуг, чтобы клиент воспользовался данной технологией. Необходимо провести техническую подготовку в офисе клиента. Стоимость простейшей классической модели «толстого Клиент-банка», как правило, или включена в стоимость устанавливаемой в банке АБС, или составляет небольшую часть от общей стоимости пакета программ.
Если банк, захочет приобрести программу «Банк-клиент» от другого производителя, например при увеличении числа клиентов, с целью использования преимуществ интернет и «тонкого» Клиента, когда отпадает необходимость обслуживания клиентской части программы у каждого клиента (обслуживается только один веб-сервер банка, к которому клиенты подключаются с помощью стандартных интернет-браузеров), он может купить эту более технологичную программу приблизительно за 3000$.
Для
внедрения наиболее передовой системы
телефонного обслуживания клиентов
можно взять программные
Необходимо отметить, что существенно будет отличаться работа банка с клиентурой физических и юридических лиц. Практически любой клиент – юридическое лицо может начать пользоваться услугой «Клиент-банк». Банку достаточно заключить договор только с самим клиентом.
Для того, чтобы привлечь клиентов – физических лиц отнюдь не достаточно приобрести соответствующие аппаратно-программные комплексы и заключить договора только с клиентами. В этом случае клиент, если зарегистрируется и внесет деньги, сможет лишь отправить платеж по известным ему банковским реквизитам получателя, а ему, допустим, необходимо оплатить некоторые коммунальные услуги. Оплата таким прямым платежом, без заключения специальных договоров банка с поставщиками коммунальных услуг, может оказаться безадресной. Т.е. получатель получит деньги, но не занесет (или неправильно занесет) информацию о том кто и за какую конкретно услугу платил.
Поэтому
в случае удаленного обслуживания физических
лиц, банкам необходимо заключить договоры
с соответствующими коммунальными
службами, телефонными станциями, провайдерами
информационных услуг с целью
создать некоторую
Как
правило, у коммунальщиков уже существует
своя инфраструктура приема платежей
от населения. Чтобы привлечь их внимание
к дополнительным банковским услугам,
которые дадут возможность
Еще одна проблема, каким образом на счет клиента, физического лица, первоначально будут попадать денежные средства, которые он сможет использовать в платежах. Если банк до этого активно эмитировал пластиковые карточки или реализовывал зарплатные проекты, то у него уже есть достаточно денежных средств на всевозможных вкладах физических лиц, которые эти лица смогут использовать в системах удаленного обслуживания.
В противном случае банку эти средства необходимо привлекать, в основном с помощью рекламы новых услуг. Проблема выдачи наличных денег, если не используются в банке пластиковые карты, тоже требует определенной дополнительной инфраструктуры. Желательно, чтобы клиенты могли обналичить свои деньги со счетов в системе электронных расчетов в любом отделении или филиале банка.
Таким образом, внедрение систем электронных расчетов банком, который не эмитирует пластиковые карты, задача более сложная, чем для банка уже работающего с картами. Такому банку при внедрении удаленного обслуживания лучше всего начать с реализации зарплатных проектов, привлечением в качестве клиентов собственных работников, предлагать вкладчикам воспользоваться за символическую плату услугой по пролонгации своих вкладов через удаленное телефонное обслуживание, возможность распоряжаться при этом своим вкладом более гибко: заключение новых договоров срочного вклада, покупка продажа безналичной валюты, платежи коммунальщикам и другие.
Исходя
из вышеизложенного, можно предположить,
что расходы на внедрение систем электронных
банковских услуг, относительно не большие
в среднем от 300 до 20000$ плюс расходы на
развитие и поддержания инфраструктуры.
Даже для среднего банка это незначительные
средства, по сравнению, например, организации
работы с пластиковыми картами. Другой
вопрос о рентабельности услуги. Даже
такие небольшие средства банку нет смысла
вкладывать, если они не окупятся.
По
результатам проведенного исследования
можно сделать следующие
В западной научной литературе идея, так называемых «электронных денег» или «электронной наличности», была впервые высказана Дэвидом Чоумом (доктор наук – информатика, университет Калифорнии в Беркли) еще в конце 1970-х годов на волне эйфории вокруг первых систем цифровой подписи и цифровых конвертов, на основе систем защиты информации с двумя ключами – открытым (общедоступным) и индивидуальным.
К электронным системам расчетов в банках относятся обслуживание клиентов в офисах и на дому с использованием электронной техники, различных систем электронных коммуникаций, денежные расчеты в системах электронной коммерции, межбанковские электронные переводы. Многие из них могут не использовать пластиковые карты, как необходимый элемент.
Каждый банк может в любой последовательности внедрять новые технологии расчетов с любого направления рынка розничных банковских услуг. Каждое новое технологическое решение предъявляет банкам определенные новые требования к технологии банковской работы.
Система «Телебанк» предназначена для дистанционного проведения банковских операций. Банковские операции в системе телебанк осуществляются через телефонную сеть (телефонный банкинг), а также с использованием сети интернет (интернет банкинг).
Банковские операции в телефонной части выполняются посредством интерактивного диалога системы и клиента. В состав телефонной части системы «Телебанк» входит специализированная компьютерная телефонная карта, обеспечивающая автоматизированное ведение диалога. Для телефонного банкинга клиенту достаточно позвонить на телефонный номер системы «Телебанк» с любого кнопочного телефонного аппарата.
Один из важнейших факторов, определяющих темпы развития электронной коммерции, – развитость систем безналичных расчетов. Недостаточная распространенность в России банковских карт, особенно международных, делает необходимым создание «мультиинструментальных» систем расчетов через Интернет, ориентированных на различные группы покупателей. Такая идеология и была положена в основу универсальной системы платежей через Интернет банка «Платина», которая включает в себя два платежных инструмента – CyberPlat и ASSIST.
Система
CyberPlat позволяет трем участникам сделки
купли-продажи (покупателю, продавцу и
банку) максимально упростить процесс
оплаты товаров, приобретаемых через
Сеть. Зарегистрированный в системе
покупатель получает возможность совершать
покупки в виртуальных
Внедрение систем электронных расчетов банком, который не эмитирует пластиковые карты, задача более сложная, чем для банка уже работающего с картами.
Такому
банку при внедрении удаленного
обслуживания лучше всего начать
с реализации зарплатных проектов,
привлечением в качестве клиентов собственных
работников, предлагать вкладчикам воспользоваться
за символическую плату услугой
по пролонгации своих вкладов
через удаленное телефонное обслуживание,
возможность распоряжаться при
этом своим вкладом более гибко:
заключение новых договоров срочного
вклада, покупка продажа безналичной
валюты, платежи коммунальщикам и
другие.