Системный подход в практике разработки и принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:42, контрольная работа

Описание

Целью моей работы является обобщение знаний в области системного подхода и анализ особенностей его применения при разработке управленческих решений, изложение теоретических и методических основ организации и проведения исследования применительно к объектам управления. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
-изложить теоретические аспекты системного подхода к разработке управленческих решений;
-раскрыть сущность методологических основ системного подхода, систематизировать разнообразные методы исследования систем управления и показать их роль и место в научном исследовании.

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретические аспекты применения системного подхода к разработке управленческих решений
2.1.Становление системного подхода в теории управления 5
2.2.Сущность системного подхода 9
3.Методологические аспекты системного подхода к разработке и принятию управленческих решений
3.1. Понятие о методах системного анализа 12
3.2. Виды методов системного анализа 18
4. Заключение 24
5. Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Исследование систем управления (7).doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

     2) развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;

     3) глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;

     4) функциональности - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;

     5) децентрализации - сочетание децентрализации и централизации;

     6) иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;

     7) неопределенности - учет вероятностного наступления события;

     8) организованности - степень выполнения  решений и выводов.

     Сущность  системного подхода формулировалась  многими авторами. В развернутом  виде она сформулирована В.Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

     • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

     • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

     • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система  и образующие ее компоненты;

     • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с  другими как по горизонтали, так и по вертикали;

     • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования  и развития системы;

     • системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем  развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

     В основе получаемых с помощью системного анализа результатов лежит совокупность понятий, центральное место в  которой занимает термин «система». Один из основоположников системного подхода - Р.Л. Акофф - считал, что термин «система» используется для обозначения обширного класса явлений. Мы говорим, например, о философских системах, системах чисел, системах связи, системах управления, системах образования, системах оружия. Некоторые из них являются концептуальными конструкциями, другие - физическими сущностями. Первоначально в широком смысле и не очень точно систему можно определить как любую сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методологические аспекты системного подхода к разработке и принятию управленческих решений 

     3.1  Понятие о методах системного анализа 

     Быстрый рост современных организаций и  уровня их сложности, разнообразие выполняемых  операций привели к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы организации. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией. Системный подход способствует главным образом выработке правильного метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который, с одной стороны способствует устранению излишней усложненности, а е другой — помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько, порой много; компаний и отраслей промышленности и даже все общество в целом. Далее следует сказать, что эти системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются. Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов — формальных и неформальных (качественных, содержательных). Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования. Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой методику системного анализа.

     Таким образом, методика системного анализа  разрабатывается для того, чтобы  организовать процесс принятия решения  в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект. Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных. Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию прикладной диалектики. С учетом вышесказанного в Определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:

     • применяется для решения таких  проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики, те. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа (4формализованньгй здравый смысле), интуицию и опыт лиц, принимающих решения;

     • объединяет разные методы с помощью  единой методики; опирается на научное  мировоззрение;

     • объединяет знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;

     • уделяет основное внимание целям и целеобразованию.

     Приведенная характеристика научных направлений, возникших между философией и  узкоспециальными дисциплинами, позволяет  расположить их примерно в следующем  порядке: философско-методологические дисциплины, теория систем, системный подход, системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование операций, специальные дисциплины.

     Системный анализ расположен в середине этого  перечня, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления (характерные для философии, теории систем) и формализованные методы в модели (что характерно для специальных дисциплин). Системология и теория систем по сравнению с системным анализом больше пользуются философскими понятиями и качественными представлениями и ближе к философии. Исследование операций, системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее развитые средства качественного анализа и постановки сложных задач с большой неопределенностью и с активными элементами. Рассматриваемые научные направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или узкоспециальных дисциплин. Несмотря на то, что первоначально направления исходили из разных основных понятий (исследование операций — из понятия «операция», кибернетика — из понятий «управление», «обратная связь», системный анализ, теория систем, системотехника; системология — из понятия «система»), в дальнейшем направления оперируют со многими одинаковыми понятиями — элементы, связи, цели и средства, структура и др. Разные направления пользуются также одинаковыми математическими методами. В то же время есть между ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия решений. В частности, основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:

     -наличие средств для организации процессов целеобразования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рассматривает объекты как системы с активными элементами, способные и стремящиеся к целеобразованию, а затем уже и к достижению сформированных целей);

     -разработка  и использование методики, в которой  определены этапы, подэтапы системного  анализа и методы их выполнения, причем в методике сочетаются  как формальные методы и модели, так и методы, основанные на  интуиции специалистов, помогающие использовать их знания, что обусловливает особую привлекательность системного анализа для решения экономических проблем.

     Системный анализ не может быть полностью формализован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения. Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:

     1. Постановка проблемы - отправной  момент исследования. В исследовании  сложной системы ему предшествует  работа по структурированию проблемы.

     2. Расширение проблемы до проблематики, т. е нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.

     З. Выявление целей: цели указывают  направление, в котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить проблему. Сначала  определяют глобальные цели организации, а затем просто цели.

     4. Формирование критериев. Критерий  — это количественное отражение  степени достижения системой  поставленных перед ней целей.  Критерий — это правило выбора  предпочтительного варианта решения  из ряда альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев.

     5. Агрегирование критериев. Выявленные критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.

     6. Генерирование альтернатив и  выбор с использованием критериев  наилучшей из них. Формирование  множества альтернатив является  творческим этапом системного  анализа.

     7. Оценка и анализ внешней среды  организации. Определение факторов  угроз и возможностей внешней  среды. Исследование ресурсных  возможностей, включая информационные  ресурсы.

     8. Выявление сильных и слабых  сторон организации.

     9. Анализ стратегических альтернатив.

     10. Выбор формализации (моделей и  ограничений) для решения проблемы.

     11. Выбор стратегии. Определение  уровня риска, эффективности прошлых  стратегий, фактора риска.

     12. Построение системы.

     13. Использование результатов проведенного системного исследования.

     14. Реализация стратегии.

     15. Оценка стратегии.

     Таким образом, процесс принятия управленческих решений предполагает наличие формализованной  процедуры ее выполнения. Этот процесс  можно представить как набор  строго последовательных действий, предпринимаемых высшим руководством организации или специалистами и направленных на обоснование комплексных планов, предназначенных для обеспечения глобальных целей (миссии) организации. Для каждого из этапов системного анализа существует определенный набор инструментов и методов, позволяющий выполнить процедуры и получить ответ на вопрос, сформулированный для каждого этапа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Системный подход в практике разработки и принятия управленческих решений