Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа
Пластиковые карты представляют собой финансовый инструмент, который значительно упрощает доступ к кредитным ресурсам для физических лиц. Для доступа к кредитной линии, предоставляемой банком, заемщику достаточно пройти однократную процедуру оформления договора, после чего, если заемщик добросовестный, часто рассчитывающийся пластиковой картой, возможно увеличение кредитного лимита.Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.
Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
1.2 Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
1.4 Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
Заочное экономическое отделение
Кафедра «Банковское дело»
Допущена к защите
Зав. кафедрой
к.э. н., профессор _______ Е.И.Дашина
подпись
«__»________________20___г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)»
Работу выполнил
Студентка гр. ЗЭ-62Б __________________ Гарифуллина А.М.
Научный руководитель
К.э. н., профессор __________________ Дашина Е.И.
Консультант звание, степень __________________
Казань, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
1.2 Организация работы
коммерческого банка с
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
1.4 Нормативное регулирование
операций с пластиковыми
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»........ 42
3. Перспективы развития
рынка пластиковых карт и
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы
развития и совершенствования
рынка пластиковых карт. Рекомендации
по повышению эффективности
3.3 Пластиковые карты в
условиях экономической
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития мировых
хозяйственных связей заметен процесс
интеграции экономик отдельных государств
и развития платежных систем, в
частности, в направлении формирования
безналичных форм расчетов, которые,
в свою очередь, нашли широкое
применение в современных условиях.
Одним из самых распространенных
инструментов безналичных расчетов
является пластиковая карта. В большинстве
экономически развитых странах пластиковая
карта является неотъемлемым атрибутом
сферы торговли и услуг. Проведение
операций с помощью платежных
карт демонстрирует степень
Актуальность выбранной
темы исследования заключается в
перспективах развития и дальнейшего
роста доли безналичных расчетов
в общей массе финансовых операций.
Банковские пластиковые карты позволят
сократить объем налично-
Пластиковая карта используется для разнообразных операций. В зависимости от оказываемых услуг она может выступать в роли пропуска, водительского удостоверения, проездного документа и просто средством платежа. Впервые идея использования кредитной карточки была выдвинута в прошлом веке Эдуардом Белами (1887г). На практике первые картонные кредитные карточки стали использоваться в США на торговых предприятиях в 20-е годы прошлого столетия. На протяжении длительного времени не могли найти подходящий материал, который бы отвечал функциональным требованиям кредитных карт. Только в начале 60-х годов в США появились пластиковые карты с магнитной полосой. Впоследствии многие государства в банках ввели систему карточных расчетов, и она приобрела международный характер.
Деятельность российских
банков с пластиковыми картами началась
в марте 1988г., когда в Лондоне
между бюро путешествий ВАО «Интурист»
и международной организацией VISA
International было подписано соглашение,
в результате которого «Интурист» стал
членом этой международной организации,
обладающим эмиссионными правами. С
конца 60-х гг. и до 1989 кредитными карточками
в РФ пользовались только иностранные
туристы, однако вскоре была разработана
система расчётов за товары и услуги
пластиковыми картами, и в настоящее
время все крупнейшие банки РФ
предоставляют населению и
На сегодняшний день остается
стабильно высоким спрос
Пластиковые карты представляют собой финансовый инструмент, который значительно упрощает доступ к кредитным ресурсам для физических лиц. Для доступа к кредитной линии, предоставляемой банком, заемщику достаточно пройти однократную процедуру оформления договора, после чего, если заемщик добросовестный, часто рассчитывающийся пластиковой картой, возможно увеличение кредитного лимита.
Цель выпускной
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
· Рассмотреть понятие, виды пластиковых карт и их особенности;
· Определить основные операции с пластиковыми картами;
· Осветить российские и зарубежные платежные системы;
· Проанализировать операции с банковскими картами ОАО Банк ВТБ;
· Охарактеризовать зарубежный опыт использования пластиковых карт;
· Исследовать проблемы развития рынка пластиковых карт в России;
· Представить рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.
Объектом исследования является ОАО Банк ВТБ.
Предметом исследования является основные операции с пластиковыми картами.
Теоретическим вопросам посвящена
первая глава выпускной
Краткая экономико-организационная характеристика ОАО Банк ВТБ осуществлена во второй главе. В ней же проведен и анализ эффективности операций с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.
Третья глава работы посвящена
перспективе развития рынка пластиковых
карт и рекомендации по повышению
эффективности работы с пластиковыми
картами в ОАО Банк ВТБ. В
заключении подведены основные итоги
исследования, а также сделаны
выводы и представлены рекомендации.
В процессе работы были использованы
эмпирико-теоретические (описание, сравнение)
и аналитико-синтетические
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ БАНКА С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
Пластиковая карточка – персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Предприятия, принимающие карточку торговли/сервиса и отделения банков, образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Первую универсальную пластиковую карту представила в США 28 февраля 1950 года система Diners Club. Ее основатели Блумингдейл, Макнамара и Снайдер разработали план внедрения нового типа карт на рынок (ранее существовали карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века). Предполагалось, что новая карта позволит делать покупки ее владельцу по всей стране. Diners Club должна была стать посредником между покупателем и продавцом, обеспечивая им кредит, а своим эмитентам – доходы. Прибыль планировалось получать с фирмы-продавца, которая должна была давать 7% скидки с суммы покупки, а также с владельца карты в виде ежемесячной платы. По сути первая карта была кредитной, так как она предназначалась для двух сотен клерков Манхэттена, которые по таким карточкам могли питаться в кредит в 14 ресторанах Нью-Йорка. Уже в 1958 году к выпуску универсальных пластиковых карт приступили крупнейшая американская компания дорожных чеков American Express и компания Carte Blanche, а первый и второй по величине банки США – Bank of America и Chase Manhattan Bank – приступили к проведению операций с кредитными картами. В 1966 году Bank of America начал продавать лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard.
Второй национальной системой карт в США стала Interbank Cards Association. Эти системы совершили прорыв в распространении кредитных карт, проведя совместную рассылку карт по почте, увеличив при этом число владельцев карт на миллионы. В конце 1960-х годов прошлого столетия несколько крупных банков – конкурентов Bank of America создали свою межбанковскую карточную ассоциацию – Interbank Card Association. В 1969 году эта ассоциация купила права на карты Master Charge, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов; большинство банков – членов ассоциации перешли на выпуск этой карты. В свою очередь банки, выпускавшие BankAmericard, настояли на том, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 года была создана National BankAmericard Incorporated.
Параллельно с развитием
американского рынка шла и
интернационализация карточных
операций. Она началась еще в 1951 году,
когда Diners Club выдала первую лицензию на
использование своего имени и
схемы в Великобритании. Примерно
в это же время Британская ассоциация
отелей и ресторанов начала выпускать
кредитную карту BHR. В 1965 году эта
система, объединившись со своим
шведским конкурентом Rikskort, владельцем
которой являлась семья Валленбергов,
учредила компанию Eurocard International со штаб-квартирой
в Швеции. Сотрудничество MasterCard и Eurocard
началось в 1974 году. Расширяя свое сотрудничество
с MasterCard, эта ассоциация по мере появления
новых технологий заключила соглашения
с компаниями Cirrus и Maestro, что позволило
расширить ассортимент
В России началом становления рынка пластиковых карт принято считать 1989 год, когда Сбербанк и Кредобанк сумели стать членами Visa.
Особенностью продаж и
выдач наличных по карточкам является
то, что эти операции осуществляются
магазинами и, соответственно, банками
«в долг» – товары и наличные
предоставляются клиентам сразу, а
средства в их возмещение поступают
на счета обслуживающих
При выдаче карточки клиенту
осуществляется ее персонализация –
на нее заносятся данные, позволяющие
идентифицировать карточку и ее держателя,
а также осуществить проверку
платежеспособности карточки при приеме
ее к оплате или выдаче наличных
денег. Процесс утверждения продажи
или выдачи наличных по карточке называется
авторизацией. Для ее проведения точка
обслуживания делает запрос платежной
системе о подтверждении
При осуществлении расчетов держатель карточки ограничен рядом лимитов. Характер лимитов и условия их использования могут быть весьма разнообразными. Однако в общих чертах все сводится к двум основным сценариям.
Держателю дебетовой карточки
необходимо заранее внести на свой
счет в банке-эмитенте определенную
сумму. Ее размер и определяет лимит
доступных средств. При осуществлении
расчетов с использованием карточки
синхронно уменьшается и лимит.
Контроль лимита осуществляется при
проведении авторизации, которая при
использовании дебетовой