Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа
Пластиковые карты представляют собой финансовый инструмент, который значительно упрощает доступ к кредитным ресурсам для физических лиц. Для доступа к кредитной линии, предоставляемой банком, заемщику достаточно пройти однократную процедуру оформления договора, после чего, если заемщик добросовестный, часто рассчитывающийся пластиковой картой, возможно увеличение кредитного лимита.Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.
Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
1.2 Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
1.4 Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения
Рынок расширяется. Нормативные акты совершенствуются.
Новое Положение № 266-П
от 24 декабря 2004 г. «Об эмиссии банковских
карт и об операциях, совершаемых
с использованием платежных карт»
вступило в силу 10 апреля 2005 г. Ответственным
за разработку данного документа, как
и № 23-П, был Департамент платежных
систем и расчетов. Демократичность
нового документа заключается в
том, что в оценке его основных
положений принимали участие
многие кредитные организации, члены
Ассоциации российских банков. Активная
дискуссия по этому поводу велась
в Интернете. Следует также отметить
сохранение в новом документе
одного из основных принципов Положения
№ 23-П: расчеты с использованием
банковских карт не являются новой
формой договорных отношений между
банком и клиентом, а само регулирование
должно осуществляться в зависимости
от характера договора, что предусмотрено
действующим гражданским
К другим важным принципам, на которых основано Положение, относятся следующие:
· эмиссия и эквайринг платежных карт на территории России могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;
· допустимо распространение банковских карт других банков-эмитентов и платежных карт небанковских эмитентов-нерезидентов (например, American Express);
· кредитная организация может быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем платежных карт.
В целях практической поддержки
развития новых инструментов включены
нормы, регулирующие расчеты по операциям
с использованием предоплаченных карт.
Предусмотрена возможность
Разработано единое требование к документальному оформлению операций, унифицирован список обязательных документов. Речь идет о единых требованиях к вопросам классификации. Стандартизация необходима. И практика покажет, в каком направлении нам работать дальше.
В связи с изменением валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы норм валютного регулирования вынесены технологические аспекты и вопросы бухучета операций, связанных с использованием платежных карт. По последнему вопросу вышло Указание Банка России № 1571-У от 11 апреля 2005 г. Кроме того, отменены требования по обязательному размещению наименования и логотипа эмитента на карте.
Ряд нормативных препятствий по развитию рынка удалось снять, в частности, более четко закрепили за банками функции эмиссии, эквайринга, распространения, разделили методологию, технологии и бухучет. В то же время еще не удалось дать понятийный аппарат и представить полную картину в контексте платежных систем, т.е. определить круг участников, инструментов, процедур (авторизация, процессинг) и т.д.
2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-
История банка ВТБ –
это история становления одного
из лидеров отечественной
Банк внешней торговли
(Внешторгбанк) был создан в октябре
1990 года. Государство приняло участие
в его создании в целях содействия
развитию внешнеэкономических операций
отечественных предприятий. ВТБ
успешно развивался как крупный
специализированный банк, ориентированный
на работу с корпоративными клиентами,
преимущественно российскими
Во время финансового
кризиса 1998 года ВТБ смог сохранить
полную платежеспособность, что способствовало
дальнейшему укреплению его рыночных
позиций. ВТБ смог избежать участи многих
обанкротившихся крупных
С приходом в ВТБ в 2002 году
новой команды топ-менеджеров во
главе с действующим
Новое руководство ВТБ поставило стратегическую задачу – превратить Банк в универсальный кредитный институт европейского уровня, работающий во всех ключевых сегментах банковского рынка России, включая розничный бизнес и инвестиционно-банковские услуги.
Менее чем за пять лет из
узкоспециализированного банка
с небольшой филиальной сетью
ВТБ превратился в один из крупнейших
системообразующих кредитных
Наряду с быстрым увеличением
объемов банковских операций в России
ВТБ взял курс на создание первой в
истории страны международной банковской
группы, способной на равных конкурировать
с первоклассными западными кредитно-
В 2002 году главным акционером
ВТБ стало Правительство РФ, выкупившее
у Центрального банка РФ долю его
участия в уставном капитале Банка.
В Банк пришла новая команда менеджеров
во главе с действующим
За короткое время ВТБ
удалось не только существенно увеличить
объемы инвестиционного кредитования
экономики, но и выйти на второе место
в России по объему привлечения средств
населения. Банк запустил две крупномасштабные
целевые программы по финансированию
малого бизнеса и развитию ипотечного
жилищного кредитования. Это позволил
заложить долговременную основу лидерства
ВТБ на российском рынке розничных
банковских услуг. Банк вошел в число
ведущих организаторов и
В 2004 году ВТБ приобрел Гута-банк.
В 2005 году банк ВТБ запустил на его
основе самый успешный в России проект
специализированного розничного банка
ВТБ24. Покупка Промышленно-
Одновременно ВТБ приступил к созданию мощной международной банковской группы, способной на равных конкурировать с ведущими западными банками. Приоритетами деятельности ВТБ за рубежом стали:
· формирование сети дочерних банковских учреждений в странах СНГ;
· расширение деятельности в Западной Европе;
· выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Банк ВТБ вышел на второе место в России по объему привлечения средств населения. Последовательно реализуя стратегические планы расширения присутствия на внешних рынках, ВТБ:
· создал дочерние банки в Украине, Армении и Грузии;
· выкупил у Банка России доли в росзагранбанках в Западной Европе;
· открыл совместный банк во Вьетнаме, дочерний банк в Анголе, а также финансовую компанию в Намибии.
В 2002 году ВТБ получил за
рубежом самый крупный в
Авторитетные западные издания EuroWeek и International Financial Review признали итоги этого размещения лучшей сделкой 2006 года в Восточной Европе. В этом же году ВТБ осуществил секьюритизацию портфеля ипотечных кредитов на сумму 88 млн долларов, ставшую первым в России выпуском ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами.
ВТБ признан JP Morgan Chase Bank и Bank
of New York лучшим клиринговым банком в
России. Банк стал первым и единственным
российским депозитарием, которому был
присвоен международный депозитарный
рейтинг компании Thomas Murray (Великобритания).
Банк предоставляет депозитарные услуги
на международном уровне российским
и иностранным инвесторам. Наряду
с Unicredit, Deutsche Bank, Citigroup и ING ВТБ вошел
в пятерку лучших глобальных кастодианов
в категории «Cross Border» (оказание услуг
международным инвесторам) в рейтинге
профессионального
В 2006 году Банк осуществил масштабный ребрендинг, благодаря которому его дочерние структуры в России и за рубежом стали работать под единым брендом ВТБ:
· Промышленно-строительный банк был переименован в ВТБ Северо-Запад;
· Московский народный банк в Лондоне – в ВТБ Банк Европа Плс.;
· Евробанк в Париже – в ВТБ Банк (Франция);
· украинский банк «Мрия» – в ВТБ Банк (Украина).
Наблюдательным советом ВТБ одобрена стратегия развития Банка и его дочерних организаций на 2007-2010 годы, призванная еще больше упрочить позиции ВТБ на российском и международном рынках банковских услуг.
Банк также получил новый юридический адрес в северной столице России – городе Санкт-Петербурге.
В 2007 году среди российских банков ВТБ первым провел первичное публичное размещение своих акций. Это стало крупнейшим на тот момент международным банковским IPO. Объем привлеченных средств в капитал Банка составил 8 млрд долларов. На Лондонской фондовой бирже спрос на GDR Банка превысил предложение в 9 раз. К ним проявили повышенный интерес практически все ведущие инвестиционные фонды США и Европы. В России акционерами Банка стало свыше 120 тыс. граждан страны.
В составе акционеров Банка
впервые за всю историю его
существования появились
С превращением в публичную компанию существенно повысился уровень открытости ВТБ. К управлению Банком были привлечены независимые директора. При Наблюдательном совете ВТБ был образован комитет по аудиту, а внутри Банка было создано Управление по работе с инвесторами. В 2007 году международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s признало ВТБ одним из наиболее информационно прозрачных российских банков.
Реализуя стратегию развития инвестиционного бизнеса, Банк приступил:
· к созданию инвестиционного подразделения в рамках группы ВТБ;
· к формированию в России фондов прямых и венчурных инвестиций.
Банк ВТБ вошел в число 100 крупнейших банков мира по размеру капитала. В частности, совместно с Российской венчурной компанией и ЕБРР банк ВТБ стал соучредителем первого в стране венчурного фонда, финансирующего российские инновационные компании.
ВТБ последовательно расширяет свое присутствие на рынках стран СНГ:
· приобрел контрольный пакет акций белорусского Славнефтебанка;
· докапитализировал дочерние банки в Армении и Украине;
· открыл представительства в Казахстане и Киргизии.
· Одновременно ВТБ продолжил консолидировать бизнес дочерних банков в Западной Европе.
ВТБ стал первым российским
банком, получившим лицензию на осуществление
банковской деятельности в Китае
и Индии и открывшим в этих
странах свои филиалы. Кроме того,
активно участвуя в развитии российско-китайских
торгово-экономических
В октябре 2007 года, несмотря на глобальный кризис ликвидности, ВТБ успешно разместил рекордный для российских банков еврооблигационный займ на общую сумму 2 млрд. долларов.
Таблица 2.1.1.
Финансовые показатели деятельности ВТБВТБ Банк – в цифрах и фактах
Финансовые показатели* (млрд.рублей) 9M2009
2008** 2007** 2006** 2005**
Доходы от основной деятельности1,6 122,1 129,9 79,6 56,1 30,5 19,8
Чистая прибыль2 (45,5) 4,6 38,7 32,1 14,5 5,9
Активы 3 583,8 3 697,4 2 273,2 1 379,8 1 057,0 494,2
Кредиты и авансы клиентам 2 728,8 2 650,3 1 473,3 791.1 591.0 297.5
- физические лица 420,8 387,1 188,6 66,7 24,5 3,6
- юридические лица 2 308,0 2 263,2 1 284,7 729,4 566,5 293,9
Средства клиентов 1 518,4 1 101,9 910,6 526,3 367.5 167.2
- физические лица 430,2 354,1 262,2 192,9 149,1 58,6
- юридические лица (вкл. гос. органы) 1 088,2 747,8 648,4 333,4 218,4 108,6
Ключевые коэфициенты 9M2009
2008** 2007** 2006** 2005**
Чистая процентная маржа3 4,3% 4,8% 4,4% 4.5% 4.
Рентабельность активов4 -1,6%
Рентабельность капитала4 -14,
Отношение расходов к доходам5 nm nm 53,6% 50.8%
Отношение расходов к доходам
от основной деятельности6 43,0% 51,9% 63,
Размер выплаченных дивидендов, % от чистой прибыли - 50.12 20.0 13,2 17,9 17,9
*Финансовые показатели, представленные в рублях, являются непроаудированными
**Показатели рассчитаны
на основе аудированной