Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа

Описание

Пластиковые карты представляют собой финансовый инструмент, который значительно упрощает доступ к кредитным ресурсам для физических лиц. Для доступа к кредитной линии, предоставляемой банком, заемщику достаточно пройти однократную процедуру оформления договора, после чего, если заемщик добросовестный, часто рассчитывающийся пластиковой картой, возможно увеличение кредитного лимита.Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
1.2 Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
1.4 Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

дип заочник.docx

— 101.51 Кб (Скачать документ)

 

Рынок расширяется. Нормативные  акты совершенствуются.

 

Новое Положение № 266-П  от 24 декабря 2004 г. «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых  с использованием платежных карт»  вступило в силу 10 апреля 2005 г. Ответственным  за разработку данного документа, как  и № 23-П, был Департамент платежных  систем и расчетов. Демократичность  нового документа заключается в  том, что в оценке его основных положений принимали участие  многие кредитные организации, члены  Ассоциации российских банков. Активная дискуссия по этому поводу велась в Интернете. Следует также отметить сохранение в новом документе  одного из основных принципов Положения  № 23-П: расчеты с использованием банковских карт не являются новой  формой договорных отношений между  банком и клиентом, а само регулирование  должно осуществляться в зависимости  от характера договора, что предусмотрено  действующим гражданским законодательством. Прежде всего, договором банковского  счета и кредитным договором.

 

К другим важным принципам, на которых основано Положение, относятся  следующие:

 

·  эмиссия и эквайринг  платежных карт на территории России могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;

 

·  допустимо распространение  банковских карт других банков-эмитентов  и платежных карт небанковских эмитентов-нерезидентов (например, American Express);

 

·  кредитная организация  может быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем  платежных карт.

 

В целях практической поддержки  развития новых инструментов включены нормы, регулирующие расчеты по операциям  с использованием предоплаченных карт. Предусмотрена возможность выпуска  к одному счету нескольких банковских карт, а также по нескольким счетам, в частности, которые ведутся  в разных валютах, одной карты.

 

Разработано единое требование к документальному оформлению операций, унифицирован список обязательных документов. Речь идет о единых требованиях к  вопросам классификации. Стандартизация необходима. И практика покажет, в  каком направлении нам работать дальше.

 

В связи с изменением валютного  законодательства расширен перечень операций для физических и юридических  лиц как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы норм валютного  регулирования вынесены технологические  аспекты и вопросы бухучета операций, связанных с использованием платежных  карт. По последнему вопросу вышло  Указание Банка России № 1571-У от 11 апреля 2005 г. Кроме того, отменены требования по обязательному размещению наименования и логотипа эмитента на карте.

 

Ряд нормативных препятствий  по развитию рынка удалось снять, в частности, более четко закрепили  за банками функции эмиссии, эквайринга, распространения, разделили методологию, технологии и бухучет. В то же время  еще не удалось дать понятийный аппарат  и представить полную картину  в контексте платежных систем, т.е. определить круг участников, инструментов, процедур (авторизация, процессинг) и  т.д.

 

 

2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ С  БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ОАО «ВТБ»

 

2.1 Краткая экономико-организационная  характеристика ОАО «ВТБ»

 

История банка ВТБ –  это история становления одного из лидеров отечественной банковской индустрии. Сегодня нам принадлежит  ключевая роль в инвестиционном кредитовании экономики и развитии розничного рынка банковских услуг в России.

 

Банк внешней торговли (Внешторгбанк) был создан в октябре 1990 года. Государство приняло участие  в его создании в целях содействия развитию внешнеэкономических операций отечественных предприятий. ВТБ  успешно развивался как крупный  специализированный банк, ориентированный  на работу с корпоративными клиентами, преимущественно российскими предприятиями-экспортерами.

 

Во время финансового  кризиса 1998 года ВТБ смог сохранить  полную платежеспособность, что способствовало дальнейшему укреплению его рыночных позиций. ВТБ смог избежать участи многих обанкротившихся крупных кредитных  организаций.

 

С приходом в ВТБ в 2002 году новой команды топ-менеджеров во главе с действующим президентом  – председателем правления А.Л. Костиным начался один из наиболее ярких этапов в истории Банка.

 

Новое руководство ВТБ  поставило стратегическую задачу –  превратить Банк в универсальный  кредитный институт европейского уровня, работающий во всех ключевых сегментах  банковского рынка России, включая  розничный бизнес и инвестиционно-банковские услуги.

 

Менее чем за пять лет из узкоспециализированного банка  с небольшой филиальной сетью  ВТБ превратился в один из крупнейших системообразующих кредитных институтов страны общефедерального значения (по темпам роста бизнеса, существенно  опережавшим другие крупные российские банки). Сегодня ВТБ прочно занимает в России второе место по размеру  активов, капитала, ресурсной базы, объемам кредитования предприятий  и населения, величине чистой прибыли.

 

Наряду с быстрым увеличением  объемов банковских операций в России ВТБ взял курс на создание первой в  истории страны международной банковской группы, способной на равных конкурировать  с первоклассными западными кредитно-финансовыми  институтами и предоставлять  высококачественные банковские услуги по всему миру.

 

В 2002 году главным акционером ВТБ стало Правительство РФ, выкупившее у Центрального банка РФ долю его  участия в уставном капитале Банка. В Банк пришла новая команда менеджеров во главе с действующим президентом  – председателем правления А.Л. Костиным. Они поставили перед  собой стратегическую задачу – превратить ВТБ в ведущий банковский институт страны. Их цель – работа Банка во всех ключевых сегментах банковского  рынка, включая розничный бизнес и инвестиционно-банковские услуги.

 

За короткое время ВТБ  удалось не только существенно увеличить  объемы инвестиционного кредитования экономики, но и выйти на второе место  в России по объему привлечения средств  населения. Банк запустил две крупномасштабные целевые программы по финансированию малого бизнеса и развитию ипотечного жилищного кредитования. Это позволил заложить долговременную основу лидерства  ВТБ на российском рынке розничных  банковских услуг. Банк вошел в число  ведущих организаторов и андеррайтеров  выпусков корпоративных облигаций  в России.

 

В 2004 году ВТБ приобрел Гута-банк. В 2005 году банк ВТБ запустил на его  основе самый успешный в России проект специализированного розничного банка  ВТБ24. Покупка Промышленно-строительного  банка (Санкт-Петербург) позволила ВТБ  укрепить свои позиции в Северо-Западном регионе и упрочить лидерство (закрепить  лидерские позиции) на российском рынке  банковских услуг. ВТБ превратился  в один из наиболее динамично развивающихся  кредитных институтов России, по темпам роста бизнеса все сильнее  опережавший среднерыночные показатели.

 

Одновременно ВТБ приступил  к созданию мощной международной  банковской группы, способной на равных конкурировать с ведущими западными  банками. Приоритетами деятельности ВТБ  за рубежом стали:

 

·  формирование сети дочерних банковских учреждений в странах  СНГ;

 

·  расширение деятельности в Западной Европе;

 

·  выход на рынки стран  Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Банк ВТБ вышел на второе место в России по объему привлечения  средств населения. Последовательно  реализуя стратегические планы расширения присутствия на внешних рынках, ВТБ:

 

·  создал дочерние банки  в Украине, Армении и Грузии;

 

·  выкупил у Банка  России доли в росзагранбанках в  Западной Европе;

 

·  открыл совместный банк во Вьетнаме, дочерний банк в Анголе, а также финансовую компанию в  Намибии.

 

В 2002 году ВТБ получил за рубежом самый крупный в истории  российской банковской системы синдицированный  необеспеченный кредит. Через три  года Банк первым в России привлек  крупнейший субординированный кредит, который журнал International Financial Review объявил  лучшей сделкой 2005 года в Восточной  Европе. В следующем году ВТБ осуществил первый в истории международного финансового рынка публичный  выпуск необеспеченных еврооблигаций, деноминированных в российских рублях.

 

Авторитетные западные издания EuroWeek и International Financial Review признали итоги  этого размещения лучшей сделкой 2006 года в Восточной Европе. В этом же году ВТБ осуществил секьюритизацию портфеля ипотечных кредитов на сумму 88 млн долларов, ставшую первым в  России выпуском ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами.

 

ВТБ признан JP Morgan Chase Bank и Bank of New York лучшим клиринговым банком в  России. Банк стал первым и единственным российским депозитарием, которому был  присвоен международный депозитарный рейтинг компании Thomas Murray (Великобритания). Банк предоставляет депозитарные услуги на международном уровне российским и иностранным инвесторам. Наряду с Unicredit, Deutsche Bank, Citigroup и ING ВТБ вошел  в пятерку лучших глобальных кастодианов  в категории «Cross Border» (оказание услуг  международным инвесторам) в рейтинге профессионального периодического издания Global Custodian (Великобритания).

 

В 2006 году Банк осуществил масштабный ребрендинг, благодаря которому его  дочерние структуры в России и  за рубежом стали работать под  единым брендом ВТБ:

 

·  Промышленно-строительный банк был переименован в ВТБ Северо-Запад;

 

·  Московский народный банк в Лондоне – в ВТБ Банк Европа Плс.;

 

·  Евробанк в Париже –  в ВТБ Банк (Франция);

 

·  украинский банк «Мрия» – в ВТБ Банк (Украина).

 

Наблюдательным советом  ВТБ одобрена стратегия развития Банка и его дочерних организаций  на 2007-2010 годы, призванная еще больше упрочить позиции ВТБ на российском и международном рынках банковских услуг.

 

Банк также получил  новый юридический адрес в  северной столице России – городе Санкт-Петербурге.

 

В 2007 году среди российских банков ВТБ первым провел первичное  публичное размещение своих акций. Это стало крупнейшим на тот момент международным банковским IPO. Объем  привлеченных средств в капитал  Банка составил 8 млрд долларов. На Лондонской фондовой бирже спрос на GDR Банка  превысил предложение в 9 раз. К ним  проявили повышенный интерес практически  все ведущие инвестиционные фонды  США и Европы. В России акционерами  Банка стало свыше 120 тыс. граждан  страны.

 

В составе акционеров Банка  впервые за всю историю его  существования появились многочисленные институциональные и миноритарные инвесторы. Средства, полученные в ходе IPO, позволили ВТБ войти в число 100 крупнейших банков мира по размеру  собственного капитала. Это заложило прочный фундамент для дальнейшего  ускоренного роста бизнеса ВТБ  и упрочения лидерских позиций  на российском и международном рынке  банковских услуг.

 

С превращением в публичную  компанию существенно повысился  уровень открытости ВТБ. К управлению Банком были привлечены независимые  директора. При Наблюдательном совете ВТБ был образован комитет  по аудиту, а внутри Банка было создано  Управление по работе с инвесторами. В 2007 году международное рейтинговое  агентство Standard & Poor’s признало ВТБ  одним из наиболее информационно  прозрачных российских банков.

 

Реализуя стратегию развития инвестиционного бизнеса, Банк приступил:

 

·  к созданию инвестиционного  подразделения в рамках группы ВТБ;

 

·  к формированию в  России фондов прямых и венчурных  инвестиций.

 

Банк ВТБ вошел в  число 100 крупнейших банков мира по размеру  капитала. В частности, совместно  с Российской венчурной компанией  и ЕБРР банк ВТБ стал соучредителем  первого в стране венчурного фонда, финансирующего российские инновационные  компании.

 

ВТБ последовательно расширяет  свое присутствие на рынках стран  СНГ:

 

·  приобрел контрольный  пакет акций белорусского Славнефтебанка;

 

·  докапитализировал дочерние банки в Армении и Украине;

 

·  открыл представительства  в Казахстане и Киргизии.

 

·  Одновременно ВТБ продолжил  консолидировать бизнес дочерних банков в Западной Европе.

 

ВТБ стал первым российским банком, получившим лицензию на осуществление  банковской деятельности в Китае  и Индии и открывшим в этих странах свои филиалы. Кроме того, активно участвуя в развитии российско-китайских  торгово-экономических отношений, Банк приступил к обслуживанию банковских карт общенациональной китайской процессинговой компании UnionPay.

 

В октябре 2007 года, несмотря на глобальный кризис ликвидности, ВТБ  успешно разместил рекордный  для российских банков еврооблигационный  займ на общую сумму 2 млрд. долларов.

 

Таблица 2.1.1.

 

Финансовые показатели деятельности ВТБВТБ Банк – в цифрах и фактах

Финансовые показатели* (млрд.рублей) 9M2009  2008** 2007** 2006** 2005** 2004**

 

Доходы от основной деятельности1,6  122,1  129,9  79,6  56,1  30,5  19,8

 

Чистая прибыль2  (45,5)  4,6  38,7  32,1  14,5  5,9

Активы  3 583,8  3 697,4  2 273,2  1 379,8  1 057,0  494,2

Кредиты и авансы клиентам  2 728,8  2 650,3  1 473,3  791.1  591.0  297.5

- физические лица  420,8  387,1  188,6  66,7  24,5  3,6

- юридические лица  2 308,0  2 263,2  1 284,7  729,4  566,5  293,9

Средства клиентов  1 518,4  1 101,9  910,6  526,3  367.5  167.2

- физические лица  430,2  354,1  262,2  192,9  149,1  58,6

- юридические лица (вкл.  гос. органы)  1 088,2  747,8  648,4  333,4  218,4  108,6

Ключевые коэфициенты 9M2009  2008** 2007** 2006** 2005** 2004**

 

Чистая процентная маржа3 4,3% 4,8% 4,4% 4.5% 4.7% 4.7%

 

Рентабельность активов4 -1,6% 0,2% 2,2% 2.6% 2.4% 1.5%

 

Рентабельность капитала4 -14,6% 1,3% 12,3% 19.7% 17.7% 8.2%

 

Отношение расходов к доходам5 nm nm 53,6% 50.8% 54.0% 65.2%

 

Отношение расходов к доходам  от основной деятельности6 43,0% 51,9% 63,7% 66.3% 68.6% 74.6%

Размер выплаченных дивидендов, % от чистой прибыли  -  50.12  20.0  13,2  17,9  17,9

*Финансовые показатели, представленные  в рублях, являются непроаудированными

**Показатели рассчитаны  на основе аудированной отчетности  Группы ВТБ, составленной в  долларах США, поэтому могут  стать предметом дальнейшего  пересмотра.

Информация о работе Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)