Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа

Описание

Пластиковые карты представляют собой финансовый инструмент, который значительно упрощает доступ к кредитным ресурсам для физических лиц. Для доступа к кредитной линии, предоставляемой банком, заемщику достаточно пройти однократную процедуру оформления договора, после чего, если заемщик добросовестный, часто рассчитывающийся пластиковой картой, возможно увеличение кредитного лимита.Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
1.1 Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
1.2 Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
1.4 Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

дип заочник.docx

— 101.51 Кб (Скачать документ)

 

Для обеспечения платежей держатель карточки может не вносить  предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Аналогичная  схема реализуется при оплате посредством кредитной карточки. В этом случае лимит напрямую связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель карточки может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так  и возобновляемым. Возобновление  кредита в зависимости от договора с держателем карточки происходит после  погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части, заранее  прописанной в договоре.

 

Как кредитная, так и дебетовая  карточки могут быть также корпоративными. Корпоративные карточки предоставляются  компанией своим сотрудникам  для оплаты командировочных или  других служебных расходов. Корпоративные  карточки компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карточки могут  иметь разделенный и неразделенный  лимиты. В первом случае каждому  из держателей корпоративных карт устанавливается  индивидуальный лимит. Второй вариант  больше подходит небольшим компаниям  и не предполагает разграничение  лимита. Корпоративные карточки позволяют  компании детально отслеживать служебные  расходы сотрудников.

 

Семейные карточки в определенном смысле аналогичны корпоративным –  право произведения платежей в рамках установленного лимита предоставляется  членам семьи держателя карточки. При этом дополнительным пользователям предоставляются отдельные персонализированные карточки.

 

Банк-эмитент, выпуская карточки и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками  обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные  счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих  совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым  по тем или иным причинам на сегодняшний  день приостановлены) и др.

 

Кроме того, банк-эквайер  может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие  ему банкоматы. Банк может и совмещать  выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с  выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических  атрибутов его деятельности, то они  могут быть делегированы эквайером  специализированным сервисным организациям – процессинговым центрам.

 

Выполнение эквайерами своих  функций влечет за собой расчеты  с эмитентами. Каждый банк-эквайер  осуществляет перечисление средств  точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в  данную платежную систему. Поэтому  соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены  эквайеру этими эмитентами. Оперативное  проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в  котором банки – члены системы  открывают корреспондентские счета.

 

Платежной системой является совокупность методов и реализующих  их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования  банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила  охватывают как чисто технические  аспекты операций с карточками –  стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны  обслуживания карточек – процедуры  расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

 

Таким образом, с организационной  точки зрения ядром платежной  системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В  состав платежной системы также  входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания.

 

Для успешного функционирования платежной системы необходимы и  специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку  обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

 

Процессинговый центр  – специализированная сервисная  организация – обеспечивает обработку  поступающих от эквайеров (или непосредственно  из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций фиксируемых данных о произведенных  посредством карточек платежах и  выдачах наличных. Для этого центр  ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках – членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о  лимитах держателей карточек и выполняет  запросы на авторизацию в том  случае, если банк-эмитент не ведет  собственной базы (off-line банк). В противном  случае (on-line банк) процессинговый центр  пересылает полученный запрос в банк-эмитент  авторизуемой карточки. Очевидно, что  центр обеспечивает и пересылку  ответа банку-эквайеру.

 

Кроме того, на основании  накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и  рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками  платежной системы, а также формирует  и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в  точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в  новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую  персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная  система может иметь несколько  процессинговых центров, роль которых  на региональном уровне могут выполнять  и банки-эквайеры.

 

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной  системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных  высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между  географически распределенными  участниками платежной системы  при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и  в других случаях.

 

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Ранее рассматривалось, что одна из основных функций пластиковой  карточки – обеспечение идентификации  использующего ее лица как субъекта платежной системы. Для этого  на пластиковую карточку наносятся  логотипы банка-эмитента и платежной  системы, обслуживающей карточку, имя  держателя карточки, номер его  счета, срок действия карточки и пр. Помимо всего этого, на карточке может присутствовать фотография держателя и его подпись. Алфавитно-цифровые данные – имя, номер счета и др. – могут быть эмбоссированы, т.е. нанесены рельефным шрифтом. Это дает возможность при ручной обработке принимаемых к оплате карточек быстро перенести данные на чек с помощью специального устройства, импринтера, осуществляющего «прокатывание» карточки (в точности так же, как получается второй экземпляр при использовании копировальной бумаги).

 

Графические данные обеспечивают возможность визуальной идентификации  карточки. Карточки, обслуживание которых  основано на таком принципе, могут  с успехом использоваться в малых  локальных системах – как клубные, магазинные карточки и т.п. Однако для  использования в банковской платежной  системе визуальной «обработки»  оказывается явно недостаточно. Представляется целесообразным хранить данные на карточке в виде, обеспечивающем проведение процедуры автоматической авторизации. Эта задача может быть решена с  использованием различных физических механизмов.

 

В карточках со штрих-кодом  в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный  коду, применяемому для маркировки товаров. Обычно кодовая полоска  покрыта непрозрачным составом и  считывание кода происходит в инфракрасных лучах. Карточки со штрих-кодом весьма дешевы и, по сравнению с другими  типами карт, относительно просты в  изготовлении. Последняя особенность  обуславливает их слабую защищенность от подделки и делает, поэтому малопригодными для использования в платежных  системах.

 

Карточки с магнитной  полосой являются на сегодняшний  день наиболее распространенными –  в обращении находится свыше  двух миллиардов карт подобного типа. Магнитная полоса располагается  на обратной стороне карты и, согласно стандарту ISO 7811, состоит из трех дорожек. Из них первые две предназначены  для хранения идентификационных  данных, а на третью можно записывать информацию (например, текущее значение лимита дебетовой карточки). Однако из-за невысокой надежности многократно  повторяемого процесса записи/считывания, запись на магнитную полосу, как  правило, не практикуется, и такие  карты используются только в режиме считывания информации. Защищенность карт с магнитной полосой существенно  выше, чем у карт со штрих –  кодом. Однако и такой тип карт относительно уязвим для мошенничества. Так, в США в 1992 г. общий ущерб  от махинаций с кредитными картами  с магнитной полосой (без учета  потерь с банкоматами) превысил один миллиард долларов. Тем не менее, развитая инфраструктура существующих платежных  систем и, в первую очередь, мировых  лидеров «карточного» бизнеса –  компаний MasterCard/Europay является причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня. Отметим, что для повышения защищенности карточек системы VISA и MasterCard/Europay используются дополнительные графические средства защиты: голограммы и нестандартные  шрифты для эмбоссирования.

 

На лицевой стороне  карточки с магнитной полосой  обычно указывается: логотип банка-эмитента, логотип платежной системы, номер  карточки (первые 6 цифр – код банка, следующие 9 – банковский номер карточки, последняя цифра – контрольная, последние четыре цифры нанесены на голограмму), срок действия карточки, имя держателя карточки; на оборотной стороне – магнитная полоса, место для подписи.

 

В смарт-картах носителем  информации является уже микросхема. У простейших из существующих смарт-карт – карт памяти – объем памяти может иметь величину от 32 байт до 16 килобайт. Эта память может быть реализована или в виде ППЗУ (EPROM), которое допускает однократную  запись и многократное считывание, или в виде ЭСППЗУ (EEPROM), допускающее  и многократное считывание, и многократную запись. Карты памяти подразделяются на два типа: с незащищенной (полнодоступной) и защищенной памятью.

 

В картах первого типа не существует ограничений на чтение и  запись данных. Доступность всей памяти делает их удобными для моделирования  произвольных структур данных, что  крайне необходимо в некоторых приложениях. Карты с защищенной памятью имеют  область идентификационных данных и одну или несколько прикладных областей. Идентификационная область  карт допускает лишь однократную  запись при персонализации, и в  дальнейшем доступна только на считывание. Доступ к прикладным областям регламентируется и осуществляется по предъявлению соответствующего ключа. Уровень защиты карт памяти выше, чем у магнитных карт, и они  могут быть использованы в прикладных системах, в которых финансовые риски, связанные с мошенничеством, относительно невелики. Что же касается стоимости  карт памяти, то они дороже, чем магнитные  карты. Но в последнее время цены на них значительно снизились  в связи с ростом объемов производства и усовершенствованием технологии. Стоимость карты памяти непосредственно  зависит от стоимости микросхемы, определяемой, в свою очередь, емкостью памяти.

 

Частным случаем карт памяти являются карты-счетчики, в которых  значение, хранимое в памяти, может  изменяться лишь на фиксированную величину. Подобные карты используются в специализированных приложениях с предоплатой (плата  за использование телефона-автомата, оплата автостоянки и т.д.)

 

Карты с микропроцессором представляют собой, по сути, микрокомпьютеры  и содержат все соответствующие  основные аппаратные компоненты: центральный  процессор, ОЗУ, ПЗУ, ППЗУ, ЭСППЗУ. Параметры  наиболее мощных современных микропроцессорных  карт сопоставимы с характеристиками персональных компьютеров начала восьмидесятых. Операционная система, хранящаяся в  ПЗУ микропроцессорной карты, принципиально  ничем не отличается от операционной системы ПК и предоставляет большой  набор сервисных операций и средств  безопасности. Операционная система  поддерживает файловую систему, базирующуюся в ЭСППЗУ (емкость которого обычно находится в диапазоне 1-8 Кбайта, но может достигать и 64 Кбайт) и  обеспечивающую регламентацию доступа  к данным.

 

При этом часть данных может  быть доступна только внутренним программам карточки, что вместе со встроенными  криптографическими средствами делает микропроцессорную карту высокозащищенным инструментом, который может быть использован в финансовых приложениях, предъявляющих повышенные требования к защите информации. Именно поэтому  микропроцессорные карты (и смарт-карты  вообще) рассматриваются в настоящее  время как наиболее перспективный  вид пластиковых карт. Кроме того, смарт-карты являются наиболее перспективным  типом пластиковых карт также  и с точки зрения функциональных возможностей.

Информация о работе Совершенствование расчетных банковских операций с пластиковыми карточками (на примере ОАО ВТБ)